Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка 1357 города Москвы Шелгунов Анатолий Владимирович учитель английского языка Условно-речевые упражнения в развитии коммуникативной компетентности.
Самая большая роскошь на Земле – это роскошь человеческого общения. А. Сент-Экзюпери Круглый стол. Технологии творческих мастерских. 4б класс. Работа в парах.
Цели преподавания иностранного языка Учить языку как главному средству выражения чувств и мыслей. Вести учащихся к компетентности в английском языке. Компетентность в иностранных языках расширяет возможности человека. Приоритетное направление – коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность – это способность человека к выбору и реализации программ речевого поведения в зависимости от его способности ориентироваться в различной обстановке.
Как достигнуть цели? Формы Методы Приемы Технологии Упражнения Средства достижения цели
Коммуникативный метод Принцип коммуникативной направленности Коммуникативный метод Условно-речевые упражнения Коммуникативные игры Коммуникативная компетентность
Условно-речевые упражнения Интеграция разного уровня Фреймовые опоры Витагенная технология
Различается множество видов условно-речевых упражнений (УРУ) Вид УРУ СоставУстановки Способ выполнения
Комплексы УРУ.
Условно-речевые упражнения Имитативные Подстановочные Трансформационные Репродуктивные
Имитативные Упражнения, в которых учащиеся для выполнения речевой задачи находят языковые формы, лексические единицы в реплике учителя (в образце), и используют их, не изменяя. «Do you agree or disagree? » (УМК «Adventures Elementary», издательство Oxford University Press (стр. 55): А: Do you think well live on other planets? B: Yes, I think so. And you? A: No, I dont think so.
Подстановочные Подстановка лексических единиц в структуру какой- либо грамматической формы. Посмотрите на картинки и на глаголы. Напишите вопросы. (Задайте вопросы.) Учащиеся имеют перед собой пример, картинки, по которым можно догадаться какой глагол использовать, и наречия времени. Они задают друг другу вопросы, подставляя глаголы и наречия в образец, и отвечают на них: -Were you having breakfast at eight oclock this morning?
Трансформационные УРУ, в которых ученики для выполнения речевой задачи трансформируют реплику (или часть реплики) собеседника, что выражается в изменении порядка слов, лица или времени глагола, падежа или числа существительного и т.п. Для лексических навыков трансформация может выражаться в передаче того же содержания другими словами. Work with student A (B). Find the differences. Работа проходит в парах. Устно. У каждого из учащихся перед собой картинка, но картинки отличаются. Student A: Bob is playing a computer game. Student B: No, he isnt. Hes surfing the Internet. Student A: Jenny is reading a magazine. Student B: No, she isnt. Shes reading a book.
Трансформационные Задание «Посмотрите на текст. Исправьте предложения» (тест был уже прочитан) также, по нашему мнению, из разряда трансформационных. - Mary plays the violin. - She doesnt play the violin. She plays the guitar. Развивается умение образовывать отрицательные предложения в настоящем простом времени, опровергать какую-либо информацию, не соглашаться с собеседником (упражнение можно выполнять в парах). Реплики ситуативно обусловлены.
Репродуктивные УРУ, при выполнении которых предполагается воспроизведение в репликах учащихся тех форм или лексических единиц, которые усвоены в предыдущих упражнениях. Угадайте какой предмет я загадал. Ask yes/no questions. You can ask only 20 questions. (- Is it big? – Is it green? – Can it swim? – Do you use it at school? etc.) Задание можно усовершенствовать, начав его так: I know a famous person… И играть по тем же правилам.
15 Communicative games Find your partner Sports survey Mooses music survey Who…? Explorers
16 Did you like the first one? Yes, I did. Its better to play once than to hear about the game a hundred times. Mooses music survey The rules: 1.Listen to the tape and draw or in Me column 2.In pairs ask and answer the questions as in the example: 3.Complete the table with names and / 4.Swap your partners and go on interviewing (your second partner have information about the 4 th person in the group), complete the table like this like this 5.Choose a spokesperson to summarize the results, like this like this No, I didnt. В папке «Файлы» The table is here
17 I liked the first song but …, …, and …didnt. We all liked the second song. We didnt like the third song.
Основные моменты технологии работы 1)Приступая к работе с УРУ впервые, необходимо не только разъяснить ученикам суть этих упражнений, но и продемонстрировать их выполнение. Главное при этом - довести до сознания учеников, что они не «выполняют упражнения», а реагируют, беседуют, общаются. Поэтому они должны стараться и соответственно вести себя «по-речевому». 2)Установки вначале даются на родном языке, иностранные эквиваленты вводятся постепенно. 3)Перед выполнением упражнения (не каждого, разумеется) следует обязательно отработать его выразительную сторону: логическое ударение, эмоциональную окраску и т.п. Иначе упражнение «разваливается», ибо партнеры теряют речевой контакт. 4)Для большей естественности реплик постепенно вводятся разговорные штампы, клише. 5)Поскольку учителю трудно запомнить все свои реплики во всех упражнениях, заготавливаются маленькие карточки, где обозначены установки и опорные слова для каждого упражнения. Важнейшим моментом является умение учителя как бы невзначай использовать их в качестве опор для памяти, а не как материал для считывания своих реплик. С читающим собеседником общения не получится. 6)Одно упражнение, состоящее из 8-10 элементов (микродиалогов), должно выполняться не более двух минут. Общая продолжительность работы с УРУ зависит от ступени обучения и колеблется в диапазоне от 15 до 30 минут. 7)Возможна и желательна такая организация работы с УРУ, когда время говорения почти полностью отдано учащимся. Для этого необходимо специальный раздаточный материал - карточки с иллюстрациями.
Факторы успеха Психологическая перестройка учителя на новый лад работы. Прежде всего сам учитель должен понять, что процесс выполнения УРУ - это общение, пусть условное, регламентированное нуждами обучения, но общение. Ситуативная обусловленность реплик. Достоверность реплик. Если то, что говорится, является неправдой по отношению к говорящему, не может быть речи даже об условном общении. Все реплики в УРУ, должны быть рассчитаны на личность обучаемого, на его витагенный опыт.
Литература 1. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф. и др. Настольная книга преподавателя иностр. языка. – Мн.: Выш. школа, – 522 с. 2. Уласевич С. Н. Оксфордское качество. Инновационная уровневая образовательная программа по английскому языку для общеобразовательной школы. РЕЛОД Москва Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе: 2-е изд-е дораб. – М.: Просвещение, – 223 с. 4. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – 2-е изд. – М.: Просвещение, – 223 с. 20
21 Пример самого простого сайта