Международный учебник «Менеджмент и организационное развитие высшей школы» Издание подготовлено в рамках проекта TEMPUS-IV 159371-TEMPUS-DE-TEMPUS-JPCR.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Международный опыт участия студентов в процедурах оценки качества образования. Возможности российского студенчества. ТИМОШИН ПЁТР АЛЕКСАНДРОВИЧ.
Advertisements

БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА Велиев Заур. Социально-экономическая сущность бюджетной системы.
Общая характеристика системы образования Российской Федерации 1.
В.М. Кошелев Роль международных проектов в развитии системы аграрного образования России.
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
Раздел 2. Управление образованием, педагогический менеджмент на современном этапе.
НАПРАВЛЕНИЕ «МЕНЕДЖМЕНТ » МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ»
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 4: Ресурсы и партнеры.
Формирование социально-активной личности российского студента – гражданина, патриота Проректор по УВР ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»
Самоуправление: основные понятия. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ Направление подготовки Магистерская программа – Регионоведение России Сибирский регион в России и мире Квалификация (степень)
ГОУ ВПО Волго – Вятская Академия государственной службы Научная библиотека.
О законопроекте по внесению изменений и дополнений в ЗРК « Об образовании » - Вопросы университетской автономии январь 2014, Астана Докладчик: Кусаин Ерден.
Конева Наталья Сергеевна канд. юрид. наук, доцент Конституционное право России.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
Студенческий Совет ГОУ ВПО «НКИ». Общие положения Студенческий совет создается как постоянно действующий представительный и координирующий орган студентов.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Подготовила: Ученица 9 «Б» Мальцева Полина Руководитель: Ревенкова Л.В.
Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
Местное самоуправление Бисултанов А. А Андреев Г..
Транксрипт:

Международный учебник «Менеджмент и организационное развитие высшей школы» Издание подготовлено в рамках проекта TEMPUS-IV TEMPUS-DE-TEMPUS-JPCR «Сетевое взаимодействие университетов-партнеров в многоуровневой системе подготовки и повышения квалификации специалистов в области образовательного менеджмента», финансируемого Европейской Комиссией.

Международная команда учёных

3 Д.п.н., проф. М.Н.Певзнер Д.п.н., проф. А.Г.Ширин К.п.н., доц. П.А.Петряков Авторский коллектив Международный учебник «Менеджмент и организационное развитие высшей школы» Д.и.н., проф. В.С.Савчук К.п.н., доц. Н.И.Бумаженко Ректор НовГУ Д.м.н., проф. В.Р.Вебер Ректор ДНУ Д.ф-м.н., проф. Н.В.Поляков Ректор ВГУ Д.м.н., проф. А.П.Солодков Д.п.н., проф. Е.В.Иванов

Этапы работы над учебником Разработка структуры учебника Июнь 2011 г. г. Витебск Беларусь Консультации у проф. О.Грауманн, апрель 2011г.Хильдесхайм и проф. А.Пеллерт, май 2011 г. Берлин, Германия Последние коррективы Апрель 2012 г. г. Билефельд Германия Издание учебника май 2012 г. г. Днепропетровск Украина

Содержание Введение Глава 1. Основные тенденции развития высшей школы на современном этапе Глава 2. Интернационализация и глобализация как ведущие тенденции развития современного вуза Глава 3. Система управления высшим учебным заведением Глава 4. Стратегическое управление вузом Глава 5. Управление научно-образовательным процессом Глава 6. Менеджмент качества современного вуза Глава 7. Академическая свобода и автономия вуза: исторические традиции и современное развитие Глава 8. Кадровая политика и развитие персонала вуза Глава 9. Корпоративная культура как ресурс организационного развития вуза Глава 10. Вуз, гражданское общество и студенческое самоуправление Глава 11. Вуз и регион Заключение 5

Глава 9. Корпоративная культура как ресурс организационного развития вуза 9.1. Организационное развитие вуза: определение, подходы, модели Вуз как корпорация: исторический аспект Сущность и структура корпоративной культуры Типы корпоративной культуры. Вопросы для дискуссии. Ситуация для анализа и обсуждения. Вопросы для обсуждения ситуации. Тест для самоконтроля. Список литературы.

Ситуация для анализа и обсуждения Вопросы для обсуждения ситуации: Какие факторы определяют особенности корпоративной культуры университетов различных стран мира? Какие культурно-исторические традиции влияют на формирование корпоративной культуры белорусских, российских и украинских вузов? Размышляя об имиджевой политике своего учреждения, ректор и президент одного из российских вузов оживленно делились впечатлениями о своих недавних визитах в университеты-партнеры различных стран…

Глава 7. Академическая свобода и автономия вуза: исторические традиции и современное развитие 7.1. Автономия вуза: сущность понятия 7.2. Исторический аспект развития свободы и автономии университетов 7.3 Развитие автономии и академических свобод в современном вузе 7.4 Принцип автономии в вузах Украины 7.5 Концепция «Нового общественного управления» в европейских вузах 7.6 Модели университетской автономии

Автономия вуза - его самостоятельность в выборе стратегии развития, организационной структуре, в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научно-исследовательской, финансово- хозяйственной, международной и иных видов деятельности в соответствии с уставами (конституциями вузов) и действующим национальным законодательством.

