Правила поведения лектора перед студенческой аудиторией:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Типология уроков Урок является сложной педагогической системой и разделяется на типы по признакам: Вводный урок. Урок изучения нового материала(первичного.
Advertisements

1. Сущность понятия «семинар». Задачи и функции семинарского занятия в высшей школе. 2. Типы и виды семинарских занятий. Критерии оценки семинарского.
Презентацию подготовил студент 5 курса Группы ПДД-13 Мосин Виктор.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарским, практическим занятиям, зачетам и экзаменам Методика подготовки к семинарским и практическим.
Семинарское занятие - одно из видов учебных занятий, для которого характерно: активность, самостоятельность, проверка своих способностей, вооружение знаниями.
Новые педагогические технологии Метод кейсов. Определение Метод кейсов – это обучение посредством пакета ситуаций для принятия решений, то есть изучение.
Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала Верещагина О. Ю. МБОУ СОШ 62 г. Архангельск.
1. Понятие «лекция» в высшей школе. Функции лекции, ее особенности и виды. 2. Принципы конспектирования материала на лекции. 3. Методы и приемы скоростного.
Методика подготовки и проведения занятия «Организация выступления школьников со своими творческими работами» Методические рекомендации для учителя и материалы.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Вопрос 1: Вопрос 1: Сущность понятия «практика». Практика (др.-греч. «деятельность») – это целесообразная и целенаправленная деятельность, которую субъект.
Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Формирует мотивацию,
Круглый стол. Существует только один бог-знание и только один дьявол-невежество. Сократ.
1 Кафедра иностранных языков «Разработка методик использования инновационных технологий обучения, активных и интерактивных форм проведения занятий» Исполнитель.
Семинар – практикум Первомайский район Составитель: Мансурова В.А.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
1 Проект кафедр ВМ-1 и ВМ-2 «Разработка электронных УМК по дисциплинам «Линейная алгебра», «Основы математического анализа», «Дискретная математика», «Теория.
Отчет по методической теме: «Использование практических заданий на уроках технологии с целью формирования общетрудовых и профессиональных умений и навыков»
1. Сущность понятия «самостоятельная работа» и её значение в процессе обучения студентов. 2. Виды самостоятельной работы студентов. Содержание:
Транксрипт:

Правила поведения лектора перед студенческой аудиторией:

1. Педантичная дисциплина лектора Нужно полностью исключить всякого рода причины (так называемые особые случаи), скрывающие точное начало и окончание лекции. Лекция - самое важное в жизни преподавателя высшей школы.

Величайшая (беспощадная) требовательность к самому себе. Всегда лектор обязан соблюдать: технику записи на доске - последовательность и четкость записей, хороший мел, влажная тряпка и пр.; · правильность и строгость языка лекции - избегать жаргонных словечек, канцеляризмов, правильно расставлять ударения и т.д.; · постоянно наблюдать за аудиторией и чувствовать ее; · иметь ввиду ответ на очень важный для студентов вопрос А зачем это нужно?;

Величайшая (беспощадная) требовательность к самому себе. Всегда лектор обязан соблюдать: не следует рассуждать перед студенческой аудиторией о предметах, которые лектор плохо знает; · не нужно украшать лекцию лозунгами и поучениями, в которые лектор сам не верит и в жизни не исполняет; · не следует рассказывать анекдоты; можно дать отдохнуть аудитории, обогащая внутренний мир студентов; · не следует важничать перед студенческой аудиторией.

Роли преподавателя ученого, рассматривающего явления и факты, анализирующего их; педагога, воспитывающего мировоззрение, нравственность, отношение к делу и пользующегося современными методами преподавания; оратора, пропагандирующего, убеждающего слушателей; психолога, чувствующего аудиторию в целом и каждого слушателя в отдельности.

Лекция есть коллективное направленное мышление студентов и педагога и главная задача - сделать это мышление активным и плодотворным. А это обеспечивается знанием, опытом и педагогическим мастерством преподавателя. Фокин Ю. Г.

Функции лекции информационную (дает студентам необходимые сведения); стимулирующую (пробуждает интерес к теме, призывает изучить другие источники); воспитывающую и развивающую (дает оценку явлениям, вырабатывает мышление).

