1 Выступление на научной конференции Лекция для студентов, аспирантов и научных сотрудников Нижний Новгород, 2009 Нижегородский научно-информационный центр.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Подготовка научной публикации Лекция для студентов, аспирантов и научных сотрудников С.К. Игнатов, д.х.н., профессор ННГУ,
Advertisements

Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Рисуем параллелепипед Известно, что параллельная проекция тетраэдра, без учета пунктирных линий, однозначно определяется заданием проекций его вершин (рис.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Разработал: Учитель химии, биологии высшей квалификационной категории Баженов Алексей Анатольевич.
Масштаб 1 : 5000 Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Типовые расчёты Растворы

Эффективная презентация результатов научной работы Н.Д. Кундикова Лаборатория нелинейной оптики, Институт электрофизики УрО РАН, УрО РАН, Южно-Уральский.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Иркутский государственный технический университет Центр технологий дистанционного обучения Курс в дистанционном обучении Романова Екатерина Владимировна,
Michael Jackson
Ф. Т. Алескеров, Л. Г. Егорова НИУ ВШЭ VI Московская международная конференция по исследованию операций (ORM2010) Москва, октября 2010 Так ли уж.
1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПАКЕТА ПРОГРАММ «STEP+» Численное исследование автономных систем обыкновенных дифференциальных уравнений и нелинейных уравнений общего вида.
Напряжения и деформации в сварных швах ТЕМА УРОКА 1.
Алексей Иванов Агентство ISEE Marketing Анализ поведения пользователей на сайте и управление конверсией.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Масштаб 1 : 5000 Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Транксрипт:

1 Выступление на научной конференции Лекция для студентов, аспирантов и научных сотрудников Нижний Новгород, 2009 Нижегородский научно-информационный центр

2 Что нужно, чтобы лекция была «хорошей»? Насыщенность (отсутствие «воды», общеизвестных фактов, новые идеи, факты, взгляды, подходы. Сообщение того, что важно и интересно для слушателей.) Насыщенность (отсутствие «воды», общеизвестных фактов, новые идеи, факты, взгляды, подходы. Сообщение того, что важно и интересно для слушателей.) Логичность (мысли и выводы должны логично следовать одна из другой, выводы должны быть логически обоснованы, понятны. Новые идеи должны подаваться так, чтобы у слушателя возникало чувство «открытия», «озарения») Логичность (мысли и выводы должны логично следовать одна из другой, выводы должны быть логически обоснованы, понятны. Новые идеи должны подаваться так, чтобы у слушателя возникало чувство «открытия», «озарения») Психологическая выверенность («чувство аудитории», понимание того, что от тебя ожидают, использование психологических приемов управления вниманием, эмоциями) Психологическая выверенность («чувство аудитории», понимание того, что от тебя ожидают, использование психологических приемов управления вниманием, эмоциями)

3 Тип слушателей (коммуникативный профиль) Эмоциональный (25%) Эмоциональный (25%) Деятельный (35%) Деятельный (35%) Интуитивный и адаптивный (5-15%) Интуитивный и адаптивный (5-15%) Аналитический (25-40%, в научной среде больше) Аналитический (25-40%, в научной среде больше) Несмотря на то, что «аналитики» представляют далеко не всю аудиторию, научная лекция должна ориентироваться на АНАЛИТИЧЕСКИЙ ТИП ВОСПРИЯТИЯ !

4 Критерии качества выполненной научной работы Интересная проблема (вопрос фундаментальной важности, являющийся ключевым для решения других вопросов, актуальный для многих – это надо показать! «Проблема должна быть интригующей !» Интересная проблема (вопрос фундаментальной важности, являющийся ключевым для решения других вопросов, актуальный для многих – это надо показать! «Проблема должна быть интригующей !» Новая идея для ее решения Новая идея для ее решения Грамотное, профессиональное воплощение этой идеи Грамотное, профессиональное воплощение этой идеи «Хороший» результат (Новые интересные факты, возможность объяснить ранее несвязанные явления, демонстрация новых возможностей, превосходящих имеющиеся) «Хороший» результат (Новые интересные факты, возможность объяснить ранее несвязанные явления, демонстрация новых возможностей, превосходящих имеющиеся) «Отрицательный» результат тоже может быть хорошим !

