1 Итоги реализации программы представления и защиты интересов малого и среднего бизнеса Докладчик - Дина Крылова Член Правления ООО МСП «ОПОРА РОССИИ»,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Доклад на коллегию министерства финансов Ставропольского края об изменениях действующего федерального законодательства Министерство финансов Ставропольского.
Advertisements

Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
Построение системы противодействия коррупции в органах местного самоуправления Пермского края.
О внедрении оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов в администрации Кондинского района ноябрь, 2015 год.
1 СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ Координационного Совета по административной реформе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном.
Правовое регулирование аккредитации в Российской Федерации.
Отдел по контролю за применением цен (тарифов). Полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) Федеральный закон от
Республиканское совещание «Итоги государственного регулирования в Республике Бурятия на 2008 год и основные задачи на годы» «Об изменениях в.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Об эффективности размещения государственного и муниципального заказов в Чувашской Республике. О реализации системы мер по противодействию коррупции при.
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу; поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан; рост технологической.
Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Внедрение антикоррупционных стандартов, регламентирующих вопросы противодействия коррупции,
1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства II.
Открытость государственных органов: органов: понятие, элементы, НПА, понятие, элементы, НПА, мониторинг, стандарт мониторинг, стандарт Презентацию подготовила.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 293-ФЗ 8 ноября 2010 г. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-
1 1 Значительно облегчает получение услуг гражданами и организациями Обеспечивается серьезный экономический эффект Предоставление государственных и муниципальных.
Коррупция искажает экономическую и финансовую среду ведения бизнеса; уменьшает эффективность государственного управления и бизнеса, стимулы к инвестициям;
«Итоги тарифного регулирования в 2006 году и задачи органов регулирования на годы» «Итоги тарифного регулирования в 2006 году и задачи органов.
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27 ИЮЛЯ 2010 ГОДА 210-ФЗ В ЧАСТИ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ.
Транксрипт:

1 Итоги реализации программы представления и защиты интересов малого и среднего бизнеса Докладчик - Дина Крылова Член Правления ООО МСП «ОПОРА РОССИИ», Президент Межрегионального фонда «Деловая перспектива» Москва, 19 сентября 2011 г.

2 Основные направления программы Содействие созданию общегосударственной системы мер по противодействию коррупции. Совершенствование и расширение механизмов защиты прав предпринимателей при контрольно-надзорных мероприятиях. Повышение прозрачности и непредвзятости при проведении торгов и иных процедур по доступу субъектов малого бизнеса к имущественным объектам, государственному и муниципальному заказу, закупкам и контрактам госмонополий. Обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктурным объектам и инженерным сетям. Упрощение административных процедур (административные регламенты и стандарты госуслуг) и согласований ИРД и обеспечение обратной связи по правоприменению в сфере государственного администрирования. Обеспечение гражданского контроля при реализации антикоррупционной политики.

Меры по устранению административных ограничений для МСП (1) Указ Президента РФ от г. 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»: - введен уведомительный порядок начала открытия бизнеса для массовых видов предпринимательской деятельности; - четко регламентированы сроки и процедуры проверки, а также ограничены основания их проведения (обязательное согласование всех внеплановых проверок бизнеса с органами прокуратуры); - размещение государственного и муниципального заказа осуществляется посредством электронных торгов; -как «профилактика» появления новых административных ограничений деятельности бизнеса введена обязательная оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти на этапе их разработки 3

Меры по устранению административных ограничений для МСП (2) Приняты федеральные законы: от г. 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; от г. 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности»; от г. 380-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»; от г. 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 4