1. Организационный уровень. Решается вопрос о количестве часов, соотношении лекций, семинаров и практических занятий.

2. Дидактический уровень. Разработка плана лекции (или системы лекций), выбор типа лекции (вводной, обзорной, проблемной, обобщающей), ввод демонстраций, экспериментов, технических средств, учет уровня подготовки аудитории.

3. Методический уровень. Разработка отдельных лекций, постановка учебных и воспитательных задач, подбор конкретного материала, определение логического аппарата, разработка методики демонстрации эксперимента, использование наглядности технических средств, введение фактов из практики, учет отражения лекций на семинарских занятиях и практических работах.

II. Логико-педагогическая структура лекции (Бочарова Е.П.)

1. Вводная часть. Называется тема, формулируются задачи, дается краткая характеристика проблемы, освещается состояние вопросов, называется литература к лекции, устанавливается связь с предыдущими занятиями.

2. Изложение материала лекции. Преподаватель разбирает факты, приводит нужную информацию, анализирует сложившийся опыт, дает, где нужно исторические справки, определяет свою позицию, дает оценку сложившейся практике и научным исследованиям, устанавливает связь с практикой, жизнью, дает установки, раскрывает перспективы развития, возможные научные поиски по данному вопросу.

3. Заключение. Даются формулировки основных выводов, указания к дальнейшей самостоятельной работе, методические советы.

Типы лекций по общим целям: агитационные, пропагандистские, воспитывающие, развивающие; по содержанию: академические и популярные; по дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные и обзорные; по воздействию: на уровне эмоций, на уровне понимания, на уровне убеждений.

Содержание конспекта лекции тема (точно сформулированную); цель и задачи; список литературы обязательной и дополнительной; текст содержания (с выделением основного и второстепенного); задания для самостоятельной работы

План-конспект лекции Тема лекции Место Аудитория Вид лекции: по содержанию – академическая, по дидактическим задачам – текущая, по способу изложения материала – визуализация (лекция представляет собой развернутое комментирование зрительно предъявляемого объекта, такого как презентация), по форме организации – монолог с элементами вопросно- ответной формы. Цель: формирование у студентов представлений о … Задачи: - ознакомиться с существующими определениями - рассмотреть истоки … - изучить … - понять … План: Конспект

Семинар

Виды семинаров Просеминар - ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, литературой, и методикой работы над ними. Собственно семинар: –а) развернутая беседа по заранее известному плану; –б) небольшие доклады студентов

Семинарские занятия как вид учебной работы в высшей школе выполняет следующие функции: познавательная: углубление, конкретизация, систематизация знаний, полученных на лекции и во время самостоятельной работы; контрольная: контроль за качеством усвоения студентами материала; деятельная: развитие навыков самостоятельной работы, мотивация к научному поиску.

Междисциплинарный На занятия выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом, экономическом, научно-техническом, юридическом, нравственном и психологическом. На него также могут быть приглашены специалисты соответствующих профессии и педагоги данных дисциплин. Между студентами распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, видеть межпредметные связи.

Проблемный семинар Перед изучением раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.

Тематический семинар Этот вид семинара готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара студентам дается задание - выделить существенные стороны темы, или же преподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты затрудняются, проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.

Ориентационный семинар Предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т.п. Например, закон об образовании Российской Федерации, студентам предлагается высказать свои соображения, свое мнение, свою точку зрения по данной теме, возможные варианты исполнения данного закона. Метод ориентированных семинаров помогает подготовить к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы.

Системный семинар Проводятся для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемой темы. Например: «Основные факторы стабильности персонала» в рамках курса «Социология труда». Метод системных семинаров раздвигает границы знаний студентов, не позволяет замкнуться в узком кругу темы или учебного курса, помогает обнаружить причинно- следственные связи явлений, вызывает интерес к изучению различных сторон общественно- экономической жизни.

Спецсеминары и спецпрактикумы проводятся обычно на старших курсах в рамках более узкой специализации и предполагают овладение специальными средствами профессиональной деятельности в выбранной для специализации области науки или практики.

Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия 1. Вступительное слово преподавателя: - Какое значение имеет тема для деятельности слушателей. - Какие вопросы нужно обсудить глубже, чтобы понять теорию и научиться ею пользоваться в жизни. - Каков порядок семинара: как выступать по основным и дополнительным вопросам; как строить выступление (коротко, четко, предметно, без общих слов, с выводами из сказанного)

Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия 2. Предоставить слово одному из слушателей.

Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия 3. Внимательно слушать и следить за содержанием речи и ее аргументированностью.

Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия 4. Если речь по содержанию и аргументированности удовлетворяет, то продолжать до 3-5 мин. Ограничение времени выступления 3-5 минутами исключает чтение конспекта, приучает говорить по существу, а при подготовке лучше обдумывать материал.

Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия 5. Если речь по содержанию не самостоятельна (читает печатный текст или конспект), не аргументирована, то прервать ее вопросом. Вопрос должен быть обращен к содержанию уже сказанного в выступлении. Например: "Почему Вы утверждаете, что…", "Можно ли объяснить сказанное…".

Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия 6. Если на вопрос отвечает правильно и кратко, то дать продолжить выступление до 3-5 мин.

Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия 7. Если на вопрос не мог ответить, то прекратить выступление, а вопрос обратить ко всей группе.

Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия 8. Если вся группа не находит правильного ответа, то вопрос "раздробить", конкретизировать.

Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия 9. Если один или несколько человек ответили верно вопрос, то дать слово другому слушателю (по этому и следующему вопросу плана семинара).

Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия 10. После окончания выступления (или прервав его по истечении 3-5 мин) спросить группу: нет ли вопросов, дополнений, уточнений, поправок, возражений по существу обсуждаемого вопроса?

Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия 11. Если нет желающих, то самому руководителю семинара поставить дополнительный (уточняющий или дискуссионный) вопрос, обращенный ко всем.

Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия 12. Если есть вопрос из аудитории, то обратить его ко всем и предложить высказаться желающим.

Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия 13. Если есть желающие высказаться, то дать им слово. На дополнительные вопросы целесообразны выступления по желанию, а не по принудительному вызову, ибо иначе снизится активность, все привыкнут к вызовам и не будет желающих.

Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия 14. Если группа не сумела правильно ответить на дополнительный вопрос, то дать ответ на него самому и сделать вывод.

Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия 15. Если выступление не по существу, то прервать его вопросом.

Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия 16. После обсуждения первого основного вопроса плана семинара сделать вывод, поставить второй основной вопрос и предоставить слово одному из слушателей.

Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия 17. После того, как будут обсуждены все вопросы плана семинарского занятия или истечет время занятия, подвести итог: - оценить степень обсуждения вопросов и глубину их уяснения и усвоения; - оценить качество выступлений слушателей; - поставить задачу на дальнейшую самостоятельную работу по недостаточно усвоенным вопросам.

Семинары могут проводиться в следующих формах: – вопросов и ответов; – развернутая беседа с предварительной подготовкой заданий; – коллективное чтение и комментирование текстов; – устные ответы студентов с последующим обсуждением; – дискуссия по предварительно заданной теме;

Семинары могут проводиться в следующих формах: – защита письменных рефератов студентов; – семинар-конференция с докладами и ответами на вопросы; – итоговая теоретическая конференция со студентами всего потока; – проблемный семинар по разрешению проблемных ситуаций; – пресс-конференция: сообщения по узловым вопросам и обсуждение; – семинар – «мозговой штурм» с выработкой рекомендаций.

Практические занятия

Структура практических занятий: вступление преподавателя; ответы на вопросы студентов по неясному материалу; практическая часть как плановая; заключительное слово преподавателя.

Критерии оценки практического (семинарского) занятия:

Целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности; Планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы; Организация семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя; Стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса;

Отношения "преподаватель - студенты": уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные; Управление группой: быстрый контакт со студентами, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентами или, наоборот, повышает тон, опирается в работе на лидеров, оставляя пассивными других студентов; Замечания преподавателя: квалифицированные, обобщающие или нет замечаний; Студенты ведут записи на семинарах: регулярно, редко, не ведут.

