Бюджет производства предприятия Основные статьи бюджета. Взаимосвязь себестоимости и бюджета производства. Бюджет производства в торговых компаниях 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Бюджет производства в планировании на предприятии. Исходные данные для разработки производственного плана. План производства предприятия. Назначение планирования.
Advertisements

Форма планов предприятия, бюджеты предприятия. Система планов предприятия, бюджеты предприятия, их взаимосвязь. Формы и методы планирования, их зависимость.
Плановые расчеты и показатели. Рентабельность в планировании. Структура ценообразования в планировании. Расчет финансового цикла в планировании. 1.
Бюджет прямых затрат на оплату труда в планировании на предприятии 1.
1 СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ (НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ)
Структура годового плана 1. – Производство продукции. Себестоимость продукции. – Основные фонды (обновление и использование). – Оборотные фонды (нормативная.
Анализ объема производства и продаж продукции М.Н. Бубин к.г.н. Юргинский технологический институт Томского политехнического университета.
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики Институт Менеджмента Организация и технология проектирования предприятий.
1 Планирование производственной программы 1. Определение оптимального объема производства продукции 2. Разработка производственной программы 3. Производственные.
План продаж предприятия, бюджет продаж. Четыре вида прогноза (товар/рынок) в планировании на предприятии 1.
Задачи решаемые EPCM командой Июль 2009 г.. Термины и определения EPCM (EPCM = Engineering Procurement Construction Management - управление проектированием,
Тема 1. Понятие бюджета и бюджетирования. Бюджетирование как механизм реализации стратегии организации. Бюджет – финансовый план, охватывающий все стороны.
Декомпозиция процессов. Сеть процессов организации. (лекция 3)
МЕНЕДЖМЕНТ. Структура и порядок разработки плана реализации услуг
План продаж предприятия, бюджет продаж. Структура плана продаж. Центр дохода в планировании. Четыре вида прогноза (товар/рынок) в планировании на предприятии.
Выполнили студентки группы Болдырева Ю.В., Белаусова С.Н.
Реализация проекта Вмешательства, ваша система управления обработанной информацией, принятие решений и последствия.
Hinnakujundus Ценообразование Euroakadeemia 2013.
Тема 9 Анализ, планирование и прогнозирование денежных потоков.
Тема 5 Трудовые ресурсы связи и их использование.
Транксрипт:

Бюджет производства предприятия Основные статьи бюджета. Взаимосвязь себестоимости и бюджета производства. Бюджет производства в торговых компаниях 1

Бюджет производства. – Назначение – определить производственную программу предприятия. – Необходимая информация: – Общий объем продаж и его распределение внутри бюджетного периода (распределение можно определить по контрактам, которые отражают количество продукции и сроки выполнения) – Товарные остатки на начало бюджетного периода – Кроме этого, надо установить желаемый запас готовой продукции на конец периода, который зависит от производственной мощности и времени изготовления продукта. Этот бюджет может составляться только в натуральных единицах измерения. – Объем производства определяется: объем продаж минус готовая продукция на начало периода плюс желаемый запас готовой продукции. В зависимости от мощности производства и потребности в готовой продукции определяется желаемый запас готовой продукции. Часто на предприятии определяют процентную зависимость от объема продаж в следующем периоде. 2

– Для торговых предприятий вместо производимых продуктов учитывается закупаемая продукция для перепродажи. – Назначение бюджета – определить часть условно-постоянных издержек, необходимых для производства запланированного объема продукции. Другими словами – это объем затрат, связанный с производством продукции, кроме прямых выплат по оплате труда и за материалы. – Издержки, включаемые для учета в данном бюджете: – Издержки на вспомогательные материалы – Издержки на заработную плату вспомогательного и обслуживающего персонала (ремонтники, уборщики и т.д.) – Издержки на охрану труда – Издержки на амортизацию оборудования цеха – Издержки на аренду производственного оборудования – Издержки на страховку – Издержки на хранение внутрицеховых запасов и т.д. – Исходя из данного перечня и определяются статьи затрат данного бюджета. После того как составлены: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет прямых затрат на материалы и оплату труда и бюджет накладных расходов, можно составить (скалькулировать) себестоимость. 3