Защита прав предпринимателей при проверках Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: проведение внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства стало возможно только по согласованию с органами прокуратуры Российской Федерации (с 9 мая 2010 г. данная норма распространена на проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей); ограничены сроки проведения проверок для подавляющего большинства органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (исключение – налоговая инспекция и др.): не более 50 часов – для малых компаний и не более 15 часов для микропредприятий; признаются недействительными результаты проверки при грубых нарушениях ее проведения контрольно-надзорным органом (закреплен четкий перечень таких нарушений); установлен запрет на проведение дублирующего контроля разными контрольно-надзорными органами в отношении одних и тех же требований, в отношении одного и того же объекта и др. Установлен денежный штраф должностных лиц за конкретные нарушения процедурных правил осуществления контрольно-надзорных мероприятий. 5

Госзакупки Перевод в гг. госзакупок в электронный вид. (весь документооборот в электронном виде, необходимость получить аккредитацию и электронно-цифровую подпись) 5 электронных площадок (сайты в сети Интернет): - ОАО "Единая электронная торговая площадка" ЗАО "ММВБ-Информационные технологии" ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" ЗАО "Сбербанк-Автоматизированная Система Торгов" ООО "Индексное агентство РТС" - снижение в 2,5 раза размера обеспечения заявки на участие в аукционе (с 5 до 2 % начальной/максимальной цены контракта/цены лота). (от 3 ноября 2010 г. 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»); на рассмотрении в Государственной Думе ФС РФ находится проект федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг государственными корпорациями (компаниями), субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса» «О закупках товаров, работ, услуг государственными корпорациями (компаниями), субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса 6

Обеспечение недискриминационного доступа к инженерным сетям и инфраструктуре - Установление льготных тарифов на технологическое присоединение к электрическим сетям для МБ (550 руб. за 1 кВт до 15 кВт включительно) и беспроцентная рассрочка 95 % платы до 3-х лет; - Упрощение требований к составу заявки на технологическое присоединение для МСП; - Ответственность сетевых организаций за нарушение стандартов раскрытия; - Расширение и уточнение перечня информации, обязательной для раскрытия сетевыми организациями – платы, наличия объема свободной мощности и др. -Утверждение типовых форм договоров об осуществлении технологического присоединения для субъектов малого и среднего предпринимательства и др. -Преференции для субъектов МСП при приватизации арендуемых объектов государственного и муниципального имущества (право выкупа без проведения аукциона и с рассрочкой оплаты платежа). 7

Упрощение административных процедур введения преимущественно уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности (от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Федеральный закон 210-ФЗ (июль 2010 года) был «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»: - запрет на истребование документов, справок, согласований и других данных, имеющихся в распоряжении государственных и муниципальных органов и обеспечение сопоставимости информационных баз данных государственных и муниципальных органов; - возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде; - бесплатность услуг за исключением закрытого перечня платных услуг; - оказание услуг (исполнение функций) по принципу «одного окна» (через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг либо через или региональные порталы государственных и муниципальных услуг) и др. Установление процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ) принимаемых государственных решений на бизнес. 8

Оценка регулирующего воздействия Обязательно в отношении следующих областей регулирования: - организация и осуществление государственного контроля/надзора); - установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования - оценка соответствия (сертификация, декларирование, регистрация, лицензирование и др.); - безопасность процессов производства (технические регламенты, санитарные нормы и правила, требования к охране труда и т.п.); С августа 2010 г. (внедрение ОРВ) по июнь 2011 г. ОПОРОЙ РОССИИ была проведена оценка около 50 проектов нормативных правовых актов. В планах Минэкономразвития России: - повсеместное распространение ОРВ в регионах. - проведение ретроспективной оценки действующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. 9

Итог реализации мер для МСП Существенное сокращение количества неправомерных проверок субъектов предпринимательства; Устранения избыточных полномочий милиции на потребительском рынке; Обеспечения доступа малого бизнеса к государственному и муниципальному заказу посредством проведения открытых аукционов в электронной форме и т.д.; По данным исследования ОПОРЫ РОССИИ «Индекс ОПОРЫ » доля взяток в выручке компании (разнообразные «поборы», «откаты» и «благодарности») снизилась практически в 2 раза, и теперь не превышает 5 %. 10

