Формирование оптико- пространственного восприятия у детей с общим недоразвитием речи Войтенкова Елена Олеговна студентка 511 группы Научный руководитель:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие пространственной ориентировки и лексико-грамматических категорий пространственного значения на логопедических занятиях Учитель-логопед Котова.
Advertisements

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ освоение телесного пространства освоение внешнего пространства пространственные схемы и диктанты конструктирование.
Выполнила педагог-психолог Егорова Ю.В.. Пространственные представления - необходимая часть большого количества важнейших знаний, умений и навыков Это.
УНИВЕРСИТЕТ ДИНАМИКА КОРРЕКЦИИ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ Выполнил студент: Научный руководитель: 1.
ТЕМА «Развитие базовых предпосылок формирования слоговой структуры слова» Учитель-логопед Сысуева О.И.
Могутова Ирина Константиновна учитель-логопед I квалификационной категории.
Преемственность дошкольного и школьного обучения. Обучение в первом классе предполагает, что ребёнок в подготовительной группе познакомился с такими учебными.
Психолого- логопедическое сопровождение Никитина В. Л. – педагог-психолог Васильева А. К. – учитель-логопед КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная)
Особенности изучения и коррекции монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Выполнил: студент 5 курса ИСП КГПУ.
Ориентирование детей на местности Карташова Т.М. Воспитатель гр.8, «Веснушки»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III.
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Выполнена: Дорошовой Еленой Викторовной.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ Некоторые.
Муниципальное образовательное учреждение Шарьинский Центр диагностики и консультирования Обобщение опыта работы учителя – логопеда Соловьевой Людмилы Владимировны.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А.Сухомлинский Тема: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Автор-составитель – учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Учитель – логопед: Метельская Елена Михайловна МБДОУ 41 «Рябинушка»
1 2 Ориентация в окружающем мире Развитие психических функций Сформированность мотивации к обучению.
Транксрипт:

Формирование оптико- пространственного восприятия у детей с общим недоразвитием речи Войтенкова Елена Олеговна студентка 511 группы Научный руководитель: Лынская Марианна Ильинична

Необходимые умения для овладения ребенком пространства Для овладения знаниями о пространстве необходимо Умение выделять и различать пространственные признаки и отношения Умение словесно обозначать пространственные признаки и отношения Умение ориентироваться в пространственных отношениях

АКТУАЛЬНОСТЬ Коррекция общего недоразвития речи Определение современных технологий изучения и коррекции нарушений оптико- пространственного восприятия у детей с ОНР Профилактика нарушений письма

Цель исследования оптимизация коррекционно- логопедической работы по формированию оптико- пространственных представлений у детей с ОНР с целью профилактики вторичных нарушений

Объект – особенности оптико- пространственных представлений у детей с ОНР Предмет - направления и технологии формирования оптико-пространственных представлений с целью профилактики дисграфии у детей с ОНР Объект и предмет исследования

Задачи исследования: 1. Теоретическое исследование проблемы развития и формирования оптико-пространственных представлений у детей с ОНР. 2. Изучение особенностей оптико-пространственных представлений у детей с ОНР в сравнении с их сверстниками без речевой патологии. 3. Определение направлений и приемов коррекционно-логопедической работы по формированию оптико-пространственных представлений у дошкольников с ОНР; 4. Оценка эффективности разработанной программы коррекционно-логопедического воздействия

Особенности оптико- пространственного восприятия у детей с ОНР Нарушение дифференциации левой и правой руки Замедление закрепления навыков ориентирования относительно своего тела Затруднение в определении положения предметов относительно друг друга Трудности в употреблении предложно-падежных конструкций

Организация констатирующего эксперимента Исследование проходило в период 2009 – 2010 учебный год на базе ГОУ Д/с Экспериментальная группа=10 детей с ОНР. Сравнительная группа = 10 человек без речевых нарушений

Направления исследования оптико- пространственных представлений Ориентировка в собственном теле; Определение направлений в пространстве относительно своего тела; Определение положения предметов относительно другого предмета; Определение ориентировки на листе бумаги; Понимание предложно-падежных конструкций, выражающих пространственные отношения с помощью следующих предлогов: в, на, под, перед, за, к, у, от.

ГРУППЫ ПО СТЕПЕНИ УСПЕШНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ 1-я группа - высокий уровень развития пространственного восприятия (отсутствие ошибок и правильное выполнение задания); 2-я группа - средний уровень пространственного восприятия (отсутствие грубых ошибок и выполнение задания с легкой подсказкой логопеда); 3-я группа - низкий уровень восприятия (наличие грубых ошибок или невозможность выполнения задания)

Уровни успешности выполнения заданий дошкольниками с ОНР в сравнении с нормой Процент выполнения задания детьми

Результаты констатирующего эксперимента ОНРНОРМА 1 ГРУППА30%50% 2 ГРУППА30% 3 ГРУППА40%20%

При выполнении заданий у детей с ОНР мы отметили: трудности в словесном обозначении пространственного расположения частей тела; неуверенность при определении направлений; редкое употребление слов с пространственным значением

ПОДГОТОВИТЕЛЬ- НЫЙ ЭТАП Маркировка правой руки Упражнения для общей и мелкой моторики Совершенствование зрительного восприятия

Принципы коррекционной работы От простого к сложному Использование вспомогательных средств Выработка опорных образов Развитие мелкой моторики и координации От объемных предметов до знаков и систем Определения количества и последовательности предметов

Система работы по развитию оптико- пространственного восприятия 1 Этап. Освоение телесного пространства.

2 этап. Осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах

3 Этап. Определение направлений в пространстве относительного своего тела.

4 этап. Ориентация других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.

Определение и отработка положений предмета относительно другого предмета в позициях

5 этап. Двигательные диктанты и графические

Ориентировка на листе бумаги

6 этап. Конструирование и копирование.

Творческие манипуляции с разнообразным и объектами

7 этап. «Квазипространственные» (логико- грамматические) речевые инструкции.

Определение и закрепление положений из-за, между, из-под

Ориентация в линейной последовательности предметного ряда в направлении слева направо

Ориентация в линейной последовательности числового ряда в направлении слева направо

Результаты контрольного эксперимента ДОПОСЛЕ 1 ГРУППА30%50% 2 ГРУППА30%20% 3 ГРУППА40%30%

Результаты контрольного эксперимента Процент выполнения задания детьми

Спасибо за внимание!