Ввиду того, что организация производства перестала соответствовать требуемым условиям, многие предприятия стали испытывать сложности с выполнением плана производства. Невыполнение плана производства естественно ведет к невыполнению плана отгрузок, а значит к невыполнению плана по поступлениям платежных средств. Кроме того, на многих предприятиях существует проблема не достоверности нормативной базы расхода материалов, трудозатрат. В значительной мере это вызвано тем, что технологи, диспетчерская служба, отдел АСУП не успевают отслеживать все изменения в модельном ряде компании. Более того, мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда предприятия производили продукцию, на которую не была закончена технологическая подготовка производства, а значит, отсутствуют, или весьма приблизительны нормы расхода материальных и трудовых ресурсов. Отсутствие реальных нормативов ведет к ошибкам при планировании затрат на материально-техническое снабжение и т.д. 4

План предприятия Разработка и утверждение плана. Корректировка плана предприятия. Влияние плана на систему управления предприятием, скорость принятия решений. 5

– План предприятия как продукт плановой работы представляет собой заранее разработанную систему мероприятий, предусматри­вающую их результаты и содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов, объем, методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реализации продукции, товаров и услуг. – Плановые задания предполагают постановку результатов и обеспечение их дости­жения необходимыми средствами, однако в них не регламентиру­ются конкретные технические способы достижения этих результатов. Вместе с тем план должен обеспечивать необходимые и желаемые темпы и пропорции развития производства. – План для сотрудников предприятия является руководством к действию. Поскольку современное предприятие представляет собой сложную управленческую систему, достижение плановых результатов невозможно без согласованной работы всех подразделений предприятия, всего персонала от директора до рядовых сотруд­ников. План используется для обоснования предпринимательских идей, а также для управления предприятием в процессе достиже­ния установленных результатов. 6

– Разрабатывая план предприятия, предприниматель должен получить ответы на ряд вопросов. – Кто будет потреблять произведенную продукцию, по каким ценам ее можно продавать? – Каковы требования к организации сбыта продукции? – Какие методы продвижения продукции применять? – Какую продукцию (товары или услуги) следует производить на предприятии? – Сколько продукции выгодно произвести, и какие ресурсы при этом использовать? – Каким образом наладить поставку полуфабрикатов и комплектующих? – Какую технологию производства необходимо использовать? – Как предприятие может приспособиться к рынку и, каким об­разом оно будет реагировать на изменения рыночной ситуа­ции? – Прежде в отечественном опыте плановая система, будучи то­тальной, директивной, централизованной, довлела над производственной деятельностью предприятия, сковывала инициативу его ра­ботников. Планы разрабатывались при непосредственном участии государственных органов и далеко не всегда совпадали с интереса­ми самого предприятия. 7

Сейчас система планирования приспосабливает деятельность предприятия к условиям рынка, к динамически формирующимся потребностям рыночных клиентов. В плановой деятельности заин­тересовано само предприятие, предприниматель. Предприятие разрабатывает свои планы самостоятельно, руко­ водствуясь при этом чаще всего собственными методическими разработками, которые составляют важный предмет собственно­сти. – План предприятия имеет различные формы. Так, если для небольшого предприятия вполне достаточно составить простей­ший план с ограниченным кругом результатов и показателей, то чем крупнее предприятие, чем сложнее стоящие перед ним результаты и выше ответственность руководителей, тем сложнее должна быть система его планов, различных по времени и функциональной принадлежности. – Годовой план подчиняется строго определенным правилам: – Определенные сроки разработки. – Порядок доведения до подразделений. – Структура плана. – Показатели плана. 8

