Проектирование Программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектирование Программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Окунева С. А. кандидат педагогических.
Advertisements

Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Составила Чебан Н. И.
Развитие личности Универсальныеучебныедействия Математика Литература Химия География.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Сущность и виды универсальных учебных действий Учитель математики МБОУ «Дус-Дагская СОШ» Донгак М.А.
Формирование универсальных учебных действий как одно из условий повышения качества образования.
Семинар Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников Формирование универсальных учебных действий гимназия «Пеленг» 2012.
1 Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
L/O/G/O Роль классного руководителя в управлении процессом развития личности обучающихся через внеурочную деятельность.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
Транксрипт:

Проектирование Программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Переход современной системы образования 4 к определению цели обучения как формирования умения учиться 4 к экологической парадигме 4 к стратегии целенаправленной организации учебной деятельности 4 к пониманию учебного процесса как смыслового 4 к признанию ведущей роли учебного сотрудничества.

Задача начального общего образования Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: умения принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Портрет выпускника начальной школы ученик, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.

Требования к результатам освоения образовательной программы 4 личностный результат – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию 4 метапредметный – освоенные обучающимися универсальные учебные действия.

Предмет итоговой оценки достижение предметных и метапредметных результатов

Образовательная программа начального общего образования 4 1. Пояснительная записка 4 2. Планируемые результаты освоения образовательной программы 4 3. Учебный план 4 4. Программа формирования универсальных учебных действий 4 5. Программа отдельных учебных предметов и курсов

Концепция развития универсальных учебных действий Системно-деятельностный подход: - проблемно ориентированное развивающее образование (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков) - личностно ориентированное развивающее образование (В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская ) - вариативно развивающее образование (А. Г. Асмолов, Е. А. Ямбург)

Авторы 4 А. Г. Асмолов 4 Г. В. Бурменская 4 И. А. Володская 4 О. А. Карабанова 4 Н. Г. Салмина 4 С. В. Молчанов

Цель концепции 4 конкретизировать требования к результатам начального общего образования 4 дополнить традиционное содержание образовательно- воспитательных программ

Развитие универсальных учебных действий 4 Освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин 4 Сознательное, активное присвоение ими нового социального опыта

Литература 4 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от 6 октября 2009 г. 373) 4 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е. С. Савинов. – М.:Просвещение, Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.- М.: Просвещение, 2010

Программа формирования универсальных учебных действий 4 описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования; 4 связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; 4 характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся; 4 типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; 4 описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

Раздел 1. Описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования

Задачи совершенствования начального образования 4 создание мобильной системы непрерывного образования 4 развитие личности 4 поиск новых форм внедрения идей развивающего обучения в школе 4 формирование умения учиться 4 снижение учебной нагрузки

1. Формирование основ гражданской идентичности личности - чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважение истории и культуры каждого народа

2. Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества 4 доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается 4 уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма 4 принятие и уважение ценностей семьи, коллектива и общества и стремление следовать им 4 ориентация в нравственном содержании и смысле, развитие этических чувств 4 формирование чувства прекрасного и эстетических чувств

4. Развитие умения учиться 4 развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества 4 формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке)

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности 4 формирование самоуважения 4 развитие готовности к самостоятельным действиям 4 формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей 4 формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью

Раздел 2. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов 4 Личностные … Предмет Универсальные учебные действия личностныерегулятивныепознавательнкоммуникат ивные 1Русский язык … … … …

Русский язык Познавательные, коммуникативные и регулятивные действия 4 формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. 4 развитие знаково-символических действий - замещения, моделирования и преобразования модели 4 развитие форм и функций речи.

Литературное чтение Личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные 4 смыслообразование 4 самоопределение и самопознание 4 основ гражданской идентичности путем 4 эстетических ценностей 4 нравственно-этического оценивания 4 - эмоционально-личностной децентрации и др.

