Лекция 2. Понятие личности в психологии Автор лекции: преподаватель кафедры ГД СНУЯЭиП Косцова Мария Викторовна, Севастополь, 2012 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие личности в психологии Выполнила: Студентка группы М-13 Шевченко Юлия.
Advertisements

ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
Общая персонология (лат. persona - особа, личность, маска; греч. λόγος слово, мысль, смысл)- наука о личности Поле существования и развития общей персонологии.
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ПЛАН 1. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность 2. Проблема соотношения биологического и социального начал.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Четыре типа темперамента (по Х.Битструпу, 1968). Психология личности.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
ТЕМА 1. НРАВСТВЕННАЯ И ДУХОВНАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ДИСЦИПЛИНА - СЕРВИСОЛОГИЯ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ) СПЕЦИАЛЬНОСТИ ( – СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 7 КЛАСС.
Психология личности: Базовые понятия.. Каково соотношение базовых понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность?
Самопроверка. 1.Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяется понятием: а. гражданин, б. личность, в. индивидуум,
Понятия «личность» и «индивидуальность» «индивидуальные свойства личности – это не одно и тоже, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
»Направленность-это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличия ситуации. »Направленность.
Понятие и структура личности: основные подходы Презентацию подготовили Умова Луиза и Чемко Дина 1 курс 3 группа РиСО.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
Проблема формирования личности на этапе начального общего образования 1.
Проблема человека как предмет осмысления в современной философии и науке. 1. Бытие человека как философская проблема. 2. Природа и сущность человека. 3.«Я-образ»
Транксрипт:

Лекция 2. Понятие личности в психологии Автор лекции: преподаватель кафедры ГД СНУЯЭиП Косцова Мария Викторовна, Севастополь, 2012 г.

План лекции: 1. Понятия: индивид, личность, индивидуальность. Психологическая структура личности. 1. Понятия: индивид, личность, индивидуальность. Психологическая структура личности. 2. Основные направления изучения личности в психологии. 2. Основные направления изучения личности в психологии.

Список основной литературы: Кумкин А.Н. Основы психологии и педагогики. Севастополь, 2000 г.- раздел 1. Кумкин А.Н. Основы психологии и педагогики. Севастополь, 2000 г.- раздел 1. Кумкин А.Н. Психология: Учеб.-метод. Пособие. – Севастополь: СНИЯЭиП, 2005 г. Кумкин А.Н. Психология: Учеб.-метод. Пособие. – Севастополь: СНИЯЭиП, 2005 г. Кумкин А.Н, Ерош И.Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах. Севастополь: СНУЯЭиП, Кумкин А.Н, Ерош И.Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах. Севастополь: СНУЯЭиП, 2000 г. Кумкин А.Н., Косцова М.В. Тесты и тестовые задания по психологии: учебно- методическое пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, Кумкин А.Н., Косцова М.В. Тесты и тестовые задания по психологии: учебно- методическое пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, Кумкин А.Н., Косцова М.В. Психология: I раздел. Общая психология: учеб. пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, – 124 с.: ил. Кумкин А.Н., Косцова М.В. Психология: I раздел. Общая психология: учеб. пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, – 124 с.: ил.

В 1937 г. Гордон Олпорт Личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которая определяет его поведение и мышление. ( диспозиционального подход )

«Индивид» - обозначает биологическую сущность человека возрастно- половые свойства индивидуально- типические свойства

Характеристики индивида: возрастно- половые: возрастно- половые: половой диморфизм; половой диморфизм; процессе становления индивида (стадии онтогенетической эволюции) процессе становления индивида (стадии онтогенетической эволюции) индивидуально-типические: индивидуально-типические: конституциональные особенности (телосложение и биохимическая индивидуальность), конституциональные особенности (телосложение и биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий (симметрии – асимметрии). особенности функциональной геометрии больших полушарий (симметрии – асимметрии).

Немецким психолог Эрнстом Кречмер- «характер - телосложение». Пикнический тип. Пикнический тип. Это человек приземистый, с широкой костью, с толстой шеей и основательным туловищем. Это человек приземистый, с широкой костью, с толстой шеей и основательным туловищем. По характеру циклоид. Спокоен, добросердечен, радостно относится к жизни. По характеру циклоид. Спокоен, добросердечен, радостно относится к жизни. Астенический тип. Человек худощавый, невысокий, лептосомный (узкий). По характеру т. н. шизоид. Молчаливый и замкнутый в себе интроверт. Астенический тип. Человек худощавый, невысокий, лептосомный (узкий). По характеру т. н. шизоид. Молчаливый и замкнутый в себе интроверт. Атлетический, смешанный тип. Наиболее распространенный тип следствие смешения двух разных групп гормонов. Высок и физически крепок, Атлетический, смешанный тип. Наиболее распространенный тип следствие смешения двух разных групп гормонов. Высок и физически крепок, по характеру может иметь черты и от циклического и от шизоидного типа. по характеру может иметь черты и от циклического и от шизоидного типа.

Свойства индивида - Высшая интеграция всех этих свойств представлена в темпераменте, с одной стороны, и задатках – с другой.

Темперамент - Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.

К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо– физиологическим и особенностями высшей нервной деятельности. Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо– физиологическим и особенностями высшей нервной деятельности.

