Тема 2: Развитие технологий умственного труда 2.2 Технологии развития основных учебных умений (чтение) ПЛАН: 1. Что такое «обучение»? 2. Определение чтения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эффективная работа с литературой студентов очного отделения.
Advertisements

ЧТЕНИЕ Система работы с текстом (1). Диагностика КАК ВЫ УМЕЕТЕ ЧИТАТЬ 1. Прочитайте про себя текст так, чтобы усвоить его содержание. Отметьте время,
Индивидуальный характер понимания. Причины непонимания: 1. Общий фронт: Противоречие между индивидуальной способностью каждого ученика освавать учебный.
Учись учиться
Выполнили студентки 503 группы ИСОбр: Мягкова М. В. Савельева Е.С. Сыропятова Е. А.
КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ ?. Улучшать качество обучения можно только в том случае, если управлять мыслительными процессами учащихся, развивать их память, мышление,
Как готовить домашние задания Памятка для учащихся.
Как готовить домашние задания Памятка для учащихся Педагог-психолог Апастовской средней школы Насырова А.Г.
Обучение чтению Выполнила: Студентка 4 курса АОД Чуткова (Казакова ) Анастасия.
Вы сдаёте экзамен…... В ночь перед экзаменом надо пораньше лечь спать. Ночью ни в коем случае не нужно заниматься. На свежую голову всегда что – то вспомнишь,
Муниципальная общеобразовательная средняя школа 5 Урок – презентация по черчению 2004 г. Педагог: Коваленко Татьяна Владимировна.
Создание модели эффективного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Усякая О.В г.
Как готовить домашние задания. 1.Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы. 2. Задавай вопросы, если что-то не понял или с чем-то.
Анкета Как вы умеете читать научно- учебные тексты?
Как развить логику?. Логика Логическое мышление – это особый вид мышления, которое использует правила, логические конструкции, законы и понятия. Логическое.
Семинар 3 Технологии креативного мышления «Шесть шляп»
КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ МЕТОДЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
Презентация Рублёвой И.А., учителя начальных классов составлена на основе методики В.Н.Зайцева.
Доклад на тему:Тренировка памяти. Память это психический процесс, включающий в себя: а) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей и т. д.;
Транксрипт:

Тема 2: Развитие технологий умственного труда 2.2 Технологии развития основных учебных умений (чтение) ПЛАН: 1. Что такое «обучение»? 2. Определение чтения. 3. Движения глаз, восприятие и скорость чтения. 4. Мифы о чтении. 5. Ускорение чтения.

Услышал забыл. Увидел запомнил. Сделал понял. Китайская поговорка

Обучение это процесс создания новых привычек, формирование в нервной системе новых сложных моделей поведения. Обучение это процесс создания новых привычек, формирование в нервной системе новых сложных моделей поведения. 1. Что такое «обучение»?

Когда вы достигаете определенного совершенства на одном уровне, ваше внимание высвобождается для того, чтобы переходить к работе на более высоком уровне. Когда вы достигаете определенного совершенства на одном уровне, ваше внимание высвобождается для того, чтобы переходить к работе на более высоком уровне.

2. Определение чтения Чтение процесс взаимоотношения индивида со знаковой информацией Чтение процесс взаимоотношения индивида со знаковой информацией

Шаги продуктивного чтения: а) Ассимиляция и распознавание – физический процесс, при котором физический процесс, при котором световые лучи отражаются от слова световые лучи отражаются от слова и воспринимаются глазом, и воспринимаются глазом, затем сигнал через оптический нерв затем сигнал через оптический нерв посылается головному мозгу, посылается головному мозгу, где происходит распознавание знаков. где происходит распознавание знаков.

б) Внутренняя и внешняя интеграция (интра- и экстраинтеграция) – соединения всех частей соединения всех частей считываемой информации между собой считываемой информации между собой и установление соответствующих связей и установление соответствующих связей с предшествующими знаниями с предшествующими знаниями посредством анализа, критики, посредством анализа, критики, оценки, отбора и отклонения. оценки, отбора и отклонения.

в) Сохранение: в) Сохранение: Основное хранение информации. Основное хранение информации. Хранение само по себе Хранение само по себе недостаточно, если за ним недостаточно, если за ним не следует воспроизведение. не следует воспроизведение.

