Психофизиологические основы обучения школьников Модель мира ребенка может в корне отличаться от моей. И я обязан уважать и учитывать эти различия. С.В.Ковалев.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация учебного процесса на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС ООО с учетом психофизиологических особенностей учащихся Модель мира ребенка.
Advertisements

Учёт индивидуальных особенностей младших школьников: Модальность как основа формирования учебной мотивации.
Индивидуализация обучения с учетом психологических особенностей обучающихся. Типы восприятия. Типы восприятия.
МОДАЛЬНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ Педагог-психолог МКОУ СОШ 2 п. Жигалово Фролова Н.А.
Информация воспринимается человеком через образы, звуки и ощущения(обоняние, осязание, вкус).Эти каналы восприятия называются сенсорными системами или.
словесно-логический характер познавательных процессов склонность к абстрагированию и обобщению доминирование левого полушария (левополушарные) конкретно-образное.
- это индивидуально- своеобразные способы представления информации в зависимости от доминирования определенной модальности опыта.
Ведущее полушарие мозга Особенности пути развития пути развития.
ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ И РАБОТА С НИМИ Учитель математики и информатики Луцай Анна Ивановна I квалификационная категория.
Обучение детей с учетом психофизиологии. Специализация полушарий человеческого мозга Функции правого полушария Функции правого полушария Функции правого.
Проектирование учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Тема: Развитие индивидуального стиля учебной деятельности учащегося. (ИСУД)
Доминирующая перцептивная модальность. - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. От них можно требовать быстрого решения задач.
Особенности обучения учащихся Для родителей. Оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха на учебном.
Создание условий для успешной учебной деятельности учащихся с учетом типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга Степанова Елена Александровна.
Особенности восприятия и переработки информации дошкольниками.
Методика обучения детей на основе учета их индивидуальных особенностей Заместитель директора по УВР МОУ СОШ 3 Коробейникова Е.А.
МОУ «Верхнеусинская СОШ» администрации Ермаковского района администрации Ермаковского района Исследовательская работа Исследовательская работа Тема: «Функциональная.
Психофизиология в решении проблем обучения русскому языку и литературе Сисякина Альбина Александровна учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей»,
Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения Выполнила: Дмитриева И.Г., учитель МБОУ СОШ 13 г.Владивостока.
Транксрипт:

Психофизиологические основы обучения школьников Модель мира ребенка может в корне отличаться от моей. И я обязан уважать и учитывать эти различия. С.В.Ковалев

Как учитывать индивидуальные особенности при ведении урока? Одним из важнейших свойств индивидуальности является функциональная асимметрия мозга – она определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека. Зная тип межполушарной асимметрии, учитель может подобрать соответствующие методы обучения для каждого типа.

Доминирование левого полушария Существует несколько типов функциональной организации полушарий мозга: - доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);

Доминирование правого полушария доминирование правого полушария – конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди); - отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

Тип асимметрии: Правополушарные Характеристики Восприятие целостное (от общего к частному) Переработка информации мгновенная Интеллект невербальный Деятельность практическая Память непроизвольная, наглядно-образная Мышление наглядно- образное, оперирование образами, спонтанное, эмоциональное, интуитивное. трехмерное в пространстве Сильные стороны Синтез текстов и слов из предложений, частей, лучше пишут сочинения, чтение-пересказ, чтение по ролям, нахождение отрывков в тексте, взаимосвязей. Хорошо выполняют задания на время, работают на результат, задания на правописание Чувства и интуиция Мозговые штурмы, инсценировки, интервью, работа в группах Использование речевых и музыкальных ритмов, схем, таблиц, карточек, фильмов. Геометрия, синтез, предсказание результатов.

Левополушарные Восприятие материала дискретное (по частям), смысловая сторона речи.Переработка информации медленная, последовательная. Интеллект вербальный, логический. Деятельность: предпочитает работать с теорией. Память произвольная, знаковая. Мышление абстрактно- логическое, формальное, рациональное, программируемое, двумерное (на плоскости). Анализ, дробление текстов и слов на части. Восприятие на слух, деятельность, требующая отсроченной реакции, задания на поиск ошибок. Перерабатывают информацию через слово,логически. Доказательство теорем, обучение других, индивидуальная работа, работа с тестами. Многократное повторение, запоминание посредством заучивания Оперирование знаками на плоскости, алгебра, усвоение правил и грамматических конструкций, анализ результатов, выделение деталей, создание категорий, алгоритмы.

