Профессор Т.Ю. Базаров Курс «Лидерство и построение команды в бизнесе»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор курса проф. Базаров Тахир Юсупович Курс «Психология менеджмента»
Advertisements

Партиципативная организационная культура Валиева Айгуль Мигирова Эсмира Никитина Дарья Сафиуллина Эмилия Факультет психологии Высшая школа экономики, Москва,
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: УРОВНИ, ЭЛЕМЕНТЫ И ТИПОЛОГИЯ.
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Управление персоналом = управление человеческими ресурсами.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Лидерство Глоссарий. Лидерство - в широком смысле - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений.
Курс Т. Ю. Базарова « Психология управления персоналом » Конкурс как кадровая технология.
МАОУ Гимназия января 2012 года. Организационная (корпоративная) культура – это ценности и нормы, разделяемые большинством членов организации, а.
Организационное поведение. Тема 1. Основы теории организационного поведения.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Тема 5.1. Организационные структуры. Преимущества децентрализации развиваются профессиональные навыки руководителей, полномочия которых и ответственность.
Профессор факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Т.Ю. Базаров Курс лекций «Психология менеджмента»
Формирование команд. Чем группа отличается от команды?
Стратегический партнер как роль HR Выполнили: Базарова Евгения (ТФ) Кедровская Татьяна (502) Ким Елена (ТФ) Коржавина Маргарита (502) Купрюшина Мария (502)
МЕНЕДЖМЕНТ. СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ
Фармацевтическая организация. Социально-психологические аспекты.
Лекция 7. Особенности применения принципов менеджмента качества в вузе Цель: ознакомиться с принципами как ключевой составляющей концепции менеджмента.
Тема 6. Конкуренция и конкурентные преимущества на рынке товаров и услуг.
РАБОТА В КОМАНДЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. Профессионализм вместо тенденций Существуют задания, которые могут быть очень хорошо выполнены (только) командой,
Транксрипт:

Профессор Т.Ю. Базаров Курс «Лидерство и построение команды в бизнесе»

Организационная культура

Культура – процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать смысл и значение своему собственному поведению. Организационная культура – целостное представление о целях и ценностях, присущих организации, специфических принципах поведения и способах реагирования. Культура

Гуманистический подход - управленческий подход, в рамках которого организация рассматривается как культурный феномен и в соответствии с этой установкой понимаются способы управления сотрудником-человеком.

Упражнение «Печатная машинка»

Типология организационных культур Бюрократическая Предпринимательская Органическая Партиципативная (партнерская)

Схема анализа каждой ситуации Пункты анализа Почему выбрали эту ситуацию и не выбрали другие? Ощущения, переживания Метафоры ситуации

ситуации Тип организационной культуры Тип совместной деятельности 1.ОрганическаяСовместно- взаимодействующий 2.БюрократическаяСовместно- последовательный 3.ПредпринимательскаяСовместно- индивидуальный 4.ПартиципативнаяСовместно- творческий Организационные культуры

Органическая организационная культура Тип деятельности – совместно- взаимодействующий Цель – сохранение целостности группы Структура – нет жесткой внутренней структуры; ценятся синхронность, параллельность, соблюдение групповых норм. Принцип принятия решения - голосование Тип руководителя – основано на харизме лидера, существует механизм идиосинкразического кредита Коммуникация Текст 1 Текст 2

Органическая культура Очень дружественное место работы, где у людей масса общего. Организации похожи на большие семьи. Лидеры воспринимаются как воспитатели и, возможно, даже родители. Организация держится вместе благодаря взаимной преданности и традиции. Особое значение придается высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется в терминах доброго чувства к потребителям и заботы о людях.

Метафоры органической организационной культуры Оркестр «Семья»

Организация как оркестр Питер Друкер «Пришествие новой организации» 1988 г «Оркестр» - это группа специалистов высокого класса под общим руководством харизматического лидера – дирижера.