г) Воспроизведение – г) Воспроизведение – способность извлечь способность извлечь из «хранилища» из «хранилища» информацию тогда, информацию тогда, когда это необходимо. когда это необходимо.

д) Коммуникация – использование информации, использование информации, ради чего она преднамеренно ради чего она преднамеренно или случайно вводится или случайно вводится (включает в себя очень важный (включает в себя очень важный подкомпонент – мышление). подкомпонент – мышление).

3. Движения глаз, восприятие и скорость чтения Как и с какой скоростью движутся глаза во время чтения?

Распространённое представление о скорости и траектории движения глаз во время чтения Рис.1 Считается, что глаза движутся плавно, слева направо, быстро перескакивая от конца одной строки к началу следующей. Затраты времени на каждую строку примерно1/4 -1/2 c

Даже если покрывается 1стр./с, скорость чтения составляла бы сл./мин. Однако, средняя скорость чтения – 240 сл./мин, т.о. очевидно, что реальная скорость чтения слов переоценивается.

Глаз способен четко воспринять лишь то, на чем он может "спокойно остановиться"

Рис. 2. Диаграмма скачкообразных движений глаз во время процесса чтения.

слова движенья глаз скачки в обратную сторону фиксации блуждающие движения регрессивные движения Диаграмма отрицательных привычек человека, который читает медленно Рис. 3 Каждый «скачок» глаза равен одному слову. Также совершаются: неконтролируемые сознанием скачки назад; блуждающие движения; сознательные регрессивные движения.

3. Мифы о чтении а) "Нужно читать слово за словом." Неверно. Неверно. Из-за способности фиксировать. Из-за способности фиксировать. Из-за того, что целью чтения является восприятие общего смысла, а не восприятие значения каждого слова. Из-за того, что целью чтения является восприятие общего смысла, а не восприятие значения каждого слова.

б) "Невозможно читать со скоростью, превышающей 500 сл/мин." б) "Невозможно читать со скоростью, превышающей 500 сл/мин." Неверно. Неверно. Благодаря тому, что мы можем воспринять за одну фиксацию до шести слов одновременно и совершать четыре фиксации в секунду, реально развить скорость чтения до 1000 сл/мин. Благодаря тому, что мы можем воспринять за одну фиксацию до шести слов одновременно и совершать четыре фиксации в секунду, реально развить скорость чтения до 1000 сл/мин.

в) "При скорочтении невозможно оценить содержание читаемого." в) "При скорочтении невозможно оценить содержание читаемого." Неверно. Неверно. Человек, овладевший скорочтением, способен лучше понять значение читаемого текста, он может в большей степени сконцентрировать свое внимание на его содержании, а также располагает большим временем для повторного обращения к тем местам текста, которые представляют для него наибольший интерес и более значимы. Человек, овладевший скорочтением, способен лучше понять значение читаемого текста, он может в большей степени сконцентрировать свое внимание на его содержании, а также располагает большим временем для повторного обращения к тем местам текста, которые представляют для него наибольший интерес и более значимы.

г) "Средняя скорость чтения заложена природой и поэтому оптимальна." г) "Средняя скорость чтения заложена природой и поэтому оптимальна." Неверно. Неверно. Потому что средняя скорость чтения не является природной способностью человека. Она результат несовершенного первоначального обучения чтению в сочетании с неполным знанием о том, как работают глаза и головной мозг при всех возможных скоростях. Потому что средняя скорость чтения не является природной способностью человека. Она результат несовершенного первоначального обучения чтению в сочетании с неполным знанием о том, как работают глаза и головной мозг при всех возможных скоростях.

5. Ускорение чтения а) Скачки назад к прочитанным словам можно сократить, поскольку 90% а) Скачки назад к прочитанным словам можно сократить, поскольку 90% таких движений основываются на опережающем восприятии и для понимания не нужны. таких движений основываются на опережающем восприятии и для понимания не нужны. 10% слов, действительно требуют распознавания, но об их значении интеллект может догадаться или отметить их и посмотреть на них позже. 10% слов, действительно требуют распознавания, но об их значении интеллект может догадаться или отметить их и посмотреть на них позже.