Диагностика гендерных различий, вызванная функциональной асимметрией мозга Тест И.П. Павлова Стимульный материал: 9 карточек со словами: «карась», « бегать», «чешуя»,«летать», «овца». «орел», «плавать»,«перья» «шерсть». Инструкция: «Разложи карточки по 3 на 3 группы так, чтобы между ними было что – то общее».

Оценка результатов: 1 вариант: Выделение общих, существенных признаков: «карась», « орел», «овца», «бегать», « плавать», «летать» «шерсть», « перья», «чешуя». Мыслительный тип, анализ, доминирование левого полушария. 2 вариант: Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам: «карась», « плавать», « чешуя»» «орел», «летать», « крылья» «овца», « бегать», « шерсть». Художественный тип, синтез, доминирование правогополушария. 3 вариант : Одновременное выполнение 1 и 2 вариантов теста смешанный тип.

Диагностика функциональной асимметрии полушарий головного мозга 1.Мандала Юнга «Горизонтальная восьмерка» - символическое выражение целостности и гармонии мозга: Нарисуйте на бумаге горизонтальную восьмерку (знак бесконечности) - Проведите горизонтальную и вертикальную оси через центр нарисованной восьмерки перпендикулярно друг другу. Если левая окружность по размеру больше (или аккуратнее, точнее), то у вас ведущее полушарие – правое, если правая больше, то – левое.

Мандала Юнга «Горизонтальная восьмерка» - канал восприятия

Канал восприятия Люди с разным типом мозговой асимметрии получают информацию по-разному. Правополушарные – посредством зрения (визуалы) и через чувства и ощущения (кинестетики), левополушарные – посредством слуха (аудиалы). Учитель, обращаясь к аудиалу со словами: «Посмотри сюда», разговаривает со «слепым» человеком. Раздраженное «Сколько раз тебе повторять?», относящееся к визуалу, не будет им услышано, т.к. он «глух». Оба эти обращения будут пустым звуком для кинестетика

Словоупотребление Визуал: видеть, показывать, обозревать Кинестетик: чувствовать, ухватывать, касаться, попробовать, потрогать Аудиал: слушать, звучать, настраивать, оглушить Любая модальность: считать, знать, понимать, помнить, осознавать, думать, верить, объяснять

Физиологические признаки Визуалы ходят с прямыми плечами, шеей и спиной; подбородок поднят вверх. Их движения резкие порывистые. Голос высокий, во время молчания губы плотно сжаты. Дыхание ключичное (грудная клетка поднимается вверх). Основные движения происходят вокруг глаз: мигание, прищуривание, нахмуривание бровей

Физиологические признаки Кинестетики более «рыхлые», с круглыми плечами, часто наклоняются вперед при общении, подбородок опускается вниз, дышат нижней частью легких (животом), губы полные и мягкие, основные движения около живота, имеют раннее физическое развитие

Физиологические признаки Аудиалы чаще имеют субтильную конституцию, при общении руки сложены на груди, а голова наклонена вниз и в сторону, как бы слушая, хорошо имитируют тональность и высоту голоса, основные движения – вокруг рта, ушей и груди, дыхание происходит полной грудной клеткой (грудью)

Поэтапная организация учебной деятельности на уроке 1-й этап - мотивационный

Правополушарные дети Высоко выражена потребность к самореализации в личностном плане: необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость данного вида деятельности, Наиболее значима левая полусфера пространства: доска и учитель должны находиться слева от них, визуалы на первых партах, а кинестетики на последних. Светлая доска, темный мел

Левополушарные дети Познавательные мотивы: привлекает сам процесс усвоения знаний и их глубина, высокая потребность в постоянной умственной деятельности, для них более значимо качество знания, а не отметка учителя, Рабочая полусфера в правой половине класса: здесь им легче сконцентрировать внимание и воспринимать информацию, Темная доска и светлый мел

Формирование мотивации на биохимическом уровне Если познавательные процессы протекают на фоне естественного познавательного интереса и положительных эмоций, то вырабатываются вещества, которые активизируют процесс усвоения знаний, а также делают мышление и запоминание более результативным, Если обучение построено на принуждении, негативных эмоциях и создает ситуацию стресса, то вырабатываются вещества, которые снижают способность к учению и запоминанию, Создание ситуации радости и успеха, При невыполнении этих условий потеря учебной информации – до 32%.

