ЭКОРИС-НЭИ Зачетные единицы в базисных учебных планах Афанасьева В.И. 10 декабря 2010 г. Курсы повышения квалификации УМЦ УМУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Advertisements

1 Методические указания по формированию ООП ФГОС ВПО МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ В РАМКАХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ,
Разработка вузами основных образовательных программ.
1 Разработка учебных планов основных образовательных программ высшего профессионального образования в логике ФГОС ВПО Харитонова О.В., начальник отдела.
Методические рекомендации попроектированию ООП в соответствии сфедеральными государственнымиобразовательными стандартамивысшего профессиональногообразования.
Показатели оценки соответствия учебных планов требованиям ФГОС С.С. Андриянов - зам. начальника УМЛ и МО.
СИСТЕМА ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ Предложения по внедрению в технических вузах.
Гривцов Владимир Владиславович начальник учебного управления.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Инструктивное письмо Минобразования РФ О разработке вузами основных образовательных программ _13 мая 2010_ _03-956_.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Разработка ООП в соответствии с требованиями ФГОС.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Проблемы формирования учебных планов при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС.
Учебно - методическое управление Март 2012 г. ФГБОУ ВПО « Марийский государственный университет »
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Актуальные вопросы технологии реализации ФГОС ВПО.
Транксрипт:

ЭКОРИС-НЭИ Зачетные единицы в базисных учебных планах Афанасьева В.И. 10 декабря 2010 г. Курсы повышения квалификации УМЦ УМУ

План выступления Введение Методика расчета трудоемкости ООП ВПО в зачетных единицах (из письма Минобразования России от ин\13) Соответствие количества кредитных единиц средней нагрузке студентов Разъяснения Министерства образования и науки РФ разработчикам ООП ФГОС ВПО (основные положения) Система зачетных единиц, рекомендованная Министерством образования и науки РФ Подход к формированию учебных планов Общие требования к формированию учебных планов Алгоритм проектирования учебных графиков (на примере Московского авиационного института) Проектирование графика учебного процесса Проектирование учебного плана: общие рекомендации Проектирование учебного плана: первый этап – планирование в зачетных единицах Проектирование учебного плана: второй этап – планирование часовой нагрузки Пример базового учебного плана ИМИ СВФУ 2

3 Письмо Минобразования России от ин\13 Переход в примерных учебных планах, разработанных на основе ГОС-2, от часов к зачетным единицам может выполняться в соответствии с методикой, рекомендованной Минобразованием России

5 Соответствие количества кредитных единиц средней нагрузке студентов 1 семестр – 30 кредитов; 1 год – 60 кредитов; Весь курс подготовки – кредитов. Распределение кредитов между курсами (в течение года) - произвольно Начисление кредитов – за полностью сданные курсы 1 ECTS кредит = 1/60 части годовой учебной нагрузки

Разъяснения разработчикам ООП ФГОС ВПО (Министерство образования и науки РФ) Основные положения: При проектировании профильной подготовки бакалавров в рамках вариативной части ООП вуз должен выбрать профиль (профили), указанный (указанные) в примерной основной образовательной программе, утвержденной руководителем базового вуза - разработчика соответствующего ФГОС ВПО; Вуз может разработать и реализовать инновационную образовательную программу или предложить новый профиль подготовки бакалавров, наименование которого отсутствует в утвержденных примерных основных образовательных программах. Для этого ему необходимо получить статус федеральной инновационной площадки в порядке, определенном Приказом Минобрнауки от 23 июня 2009 г. N 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования»; Для того чтобы ввести новую специализацию, необходимо внести изменения в соответствующий Федеральный государственный образовательный стандарт. Порядок принятия ФГОС ВПО определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142; В рамках одного профиля можно разрабатывать несколько ООП согласно особенностям программы подготовки бакалавров; В рамках одного направления подготовки вуз может реализовать любое количество основных образовательных программ магистратуры (магистерских программ), при условии выполнения требований ФГОС ВПО;