5 Критерии качества выполненной научной работы Интересная проблема Интересная проблема Новая идея для ее решения Новая идея для ее решения Грамотное, профессиональное воплощение этой идеи Грамотное, профессиональное воплощение этой идеи «Хороший» результат «Хороший» результат Разложите свою работу на эти пункты перед выступлением. Дома, с карандашом, напишите по каждому пункту формулировку ( предложения по каждому пункту) из своей работы Проанализируйте то, что написано, удаляя все неточные слова, фразы, нечеткие формулировки, сомнительные утверждения «Зазубрите» эти формулировки. Эти фразы можно не писать на слайдах, они сами «всплывут» у вас в докладе.

6 Тип сообщения Научное сообщение Научное сообщение (доклад на научной конференции) Инвестиционный проект Инвестиционный проект (поиск финансирования, спонсора, представление заявки на грант) Отчет о выполненной работе Отчет о выполненной работе (результаты инвестиционного проекта, гранта) «Защита» «Защита» (курсовой работы, диплома, диссертации) Образовательная лекция Образовательная лекция Бизнес-презентация (продукта, проекта…) Бизнес-презентация (продукта, проекта…)

7 Начало доклада (заголовок, титульный слайд) Организация или конференция Организация или конференция Эмблема Эмблема Название работы (должно вызывать интерес, быть продуманным, точным, не должно вводить в заблуждение) Название работы (должно вызывать интерес, быть продуманным, точным, не должно вводить в заблуждение) Имя автора Имя автора Место работы и контактный адрес ( ?) Место работы и контактный адрес ( ?) Опорный рисунок (заинтересовать!) Опорный рисунок (заинтересовать!) Задача этого слайда – 1. Заинтересовать слушателя (НАЗВАНИЕ!) 2. Представить автора (коллектив, организацию) так, чтобы их запомнили 3. Настроить аудиторию

8 Начало доклада – требования к названию В названии должна звучать проблема! И звучать весомо! В названии должна звучать проблема! И звучать весомо! Общность проблематики, необходимая для того, чтобы заинтересовать аудиторию Общность проблематики, необходимая для того, чтобы заинтересовать аудиторию Точность и корректность формулировок Точность и корректность формулировок Краткость Краткость Отсутствие новых сокращений Отсутствие новых сокращений Отсутствие фраз типа «Исследование…», «Изучение…» - работа не про изучение, а про природу! Отсутствие фраз типа «Исследование…», «Изучение…» - работа не про изучение, а про природу! Общее правило – название должно раскрывать ТЕМУ сообщения

9 Название «Правильное» Электрофизические свойства углеродных нанолуковиц Электрофизические свойства углеродных нанолуковиц Реакции УФ фильтров хрусталика человеческого глаза Реакции УФ фильтров хрусталика человеческого глаза Внутренние и внешние движущие силы в реакции Дильса- Альдера Внутренние и внешние движущие силы в реакции Дильса- Альдера Генезис патогенных минералов в организме человека Генезис патогенных минералов в организме человека«Неправильное» Некоторые вопросы разработки акусто-оптических сенсоров Некоторые вопросы разработки акусто-оптических сенсоров Исследование вольфраматных каталитических систем Исследование вольфраматных каталитических систем Изучение влияния растворителя на реакцию изомеризации молекулы пероксида водорода Изучение влияния растворителя на реакцию изомеризации молекулы пероксида водорода Теоретические исследования возможности образования активных форм кислорода в комплексе порфирин-гистидин Теоретические исследования возможности образования активных форм кислорода в комплексе порфирин-гистидин Расчет методом DFT/B3LYP спектров ИК кластера Pd4 в большом канале цеолита ZSM-5 Расчет методом DFT/B3LYP спектров ИК кластера Pd4 в большом канале цеолита ZSM-5

10 Первые фразы Очень важно, чтобы первые фразы доклада были: Очень важно, чтобы первые фразы доклада были: –Безукоризненными с научной точки зрения –Точными –Стилистически правильными –Произнесены уверенно, четко и громко Подготовка – перед началом доклада продумать (выписать) начальную фразу, «вычитать» ее, удаляя все лишнее и исправляя неправильные выражения и проговорить несколько раз. Подготовка – перед началом доклада продумать (выписать) начальную фразу, «вычитать» ее, удаляя все лишнее и исправляя неправильные выражения и проговорить несколько раз.