Иностранный язык Коммуникативные действия 4 общее речевое развитие 4 развитие произвольности и осознанности монологической и диалогической речи 4 развитие письменной речи 4 формирование ориентации на партнера 4 формирование гражданской идентичности 4 развитие общеучебных познавательных действий

Математика Познавательные действия (логические, знаково-символические) 4 планирование 4 систематизация и структуирование 4 кодирование и декодирование 4 моделирование, дифференциация 4 формирование элементов системного мышления 4 приобретение основ информационной грамотности и другие

Окружающий мир - Формирование основ гражданской российской идентичности - формирование основ экологического сознания - развитие морально-этического сознания - принятие правил здорового образа жизни, - формирование общепознавательных универсальных учебных действий - формированию логических действий

Музыка Личностные, коммуникативные, познавательные действия 4 эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся 4 формирование российской гражданской идентичности и толерантности. 4 коммуникативные универсальные учебные действия 4 общепознавательные действия - замещение и моделирование

Изобразительное искусство Личностные, познавательные, регулятивные действия 4 общеучебные действия, замещение и моделирование 4 логические операции 4 целеполагание, планирование и организация действий 4 формирование гражданской идентичности личности, толерантности

Технология 4 моделирование и планирование 4 осуществлять анализ, рефлексию 4 коммуникативные – использование форм группового сотрудничества 4 знаково-символические умения (моделирование ) 4 регулятивные действия – целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция и оценка 4 развитие функций речи

Физическая культура 4 формирование личностных универсальных действий: основ общекультурной и российской гражданской идентичности, освоение моральных норм, готовности к преодолению трудностей, правил здорового и безопасного образа жизни. 4 регулятивные действия 4 коммуникативные действия

Раздел 3. Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся

«Универсальные учебные действия» - умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самоусовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Функции универсальных учебных действий: 4 Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 4 Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному самообразованию.

Личностные универсальные учебные действия 4 личностное, профессиональное, жизненное самоопределение 4 смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом 4 нравственно-этическая ориентация

Регулятивные универсальные учебные действия 4 целеполагание 4 планирование 4 прогнозирование 4 контроль 4 коррекция 4 оценка 4 саморегуляция

Познавательные универсальные учебные действия 4 Общеучебные универсальные действия 4 Знаково-символические действия 4 Логические универсальные действия 4 Постановка и решение проблемы

Общеучебные универсальные действия 4 самостоятельное выделение познавательной цели; 4 поиск необходимой информации 4 структуирование знаний 4 построение речевого высказывания 4 выбор эффективных способов решения задач 4 рефлексия способов 4 смысловое чтение

Знаково-символические действия 4 моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель (пространственно- графическая или знаково- символическая) 4 преобразование модели с целью выявления общих законов

Логические универсальные действия 4 анализ объектов 4 синтез 4 выбор оснований для сравнения, сериации, классификации объектов 4 выведение следствий 4 установление причинно-следственных связей 4 построение логической цепочки 4 доказательство 4 выдвижение гипотез и их обоснование

Постановка и решение проблемы 4 формулирование проблемы 4 самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия 4 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 4 постановка вопросов 4 разрешение конфликтов 4 управление поведением партнера 4 умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

Раздел 4. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий

4 необходимо создание системы задач, решение которых обеспечивает формирование заданных свойств универсальных учебных действий 4 создание учебников нового типа

Личностные универсальные учебные действия 4 создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе 4 организация форм совместной учебной деятельности

Познавательные универсальные учебные действия Решение учебных задач 4 Предварительный анализ текста задачи 4 Перевод текста на знаково- символический язык 4 Построение модели 4 Работа с моделью 4 Соотнесение результатов, полученных на модели с реальностью (текстами)

Коммуникативные универсальные учебные действия 4 Организация взаимной проверки заданий 4 Учебный конфликт 4 Работа в группе 4 Проектные задания 4 Тренинговые задания

Раздел 5. Описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию» Учебные действия Предпосылки учебных действий 4 класс 1. Личностные 2. Регулятивные 3. Познавательные 4. Коммуникативные

Психологическая готовность 4 эмоционально-личностная 4 интеллектуальная 4 социальная

Причины трудностей 4 необходимость адаптации обучающихся к новой организации процесса и содержания обучения 4 совпадение начала кризисного периода со сменой ведущей деятельности 4 недостаточная готовность детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности

Регулятивные предпосылки учебных действий 4 умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; 4 умение сохранять заданную цель; 4 умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; 4 умение контролировать свою деятельность по результату; 4 умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника

Регулятивные универсальные учебные действия 4 класс Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): 4 способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; 4 умение действовать по плану и планировать свою деятельность; 4 преодоление импульсивности, непроизвольности; 4 умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; 4 умение адекватно воспринимать оценки и отметки; 4 умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; 4 умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия 4 класс Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей: 4 целеустремленность и настойчивость в достижении целей; 4 готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания); 4 формирование основ оптимистического восприятия мира