б) Время каждой фиксации может быть сокращено до примерно 0,25 секунды как минимум. Читателю не стоит бояться, что этого времени слишком мало, поскольку экспериментально доказано, что глаз в состоянии "схватить" до пяти слов за одну сотую долю секунды. б) Время каждой фиксации может быть сокращено до примерно 0,25 секунды как минимум. Читателю не стоит бояться, что этого времени слишком мало, поскольку экспериментально доказано, что глаз в состоянии "схватить" до пяти слов за одну сотую долю секунды.

фиксация фиксация фиксация фиксация фиксация фиксация фиксация фиксация Движения глаз Слова Слова количество слов, фиксируемых одновременно Рис. 4. Диаграмма движения глаз более совершенного чтеца: за одну фиксацию охватывается большее количество слов, а число скачков в обратную сторону, регрессивных и блуждающих движений сокращено. в) Объем схватываемого за одну фиксацию материала может быть увеличен до трех – пяти слов

Тому, кто читает медленно, приходится проделывать большую мыслительную работу, чем тому, кто читает быстрее и более плавно, поскольку первому приходится добавлять значение каждого прочитанного слова к значению каждого последующего. В выше приведенном примере таких сложений надо произвести три или четыре. Более совершенный чтец произведет только одно сложение

ПРЕИМУЩЕСТВА СКОРОЧТЕНИЯ: Глаза меньше устают, т.к. вместо 500 частых фиксаций на одной странице при скорочтении требуется сделать всего 100, при этом каждая фиксация требует меньшей мышечной нагрузки. т.к. вместо 500 частых фиксаций на одной странице при скорочтении требуется сделать всего 100, при этом каждая фиксация требует меньшей мышечной нагрузки. Ритм и темп скорочтения облегчают понимание читаемого, т.к. при обычном чтении прерывистость движений, постоянные остановки и скачки в обратную сторону быстро утомляют, рассеивается внимания, мысли отвлекаются, утрачивается понимание того, что читается. т.к. при обычном чтении прерывистость движений, постоянные остановки и скачки в обратную сторону быстро утомляют, рассеивается внимания, мысли отвлекаются, утрачивается понимание того, что читается.

Мотивированная практика. Применение средств зрительной наглядности. Расширение фокуса. Скоростное восприятие. Обучение с помощью метронома. ПРОГРЕССИВНЫЕ МЕТОДЫ УВЕЛИЧНИЯ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ:

Мотивированная практика Мотивация выступает в качестве главного фактора. Мотивация выступает в качестве главного фактора. Значительно выиграет тот, кто сознательно принимает серьезное решение улучшить что-либо в своих действиях. Значительно выиграет тот, кто сознательно принимает серьезное решение улучшить что-либо в своих действиях. В этом случае умения, далекие от совершенства, автоматически улучшаются. В этом случае умения, далекие от совершенства, автоматически улучшаются.

Применение средств зрительной наглядности Применение средств зрительной наглядности Очевидно, что движение yнаглядности не замедлит движений глаз, а помощь такого приема в выработке плавного ритма чтения неизмерима. Очевидно, что движение yнаглядности не замедлит движений глаз, а помощь такого приема в выработке плавного ритма чтения неизмерима. Сначала будет казаться, что из-за средства наглядности процесс чтения замедляется. Это происходит потому, что мы все думаем, что читаем намного быстрее, чем на самом деле. Но в действительности скорость чтения при использовании средства зрительной наглядности повышается. Сначала будет казаться, что из-за средства наглядности процесс чтения замедляется. Это происходит потому, что мы все думаем, что читаем намного быстрее, чем на самом деле. Но в действительности скорость чтения при использовании средства зрительной наглядности повышается.