11 Введение Формулировка проблемы Формулировка проблемы («Проблема должна интриговать!») Обзор предшествующих работ Обзор предшествующих работ (отсутствие этого – признак дилентантизма!) Определение места вашей работы среди выполненных и выполняемых исследований Определение места вашей работы среди выполненных и выполняемых исследований (одна работа, как правило, не может решать всю проблему!) Формулировка цели и замысла исследования Формулировка цели и замысла исследования Научное сообщение не должно выглядеть как «защита» - нежелательность заголовков «Актуальность», «Научная новизна» и т.д. – формулировки должны быть более изящны, научны.

12 Методологическая часть Теория Теория Методы Методы Материалы, оборудование Материалы, оборудование Обсуждение основного замысла исследования – здесь или во Введении?

13 Результаты Наиболее интересные данные Наиболее интересные данные –Рисунки –Фотографии экспериментальных результатов Таблицы или Графики? Таблицы или Графики? –Таблицы не должны быть перегруженными –Быть готовым обсудить значения в таблице –Если таблица большая, ее лучше заменить графическим материалом (графиком)

14 Таблица - неправильно!

15 Таблицы Неправильно:

16 Таблица - Неправильно:

17 Таблица - Правильно:

18 Таблица - Правильно: Сравнение новой модели с результатами других методов и экспериментом

19 Таблица - Правильно:

20 Графики или таблицы?

21 Графики :

22 Графики должны быть «говорящими»:

23 Графики :

24 Графики :

25 Рисунки: они тоже должны «говорить»!

26 Рисунки должны «говорить»:

27 Рисунки должны «говорить»:

28

29 Фотографии экспериментальных установок

30 Фотографии экспериментальных установок

31 Рисунки - сравнение с экспериментом:

32 Рисунки - сравнение с экспериментом:

33 Графики :

34 Совмещение рисунков, графиков и таблиц:

35 Формулы и уравнения:

36 Формулы и уравнения:

37 Обсуждение Как правило, все сообщаемые сведения должны быть обсуждены! Сравнение с подходами других исследователей Сравнение с подходами других исследователей Согласие теории с экспериментом или эксперимента с известными теориями? Согласие теории с экспериментом или эксперимента с известными теориями? Что нового дает новый подход? Что нового дает новый подход? Какие возможности предоставляют полученные результаты? Какие возможности предоставляют полученные результаты? Частные случаи? («красота – это частные случаи»!) Частные случаи? («красота – это частные случаи»!)

38 «Красота и изящество» работы – возможность объяснения разнородных, казалось бы, не связанных между собой явлений на основе общей «теории», «формулы», которая компактно представляет эти явления как частные случаи общего механизма.

39 Выводы Отдельный слайд нужен не всегда! Отдельный слайд нужен не всегда! Если делается слайд – он не должен быть «слепым»! Если делается слайд – он не должен быть «слепым»! Лучше меньше, но более общие Лучше меньше, но более общие «Проговариваривание» не должно повторять текст (в отличие от доклада на «защите») «Проговариваривание» не должно повторять текст (в отличие от доклада на «защите») Положительную роль играет добавление графических «опорных рисунков», напоминающих основные результаты Положительную роль играет добавление графических «опорных рисунков», напоминающих основные результаты

40 Завершение доклада Благодарности (в т.ч. грантовые) Благодарности (в т.ч. грантовые) Состав команды (портреты?, фото лаборатории, коллектива?) Состав команды (портреты?, фото лаборатории, коллектива?) Адреса (фото института, города, местности?) Адреса (фото института, города, местности?) Контакты по и т.д. Контакты по и т.д. Важно не только психологически, но и с точки зрения закрепления необходимой информации – кто Вы, откуда, с кем работаете ! Особенно важно для «инвестиционной» презентации!

41 Ответы на вопросы Оставить часть второстепенного материала на вопросы (намеренно!) Оставить часть второстепенного материала на вопросы (намеренно!) «Отвечать в любом случае!» «Отвечать в любом случае!» «Мое слово – последнее!» (за эту работу отвечаю я, а не мой начальник) «Мое слово – последнее!» (за эту работу отвечаю я, а не мой начальник) Количество вопросов – качество доклада! Количество вопросов – качество доклада!