Коллоквиум одна из форм промежуточного контроля знаний студентами материала, относящегося к определенному разделу программы учебной дисциплины, изучаемой в течение семестра. (из Положения о коллоквиумах одного российского университета)

Организация коллоквиумов 1.1. Коллоквиум проводится, как правило, во внеаудиторное время. В порядке исключения с учетом наличия ресурсов обеспечения учебного процесса и по рекомендации Методического совета Университета решением проректора по учебной работе коллоквиум может быть проведён в аудиторное время, выделенное на изучение данной учебной дисциплины.

Организация коллоквиумов 1.2. В случае неудовлетворительного результата сдачи коллоквиума студенту разрешается его пересдать в оставшийся до экзаменационной сессии период с оформлением индивидуального листа, выдаваемого в деканате для пересдачи коллоквиума. Учебный материал коллоквиума включается в тестовое задание на экзамене только для тех студентов, которые не сдали коллоквиум.

Организация коллоквиумов 1.3. Итоговая оценка по учебной дисциплине, по которой предусматривается сдача коллоквиума, выставляется по результатам сдачи экзамена в тестовой форме в установленном порядке.

Форма проведения коллоквиумов 2.1. Время, отводимое на самостоятельную подготовку обучающегося к коллоквиуму, составляет 9 часов в счёт трудоёмкости освоения данной учебной дисциплины по учебному плану.

Форма проведения коллоквиумов 2.2. Материал программы учебной дисциплины (часть, раздел, темы), отнесенный к коллоквиуму, должен по трудоемкости освоения студентом составлять 25-30% от всего объема трудозатрат по данной дисциплине и в дальнейшем не выносится на экзамен.

Форма проведения коллоквиумов 2.3. Коллоквиум проводится в письменной форме в виде тестового опроса, в виде ответов на контрольные вопросы или в виде решения контрольных задач.

Форма проведения коллоквиумов 2.4. Объем одного теста должен соответствовать общей трудоемкости дисциплины и содержать вопросов. Тесты, выносимые на коллоквиум, оформляются так же, как и экзаменационные тесты: каждому тестовому вопросу должны соответствовать пять предлагаемых ответов, среди которых один ответ правильный. Студенту, сдающему коллоквиум, предлагается дать правильный ответ и его номер отметить в опросной карте..

Форма проведения коллоквиумов 2.5. Основанием для принятия коллоквиума является ведомость, выдаваемая деканатом в установленном порядке. По результатам сдачи студентами коллоквиума выносятся следующие оценки: «зачтено» - правильных ответов равно или более 50%, «незачтено» - правильных ответов менее 50% от их общего числа. Определение количества правильных ответов производится преподавателем по опросным картам или по результатам письменных ответов и решению задач.

Форма проведения коллоквиумов 2.6. Продолжительность сдачи студентами коллоквиума устанавливается так же, как и на курсовых экзаменах из расчета: 45 минут на вопросов.

Форма проведения коллоквиумов 2.7. Результаты коллоквиума преподаватель фиксирует в ведомости, выданной ему деканатом для проведения коллоквиума. Указанная ведомость заполняется и сдается в деканат в день проведения коллоквиума.

Форма проведения коллоквиумов 2.8. Материалы сдачи студентами коллоквиума (тесты, опросные карты, письменные ответы на контрольные вопросы, решение задач и другие) должны храниться на кафедре с соблюдением мер конфиденциальности.

Форма проведения коллоквиумов 2.9. Составление и ежегодное обновление тестовых вопросов, контрольных вопросов и задач должно быть предусмотрено индивидуальным планом преподавателя, ведущим данную дисциплину.

Задачи коллоквиума проверка и контроль полученных знаний по изучаемой теме; расширение проблематики с помощью дополнительных вопросов по данной теме; углубление знаний при помощи использования дополнительных материалов при подготовке к занятию; студенты должны продемонстрировать умение работать с различными видами исторических источников; формирование умения коллективного обсуждения (поддерживать диалог в микрогруппах, находить консенсусное решение, аргументировать свою точку зрения, слушать оппонента, выражать готовность принять позицию другого учащегося).