ИНДИВИД - биологическое начало личности: Таким образом, свойства индивида: определяет динамику психофизиологических функций: Таким образом, свойства индивида: возрастно- половые и индивидуально- типические определяет динамику психофизиологических функций: сенсорных, мнемических, вербально (словесно)- логических и т. д.) и структуру органических потребностей. сенсорных, мнемических, вербально (словесно)- логических и т. д.) и структуру органических потребностей.

Личность («personality» - лат, анг.) – персона – маска. это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Определение личности С.Л. Рубинштейна личность есть совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.

Психологическая структура личности:

Личность характеризуется: 1) активностью - стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; 1) активностью - стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; 2) направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека; 2) направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека; 3) глубинными смысловыми структурами (системами смысловыми динамическими, согласно Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного); 3) глубинными смысловыми структурами (системами смысловыми динамическими, согласно Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного); 4) степенью осознанности своих отношений к действительности : отношения, установки, диспозиции и пр. 4) степенью осознанности своих отношений к действительности : отношения, установки, диспозиции и пр. Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции важных сторон ее активности. Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения. Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции важных сторон ее активности. Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения.

Особенности поведения: темперамент и характер: Характер в буквальном переводе с греческого означает «чеканка», «зарубка», «отпечаток». Характер в буквальном переводе с греческого означает «чеканка», «зарубка», «отпечаток». Теофраст впервые предложил термин «характер» для обозначения комплекса признаков, отличающих одного человека от другого. Теофраст впервые предложил термин «характер» для обозначения комплекса признаков, отличающих одного человека от другого.

Характер - это система устойчивых отношений личности к миру, система устойчивых отношений личности к миру, другим людям другим людям и самому себе, формирующаяся под влиянием условий жизни и воспитания и проявляющаяся в особенностях социального поведения. и самому себе, формирующаяся под влиянием условий жизни и воспитания и проявляющаяся в особенностях социального поведения.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей: 1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый. 1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый. 2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять и строить типологию характеров. 2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять и строить типологию характеров. 3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы. 3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Опросник Шмишека. Акцентуации характера Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, «ядро» личности. Основные черты составляют стержень, «ядро» личности. В случае яркой выраженности основные В случае яркой выраженности основные черты становятся акцентуациями характера. черты становятся акцентуациями характера. Соответственно, личности, у которых основные черты ярко Соответственно, личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом «акцентуированными». выражены, названы Леонгардом «акцентуированными». Термин «акцентуированные личности» занял место между психопатией и нормой. Термин «акцентуированные личности» занял место между психопатией и нормой.

ЛИЧНОСТЬ - ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Личность - это система отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т.д., а они, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Личность - это система отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т.д., а они, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Личность есть сложная система социально значимых актов, проявление способностей в социальном мире. Поэтому основная функция личности - это развитие своих способностей. Личность есть сложная система социально значимых актов, проявление способностей в социальном мире. Поэтому основная функция личности - это развитие своих способностей. Индивидуальность - неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры. Индивидуальность - неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры. Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность). Индивидуальность - это то, что отличает человека от животного и социального мира. Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность). Индивидуальность - это то, что отличает человека от животного и социального мира.

Гуманист – Карл Роджерс Индивидуальностью назвал Индивидуальностью назвал «полноценно функционирующего человека, «полноценно функционирующего человека, для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга». для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга».

3 группы исследования личности: 1. Методологические и самые общие теоретических проблемы личности; 2. Эмпирическое изучение конкретных структурных составляющих личности и личностных феноменов; Целостные авторские теории личности.

Психодинамические теории описывают личность и объясняют ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. К. Левин предложил следующую формулу: описывают личность и объясняют ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. К. Левин предложил следующую формулу: В = F ( P ), В = F ( P ), где В – поведение; F – знак функциональной зависимости; где В – поведение; F – знак функциональной зависимости; P – внутренние субъективно- психологические свойства личности. P – внутренние субъективно- психологические свойства личности.

Психоанализ Зигмунд Фрейд Зигмунд Фрейд ( ) ( ) Альфред Адлер Карл Густав Юнг Карл Густав Юнг Отто Ранк Отто Ранк Анна Фрейд Карен Хорни

Теория Фрейда

Теория Юнга

Социодинамическими теории называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Их смысл символически выглядит так: называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Их смысл символически выглядит так: В = F ( E ), В = F ( E ), Где E – социальное окружение. Где E – социальное окружение.

Бихевиоризм - от англ. behavior поведение Джон Уотсон – основоположник Джон Уотсон – основоположник Джон Уотсон Джон Уотсон( ) СТИМУЛ – МОЗГ - РЕАКЦИЯ Предметом научного исследования сводили психику к различным формам поведения, рассматриваемого как совокупность реакций организма на силы внешней среды.

Интеракционистские теории личности основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека В = F ( E, Р ) В = F ( E, Р ) Где E – социальное окружение, Где E – социальное окружение, P – внутренние субъективно- психологические свойства личности. P – внутренние субъективно- психологические свойства личности.

В годах закладывается методологические основы советской психологии ( слева на право): М.Я. Басов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн

Структура личности по С. Л. Рубинштейну

ВЫВОД: Личность – это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека. Личность – это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека. К основным факторам развития личности можно отнести следующие факторы: генетический, социальный, активность самой личности, а также случай. К основным факторам развития личности можно отнести следующие факторы: генетический, социальный, активность самой личности, а также случай.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!