Основы конструирования СОО План 1. Понятие СО 2. Понятие о СОО 3. Классификации СОО 4. Структура учебных знаний Событие общественной жизни, общественное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Advertisements

. Уроки общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала.
Проектирование учебной рабочей программы в соответствии с современными требованиями к качеству образования.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Схематизация (введение). Схематизация Схематизация – это способ организации понимания, который включает в себя знание: правил конструирования схем; схематичного.
Методология научного познания. 1.Методология научного познания - совокупность определенных правил, приемов, способов познания. По степени общности и сфере.
Особенности дифференциации при подготовке старшеклассников к ЕГЭ по истории России Учитель истории Хайруллина А.Р. Кайбицкий район Кайбицкий район Республики.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Программное обеспечение учебного процесса. Нормативно-правовое обеспечение Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32 В соответствии ст. 32 образовательное.
Концепция учебника по алгебре и началам анализа для профильной школы.
Предмет, методы и функции экономической теории Предмет, методы и функции экономической теории.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ. Определение системы Система - это полный, целостный набор элементов, взаимосвязанных между собой так, чтобы.
Методические приемы работы с текстом и внетекстовым компонентом учебников географии 9,10 классов Ильина Н.С.
Требования к разработке рабочих программ по предмету.
Подходы к итоговой аттестации по биологии за курс основной школы.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
Содержание и структура рабочей программы педагога Каюкова Т.В. учитель математики «Лицея математики и информатики» Кировского района г. Саратова.
Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
Лекция 3. Методологические основы планирования в домашнем хозяйстве.
Транксрипт:

Основы конструирования СОО План 1. Понятие СО 2. Понятие о СОО 3. Классификации СОО 4. Структура учебных знаний Событие общественной жизни, общественное явление, общественные процессы понятия и представления 5. Уровни и пути конструирования 6. Методы конструирования СОО

Литература : Лернер И. Я – общедидактический уровнь Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю, Короткова М. В., Лазукова Н. Н. - методика истории Боголюбов Л. Н. – методика обществознания ( новая монография, но еще не вышла )

I. Общее понятие о СО Дидактический уровень И. Я. Лернер СО - процесс передачи культурно - исторического опыта от одного поколения к другому

Структура СО (надпредметная) И. Я. Лернер : Структура СО : знания о природе, обществе, технике, человеке ; умения пользоваться этими знаниями как способами деятельности ; опыт творческой деятельности ; определение учеником эмоционально ценностного отношения и миру, и людям, и себе

II. Общее понятие о СOО СОО - составная часть содержания общего среднего образования С. О. О.- одна из ведущих категорий методики обучения обществознанию, отвечающая на вопрос чему учить ? Определение принципов обора и логики построения учебного обществоведческого содержания и структуры его компонентов

содержание, обеспечивающее деятельностный характер обучения содержание, обеспечивающее деятельностный характер обучения собственно обществоведческое содержание Структура СОО содержание, обеспечивающее реализацию воспитательного потенциала содержание, обеспечивающее реализацию воспитательного потенциала оценки общественных явлений, сведения о нормах отношений, примеры поступков сведения о способах деятельности законы науки, теории методологические знания факты понятия и термины закономерности обществ развития прикладные дисциплины

Классификация структуры обществоведческого содержания Событие общественной жизни Общественное явление Социальный процесс ????

Событие ( общественной жизни ) - неповторимый единичный факт, который действует в определенной стране, как правило, на протяжении короткого времени ( строго локализирован во времени и пространстве ), свидельствующий об определенном движении в обществе, динамичных изменениях в нем, переходе в новое качество

Общественное явление - многократно повторяемые во времени и ( или ) пространстве факты = типологический факт ( или совокупность фактов )

Социальные процессы - последовательная, причинно - следственная смена явлений и событий в развитии каких либо областей жизни общества в прошлом и настоящем, происходящая на протяжении длительного периода времени в определенной стране или ряде стран

Событие ? Явление ? Процесс ?

Когда термин « принятие Конституции РФ » предполагает событие, а когда – процесс ?