Расширение фокуса Расширение фокуса С помощью зрительной наглядности, а также специальных таблиц можно тренироваться в схватывании взглядом одновременно нескольких строк, что не только вполне возможно, но и очень полезно при чтении несложного материала, а также при предварительном и повторном просмотрах текста. С помощью зрительной наглядности, а также специальных таблиц можно тренироваться в схватывании взглядом одновременно нескольких строк, что не только вполне возможно, но и очень полезно при чтении несложного материала, а также при предварительном и повторном просмотрах текста. Это также способствует и повышению обычной скорости чтения. Во время такого чтения важно всегда пользоваться средством наглядности, так как без него глаз будет стремиться отклониться в другую сторону, блуждая по странице. Это также способствует и повышению обычной скорости чтения. Во время такого чтения важно всегда пользоваться средством наглядности, так как без него глаз будет стремиться отклониться в другую сторону, блуждая по странице.

Скоростное восприятие Техника «ШТУРМ» способствует выработке умения схватывать большие группы слов за одну фиксацию, применима при предварительном и повторном просмотре читаемого материала, а также создает такие условия для головного мозга, при которых вырабатывается общая практика более быстрого и эффективного чтения. Техника «ШТУРМ» способствует выработке умения схватывать большие группы слов за одну фиксацию, применима при предварительном и повторном просмотре читаемого материала, а также создает такие условия для головного мозга, при которых вырабатывается общая практика более быстрого и эффективного чтения. Если целенаправленно так тренироваться, то через какое-то время скорость незаметно и значительно увеличится. Если целенаправленно так тренироваться, то через какое-то время скорость незаметно и значительно увеличится.

Обучение с помощью метронома Если установить метроном на удобный темп, чтобы каждый удар служил сигналом для движения визуальной наглядности, то удаётся избежать обычных задержек, которые возникают при чтении. Далее можно постепенно увеличивать скорость, добавляя по одному удару метронома в минуту. Если установить метроном на удобный темп, чтобы каждый удар служил сигналом для движения визуальной наглядности, то удаётся избежать обычных задержек, которые возникают при чтении. Далее можно постепенно увеличивать скорость, добавляя по одному удару метронома в минуту. Метроном можно использовать и в упражнении «ШТУРМ». Метроном можно использовать и в упражнении «ШТУРМ».

Тема 2: Развитие технологий умственного труда 2.2 Технологии развития основных учебных умений (работа с учебником) ПЛАН : 1. Пролистывание. 2. Ограничение времени и объёма. 3. Определение целей постановка вопросов. 4. Перерывы. 5. Индивидуальная система помет, конспектирование.

О чём вы думаете, какие чувства испытываете, когда слышите слово О чём вы думаете, какие чувства испытываете, когда слышите слово«УЧЕБНИК»?

1. Пролистывание Просмотрите параграф, статью, или весь учебник так, как делаете это в магазине, чтобы решить, покупать книгу или нет. Просмотрите параграф, статью, или весь учебник так, как делаете это в магазине, чтобы решить, покупать книгу или нет. Очень внимательно и быстро пробегите глазами текст, чтобы получить представление о содержании, структуре, уровне сложности, иллюстративном материале, выводах. Очень внимательно и быстро пробегите глазами текст, чтобы получить представление о содержании, структуре, уровне сложности, иллюстративном материале, выводах.

2. Ограничение времени и объёма Физически ограничьте объём работы (сделайте закладки). Ограничьте время работы над этим материалом, исходя из своей скорости чтения и затрат на конспектирование.

3. Определение целей постановка вопросов Определите цель как конкретный результат. Задайте себе вопросы в контексте поставленных целей. Составьте приблизительный план конспекта.

4. Перерывы Любой по продолжительности период обучения необходимо разбить на отрезки в мин. с перерывами 5-10 мин. Каждые 2-4 ч. делать большие перерывы от 30 мин. до 1,5 ч.

Перерывы важны по ряду причин: Они дают физический отдых организму и позволяют расслабиться. Это снимает внутреннее напряжение. Они позволяют обеспечить параллельную работу понимания и запоминания. Они обеспечивают возможность только что воспринятой информации пройти внутреннюю интеграцию.

Объем знаний по пройденному разделу, который может быть мгновенно извлечен из памяти, возрастет и достигнет максимума к моменту начала работы над следующим разделом.

Чтобы способствовать этому в еще большей степени, в начале и в конце каждого периода обучения сделайте краткий обзор прочитанного и беглый просмотр того, что предстоит прочитать.

5. Индивидуальная система помет, конспектирование !! ? ?!