Этапы коллоквиума

1. Подготовительный а) формулирование темы и проблемных вопросов для обсуждения (преподаватель должен заранее продумать вопросы в соответствии с уровнем знаний студентов в группе и сделать карточки, вопросы в которых будут дифференцироваться по уровню сложности). Следует отметить, что формирование микрогрупп является концептуальным моментом проведения занятия. Предложенный вариант, при котором в микрогруппу входят студенты примерно с одним уровнем подготовки, целесообразно использовать, когда одна из главных задач занятия проверка и контроль знаний. Когда же основная цель занятия обучающая, то более целесообразно формировать микрогруппы, учитывая не уровень подготовки, а, например, коммуникативный и дружеский факторы.

1. Подготовительный а) формулирование темы и проблемных вопросов для обсуждения б) предоставление списка дополнительной литературы; в) постановка целей и задач занятия; г) разработка структуры занятия; д) консультация по ходу проведения занятия; е) приглашение специалистов- консультантов.

1. Подготовительный а) формулирование темы и проблемных вопросов для обсуждения (преподаватель должен заранее продумать вопросы в соответствии с уровнем знаний студентов в группе и сделать карточки, вопросы в которых будут дифференцироваться по уровню сложности). Следует отметить, что формирование микрогрупп является концептуальным моментом проведения занятия. Предложенный вариант, при котором в микрогруппу входят студенты примерно с одним уровнем подготовки, целесообразно использовать, когда одна из главных задач занятия проверка и контроль знаний. Когда же основная цель занятия обучающая, то более целесообразно формировать микрогруппы, учитывая не уровень подготовки, а, например, коммуникативный и дружеский факторы. б) предоставление списка дополнительной литературы; в) постановка целей и задач занятия; г) разработка структуры занятия; д) консультация по ходу проведения занятия; е) приглашение специалистов-консультантов.

2. Начало занятия а) подготовка аудитории: поскольку каждая микрогруппа состоит из 57 студентов, то парты нужно соединить по две, образовав квадрат, и расставить их по всему помещению; б) формирование микрогрупп (микрогруппу необходимо сформировать таким образом, чтобы в неё входили студенты, успеваемость которых по предмету одного уровня. Это необходимо для более адекватного оценивания общей работы коллектива); в) раздача вопросов по заданной теме для совместного обсуждения в микрогруппах (сложность вопросов должна соответствовать уровню знаний и умений студентов в микрогруппе).

3. Работа по поставленным вопросам Студентам предоставляется время (3040 мин) на совместное обсуждение поставленных вопросов для выработки коллективных ответов.

4. Ответы на поставленные вопросы а) в порядке, установленном преподавателем, представители от микрогрупп зачитывают выработанные в ходе коллективного обсуждения ответы; б) студенты из других микрогрупп задают вопросы отвечающему, комментируют и дополняют предложенный ответ; в) преподаватель регулирует обсуждение, задавая наводящие вопросы, корректируя неправильные ответы (важно, чтобы преподаватель не вмешивался напрямую в ход обсуждения, не навязывал собственную точку зрения); г) после обсуждения каждого вопроса необходимо обобщить выводы и перейти к обсуждению следующего вопроса (вопросы целесообразно распределить таким образом, чтобы ответы микрогрупп чередовались); д) эксперты-консультанты могут вмешиваться в ход обсуждения, задавая вопросы и высказывая собственную позицию; они могут отстаивать определенную концептуальную позицию; е) после обсуждения всех предложенных вопросов преподаватель обобщает сделанные выводы.

5. Подведение итогов а) преподаватель соотносит цели и задачи данного занятия и итоговые результаты, которых удалось добиться; б) заключительный этап суммирует всё достигнутое с тем, чтобы дать импульс для дальнейшего углубления и решения обсуждавшихся вопросов (в рамках одного занятия невозможно разрешить все поставленные вопросы, одна из задач подобного вида занятий спровоцировать интерес к обсуждаемым проблемам); в) преподаватель должен охарактеризовать работу каждой микрогруппы, выделить наиболее грамотные и корректные ответы студентов; г) выставление оценок ; д) в самом конце занятия преподаватель может провести опрос студентов с целью выяснить их впечатление от проведённого занятия, пожелания и рекомендации, что позволит в будущем скорректировать работу с данной группой.