Новые подходы в управлении качеством образования Трушина Наталья Рахматуллаевна, учитель химии МАОУ «Лицей 8» г.Перми
Образование это то, что остается у человека после того, как он забудет все, чему его учили (японская мудрость); создание образа человека; процесс (образовательный); результат (диплом), на сколько ученик научиться – его проблема; социальные институты: д/с – школа – ВУЗ – производство; социальная деятельность, которой занимаются работники образования; социальная ценность (у нас образованные люди не благодаря системе образования, а вопреки ей)
Закон РФ «Об образовании» Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в интересах человека, общества и государства и характеризующийся определенными условиями, фиксированными в образовательных стандартах.
Качество образования Интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Качество образования условияпроцессрезультат цель
Новое качество образования невозможно без нового качества учителя! Учитель больше не транслятор знаний, не главный эксперт в области достоверного и полного знания. Он должен научить ученика учиться (облегчить ему задачу приобретения знаний), выстраиванию собственной образовательной и жизненной траектории, умению жить в социуме и решать проблемы, возникающие на жизненном пути.
Компетентностный подход – одно из направлений модернизации образования
Компетентности или ключевые компетентности - попытка описать базовые свойства, необходимые каждому человеку для успешной деятельности в современном мире.
Компетентности - попытка выйти за рамки знаний и специальных умений. Компетентности - ответ на вызовы со стороны мира труда, бизнеса, претерпевшего за последние десятилетия серьезные трансформации
Быстрые и постоянные изменения на рынке товаров и услуг, новые информационные, коммуникационные технологии, новые подходы к организации и управлению. Появление новых профессий, специальностей, устаревание и исчезновение старых. Приоритетность в производстве знаний и технологий, а не вещей. Компетентности - новые требования к качествам и умениям сотрудника.
В чем состоят новые требования? Уметь работать в группе в тесной кооперации, беря на себя ответственность и участвуя в принятии решений по поводу организации процесса достижения требуемого результата. Уметь работать самостоятельно без постоянного руководства. Уметь работать с проблемами и искать пути их решения. Уметь осуществлять анализ новой ситуации, используя имеющиеся знания. Уметь действовать в неопределенной ситуации, самостоятельно добывая недостающую информацию. Способность уживаться с другими.
Ключевые компетентности в сфере познавательной деятельности; в сфере трудовой деятельности; в гражданской сфере; в досуговой деятельности; в коммуникации.
Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не усвоение суммы информации (сведений), а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, используя знания и порождая новые.
Компетентностный подход - это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Компетентностный подход - это подход, ориентирующий учебный процесс на практичность его результатов. Компетентностный подход - это подход, реализующий деятельностный характер образования.
Основные дефициты в учебных умениях школьников России Сравнение результатов России с другими странами явно показывает отличие приоритетов отечественного общего образования от приоритетов, характерных для многих стран. Результаты международных сравнительных исследований учебных достижений учащихся свидетельствуют, что уровень предметных знаний и умений российских школьников не ниже или превышает уровень учащихся многих стран, которые в исследованиях PISA (2000, 2003, 2006) показали существенно более высокий уровень умения применять свои знания в ситуациях, отличных от учебных (например, Финляндия, Нидерланды, Канада, Австралия, Чешская Республика, Венгрия, Новая Зеландия, Швеция и др.).
Это говорит о том, что в настоящее время, обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, российская система обучения не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания. Одна из причин этого явления – крайности в реализации академической направленности российской школы. В настоящее время начальная и основная школа постепенно переходят на работу по стандартам 2004 г., в которых выделено специальное требование к общеобразовательной подготовке учащихся – «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Очевидно, что эта установка будет способствовать усилению практической направленности в обучении.
Опасно через меру пристраститься К давно налаженному обиходу: Лишь тот, кто вечно в путь готов пуститься, Выигрывает бодрость и свободу. Г.Гессе «Игра в бисер»
Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности Проблема «как научить ученика учиться» сохраняла свою актуальность всегда. Сегодня предполагаемый результат ее решения формулируется как приобретение учащимся определенной компетентности. Согласно разработанной МО РФ «Стратегии модернизации содержания общего образования» в структуре ключевых знаний выпускников школ должна быть представлена компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в т. ч. – внешкольных.
Химический эксперимент призван играть самостоятельную роль в формировании компетентности в сфере познавательной деятельности. Эксперимент – как метод изучения и преобразования действительности в определенных, контролируемых условиях, направленный на проверку какого-то предположения (гипотезы) – исключительно важен для развития познавательной деятельности. Это же касается и хим. эксперимента, который предполагает проведение хим. реакций с определенной целью или осуществление целенаправленного и контролируемого воздействия на объект исследования в определенных условиях.
Если в процессе обучения химии добиться осознанного целенаправленного планирования учениками эксперимента (вместо бездумного приливания одного к другому и наблюдения непонятных изменений окрасок образующихся веществ), то это будет исключительно важным средством не только формирования предметных знаний, но и развития компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
В обучении химии самостоятельный перенос знаний и приемов деятельности в новую ситуацию может осуществляться в следующих случаях: - при решении комплексных учебно-познавательных задач; - при решении нестандартных расчетных задач, требующих переноса знаний для анализа хим. процесса или реакций, лежащих в основе задачи, либо – комбинирования нескольких алгоритмов решения типовых задач; - при выполнении экспериментальных исследований; - при самостоятельном изучении конкретных разделов учебных курсов (составление схем- конспектов); - при самостоятельном составлении обобщающих таблиц, схем и при их использовании; - при подготовке докладов, сообщений, самостоятельной разработке игровых ситуаций и игр.