42 Этика Регламент Регламент Число слайдов Число слайдов Нумерация слайдов Нумерация слайдов Обращения к ведущему, ассистенту, аудитории Обращения к ведущему, ассистенту, аудитории Шутки во время выступления (лучше «недоборщить», чем переборщить) Шутки во время выступления (лучше «недоборщить», чем переборщить) Ответы на вопросы Ответы на вопросы Опоздания и возможные изменения программы Опоздания и возможные изменения программы Задавая вопрос, надо «интересоваться» (не язвить, даже если вопрос подразумевает критику!) Задавая вопрос, надо «интересоваться» (не язвить, даже если вопрос подразумевает критику!) Отвечая на вопрос, надо доброжелательно «пояснять» сказанное в докладе Отвечая на вопрос, надо доброжелательно «пояснять» сказанное в докладе

43 Учет психологии Громкость и внятность (Как минимум, начало и выводы должны быть произнесены громко, четко, уверенно) Громкость и внятность (Как минимум, начало и выводы должны быть произнесены громко, четко, уверенно) «Запоминается первое и последнее» «Запоминается первое и последнее» Говорить свободно! (не должно создаваться впечатление заученности!) Говорить свободно! (не должно создаваться впечатление заученности!) Подготовка – накануне (как минимум за 1 ночь!) Подготовка – накануне (как минимум за 1 ночь!) При подготовке - проговаривание всего доклада, сначала в свободном темпе, затем с хронометрированием. При подготовке - проговаривание всего доклада, сначала в свободном темпе, затем с хронометрированием. Говорить надо так, как если бы Вы объясняли это человеку, который ничего не знает об этой работе, но интересуется ей! Говорить надо так, как если бы Вы объясняли это человеку, который ничего не знает об этой работе, но интересуется ей!

44 Презентация Техническое воплощение Техническое воплощение –Программа PowerPoint (достоинства и недостатки) –MS Word (?) –Графические редакторы (CorelDraw) –Научная графика (Origin, MathType, Mathematica) –Грабберы (CorelCapture) Наиболее удачные результаты получаются при разумном сочетании нескольких программ!

45 Стендовый доклад (постер) Заголовок Заголовок –Конференция –Название –Авторы –Организация –Эмблема

46 Постер

47 Постер Текст (не должен быть перегруженным!) Текст (не должен быть перегруженным!) –Краткая формулировка проблемы –Краткая формулировка идеи –Цель – выписана четко и конкретно –Методы – отдельная секция –Результаты – можно без текста, только рисунки графики, фото с краткими пояснениями –Обсуждение может отсутствовать –Выводы – выписаны полностью –Библиография (если требуется) –Благодарности

48 Постер Иллюстрации Иллюстрации –Основные результаты должны быть даны в виде таблиц, графиков и рисунков (фотографий) –Иллюстрации должны говорить за себя –Пояснения должны быть краткими Изготовление Изготовление –Программы PowerPoint, CorelDraw –Стандартный размер A0 –Удобно изготовить в виде одного документа и распечатать на принтере А0

49 Постер Действия докладчика Действия докладчика –Дежурство у постера (обязательно! – это характеризует ваш профессионализм!) –Пояснения интересующимся –Print-outs (раздаточный материал) – копии постера в формате A3, A4 (10-15 шт.) –Копии статей, публикаций –Визитные карточки

50 Домашнее задание Подготовить сообщение о своей работе в формате: 5 мин. доклад + 5 мин. ответы на вопросы Подготовить сообщение о своей работе в формате: 5 мин. доклад + 5 мин. ответы на вопросы –Использовать PowerPoint –Доклад должен содержать описание проблемы, замысла, цели, методов, полученных результатов и их сравнение с предшествующими исследованиями –Доклад должен быть иллюстрирован

51 Спасибо за внимание! Благодарности: Нижегородский научно-инновационный центр (приглашение) Нижегородский научно-инновационный центр (приглашение) Российский Фонд фундаментальных исследований (фин. поддержка) Российский Фонд фундаментальных исследований (фин. поддержка) Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского (техническое обеспечение) Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского (техническое обеспечение) Контактный адрес Игнатов Станислав Константинович, Игнатов Станислав Константинович,