Одаренные дети КТО ОН – ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК?. теория множественности видов интеллекта Лингвистический интеллект Музыкальный интеллект Логико-математический.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие детской одаренности. Выполнили: Ахмедова Алеса. Панченко Юлия.
Advertisements

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Шпилева Ирина Валерьевна, методист.
Организация работы с одаренными детьми Методист ИМК Спирькина О.С.
Как развивать способности ребенка.. Способности – это индивидуальные психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения.
Теоретический семинар: « Психолого- педагогические основы работы с одаренными детьми» Выход.
Одарённость как педагогический и психологический феномен.
Одарённость. Методы комплексной оценки одарённости учащихся. «Инновационные методы организации учебного процесса и внеурочной деятельности, ориентированной.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Людмила Николаевна Быкова Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МБДОУ 10 «Теремок»
2014 г. ФГОС Требования к структуре Основной образовательной программы ДО Требования к условиям реализации ООП ДО Требования к результатам освоения ООП.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования стандартов 2 поколения.
Одарённость детей Старший воспитатель Полохова В.Ю. Тангуй 2014.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Методическая разработка по русскому языку по теме: Работа с одаренными детьми на уроках русского языка.
Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Выявление одаренных детей, система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренности учащихся школы «Творчество - это значит копать.
МБДОУ 36 Кызыл Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия 2.Обеспечение равных.
Ваш ребёнок идёт в школу Автор: Кудасова Ольга Викторовна старший воспитатель МАДОУ Онохойский детский сад «Колобок» Заиграевский район, Бурятия.
Индивидуальный образовательный маршрут Автор: Гордиенко Лариса Михайловна, педагог дополнительного образования образцового танцевального коллектива «РИТМ»
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ДО 1. Преемственность дошкольного и начального общего образования 2 Соблюдение требований к условиям реализации.
Транксрипт:

Одаренные дети КТО ОН – ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК?

теория множественности видов интеллекта Лингвистический интеллект Музыкальный интеллект Логико-математический интеллект Пространственный интеллект Телесно - кинестезический интеллект Личностный интеллект

основные компоненты одаренности «как общей психологической предпосылки творческого развития и становления творческой личности» относят: а) доминирующую роль мотивации; б) исследовательскую творческую активность, выражающуюся «в обнаружении нового, в постановке и решении проблем»; в) возможность достижения оригинальных решений; г) способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки

два вида одаренности специальная одаренность- создающая возможность успеха в определенной деятельности общая одаренность - которая, в отличие от специальной, обеспечивает успешность освоения широкого круга видов деятельности.

важно помнить при работе с одаренными детьми Одаренность проявляется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академических областях. Нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться (т.е. потенциальные). Одаренность является результатом взаимодействия многих факторов. В первую очередь это означает, что одаренность не равняется высокому коэффициенту интеллектуального развития (IQ), а следовательно не определяется только исключительным интеллектом. Одаренность многообразна, проявляется на разных уровнях и во всех сферах жизнедеятельности. Достижения невозможны без высоко развитой способности к творчеству (креативности), вследствие чего встает особая задача выявления и развития детей с творческой одаренностью. Каждый одаренный – индивидуальность, требующая особо- го подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школе.

КТО ОН – ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК? Существует множество классификаций типов одаренности, но, на наш взгляд, педагогу необходимо знать и уметь распознавать следующие типы одаренности :

1. Интеллектуальный тип 2. Академический тип 3. Художественный тип 4. Креативный тип 5. Лидерская или социальная 6. Психомоторная или спортивная

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ Наблюдение как метод диагностики одаренности К процедуре наблюдения предъявляются следующие требования: 1) определение задачи и цели (для чего? с какой целью?); 2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?); 3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?); 4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?); 5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?). Таким образом, первое основное требование – наличие четкой целевой установки: ясно осознанная цель должна руководить наблюдателем. В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Они должны исключить элемент случайности, свойственный житейскому наблюдению.

включенное наблюдение, когда сам наблюдатель является участником происходящего следующие правила составления психологической характеристики 1) наблюдатель выбирает факты, представляя себе, по крайней мере в общих чертах, к какой именно стороне личности относиться данное проявление; 2) записывают только факты, и если отдельные наблюдения противоречат друг другу, противоречия не следует сглаживать; 3) необходимо описывать также и те внешние условия, при которых данное проявление было замечено.

Тест как метод диагностики одаренности Опросник включает в себя перечни основных параметров различных сфер одаренности: интеллектуальных способностей, творческих способностей (креативности), социальной компетентности, психомоторных способностей, художественной одаренности.

При выявлении одаренных учащихся учителям рекомендуется - обращать особое внимание на тех учеников, чьи способности в школьной деятельности никак не проявились; - не рассматривать сложившееся мнение об ученике как абсолютное, непоколебимое; - обращать внимание на то, что у учащегося могут проявляться способности в различных сферах деятельности.