Антикоррупционные меры В 2008 году создан специальный антикоррупционный орган – Совет по противодействию коррупции при Президенте Российской Федерации. С января 2009 года вступил в силу Федеральный закон от г. 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2009 г. 196 внедрена антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов и иных документов (в целях своевременного выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции). Указом Президента РФ от утверждены Национальный план противодействия коррупции 2008 года, Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на гг. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» (ужесточение ответственности). 11

Итог реализации антикоррупционных мер Индекс восприятия коррупции 2011 ИВК 2,1 Россия опустилась в рейтинге с 147 (2008) на 154 место (2010) из между Папуа-Новой Гвинеей и Таджикистаном Опрос на Съезде ТПП РФ (2011) По результатам - 82% предпринимателей главной проблемой назвали коррупцию.

Причины неэффективности антикоррупционных мер –Безнаказанность, безответственность, бесконрольность бюрократии – нарушение баланса интересов в обществе, когда реальная ответственность наступает только для рядовых граждан и предпринимателей. –не обеспечена неотвратимость наказания и равенство всех перед законом, неприкасаемость высокопоставленных коррупционеров –не обеспечивается выгодность и безопасность для бизнеса перехода на новые правила игры –не обеспечивается невыгодность и опасность для бюрократии несоблюдения законов –антикоррупционное законодательство ориентировано на пресечение конкретных коррупционных правонарушений, а не на выявление коррупционных схем и коррупционных сетей. –не выявляется выгодоприобретатели по конкретным коррупционным схемам. Типичным является, когда инициатор – де факто неприкосновенное лицо. 13

Неучет особенностей коррупции в России Несоответствие мер масштабности, системности и качеству российской коррупции – бессистемность мер,. 1 этап – пассивная коррупция (первая половина 90-х) – пассивность чиновников, взятки как способ повысить эффективность их работы в условиях рынка. Предмет коррупционных отношений – получение незаконных преимуществ и уход от наказания за правонарушения. 2 этап – активная коррупция. Выстраивание административных барьеров, вытеснение криминала из крышевания бизнеса. Превращение права в товар. (вторая половина 90-х). Рейдерство через банкротство. 3 этап – активная системная коррупция. Формирование разветвленных коррупционных рынков. Предметом коррупции становится возможность реализации законных прав гражданами и предпринимателями. ( годы). Рейдерство через корпоративные захваты. 4 этап – агрессивная коррупция. Формирование устойчивых связей правоохранителей, судей и коррумпированных руководителей территорий и отраслей. Превращение права в инструмент дискриминации. (с 2003 года). Рейдерство через уголовные дела. Антикоррупционные меры соответствуют уровню 1 этапа (пассивной коррупции бюрократии). Необходимы адекватные меры – рост угроз и рисков, снижение выгод для коррупционеров.

Обеспечение гражданского контроля при реализации антикоррупционной политики Не реализованы ключевые меры: Механизмы гражданского контроля Антикоррупционная экспертиза законодательства (реализована неэффективно) Защита заявителей о коррупции Иски в защиту неопределенного круга лиц Обеспечение информационной открытости власти Защита СМИ при коррупционных расследованиях Независимый антикоррупционный мониторинг Антикоррупционное просвещение 15

Рекомендации Обеспечение верховенства закона и эффективного гражданского контроля;. введение ответственности за незаконное обогащение; особые механизмы управления и контроля в сферах с высоким коррупционным риском (правоохранительная, контроль/надзор, распоряжение имуществом/финансами, дефицитными ресурсами и др.) - выявление типичных коррупционных практик защита заявителей (как физических, так и юридических лиц); принятие конкретных мер контроля и ответственности за недостоверность деклараций лиц, наделенных властью, и их родственников; введение обязательности учета результатов антикоррупционной экспертизы. участие представителей общественности в мониторинге и контроле расходования бюджетных средств; усовершенствование механизма переаттестации и ротации судей; избираемость председателя суда судьями. 16