– Годовой план разрабатывается планово-экономическим отделом предприятия. Как правило, в ноябре или декабре предшествующего периода. Планово- экономический отдел до наступления планового периода доводит обязательные разделы плана до структурных подразделений и осуществляет контроль над выполнением плана. Годовой план имеет поквартальную разбивку всех показателей. На крупных предприятиях годовой план разрабатывается на основе предварительных расчетов структурных подразделений предприятия (цехов, филиалов). На большинстве предприятий не составляют годовых планов по цехам, а ограничиваются квартальными планами. Годовой план по форме отражения редко когда изменяется. Выполнение годового плана служит основой для оценки работы в области стратегического планирования, а также для проведения на предприятии аналитической работы. Структура годового плана: – Производство продукции. – Объем производства в натуральном и стоимостном выражении. – Реализация в стоимостном и натуральном выражении. – Ресурсное обеспечение. 9

– Основные фонды (обновление и использование). – Оборотные фонды (нормативная потребность и использование, собственные и заемные средства). – Трудовой потенциал (численность занятых рабочих, затраты на оплату труда, отчисления на социальное страхование). – Оценочные показатели. – Себестоимость продукции. – Производительность труда. – Процент реализованной продукции. – Прибыль, рентабельность. – Финансовые показатели. – Платежи в федеральный и муниципальный бюджеты. – Погашение кредита и выплаты процентов. – Социальное развитие. – Развитие непроизводственной сферы. – Улучшение условий труда. Охрана труда. – Подготовка и переподготовка кадров. – Природоохранные мероприятия. 10

– Влияние производства на окружающую среду. – Безопасность продукции для человека и внешней среды. – Как правило, планирование по социальному развитию и природоохранным мероприятиям вообще отсутствует. Существенная роль в годовом плане отводится натуральным (качественным) показателям. Качественные показатели: – Рентабельность. – Ликвидность. – Производительность труда. – Показатели использования производственных мощностей. – Текучесть, обновление кадров. – Техническая оснащенность и пр. – Кроме этого, есть в годовом плане и финансовые показатели: – Объем продукции в отпускных ценах. – Балансовая прибыль и прибыль от реализации. 11

– Кредиторская задолженность и дебиторская задолженность. – Платежи в федеральный и муниципальный бюджеты. – Фонд оплаты труда. – Структурные показатели: – Доля средств юридических лиц в привлеченных ресурсах. – Доля кредитов физическим лицам. – Доля вложений в ценные бумаги. – Доля вкладов в привлеченных ресурсах. – Квартальный план содержит: – Производственную программу по номенклатуре и объему (в массовом производстве – по товарной продукции). – План по труду, включающий численность персонала по категориям, фонд заработной платы, выработку на одного работающего, среднюю заработную плату. – План по себестоимости (смета цеховых расходов, задание по себестоимости продукции). – Организационно-технический план (организационные мероприятия подразделения, вопросы использования и обслуживания технологии и пр.). 12

– Планирование начинается с определения и принятия на предпри­ятии контрольных показателей его деятельности, например, в виде документа «Приоритетные задачи и целевые ориентиры развития на предстоящий год». Затем в рамках установленных контрольных пока­зателей разрабатываются частные планы отдельных экономических служб и подразделений предприятия. В случае если у предприятия имеются филиалы и представительства, разрабатываются планы фи­лиалов и представительств. После чего составляется сводный план предприятия. Процесс планирования необходимо структурировать. Этого требует многообразие мероприятий планирования, большое число их участников и жесткая взаимозависимость разделов плана. Структурирование должно быть целеориентированным. Вначале сле­дует установить временные и пространственные точки планирования, к которым привязываются определенные виды работ (составление, координация, утверждение планов, выдача плановых заданий, кон­троль за их выполнением отдельными руководителями). – При этом необходимо сбалансировать два противоречивых тре­бования относительно сроков утверждения планов. С одной сторо­ны, процесс планирования следует начинать как можно позже, чтобы иметь возможность обработать больший объем свежей информации, а с другой стороны, его следует начинать как можно раньше, чтобы иметь достаточно времени для системной подготов­ки решений (проблемный или целевой поиск и оценка важнейших альтернатив для принятия решений). 13