Разъяснения разработчикам ООП ФГОС ВПО (Министерство образования и науки РФ) - продолжение Основные положения: Компетенции, приведенные во ФГОС, являются обязательными для разработки вузом основных образовательных программ. Вуз имеет право предусматривать дополнительные компетенции с учетом направленности (профиля) своей основной образовательной программы. Требования ФГОС (в том числе к знаниям, умениям и навыкам) являются обязательными для выполнения с учетом профилей реализуемых вузом основных образовательных программ. При разработке своей основной образовательной программы вуз может вводить дополнительные требования к знаниям, умениям и навыкам. Наименования дисциплин "История", "Философия", "Иностранный язык", "Физическая культура", "Безопасность жизнедеятельности" не могут быть изменены вузом при формировании основных образовательных программ бакалавриата и подготовки специалистов. Наименование других дисциплин вуз имеет право корректировать при условии выполнения требований к знаниям, умениям и навыкам, приведенным во ФГОС; Вуз формирует свой перечень дисциплин вариативной (профильной) части в пределах суммарной трудоемкости вариативной части, определенной ФГОС и примерным учебным планом. Дисциплины по выбору обучающихся могут быть не в каждом цикле; Вуз может дополнительно к ООП реализовать факультативные дисциплины, являющиеся необязательными для изучения;

Разъяснения разработчикам ООП ФГОС ВПО (Министерство образования и науки РФ) - продолжение Основные положения: Количество экзаменов за календарный год не превышает 10; Оценка по дисциплине может быть получена не только в результате экзамена, но и при использовании различных образовательных технологий; Трудоемкость дисциплин (модулей) и практик должна определяться только целым числом зачетных единиц. Начисление зачетных единиц по физической культуре должно происходить дискретно, соблюдая кратность в 1 зачетную единицу; Трудоемкость одного учебного года при реализации основной образовательной программы должна быть равна 60 зачетным единицам. Однако по семестрам в рамках учебного года количество зачетных единиц может быть распределено неравномерно. При проектировании ООП в рамках общего количества зачетных единиц, выделенного на данную дисциплину (модуль), вуз самостоятельно распределяет время на аудиторную и самостоятельную работу студента, а также на мероприятия текущего контроля и промежуточной аттестации (в зависимости от применяемой образовательной технологии и принятой в вузе системы контроля) ; Практика для студентов очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения может быть организована по месту их работы;

Система зачетных единиц, рекомендованная Министерством образования и науки РФ 1 зачетная единица = 36 академическим часам общей учебной нагрузки студентов; Трудоемкость дисциплины = ее общая трудоемкость/36 (с округлением до 0.5) 1 неделя = 54 академических часа 1 неделя практики = 1.5 зачетных единицы 1 экзамен = 1.0 зачетная единица Трудоемкость подготовки итоговой аттестации зависит от ее продолжительности

Формирование структур циклов и объемов дисциплин Список компетенций, ЗУНы Список дисциплин и предполагаемый объем Определение учебных графиков Структура практик и итоговой гос. аттестации Объем каникул Учебный график Последовательность изучения Формирование учебного плана Ограничения стандарта Рекомендации по циклам Рабочий учебный план Подход к формированию учебных планов

Общие требования к формированию учебных планов Трудоемкость основной образовательной программы: Бакалавриат зачетных единиц, магистратура – 120, специалитет – 300 (в случае 5-летнего стандарта) или 330 (в случае 5,5 летнего). Срок освоения: бакалавриат - 4 года, магистратура – 2, специалитет – не менее 5 или 5,5 лет. Аудиторная нагрузка в неделю (бакалавры и специалисты): из стандарта; Суммарная нагрузка в неделю (включая АЗ, СРС, аттестацию и факультативы): 54 часа; Зачетная единица: Аудиторные занятия: 36 академических часов (по 45 минут); Одна неделя итоговой аттестации: 1.5 зачетных единицы; Одна неделя практики: 1.5 зачетных единицы; Один семестровый экзамен: 0.75 зачетных единиц; Трудоемкость дисциплины: целое число зачетных единиц больше 2; Промежуточная и итоговая аттестация по дисциплине входят в общую трудоемкость дисциплины, выраженную в зачетных единицах; Структура ООП: - Распределение общей трудоемкости по циклам. - Разделение трудоемкости внутри циклов на базовую и вариативную части. - Наличие обязательных дисциплин: «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности» и «Физическая культура». - Названия дисциплин в соответствии с рекомендациями по циклам.

Алгоритм проектирования учебных графиков (на примере МАИ) 1.Проектирование учебного графика должно начинаться с последнего семестра: Количество недель итоговой аттестации = (Объем аттестации в з.е.)/1.5 Размещение итоговой гос. аттестации начиная от последней недели обучения 2.Определение количества недель практики: Количество недель практики = (Объем практики в з.е.)/1.5 3.Определение начала занятий весеннего семестра: Рекомендация: 7 февраля 4.Распределение минимально необходимых каникул в семестрах: 2 недели перед началом весеннего семестра; 5 недель в конце четного семестра 5.Распределение практик: в конце четных семестров (желательно четное количество недель) 6.Распределение сессий: в нечетных семестрах – перед каникулами 3-4 недели; в четных семестрах – перед практиками 3-4 недели 7.Осенний семестр: 17 недель теоретического обучения, 4 недели сессии 8.Весенний семестр: 3-4 недели сессии, недель практики, оставшееся – теоретическое обучение

