Фирма на конкурентном рынке. Экономическая эффективность фирм. Курс экономики. 11 класс. Учитель Гришакина О.П.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экономика фирмы Постоянные и переменные ресурсы, издержки. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Показатели выпуска фирмы.
Advertisements

Введение в специальность «Экономика и управление на предприятии» Н. Н. Таскаева к. э. н., доцент А.И. Козловская, старший преподаватель кафедры МН.
Что такое фирма и как она действует на рынке 1. Когда фирма имеет право на жизнь? 2. Что такое нормальная прибыль? 3. Можно ли управлять затратами? 4.
Повторение темы Затраты( издержки) производства 1.Доход, расход,прибыль, издержки бухгалтерские и экономические 2.Ресурсы, факторы, закон убывающей отдачи.
ТЕМА 7. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ДОХОД ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДАХ.
Производство и издержки 1.Процесс производства 2.Исчисление издержек 3.Виды издержек 4.Сколько выпускать продукции 5.Крупное производство и малый бизнес.
«Внешние и внутренние затраты. Бухгалтерская и экономическая прибыль» Издержки - расходы (затраты) на приобретение всего объема ресурсов, который фирма.
Производство и издержки. 1.Фирма как экономический субъект. 2.Понятие производства. Производственная функция и технологическая эффективность фирмы 3.Задача.
Экономические причины появления городов Экономисты выделяют две основные экономические причины появление городов: 1) сравнительное преимущество, которое.
Принятие решений фирмами Производственная функция и расходы.
Нормальная, бухгалтерская и экономическая прибыль. Выполнил: Штыков Д. Н. Студент группы:ТВ
Использование понятия производной в экономике. Рассмотрим функциональную зависимость издержек производства о количества выпускаемой продукции. Обозначим:
Домашнее задание: §4, с ; задание на выбор © Ковалькова Н.Н 1. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. 2. Постоянные и переменные издержки.
Типы конкуренции: Совершенная конкуренция (кол-во фирм большое, одинаковые изделия); Монополистическая конкуренция (кол-во фирм большое, разные изделия.
Бухгалтерские и экономические издержки. Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворить потребности тех, кого они.
Издержки и результаты деятельности фирмы. Издержки – Издержки – расходы, возникающие при производстве товаров. Бухгалтерские издержки – Бухгалтерские.
ТЕМА 7 Теория производства. Вопросы: 1. Основные категории анализа 2. Производство с одним переменным фактором 3. Выбор производственной технологии.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
LOGO Виды издержек и их экономическое значение. LOGO Проверка домашнего задания.
3 способа координации усилий для производства товаров и услуг. 1)С помощью рынка (человек действует один); 2)С помощью фирмы (усилия людей объединяются);
Транксрипт:

Фирма на конкурентном рынке. Экономическая эффективность фирм. Курс экономики. 11 класс. Учитель Гришакина О.П.

Чтобы получить любое благо фирме нужно соединить различные виды производственных ресурсов: в нужном объеме и нужном месте в нужный момент времени в едином технологическом процессе Таким образом понятно, что такое соединение требует координации. Координация осуществляется 3-мя способами: 1) с помощью рынка, где каждый действует в одиночку 2) с помощью фирмы, которая объединяет действия многих людей 3) с помощью государственного плана, который объединяет усилия граждан всей страны Основой выбора в экономике является рациональность, стремление получить лучший результат с меньшими затратами

Выгоднее использовать услуги фирмы, нежели отдельного предпринимателя, потому что затраты фирмы таковы же на производство продукции и обеспечение производства при большей производительности и объеме продукции У фирмы больше работников и больше разделение труда и специализация У фирмы происходит экономия на масштабах производства и возможности использования оборудования в несколько смен У фирмы ниже трансакционные затраты на единицу продукции Трансакционнные затраты – затраты времени, денег и усилий на поиски поставщиков, ресурсов и услуг, заключение соглашений, сделок, контроль за выполнением Эффект масштаба – ситуация, когда фирма имеет возможность увеличивать объем выпуска своей продукции в большей мере, чем возрастают объемы используемых ресурсов

Технологическая эффективность – уровень организации производства, при котором из имеющихся ресурсов производится максимально возможное количество готовой продукции Пример: российская руда для производства фосфорных удобрений – апатиты – содержит еще и нефелин (сырье для алюминия), стронций и редкоземельные элементы, а еще сырье для цемента, красителей, фарфора. Разумеется, удобнее использовать руду комплексно, чем по частям, но пока в России использование идет только 15% возможного.

