Одаренность и исследовательское поведение Д.В. Ушаков, Институт психологии РАН.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тесты интеллекта, генерируемые компьютером Д.В. Ушаков, Институт психологии РАН.
Advertisements

Наши дети. Что мы знаем о них. «Гениальность» «Талант» «Одаренность» «Творческая личность» «Интеллект», «способности» МБУДО «ДШИ р.п. Новые Бурасы» 2015.
Современная гуманитарная академия Ростовский филиал Психологические особенности телевизионной профессиональной деятельности. Выполнили: Савченко И., студентка.
«ОДАРЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ,ПРИЗНАКИ, ВИДЫ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»
Работа с одаренными детьми сквозь призму интересов государства Д.В. Ушаков.
Психогенетические исследования интеллекта. Психогенетика интеллекта: Коэффициент интеллекта (IQ). Общий, или генеральный, фактор интеллекта. Наследуемость.
Министерство образования и науки Красноярского края Проект концепции работы с одаренными школьниками.
Работа с одаренными детьми. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом.
Одарённость. Методы комплексной оценки одарённости учащихся. «Инновационные методы организации учебного процесса и внеурочной деятельности, ориентированной.
1 Социально-экономические преобразования в российском обществе обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В.
Ресурсные возможности МАОУ «Планирование карьеры» в вопросе сопровождения развития профессиональной одаренности.
ОДАРЕННОСТЬ Федорова Ч. П. ОГБОУ СПО БПК им. Д. Банзарова ОДАРЕННОСТЬ Федорова Ч. П. ОГБОУ СПО БПК им. Д. Банзарова.
Развитие креативности. Креативность Креативность – это выход мышления за рамки привычного шаблона, разрыв старых стереотипов и возможность посмотреть.
Тьюторское сопровождение одарённых учащихся в учреждениях общего среднего образования Заведующий кафедрой педагогики и менеджмента образования ГУО «Академия.
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе. психодиагностика, психодиагностика, психопрофилактика, психопрофилактика, психокоррекция, психокоррекция,
Стратегия успеха в образовательной области «Технология»
Из всех способностей Бог наиболее справедливо распределил умственные - ибо никто не жалуется на их недостаток Монтень.
Особенности развития одарённого ребёнка и проблемы его социализации Автор: Халитова Дина учащаяся 10 класса Руководители: Барыбина Татьяна Викторовна учитель.
Одарённость как педагогический и психологический феномен.
Транксрипт:

Одаренность и исследовательское поведение Д.В. Ушаков, Институт психологии РАН

Определения таланта и одаренности Талант – способность производить культурно или социально ценный продукт (произведения искусства, научные открытия, технические новшества, социальные структуры и т.д.). Одаренность – потенциальная возможность стать талантливым.

Интеллект и творческие достижения в науке и искусстве Э. Ро провела обследование наиболее крупных ученых США и установила у них сверхвысокий уровень интеллекта ( баллов). Ф. Бэрон исследовал видных американских писателей и обнаружил у них очень высокий вербальный интеллект (в среднем около 140 баллов).

Предсказательная валидность интеллекта в профессиях разного уровня сложности РаботаОбучение «Белые воротнички» Высокая сложность0,580,50 Средняя сложность0,510,57 Низкая сложность0,400,54 Рабочие профессии Высокоточные0,560,65 Вспомогательные0,23

Условия влияния интеллекта на деятельность Интеллект тем сильнее влияет на успех деятельности, чем деятельность: сложнее, меньше связана со взаимодействием с людьми Сложность Предметность

Лямбда-отношение По горизонтали – интеллект По вертикали – математически е достижения Распределение по форме напоминает букву λ (лямбда)

Ню-отношение По горизонтали – интеллект По вертикали – достижения Распределение по форме напоминает букву ŋ (ню) Сложность Предметность

Структурно-динамический принцип Интеллект – результат прижизненно сформировавшихся когнитивных структур, или «функциональных систем». Люди различаются по способности формирования интеллектуальных систем. Успешность в решении интеллектуальных задач, оцениваемая тестами интеллекта, является функцией потенциала человека к формированию интеллектуальных систем и личностно-средовой детерминации.

Детерминанты структуры интеллекта пересечение когнитивных процессов различия в потенциале формирования интеллектуальных систем различие в распределении потенциала

Эмпирические свидетельства При наличии альтернативных сценариев социализации возможно появление отрицательных корреляций между интеллектуальными функциями. Структура интеллекта не когнитивный инвариант, она может изменяться от выборки к выборке Отдельные интеллектуальные функции, коррелирующие с генеральным фактором, не обязательно коррелируют между собой. Корреляция отдельных задач с общим интеллектом увеличивается по мере контролируемой тренировки. Многошкальные тесты обладают более высокой валидностью, чем одношкальные.

Феномен отрицательных корреляций В исследовании более 800 одаренных подростков на Московском интеллектуальном марафоне были выявлены отрицательные корреляции между математическими и гуманитарными достижениями, с также математическими достижениями и вербальной креативностью.

Интеллект и психогенетика Основным носителем генетической детерминации является потенциал формирования интеллектуальных систем Чем больше потенциал проявляется в интеллектуальной функции, тем больше оказывается ее генетическая обусловленность Большее проявление потенциала происходит при более длительном и интенсивном взаимодействии со средой

Предсказания Рост наследуемости в течение жизни Большая наследуемость более востребованных средой функций Рост наследуемости при увеличении нагрузки на генеральный фактор Увеличение корреляций между интеллектуальными функциями в течение жизни Левая асимметрия распределения интеллектуальных функций

Компьютерная модель Моделировалось интеллектуальное развитие выборки (100 человек) на протяжении жизни Вначале субъекты имели нормально распределенные потенциалы Во время итераций модели потенциал каждого субъекта мог или 1) развить интеллект 1 (вербальный), или 2) развить интеллект 2 (невербальный), или 3) не развить ни один Наследуемость оценивалась как корреляция интеллектуальной функции в определенный момент времени и потенциала

Изменение h 2 в течение жизни Вербальный IQ Невербальный IQ

Асимметрия распределения

Благодарю за внимание