Основные параметры интеллектуальных способностей: способность к анализу и логическому мышлению; абстрактное мышление (способность к обобщениям); математические способности; способность к естественным наукам (физике, химии, биологии и т.д.); языковые способности (богатый словарный запас, свобода выражения мыслей, легкость овладения иностранными языками); учебные способности (быстрая сообразительность, хорошая память, безошибочное воспроизведение, активность); технические и конструкторские способности; знания, выходящие за рамки школьной программы, в одной или нескольких областях науки, искусства и т. д.

Основные параметры творческих способностей: любознательность, жажда знаний, интерес ко всему новому; находчивость, фантазия, воображение; альтернативное мышление; творческое мышление, изобретательность, выдумка; гибкость мышления, способность рассматривать проблему с разных точек зрения; оригинальность мышления, склонность к необычным, нешаблонным решениям; самостоятельность и независимость в суждениях и мышлении; самостоятельная работа над заданиями, связанными с собственными интересами; широта и глубина интересов; устойчивость увлечений и интересов.

Основные параметры социальной одаренности способность приспосабливаться к различным социальным ситуациям; способность к самоутверждению, уверенность в себе; проявление инициативы в социальных ситуациях; чуткость, способность к сопереживанию; способность сотрудничать и разрешать конфликты; способность руководить и принимать на себя ответственность; общительность, популярность в классе.

Основные параметры музыкальных способностей: чувство ритма и такта; музыкальная память; способность различать высоту тона; акустическая чувствительность, способность различать оттенки звучания различных инструментов; способность распознавать гармонию; способность сочинять мелодию; способность повторить голосом заданную мелодию; радость от общения с музыкой и от занятий музыкой; особые способности, проявляющиеся при игре на каком-либо музыкальном инструменте.

Основные параметры психомоторных способностей: ловкость пальцев; ловкость рук; ловкость тела; точность движений и быстрота; выносливость при физическом напряжении; интерес к точной механике и практическим заданиям; практические наклонности; способности к черчению.

I. Интеллектуальная сфера 1. Высокая познавательная активность, мобильность. 2. Быстрота и точность выполнения умственных операций. 3. Устойчивость внимания. 4. Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много и на повторение того, что нужно запомнить. 5. Навыки логического мышления: хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях. 6. Богатство активного словарного запаса. 7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причину поступков других людей, мотивы их поведения. 8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий. 9. Развитость творческого мышления и воображения. 10. Владение основными компонентами умения учиться. 11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития. 12. Возможность предвосхищения результата деятельности

II. Сфера академических достижений 1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур. 2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим от- ношениям. 3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов. 4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений. 5. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно). 6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два. 7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и чет- ко записывает то, что слышит). 8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной. 9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился. 10. Пытается выяснить причины и смысл событий. 11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов». 12. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

III. Творческая сфера 1. Высокая продуктивность в различных видах деятельности. 2. Изобретательность в использовании материалов и идей. 3. Склонность к завершенности и точности в занятиях. 4. Задает много вопросов по интересующему предмету. 5. Любит рисовать. 6. Проявляет тонкое чувство юмора. 7. Не боится быть не таким, как все. 8. Склонен к фантазиям, к игре.

IV. Литературная сфера 1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта. 2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. 3. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. 4. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их пере- 5. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии. 6. Любит писать рассказы или статьи. 7. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

V. Артистическая сфера 1. Легко входит в роль другого персонажа, человека. 2. Интересуется актерской игрой. 3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека. 4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену. 5. Передает чувства через мимику, жесты, движения. 6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывает. 7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. 8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.

VI. Музыкальная сфера 1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии. 2. Хорошо поет. 3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств. 4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. 5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо. 6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние. 7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии. 8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

VII. Техническая сфера 1. Хорошо выполняет различные задания по ручному труду. 2. Интересуется механизмами и машинами. 3. В мир его увлечений входит конструирование машин, при- боров, моделей поездов, радиоприемников. 4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек. 5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки. 6. Любит рисовать чертежи механизмов. 7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов

VIII. Двигательная сфера 1. Тонкость и точность моторики. 2. Развитая двигательно-моторная координация. 3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура). 4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. 5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры. 6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т.д.).

IX. Сфера художественных достижений 1. Проявляет большой интерес к визуальной информации. 2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере. 3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов. 4. Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь. 5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.). 6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем. 7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.). 8. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. 9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, что- бы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве. 10. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми, может дать свою собственную оценку и пытается воспроизвести увиденное в своих работах.

X. Социальная сфера 1. Легко приспосабливается к новой ситуации. 2. Всегда выполняет свои обещания, ответствен. 3. Отличается высокой общительностью с окружающими. 4. Стремится к доминированию среди сверстников. 5. Сверстники обращаются за советом.