«Народное житие» (к вопросу о взаимодействии устной и книжной традиции)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Причины конфликтных ситуаций между учителем и учеником. Выполнила Ш иряй Александра, ученица 8 «А» класса Шушенской школы 1 руководитель Шамраева Ольга.
Advertisements

Изобразительное искусство 10-20в Проект выполнила ученица 8 класса СОШ 16 г.Балаково Ющенко Юлия Руководитель проекта Солонина Е. В.
Житийная литература как особый жанр. Цели: Рассмотреть идейно-художественные особенности произведений житийного жанра.
Пинежские сказки: вчера и сегодня. Автор: Курбанова Влада, ученица 7 класса, МБОУ СОШ 4. Научный руководитель: Ерофеевская Любовь Владимировна, учитель.
МОУ «Харанжинская СОШ» Организация самостоятельной работы на уроках математики ( из опыта работы учителя математики Сарджанц О.М.)
Типы документов. Деталь – это документ КОМПАС-3D, содержащий трехмерное изображение (3D-модель) определенного объекта или изделия, сформированного путем.
Рецензия. Понятие о жанре.. Основные жанры публицистического стиля Портретный очерк (герой – конкретный человек с какими-либо выдающимися достоинствами)
Научный стиль. Анализ особенностей стиля. Научный стиль речи - одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу науки и производства;
Формирование читательских компетенций младших слабовидящих школьников.
«Формирование учебной мотивации через систему интерактивных технологий на уроках географии»
Выпускная квалификационная работа на высшую категорию Автор: Дедловская Г.А. учитель английского языка Черкасской СОШ Саракташского района.
«Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 Городской семинар учителей истории и обществознания «Системный подход.
Виды исследовательских работ Проблемно-реферативные Реферативно-теоретические Реферативно- исследовательские.
Биография в истории места Как проводить биографическое исследование? Биография в истории места.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Елизарова Наталья Евгеньевна учитель информатики и ИКТ НОУ РО «Гнилицкая православная гимназия» Построение и модификация диаграмм.
МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК. ЭКСПЕРТИЗА В УПРАВЛЕНИИ Роль экспертов в управлении: Основные трудности, связанные с информацией, возникающие при выработке сложных.
Транксрипт:

«Народное житие» (к вопросу о взаимодействии устной и книжной традиции)

Изначальная тема: «Жанр народного жития» Объем материала: Экспедиционные записи из следующих областей: Кировская Нижегородская Ульяновская Рязанская Архангельская (Пинежский и Каргопольский районы) Круг проблем: Состав жанров, входящих в «народные жития» Взаимодействие книжной и устной традиции в «народном житии» Подробный анализ текстов о святынях, связанных с героем жития, картографирование текстов Сравнение «народных житий» святых, принадлежащих разным типам святости

Проблемы, с которыми столкнулись Технические: нехватка времени ограниченность рамками дипломной работы неравномерно представленный материал невозможность «перепроверить» часть предоставленного материала Собственно научные: обвинения в «нефилологичности» работы конфликтная проблема жанра в фольклоре

Материал Ограничиться «своим» материалом (Кировская область и Пинежский район Архангельской области) Выбрать для анализа «народные жития» святых одного типа святости

Не затрагиваем проблему жанра народных рассказов о святых Формулируем проблему как соотношение роли книжной и устной традиции в «народном житии» Выявляем общие принципы построения для текстов устного жития, находящихся на разных стадиях формирования традиции устное житие 1 письменное житие устное житие 2

Глава 1. «Народное житие Артемия Веркольского» Ареал бытования роль монастыря в формировании устной традиции ареал почитания монастыря (представлена карта) зависимость формы бытования и способов интерпретации житийных текстов от близости к монастырю

Использованные варианты письменного жития : «Жития святых» Димитрия Ростовского Минея «Архангельский патерик» преложение жития прот. Артемием Владимировым канон и акафист святому Составлен указатель мотивов книжного жития Составлена таблица «Состав мотивов книжных версий жития Артемия Праведного» Составлена таблица «Соотношение мотивного состава книжного и устного житий Артемия Веркольского» Выявлены опорные мотивы для устного жития и влияние интерпретации фигуры Артемия на сочетание их в рассказах с собственно традиционными сюжетами и мотивами Описано влияние «формульности» книжного жития на стиль устных рассказов Книга как источник устного жития

Икона как источник устного жития Представлены все найденные нами списки икон св. Артемия Проанализированно влияние иконописных образов на возникновение в устных текстах новых (по отношению к письменным) мотивов и смысловых подвижек в мотивах традиционных.

Глава 2. «Народные жития» местночтимых святых Вятского края Обозначена проблема выявления круга местночтимых святых – во многом оценка святости зависит от степени воцерковленности информанта Выявлена зависимость подробности устного рассказа от популярности святого (у самых почитаемых жития содержат все необходимые элементы книжного жития – таблица «Состав мотивов, входящих в «народные жития» Сашеньки Елизаровой и о. Тихона Кролятского») Рассмотрены музейные жизнеописания блаженной Сашеньки Елизаровой как попытка кадификации имеющихся устных рассказов и их влияния на устные жития Влияние сохранившихся фотографий некоторых святых на устное житие, точнее, на устойчивость мотивов, «поддерживаемых» изображением (фотографии приведены в тексте)

Итоги работы На этапе, когда местночтимый святой уже канонизирован, устная агиография опирается сразу на две традиции – устную и книжную Связь с устной проявляется в основном в плане содержания (набор устойчивых мотивов, их последовательность, детали повествования) Устная традиция влияет не только на план содержания, но и на план выражения В ситуации, когда праведник не имеет книжной агиографии, устные рассказы о нем все равно стремятся быть выстроенными по биографическому сценарию, т.е. порождаются тексты, напоминающие книжные житийные. Так как процесс формирования устных житий неканонизированных святых может протекать с подключением зрительного ряда (фотографий) и опорой на эталонные тексты, то следует признать, что формирование и бытование устных житий канонизированных и неканонизированных святых происходит сходным образом.

Возможные перспективы исследования Расширение материала, на котором строится работа Исследование современного влияния Церкви на формирование текстов, повествующих о святых Проведение жанрового анализа текстов, составляющих народное житие

Приложение: Приложение 1. Устные рассказы об Артемии Праведном и Веркольском монастыре Приложение 2. Книжные жития Артемия Веркольского Приложение 3. Устные рассказы о местночтимых Вятского края