Академическая автономия институциональная форма академической свободы: - обоснование особой миссии университета как источника, накопителя, хранителя и транслятора знаний и истины - логически вытекает из декартовской теории познания - процесс познания предполагает свободу от внешнего контроля: независимое наблюдение, публичная верификация и распространение, спор мнений - возрастание роли университета в условиях постиндустриального общества

Автономия - один из фундаментальных принципов функционирования вузов «Университет является автономным учреждением, лежащим в основе обществ, по разному организованных в соответствии с особенностями географиями и историческими традициями; он создает, изучает, оценивает и передает из поколения в поколение культуру при помощи научных исследований и обучения, чтобы соответствовать требованиям окружающего мира, эти исследования и обучение должны быть морально и интеллектуально независимы от всех политических властей и экономического давления» Из Великой Хартии европейских университетов

Первый законодательный акт об автономии университета императорская конституция «Authentica Habita» принята в 1155 году Фредериком Барбароссой - регулировала взаимоотношения между университетом Болоньи, городом и феодалами.

Университет Болонья Совокупность двух корпораций (universitas) - студенческой и профессорской. Совокупность двух корпораций (universitas) - студенческой и профессорской. Студенческая корпорация заключала договоры с профессорами, регулировала аренду студенческого жилья, цену на аренду и продажу книг, определяла преподаваемые курсы, устанавливала продолжительность лекций и каникул, осуществляла гражданскую и уголовную юрисдикцию над ее членами. Студенческая корпорация заключала договоры с профессорами, регулировала аренду студенческого жилья, цену на аренду и продажу книг, определяла преподаваемые курсы, устанавливала продолжительность лекций и каникул, осуществляла гражданскую и уголовную юрисдикцию над ее членами. Профессура имела право экзаменовать, присваивать докторскую степень, брать плату за экзамен. Профессура имела право экзаменовать, присваивать докторскую степень, брать плату за экзамен. Руководящий орган университета - генеральный совет, избиравшийся студентами, который, в свою очередь, избирал ректора Руководящий орган университета - генеральный совет, избиравшийся студентами, который, в свою очередь, избирал ректора

Автономия вуза не является абсолютно свободой, поскольку вуз связан с государством и обществом не только бюджетом государственного учреждения, но и целями и задачами, которые общество и государство ставят перед вузом, а также теми общественными ожиданиями, возникающими по поводу качества высшего образования и общественной пользы, которую могут принести выпускники вуза не является абсолютно свободой, поскольку вуз связан с государством и обществом не только бюджетом государственного учреждения, но и целями и задачами, которые общество и государство ставят перед вузом, а также теми общественными ожиданиями, возникающими по поводу качества высшего образования и общественной пользы, которую могут принести выпускники вуза Ю.Тимм Ю.Тимм

Автономия вуза не является «подарком» для вуза. Она приносит не только дивиденды, но и большой объем обязанностей, с которым может справиться не любой вуз. Степень автономии, которую получает человек или учреждение, зависит от того уровня собственного развития, которого они достигли. Автономию нельзя привнести в вуз и нельзя навязать сверху. К автономии необходимо стремиться, и автономии нужно учиться, ибо самостоятельность всегда связана с высокой степенью ответственности не является «подарком» для вуза. Она приносит не только дивиденды, но и большой объем обязанностей, с которым может справиться не любой вуз. Степень автономии, которую получает человек или учреждение, зависит от того уровня собственного развития, которого они достигли. Автономию нельзя привнести в вуз и нельзя навязать сверху. К автономии необходимо стремиться, и автономии нужно учиться, ибо самостоятельность всегда связана с высокой степенью ответственностиЛ.Кронталер

Концепция «Нового общественного управления» в европейских вузах Принципы расширения институциональной автономии высшей школы расширения институциональной автономии высшей школы расширение прав руководителей среднего звена. расширение прав руководителей среднего звена. привлечение дополнительных источников финансирования. привлечение дополнительных источников финансирования.

Модели университетской автономии Либеральная модель (США, Великобритания, Канада) характеризуется широкой автономией вузов. Либеральная модель (США, Великобритания, Канада) характеризуется широкой автономией вузов. Центристская модель (Франция, Германия, Россия, Украина) вузы с правовой точки зрения также являются автономными в учебной, научно-исследовательской, административной и финансовой деятельности. Центристская модель (Франция, Германия, Россия, Украина) вузы с правовой точки зрения также являются автономными в учебной, научно-исследовательской, административной и финансовой деятельности.

Модели университетской автономии Рыночная - вузы юридически автономны и самостоятельны (США, Канада, Австралия и Япония). Основные черты: Основные черты: сильная децентрализация в управлении (различные учебные заведения подчиняются местным, профессиональным органам управления или комитетам и комиссиям штатов); сильная децентрализация в управлении (различные учебные заведения подчиняются местным, профессиональным органам управления или комитетам и комиссиям штатов); плюрализм при основании учебных заведений (отсутствие государственной монополии на создание учебных заведений); плюрализм при основании учебных заведений (отсутствие государственной монополии на создание учебных заведений); разнообразие типов учебных заведений и их программ. разнообразие типов учебных заведений и их программ. Смешанная - федеративную систему с определенной автономией, ограниченной законодательными рамками (Китай). Директивная - вузы управляются центральным правительством (например, в Южной Корее).