Критика метафоры оркестра Оркестр репетирует и выступает в постоянных условиях Другие оркестры не мешают ему и не прерывают выступление Последовательность исполнения не меняется Нет необходимости в взаимозаменяемости Количество талантов, из которых можно собрать участников оркестра, велико Условия ведения бизнеса постоянно изменяются Высокая конкуренция на рынке Изменения в технологиях и структуре организации Есть необходимость во взаимозаменяемости Недостаток человеческих ресурсов на рынке труда Метафора оркестраСовременный бизнес

Бюрократическая организационная культура Тип деятельности - совместно- последовательный Цель - беспрекословное подчинение ее членов своему лидеру, основанное на страхе применения санкций Структура - линейная Принцип принятия решения – исполнение приказа; участие в процессе принятия решений в группе определяется местом субъекта в групповой иерархии Тип руководителя – лидер-администратор обладает всей полнотой власти и контроля Коммуникация - трансляция Текст

Бюрократическая культура Очень формализованное и структурированное место работы. Тем, что делают люди, управляют процедуры. Лидеры это рационально мыслящие координаторы и организаторы. Главное - поддержание плавного хода деятельности организации. Особое значение придается обеспечению стабильности. Успех определяется в терминах надежности, плавных календарных графиков и низких затрат.

Метафоры бюрократической организационной культуры Рефлекс Механизм

Предпринимательская организационная культура Тип деятельности - совместно-индивидуальный Цель – индивидуальная инициатива, извлечение максимальной прибыли для себя. Структура имеет проектный характер. Принцип принятия решения – ориентация на конечный результат Тип руководителя - лидер-транзактор организовывает коммуникации между специалистами. Коммуникация Текст

Предпринимательская культура Организация, ориентирована на результаты, выполнение поставленной задачи. Акцент на стремлении побеждать. Люди целеустремленны и соперничают между собой. Лидеры твердые руководители и суровые конкуренты. Успех определяется в терминах проникновения на рынки и увеличения рыночной доли. Стиль организации жестко проводимая линия на конкурентоспособность.

Метафоры предпринимательской организационной культуры Соревнование Биржа

Партиципативная организационная культура 1. Цели продукт нематериальный и заранее не определен 2. Структура гибкость смены позиций и ролей, проектно-матричная структура 3. Принципы принятия решений консенсус, влияние меньшинства 4. Тип руководителя распределенное лидерство 5. Ценности индивидуальное, социальное, культурное, моральное творчество

Партиципативная культура Динамичное предпринимательское и творческое место работы. Акцент на развитии и обретении новых возможностей. Люди готовы импровизировать и рисковать. Лидеры являются новаторами, предпочитающими экспериментирование. Успех означает постоянное развитие с целью производства/предоставления уникальных и новых продуктов и/или услуг. Организация поощряет личную инициативу и свободу.

Метафоры партиципативной организационной культуры Джаз Игра «Что? Где? Когда?»

Иллюстрации типов организационных культур в бизнесе Бюрократический Органический Предпринимательский Партиципативный Производство автомобилей Семейный бизнес Фондовая биржа Консалтинг

Иллюстрации типов организационных культур в вооруженных силах Бюрократический Органический Предпринимательский Партиципативный Регулярная армия Партизаны Диверсанты Спецназ

Иллюстрации типов организационных культур в спорте Бюрократический Органический Предпринимательский Партиципативный

Иллюстрации типов организационных культур Бюрократический Органический Предпринимательский Партиципативный

Организационные культуры 1. Тип деятельности 2. Цель 3. Структура 4. Тип руководителя 5. Рычаг управления 6. Принцип принятия решения 7. Критерии выбора при принятии решения

Тип деятельности Органическая Совместно- взаимодействующий Бюрократическая Совместно- последовательный Предпринимательская Совместно- индивидуальный Партиципативная Совместно- творческий

Цель ОрганическаяСохранение целостности группы Бюрократическая Соблюдение технологии Предпринимател ьская Извлечение максимальной прибыли для себя ПартиципативнаяЦель заранее не определена, способы достижения цели неизвестны Какие цели являются ключевыми для оргкультуры?

Структура Органическая Линейная с функциональными связями, группы по типу «семьи» Бюрократическая Линейная Предпринимательская Проектная Партиципативная Матричная, гибкость смены позиций и групповых ролей

Тип руководителя ОрганическаяХаризматический лидер, механизм идиосинкразического кредита Бюрократическая Лидер-администратор, обладает всей полнотой власти и контроля, заданными местом в иерархии Предприниматель ская Лидер-транзактор, обеспечение коммуникации между сотрудниками ПартиципативнаяРаспределенное лидерство Опишите руководителя в каждой оргкультуре

Рычаг управления ОрганическаяАвторитет Бюрократическая Сила Предприниматель ская Деньги ПартиципативнаяЗнания За счет чего руководитель мотивирует персонал?

Принцип принятия решения ОрганическаяГолосование или принятие решение лидером Бюрократическая Участие в процессе принятия решений в группе определяется местом субъекта в групповой иерархии Предприниматель ская Индивидуальное принятие решения ПартиципативнаяКонсенсус, влияние меньшинства Как проходит совещание?