III Классификации обществоведческого материала

ЗАДАНИЕ 1. Зафиксировать подходы к структуре содержания исторического материала и знаний 2. Произвести сравнительный анализ подходов 3. Составить по аналогии подход к структуре содержания обществоведческого образования

Вариант 1: Структура учебного исторического материала (П.В.Гора, О.Ю.Стрелова) ГлавныеНеглавные СобытияЯвления Процессы Факты Теория Понятия Причинно- следственные связи Теоретические выводы Закономерности Оцените такую классификацию

2. Структура учебного исторического материала (М.Т. Студеникин, М.В.Короткова) Главные Неглавные Факты Теория Понятия Причинно- следственные связи Закономерности СужденияУмозаключения Сущность исторических явлений Оцените такую классификацию

Чем отличается учебный материал от учебных знаний ?

Объяснение исторических фактов Методология истории Историческая география Хронология Факты Исторические образы 3. Структура учебных знаний (Ф.П. Коровкин) Источниковедческие знания Оценки исторических фактов Источниковедческие знания Способы учебных действий Оцените такую структуру Понятия Памятники истории и культуры

Представления ПонятияЗакономерности 4. Структура учебных знаний (Н.В.Андреевская, С.А.Ежова) Оцените такую структуру

Представления Понятия Методологические знания 5. Структура учебных знаний (М.Т.Студеникин, М.В.Короткова) О фактах прошлого Об историческом пространстве Об историческом времени О закономерностях исторического развития Частные Общеисторические Социологические О причинно- следственных связях Об исторической науке

Идти путем теории познания : На чувственном уровне – представления На рациональном уровне : - понятия - суждения - умозаключения

А ) Представления - воссоздание внешних признаков конкретных социальных объектов ( деньги, ценные бумаги, трудовая книжка ) Виды представлений О процессах О явлениях О фактах: - о статичных объектах - о людях - о событиях

Б. Понятие Понятие – наиболее общие сущностные признаки однородных объектов Процесс формирования понятий - связан с логическим уровнем восприятия материала, с абстрактным мышлением

??? В чем различие роли представлений и понятий в обучении истории и обществознанию ?

Виды понятий Выделите основания для каждой классификации Сложные Простые Историко-религиозные Военно -исторические Всеобщие Частные Особенные Общие Историко-культурные Социальные Политические Экономические

Понятия по объему признаков по степени общности Сложные Простые Историко-религиозные Военно -исторические по содержанию Всеобщие Частные Особенные Общие Историко-культурные Социальные Политические Экономические Термины

Как соотносятся « понятие » и « термин » ???

Изучите уровень понятий в истории Чем он будет отличаться в обществознании ? единичное И. П. - для обозначения явлений и процессов, происходивших в одной стране на протяжении короткого времени ( опричнина, огораживание ); особенное И. П.., обозначающее явления, существовавшие в одной или ряде стран на протяжении определенного этапа развития ( коллективизация, реконкиста ); общее И. П., значимое в рамках целого периода или нескольких периодов в большинстве стран ( натуральное хозяйство, раздробленность ); всеобщее И. П. ( или социологическое ) - используемое, как правило, при характеристике любого этапа исторического процесса ( цивилизация, война )

Иерархия понятий : Сбербанк – ( понятие ?) коммерческий банк банк финансовое учреждение финансовая система экономическая сфера общество бытие

Единая вершина пирамиды БЫТИЕ материальное и духовное ( но только в случае признания бытия Бога, так как иначе « духовное » связано только с человеком ) общество / природа / культура сферы общественной жизни

А. Определение через род и видовое отличие Понятия соотносятся между собой по степени общности. Более широкое понятие выступает как родовое по отношению к более узкому, которое является видовым в данной системе измерения. ценнаябумагаакция ???? видовое понятие понятие родовоепонятие главное видовое отличие отличие

2. Генетический способ определения понятия « Реформация – движение против злоупотеблений католической церкви все АНТИ

3. Этимологический Консерватизм – сохранение устоев Патристика – сочинения отцов церкви Схоластика – философия, которую учат в школе

4. Семантический Понятие определяется через перечень его отличительных признаков Пример : Государство Публичность власти Территория Население ( подданные или граждане ) Аппарат насилия Законы Налоги Символы При этом необходимо расставить признаки понятия в порядке значимости, подобрать материал, объясняющей их внутреннюю связь.