– Для эффективной организации планирования необходимы сле­дующие мероприятия: – учет всех объектов планирования и мероприятий по плани­рованию, их группировка по плановым комплексам в соответствии со структурой системы планирования, а также учет объектов кон­троля, работ по контролю и контрольных комплексов; – определение состава участников, времени и мест проведе­ния совещаний, посвященных планированию и контролю; – передача субъектам планирования исходных данных (контроль­ные цифры, прогнозы состояния внешней среды, результаты анализа деятельности предприятия), инструктивных материалов, нормативно-методической документации по планированию и контролю. – установление графика разработки разделов плана и их коор­динация, утверждение планов (определение сроков); я,, – принятие графика проведения совещаний контрольного xaрактера (обсуждение результатов). 14

Экономическое управление предприятия (отдел планирования) принимает частные планы экономических служб и подразделений предприятия и по согласованию с ними осуществляет при необхо­димости корректировку этих планов. После чего разрабатывается проект сводного (например, годового) плана предприятия, кото­ рый представляется на утверждение руководству. Проект плана должен содержать аналитическую записку, подготовленную плано­вым отделом. – Руководство предприятия рассматривает предлагаемый проект плана в порядке, установленном уставом предприятия. Может быть предусмотрена специальная процедура обсуждения проекта плана с участием представителей экономических служб, подразделений предприятия и других заинтересованных лиц. После этого план или принимается к выполнению всеми подразделениями предприятия или возвращается на доработку (отвергается). План, утвержденный руководством предприятия, становится обязательным для всех его служб. Плановый отдел конкретизирует принятый план по направлениям (подразделениям) предприятия и контролирует его выполнение. 15

– План можно корректировать не только на уровне руководства предприятия в целом, но и на уровне отдельных его служб (подразделений). Корректировка проводится на различных стадиях плановой работы: разработки плана, его выполнения, анализа промежуточных результатов работы предприятия. Планы могут кор­ректироваться в связи с изменением (как правило, увеличением) горизонта планирования, изменением условий внешней среды, возникновением форс-мажорных обстоятельств и пр. – Корректировка не должна приводить к изменению контроль­ных показателей деятельности предприятия в целом, в том случае, если она проводится на уровне подразделения предприятия, и к изменению всей системы основных показателей плана, если корректировка осуществляется руководством всего предприятия. В противном случае план был неверен. – Также корректировка плана не должна быть частой. Постоян­ное изменение плановых показателей снижает заинтересованность сотрудников предприятия в их достижении и зачастую прикрывает нерадивость и недисциплинированность работников. – Частая корректировка планов свидетельствует о существенных недостатках имеющейся системы планирования, например: недос­таточно точный прогноз состояния внешней (рыночной) среды предприятия, излишняя детализация принятого к исполнению плана, не допускающего никаких отклонений, даже непринципи­ального характера, и др. 16

– При изменении показателей следует уточнить плановые ориен­тиры работы всех подразделений предприятия. – В случае корректировки плановых показателей по инициативе подразделений (цехов, филиалов, отделений) они представляют ру­ководству предприятия ходатайство с обоснованием необходимых изменений. В ходатайстве должны быть изложены причины, обусловившие необходимость изменения плановых показателей. Кро­ме того, оно должно содержать обоснование реалистичности изме­ненных (откорректированных) показателей. – Порядок и сроки разработки и корректировки плана предпри­ятия устанавливаются в специальном Положении по разработке, утверждению и контролю за исполнением плана предприятия, принятом руководством предприятия (в акционерном обществе его правлением). В Положении специально оговаривается ответст­венность за соблюдение установленных сроков и качество разра­ботки плана предприятия. 17