Проектирование графика учебного процесса График учебного процесса бакалавра График учебного процесса специалиста

Проектирование учебного плана: общие рекомендации 1.Определение перечня дисциплин базовой части циклов на основе: - анализа компетенций; - знаний, умений, навыков, отраженных в стандарте; - рекомендаций УМО; - дисциплин стандарта ГОС ВПО 2 по специальности переходника; - экспертных оценок - дисциплин Примерной ООП. 2.Формирование последовательности изучения дисциплин базовой части на основе: - логики формирования компетенций; - дидактической зависимости дисциплин; - рекомендаций УМО; - экспертных оценок. 3.Предварительное определение объема дисциплин в зачетных единицах на основе: - рекомендаций НМС и УМО; - количества обеспечиваемых компетенций; - объема цикла стандарта для конкретной дисциплины; - экспертных оценок.

Проектирование учебного плана: первый этап – планирование в зачетных единицах 1.Размещение в семестрах (резервирование зачетных единиц) в соответствии с выбранным учебным графиком итоговой гос. аттестации и практик 2.Планирование занятий по физической культуре по семестрам: Рекомендации: 6-7 семестров для бакалавров, 8 семестров для специалитета 3.Резервирование зачетных единиц под физическую культуру в соответствии со следующими вариантами: - 2 зачетные единицы в конце обучения физической культуре; - по одной зачетной единице в середине и в конце обучения физической культуре; 4.Предварительное размещение дисциплин в семестрах с указанием зачетных единиц по дисциплине в семестре. Учитываемые ограничения: Количество зачетных единиц на дисциплину целое, но в случае многосеместровой дисциплины в каждом семестре допускается кратность 0.5; Количество зачетных единиц в год должно равняться (строго) 60 з.е., включая практики, итоговую гос. аттестацию, экзамены; Количество зачетных единиц по дисциплине должно соотносится с количеством недель теоретического обучения в семестре (из учебного графика);

Проектирование учебного плана: второй этап – планирование часовой нагрузки 1.Для каждой дисциплины в каждом планируемом семестре задается признак наличия экзамена (1/0) 2.Для каждой дисциплины в каждом планируемом семестре задается количество часов недельной аудиторной нагрузки, кратное 0.5, таким образом, часы АЗ в семестре = (количество часов недельной аудиторной нагрузки)* (количество недель теоретического обучения в семестре) 3.Для каждой дисциплины в каждом планируемом семестре автоматически рассчитывается количество часов СРС в семестре: СРС в семестр = (з.е. в семестр)*36 – 0.7*(признак экзамена) – часы АЗ в семестре Учитываемые ограничения: - Максимальное недельная аудиторная нагрузка в среднем по семестрам 27 часов (как правило) – т.е. часы АЗ/ (количество недель теоретического обучения) 27; - Максимальное суммарная недельная нагрузка не должна превышать 54 часа –(часы АЗ + СРС)/ (количество нед. теоретического обучения + нед.сессии) 54; - Количество экзаменов в год не должно превышать 10; - Распределение недельной аудиторной нагрузки должно учитывать наличие курсовых и расчетных работ;

По степени обязательности и последовательности усвоения содержания образования учебный план по направлению подготовки (специальности) должен включать три группы дисциплин по всем циклам: а) группа дисциплин, изучаемых обязательно и строго последовательно во времени; б) группа дисциплин, изучаемых обязательно, но не последовательно; в) дисциплины, которые студент изучает по своему выбору. Дисциплины группы «б» и «в» создают предпосылки для так называемой «нелинейной» организации учебного процесса, принципиально отличающейся от ныне действующей в вузах России. Соотношения трудоемкости между группами дисциплин «а», «б» и «в» устанавливается вузом (факультетом) на основании действующих нормативных документов (ГОС ВПО или специального решения Минобразования России).

Пример базового учебного плана ИМИ СВФУ Составитель: Неустроева Т.К., к.ф.-м.н., доцент кафедры алгебры и геометрии

Учебный план Представить отдельно файл с учебным планом 19

Использованные материалы 1.Материалы информационно-методического семинара АКУР февраля 2010 года 2.Методические указания по формированию ООП ФГОС ВПО. Разработка МАИ, Сурнина Т.Ю. О системе зачетных единиц. НГТУ

21 Контактные данные: (раб.тел.) Спасибо за внимание!