В. Закономерности - воссоздание последовательности, взаимообусловленности общественных процессов, событий и явлений

V. Уровни конструирования СИО по М.Н.Скаткину теоретический теоретический процессуальный, или уровень учебного материала нормативно-проектировочный

Уровни конструирования СОО Уровни конструирования СОО Разработка СОО в нормативных документах Научная разработка СОО Разработка содержания ОО в учебниках, учебных пособиях Разработка учебного содержания учителем Разработка учебного содержания в методических рекомендациях

5. Пути конструирования СОО: дедуктивный и индуктивный конструирования СОО Индуктивный путь конструирования СОО осуществляется методом экспертных оценок значимости содержания социальных наук Конструирование содержания отдельных обществоведческих курсов Конструирование системы содержания учебного предмета обществознание

конструирования СОО Дедуктивный путь конструирования СОО осуществляется на основе использования системного подхода к оценке значимости содержания обществоведческих курсов Конструирование содержания отдельных курсов обществознания Конструирование системы содержания учебного предмета обществознание

ДЗ Определить способ конструирования СОО в старых (2004) и новых (2010) Государственных образовательных стандартах основного общего образования : Стандарт Способ Как определили ?

3. Метод структурирования СОО Ранжиро вание ЕЗ Доминантное развертывание ЕЗ VI. Методы конструирования СОО СОО Выбор оптимально емких ЕЗ 1. Метод системного целеполагания 2. Метод функционального анализа обществоведческого материала

Метод системного целеполагания является Метод системного целеполагания является отправным моментом в разработке моделей обучения, в отборе учебного содержания. Он предполагает иерархическое построение целей обучения обществознанию на каждом этапе образовательного процесса ( предмет - курс – раздел курса – тема раздела – урок ). Каждый уровень целеполагания является развертыванием содержания целей более высокого порядка. Определение целей обучения предопределяет приоритетные направления отбора содержания образования.

Системное целеполагание Цели среднего обществоведческого образования Цели среднего образования Цели курсов обществознания Цели больших тем обществознания Цели урока

Задание 1: Выстроить иерархию целей на примере любой темы урока

Метод функционального анализа соотнесение целей обучения обществознанию с содержанием базовых социальных наук, требованиями программ и содержанием учебников для определения образовательного, воспитательного и развивающего потенциала знаний об обществе и их использования при разработке учебного предметного содержания

VII Метод структурирования СOO Интегративный ЛинейныйКонцентрический Модульный Стержневые линии Принципы построения ОС Экономика Политика Духовная культура Социальные отн Воспитание Право Развитие Обучение

Задание 2 Заполните теблицу Принцип построения ПреимуществаНедостатки интегративный модульный линейный концентрический

Ранжирование ЕЗ Доминантное развертывание ЕЗ Методы конструирования обществоведческого содержания обществоведческого содержания Выбор оптимально емких ЕЗ Свертывание ЕЗ Основные ЕЗ Второстепенные ЕЗ

Единицы учебных знаний ( дидактические единицы ) – включаемые в процесс обучения предмету элементы учебной информации, целостные по своему смысловому значению и выполняющие определенные функции в реализации целей освоения содержания предмета В отличие от знаний базовой науки, единицами учебных знаний, помимо собственно обществоведческих, могут быть сведения, обеспечивающие реализацию воспитательного и развивающего потенциала курса обществознания.

Виды единиц учебных знаний Нормативные Дополнительные Основные ЕУЗ Второстепенные ЕУЗ Текущие ЕУЗ ЕУЗОтсроченные По отношению к стандартам По познавательной значимости По времени усвоения

По степени познавательной значимости различают основные и второстепенные Е. У. З. 1. Основные Е. У. З 1. Основные Е. У. З. обязательны для усвоения, уровень их изучения влияет на оценку результатов обучения учеников. К основным Е. У. З. относятся не только теоретические знания, но сегодня ставится вопрос о выделении в качестве основных Е. У. З. сведений о ведущих способах учебной деятельности, лежащих в основе формирования предметных умений учащихся. Ориентиром для отбора основного учебного содержания являются нормативные Е. У. З., изложенные в государственных стандартах и в учебных программах по предмету. В школьных учебниках, как правило, содержание нормативных Е. У. З. конкретизируется. Обычно основные Е. У. З. выделяются курсивом, жирным шрифтом, и т. д..

Освоение основных Е. У. З. учащимися требует развернутого изложения соответствующего им учебного содержания. Для изучения каждой основной Е. У. З. специально отбираются методы ( приемы ) обучения, обеспечивающие осознанное усвоение, прочное закрепление, проверку и оценку данного вида знаний. Формирование основных Е. У. З. занимает иногда не один, а несколько уроков. Для придания систематичности в работе по формированию учебных знаний целесообразно определять основные Е. У. З. уже в процессе тематического планирования уроков и четко формулировать их содержание в плане - конспекте учителя при подготовке к уроку.