Экономическая эффективность – способ организации производства, при котором затраты на определенного количества продукции минимальны.

Пример: затраты на производство деталей мебели СпособомЗатраты труда Эл. энергия Оборудо- вание Затраты на 10 деталей Затраты на 1 деталь Ручной С электри- ческим инструментом С компью- торным оборудование м При сравнении получилось, что в данном случае затраты на работы с использованием электрических инструментов на 27% меньше, чем при ручном способе и на 20% меньше, чем с использованием компьютерных технологий

Изучая деятельность фирм, экономическая наука заметила, что наиболее последовательно фирмы стремятся к достижению наивысшей экономической эффективности лишь в ситуации совершенной конкуренции, а не монополии Примерно одинаковые затраты на производств у конкурентов Число фирм с такой же продукцией велико, и объемы их поставок на рынок схожи Товары сходя по свойствам и качеству Вход на рынок данных товаров несложен и выход тоже Продавцы и покупатели обладают всей необходимой информацией о товарах, ценах, прибылях, которые можно получить Транспортные затраты и затраты на сбыт товаров не могут помешать развитию конкуренции Совершенная конкуренция

Совершенный конкурент - фирма, которая вынуждена продавать свои товары по цене, сложившейся на рынке, и не может повлиять на уровень этой цены, изменяя объемы свое предложения Несовершенный конкурент- фирма, на долю которой приходится столь большая доля общего рыночного предложения, что изменяя свои объемы продаж, она способна вызвать изменения равновесной цены на этом рынке Монополист – фирма (или очень малое количество фирм), которая является единственным продавцом на рынке этого товара, выбирающая объем производства и цену продаж на основе кривой рыночного спроса и не пускающая другие фирмы заниматься такой же деятельностью

Пример: экономика в лицах. Акио МОРИТА – «певец конкуренции» Японец Акио Морита - основатель (компаньоном Масару Ибуки) компании SONY, выдающийся предприниматель и организатор производства. Главным стимулом производства и торговли, японским мечом и славой в бизнесе называл конкуренцию. Смог из маленькой мастерской по переделке радиоприемников в 1946 году создать технически совершенную фирму, создающую и внедряющую на рынок новейшие, незнакомые покупателю товары: первые в мире транзисторные приемники, магнитофоны, видеомагнитофоны, плееры с наушниками, лазерные проигрыватели с компакт-дисками, домашние кинотеатры.

Издержки и прибыль фирмы в условиях конкуренции Прибыль - превышение выручек от продаж товара над суммарными издержками (затратами ресурсов). Общие издержки – расходы на приобретение всего объема ресурсов, который фирма использовала для организации производства определенного объема продукции. Внешние ресурсы – все, что фирма покупает у других коммерческих организаций или граждан (материалы, детали, рабочая сила…) с каждым новым объемом продукции Внутренние ресурсы – все, что принадлежит самой фирме (помещения, оборудование, земля, деньги…) и имеет ценность и для самой фирмы и если бы все э то сдать в аренду при альтернативном использовании для выгоды Тема 8

Нормальная прибыль – минимальный доход, который предприниматель должен получить, чтобы возместить вложенные в дело средства и усилия, сохранить заинтересованность в дальнейшем занятии делами фирмы, получить возможность вкладывать дальше деньги в развитие фирмы, достаточные для сохранения конкурентоспособности ее товаров и услуг Виды прибыли: нормальная, экономическая и бухгалтерская

Основные издержки фирмы Внешние (явные затраты) Внутренние (неявные затраты) Общие затраты (стоимость производства)

Экономические издержки – общие издержки фирмы на производство товаров или услуг в течение некоторого периода времени, определенные с учетом внутренних (неявных) затрат. (которые не учитывают налоговая служба и бухгалтерия) Бухгалтерские издержки – общая сумма внешних (явных) затрат фирмы на производство товаров или услуг в течение определенного периода времени Экономическая прибыль = выручка от продаж – внешние и внутренние затраты Бухгалтерская прибыль = выручка от продаж – внешние затраты Наличие бухгалтерской прибыли еще не означает шансов на возможности вкладывания средств на развитие предприятия