Поэтапная организация учебной деятельности на уроке 2-й этап - операционный

Правополушарные Правополушарные усваивают материал сначала глобально, а затем постепенно вычленяют отдельные элементы, Разработку новой темы начинать с демонстрации схемы, включающей все элементы последующей информации, Обучение на основе синтеза, «за лесом не видят отдельных деревьев»

Левополушарные Восприятие левополушарных дискретное, Усваивают материал поэлементно с последующим синтезом, Для них адекватен аналитико – синтетический метод обучения грамоте, Обучение на основе анализа, «левополушарные за отдельными деревьями не видят леса»

Особенности в обучении и поведении Визуалы наблюдательны, ориентированы на внешний вид, с трудом запоминают словесные инструкции, но хорошо запоминают образы, не отвлекаются на шум, в чтении успешны, отличаются живой образной фантазией. При их обучении следует выделять различными цветами важнейшие аспекты содержания, записывать действия, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия. Им результативнее самим читать текст учебника, чем слушать устное объяснение темы учителем. Рабочее место должно быть хорошо освещено. При плохом освещении снижается работоспособность.

Особенности в обучении и поведении Аудиалы часто разговаривают сами с собой, говорят ритмически, легко отвлекаются на шум, предпочитают счет и письмо, легко осваивают иностранные языки, обучаются, слушая, хорошо читают новые слова, разговорчивы, легко повторяют услышанное, при чтении шевелят губами. Их лучше обучать лекционным методом, используя вариации голоса. Их работоспособность повышается в условиях тишины, незначительный шум в классе мешает усвоению материала.

Особенности в обучении и поведении Кинестетики при общении стоят близко, стараясь под любым предлогом касаться собеседника, подвижны, имеют хорошо развитую координацию движений, много жестикулируют, обучаются на практике, при чтении водят пальцем по строчке, помнят общее впечатление, имеют хорошую интуицию, слабы в деталях, лаконичны. При их обучении следует использовать жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость изложения материала. При объяснении новой темы можно использовать приемы преувеличения значимости событий. Им важно комфортное состояние тела.

Особенности в обучении и поведении Замечания ученикам необходимо делать на языке их модальности: Визуалу – покачать головой, погрозить пальцем, Кинестетику – легко прикоснуться к плечу, Аудиалу – сказать шепотом: «Ш – ш – ш»

Для передачи информации необходимо обязательно учитывать асимметрию головного мозга, используя слуховой, визуальный и кинестетический каналы. А вот развивать надо и то, и другое полушарие, применяя лево-право-полушарный подход. Всегда есть возможность выстроить свой урок таким образом, чтобы заработали оба полушария. Можно попросить представить (визуализировать) тот материал, который изучается на уроке, дать задание, которое возможно выполнить, только мысленно представив себе происходящее событие или явление. Одним из способов включить оба полушария в работу является задание на сравнение, когда человек должен держать перед мысленным взором сразу два предмета одновременно и в то же время производить с ними действия анализа и синтеза.

Поэтапная организация учебной деятельности на уроке 3-й этап - результативный

Результативный этап урока является диагностирующим и определяющим прогнозы на будущее.Ученики также корректируют учебную деятельность при помощи учителя: их осознанное отношение к итогам должно стать стимулом к предстоящей деятельности, т.е. сформировать мотивацию к дальнейшему учению. Постоянная установка учителя на поиск ошибок, а учеников – на уменьшение возможности их сделать, приводит к формированию исполнительского стиля у школьников и снижению учебной мотивации

Смысловые ценности оценки Для мальчиков более значимы похвальные слова «молодец», «настоящий мужчина», при этом в коре головного мозга повышается общий уровень функциональной активности, Для девочек следует давать оценки, имеющие более сильный эмоциональный компонент, «умница», «красавица», Для мальчиков очень важно, ЧТО оценивается в их деятельности Для девочек – КТО их оценивает и КАК, Мальчиков интересует суть оценки, а для девочек важно, какое они произвели впечатление.

Стиль деятельности учителя с асимметрией головного мозга Авторитарно – подавляющий стиль (встречается у 7,1% левополушарных учителей, у 3,2%-правополушарных и у 12,9%- равнополушарных) Индивидуально – ориентированный стиль (у 29,0% - правополушарных, у 1,1% - левополушарных и у 41,9% равнополушарных) Либерально – равнодушный стиль (у 1,6%- правополушарных, у 3,2% - равнополушарных, а у левополушарных такой стиль не выявлен)