Второстепенные Е. У. З 2. Второстепенные Е. У. З. - это те, элементы учебного материала, которые учитель использует в процессе обучения для раскрытия содержания основных Е. У. З., для формирования познавательного интереса, представлений, для раскрытия причинно - следственных связей, для эмоционально - образного воздействия на учащихся и в ряде других случаев. Второстепенные Е. У. З. не предполагают развертывания содержания относящихся к ним событий и явлений, они, обычно, предстают в свернутом виде. Освоение второстепенных Е. У. З не носит обязательного характера, как правило, они отбираются для использования на одном уроке и в дальнейшем не ведется специальной, целенаправленной работы по их закреплению и применению.

Текущие и отсроченные единицы знаний Текущие единицы знаний воспроизводятся учениками в ходе текущего опроса подробно, в развернутом виде, за их полное освоение ставится оценка. Отсроченные единицы знаний – это, как правило, основные знания, которые хранятся в памяти учащихся длительное время в свернутом виде. За этот период ученики утрачивают сведения о деталях, конкретных описаниях, но сохраняют понимание сущности данных единиц знаний. Предполагается, что отсроченные знания излагаются учениками при проверке результатов изучения больших тем, разделов курса, на итоговом повторении, на экзамене..

Определите вид ЕЗ в 5, 8 и 11 классе для урока « Налоги » ( осн, втор, тек, отсроч, норм, доп ): ЕЗ 5 класс 8 класс 11 класс налог прогрессивный налог ставка налога кривая Лаффера налог с продаж в России в 2005 налоговая реформа в РФ в 2002 курортный сбор акциз фискальная функция

Определите вид ЕЗ в 5, 8 и 11 классе для урока « Бюджет » ( осн, втор, тек, отсроч, норм, доп ): ЕЗ 5 класс 8 класс 11 класс бюджет семейный бюджет Гос. бюджет доходы профицит бюджет РФ на 2013 год гос долг РФ в 1998 году обслуживание долга налоги штрафы бюджет РФ на

ДЗ Сделать любой свой пример по этому образцу

укрупнение единиц учебных знаний Способ методической интерпретации учебного материала, определяющий уровень конкретизации учебной информации. Одни и те же сведения ( например, экономическая политика государства ) могут быть представлены в учебном процессе на уровне развернутого описания и в самом обобщенном виде. Уровень обобщения Е. У. З. зависит от следующих факторов : - доминирующих целей обучения - объема времени, отводимого на изучение предмета ( курса, разделов, отдельных тем ), - возрастных познавательных возможностей учащихся

укрупнение единиц учебных знаний Процесс укрупнения Е. У. З. всегда связан с возрастанием роли обобщенных теоретических знаний, но при этом должен обеспечиваться принцип единства в отборе теоретического и фактического материала, принцип реализации воспитательного потенциала. Развертывание единиц одних знаний обычно происходит за счет других

Отбор оптимально емких Е. У. З. Отбор оптимально емких Е. У. З. предполагает при наличии нескольких равных по общественной значимости единиц учебных знаний включение в учебное содержание той из них, которая может использоваться для решения наибольшего количества задач обучения, воспитания, развития

Задание 4 Для урока по теме « Национальные религии » в 11 классе какие ЕЗ будете разворачивать и почему ?

Тренировочные задания 1. Тема « Налоги ». Класс – 9. Спланируйте на 1,3,5. и 7 часов. Доминирующие цели укажите сами 2. Тема « Конституция РФ » – Цель формирование правовой культуры. Ступени : нач школа, основная школа, база, профиль. Количество часов укажите сами 3. Тема « Проблемы современной семьи » Время 1 час. Класс 8. Форма обучения : урок, классный час, экскурсия, факультатив, родительское собрание, внеурочное мероприятие

Домашнее задание Дано : название урока, рабочая программа, учебник, рабочая тетрадь. Надо – сконструировать электронные материалы с заданиями : Словарик План урока Мотивация Основной текст Художественная наглядность Условно - графическая наглядность Видеоматериалы Аудио 3D изображения Задания для интерактивной доски ( возможность двигать объекты ) Тесты Задания Тексты ( хрестоматия )

Подготовка к зачету Вытаскиваете : 1. Тему 2. Форму 3. Класс 4. Количество часов Например : « Рациональное экономическое поведение »/ 6 класс / экскурсия / 3 часа Можно пользоваться только конспектом