Пример: Сотрудник банка с зарплатой в $ в месяц, решил уйти организовать на даче (на которой не жил, а лишь сдавал на лето за $) мини-пекарню, вложив в нее $ сбережений со счета в банке. После года работы бухгалтер фирмы представил отчет: Выручка от продаж $, Издержки $, Прибыль $ Банкир, будучи человеком грамотным рассчитал внутренние (неявные) издержки: Потерянный заработок в банке $ х 12=24 000$ Потерянный доход от сдачи дачи: 1000 $ Потерянные % от вклада в банке 20% на 1$ =2000$ Получилось: на неявные издержки ушло $, то есть, он потерял 2000$, став предпринимателем, по сравнению с тем, если бы он работал в банке

Главной задачей фирмы является получение максимальной прибыли в кратчайшие сроки, чему способствует снижение издержек, для чего надо: - уметь управлять затратами на основе экономических закономерностей -совершенствовать технологию и организацию всей производственно- коммерческой деятельности -проводить режим жесткой экономии -придумывать действенные методы поощрения работников к повышению производительности труда

«Внешние издержки» отличаются от понятий «расходы» и платежи» Например, фирма решила приобрести 2 вагона металла. Расходы = количество покупаемых ресурсов х на цену товара Платеж – это реальная передача денег наличным или безналичным путем. Но приобретение, еще не использование, товар может быть переведен в запасы. Ресурс станет издержкой тогда, когда будет конкретно использован.

Издержки, связанные с использованием материалов и помещений, оборудования по разному формируются Материалы в процессе изготовления продукции теряют свой вид превращаясь либо в изделие, либо в отходы. Помещения, станки – остаются прежними и их можно использовать дальше. Чтобы получить больше товара, материала тоже надо больше, а вот цех, оборудование остаются прежними. Поэтому экономисты разбивают издержки на 2 категории: постоянные и переменные издержки

Постоянные издержки- те, которые нельзя изменить в краткосрочном периоде, они остаются одними и теми же при небольших изменениях объемов товаров и услуг Переменные издержки – те, которые можно изменить в краткосрочном периоде, они растут или сокращаются при изменении объемов производства

Структура издержек Детальный анализ издержек позволяет определять нужные цены и объемы производства Общие затраты Переменные затраты Постоянные затраты

Таблица структуры издержек в тыс. руб. Объем, единиц Переменные издержки на весь объем Постоянные издержки на весь объем Общие издержки на весь объем Средние переменные на 1 ед. Средние постоянные на 1 ед. Средние общие издержки на 1 ед

Средние издержки – издержки на изготовление единицы продукции, получаемые делением общей суммы затрат за определенный период времени на объем изготовленной продукции за этот период времени При увеличении объема продукции общая сумма постоянных затрат не меняется, а средние постоянные издержки снижаются При увеличении объема продукции сумма переменных затрат возрастает, а в расчете на 1 изделие сначала снижается, а потом возрастает При увеличении объема продукции общая сумма всех затрат возрастает, а средние издержки на 1 ед. продукции сначала снижаются, а потом возрастают Чем в больших масштабах производится продукция, тем дешевле поначалу обходится единица товара, >прибыль.

Эффект масштаба – рост масштабов годового выпуска продукции в определенных пределах, ведущий к снижению средних издержек производства, что позволяет получать больше прибыли с единицы товара при неизменных ценах, либо снижать цены, чтобы завоевать большую долю рынка и получить большую массу прибыли

Возможность снижения затрат на производство при росте его масштабов до экономически рационального предела и НТР обусловили в ХХ веке гигантское развитие серийного и массового производства товаров. Это создало огромные предприятия, позволило снизить цены по сравнению с небольшими фирмами и улучшило благосостояние граждан промышленно развитых стран. Важно правильно определить экономически разумный предел, после которого затраты на единицу продукции опять начинают возрастать и определить маржинальные (на пределе) затраты

Маржинальные (предельные) издержки – реальная сумма издержек, которых требует изготовление каждой дополнительной единицы продукции. Предельные издержки возникают, когда например, оборудование загружено уже почти на 100%, рабочие работают в несколько смен, имеют разную производительность труда и т.д.

Закон убывающей предельной производительности факторов производства наступает когда фирма наращивает объем использования только некоторых или одного из факторов производства, и прирост выпуска, приносимый дополнительными объемами этих факторов, в конце концов начинает снижаться

Результаты деятельности фирмы зависят не только от ее затрат, но и от типа рынка, в котором она действует, от деятельности конкурентов Типы конкуренции: Олигопольный рынок Рынок совершенной (чистой) конкуренции Рынок монополии Рынок монополистической конкуренции