Критерии выбора при принятии решения ОрганическаяПриемлемость для группы Бюрократическая Реализуемость задач Предприниматель ская Прибыльность ПартиципативнаяОсуществимость На основании чего принимается решение?

Дополнительно: «Доверие и недоверие в организационных культурах»

Доверие – это позитивно окрашенное ожидание относительно поведения другого человека Надежда, вера, уверенность, активность, инициативность Доверие-недоверие в организационных культурах Недоверие – контроль поведения и опасение относительно действий другого человека Страх, скептицизм, цинизм, бдительность

Доверие-недоверие в организационных культурах Недоверие низкое Недоверие высокое Доверие высокое Слаженность высокого уровня Растущая взаимозависимость Возможность следования друг за другом, поддержка Новые инициативы Отношения дифференцированы и сдержанны. Возможности преследования и снижения риска Управление возможностями контроля Девиз: «Доверяй, но проверяй!» Доверие низкое Ограничение свободы Случайные, несистематические взаимодействия Строгое следование профессиональному этикету Вынужденное, несвободное взаимодействие Ожидания и опасения относительно нежелательных событий Принятие как должных вредоносных мотивов окружающих Девиз: «Лучшая защита – это нападение!»

Доверие-недоверие в организационных культурах Недоверие низкоеНедоверие высокое Доверие высокое Органическая ОКПартиципативная ОК Доверие низкое Бюрократическая ОКПредпринимательская ОК

Дополнительно: «Импровизация»

«Импровизация» Представляет собой преобразование мелодии в музыкальные образы, имеющие незначительное сходство с прообразом, или сочинение новых музыкальных фраз, полностью альтернативных прозвучавшей первоначально мелодии. Когда музыканты импровизируют, они полностью изменяют части мелодии или включают в нее фрагменты, никак с ней не связанные.

Необходимыми условия совместной импровизации являются баланс сотрудничества (аккомпанирование друг другу) и соперничества (стремление показать высший класс, обыграть предыдущего солиста) готовность команды к риску доверие членов команды друг к другу «минимальная структура»необходимый минимум правил совместной деятельности, домашних заготовок и общеизвестных клише, на которые участники команды могут опереться при развертывании импровизации

Уровни импровизации «Интерпретация» предполагает незначительные вольности при исполнении мелодии, без отхода от письменно зафиксированного нотного текста: «Приукрашивание» предполагает изменение последовательности музыкальных фраз, при котором одни из них звучат раньше, другие – позже, чем в оригинале. «Вариация» основана на включении в основной текст совершенно новых музыкальных фрагментов, которые увязываются с основной мелодией, не разрушая ее целостности. «Импровизация» [1][1] Berliner, Paul F. Thinking in Jazz: The Infinite Art of Improvisation. Univ. of Chicago, Chicago, IL, 1994, p. 70.

Спланированное действие Интерпретация (следование опыту, использование «домашних заготовок», видоизменение привычных решений) высокая спонтанность, низкая креативность Экспериментирование (выработка новых решений, их опытная проверка, переработка, новая проверка)Низкая спонтанность, высокая креативность Импровизация (применение нестандартных решений в кризисных ситуациях)высокая спонтанность,высокая креативность НизкаяНизкая ВысокаяВысокая Низкий Высокий Дефицит НеопределенностьНеопределенность

Дополнительно: «Метафоры организации»

Метафоры организации 1. Организм 2. Машина 3. Мозг 4. Открытая система 5. Культура

Дополнительно: «Модель МАРС» (Т.Ю.Базаров)

МАРС Статус Место Амплуа Роль Статус

Органическая организационная культура Совместно- взаимодействующая Место определяется традициями и обычаями Амплуа сотрудника – поддержка и взаимопомощь Роль ожидаемая – «друг» Статус определяется близостью к лидеру

Бюрократическая организационная культура Место определяется функцией Амплуа сотрудника – подчинение Роль ожидаемая - «шестеренка» Статус определяется должностью Совместно- последовательная

Предпринимательская организационная культура Совместно- индивидуальная Место определяется индивидуальными умениями и навыками или вкладом Амплуа сотрудника – ориентация на себя и соревнование Роль ожидаемая – «соперник» Статус определяется индивидуальным успехом, прибылью

Партиципативная организационная культура Совместно- творческая Место определяется професиссионализмом и транспрофессионализмом Амплуа сотрудника – совместное творчество, проактивность Роль ожидаемая - эксперт и транспрофессионал Статус професиссионализмом и транспрофессионализмом

Спасибо за внимание !