О текущей ситуации и Хаванов Сергей Москва, ВВЦ, 2012 перспективных трендах на рынке картофеля
Состояние отрасли в сезон г.г. отсутствие покупателей низкий уровень цен и как следствие задолженности по зарплате просрочки погашения кредитов, пролонгация паника и продажа продукции ниже себестоимости Все это симптомы …
Кризис ПРЕДЛОЖЕНИЕ СПРОС
Основные причины кризиса увеличение площадей, основанное больше на амбициях, чем на реальных заказах доступные источники развития (льготные кредиты, господдержка и т.д.) засуха и высокие цены г.г. привлекли новых игроков замедление темпа сокращения ЛПХ (высокие цены г.г.) неравномерность предложения (с апреля по июнь российского картофеля нет) низкое качество, несоответствие стандартам млн.тн картофель2,82,72,93,12,13,6
Кризис – это Поворот хранение Производство (фермер) упаковка распределение (опт) розничная торговля и общепит (сеть) потребление переработка технологическое обеспечение Рынок покупателя (спрос) Рынок продавца (предложение)
рынок потребления (потребитель >> покупатель) население ежегодное потреблени е картофеля на 1 чел., кг численность населения, потребл ение картофе ля в год, млн. тн регулярн ая закупка картофел я разовая закупка картофел я (осень) картофел ь собствен ного производ ства млн. чел % мегаполисов601510%0,990%8%2% обл. центров и крупных городов %7,020%40% райцентров %5,2 2%30%68% сел, поселков и деревень 0% 100% ВСЕГО %13,1
потенциал картофельного рынка (потребитель = покупатель) население ежегодное потребление картофеля на 1 чел., кг численность населения, потребление картофеля в год, млн. тн регулярная закупка картофеля разовая закупка картофел я (осень) картофель собственног о производст ва млн. чел% обл. центров и крупных городов %7,020%40% тенденции: снижение потребления картофеля на душу рост численности городского населения увеличение профессиональной занятости рост уровня жизни населения (средний класс) изменение интересов молодого поколения развитие торговых сетей и общепита
розничная торговля и общепит (куда идут покупатели?) мелкооптовые и розничные рынки розничные сетисети общепита (кафе, рестораны, столовые, фудкорты) ценаудобство и комфортвремя и сервис изменение потребительских предпочтений
покупатели и розничная торговля наличие товара 365 дней в году 24 часа в сутки ассортимент (сорт, цвет, размер, способ приготовления, вид и объем упаковки и т.д.) удобная упаковка (1,5-5 кг), СТМ повышение требований к качеству (мытый картофель) соответствие качества цене обслуживание, комфортные условия для покупки
сортировка и упаковка упаковка позволяет покупателю идентифицировать товар и ускорить процесс обслуживания функция упаковывания перешла от фруктовых компаний и розничных сетей к производителям и специализированным компания наличие упаковочного производства является необходимым условием для работы с сетями автоматизация процессов мойки, сортировки, фасовки и паллетирования необходимо стандартное сырье Вес разный, а стоимость одинаковая!
распределение и логистика требования к скорости и точности исполнения заказа требования к паллетированию и логистической таре требования к документообороту и маркировке товара требования к температурным режимам формирование устойчивых связей поставщик-сеть
переработка на рынке доминирует импорт, развитие связано с приходом крупных мировых игроков основное ограничение для развития – отсутствие гарантированной сырьевой базы определенных стандартов отечественная переработка связана с переработкой брака и нестандартного картофеля (отходы упаковочных производств) основной заказчик технологичные фабрики-кухни, сети быстрого питания
производство общее снижение площадей, но при этом увеличение доли профессиональных производителей более четкая специализация производств понижение себестоимости путем увеличения урожайности регулярное обновление семенного материала точное соблюдение технологии Основной фактор успеха: наличие долгосрочных клиентоориентированных связей между производителями и потребителями Основная цель: совершенствование качества при снижении издержек на 1кг
Себестоимость 2011 г. рублей на 1 кгрублей на 1 га Полевая себестоимость3, Списания и н/ст0, Расходы периода (ЗП, ремонты, услуги) 1, Расходы по хранению0, Расходы финансирования1, Налоги (ндс, фот, имущество) 0, Себестоимость (без аммортизации)6, Аммортизация2, Полная себестоимость 9, Площадь 380 га, Урожайность 25 тн/га, Валовый сбор 9,5 тыс тн Семена 1 и 2 репродукция, Средняя цена реализации 7,22 руб/кг Либо продавать дороже 10 руб/кг, либо вдвое повышать урожайность
Благодарю за внимание!