МАГАТЭ Международный Atomic Energy Agency Реабилитация участков бывшего уранового производства МАГАТЭ Международная конференция Урановые хвостохранилища.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Бишкек-2012 Инициатива «Окружающая среда и безопасность» Региональный подход к управлению наследием урановых хвостохранилищ в Центральной Азии.
Advertisements

Институциональные и регуляторные рамки управления хвостохранилищами Региональная конференция «Урановые хвостохранилища: местные проблемы, региональные.
Разработка основ экологической политики государств – участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях Астана 2012 Институт глобальной.
Программа поддержки стран Семинар для членов ГЭФ Восточная Европа 22 – 24 марта 2011 г. Киев, Украина.
1 РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН РЕСУРСНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОРХУС-ЦЕНТР КОДИР БОТУРОВ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КООРДИНАТОР ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ.
Региональный диагностический доклад и План развития сотрудничества по обеспечению качества вод в Центральной Азии.
Программа поддержки стран (ППС) Семинар для членов ГЭФ в расширенном составе 11–13 октября 2011 года Ташкент, Узбекистан.
Предлагаемый план работы Института ЦАРЭС на 2011 – 2013 гг. Ван Хонг Главный специалист по вопросам регионального сотрудничества Роман Могилевский Координатор.
Некоторые подсказки по разработке проектных предложений Чокушева Гульнара Национальный Офис программы Темпус в Кыргызстане Website:
Совместный семинар ЕАОС и ЕЭК ООН по индикаторам окружающей среды и развитию мониторинга (Женева, февраля 2003 года) Соглашение о технической помощи.
Ми требованиями Сравнение требований Всемирного Банка по ЭО и требований законодательства Румынии Региональный семинар по защитным мероприятиям Кишинев,
Концепция выполнения работ (услуг) «Организация и проведение апробации ФГОС общего образования второго поколения (начальная школа) и материалов, обеспечивающих.
Seite 1 1 Реализация МЕДИССА Заседание Национального Межведомственного Комитета Ашхабад, 2 февраля 2011 года Национальное бюро по предотвращению.
Поддержка реформы государственных закупок АБР Подготовлен: Амр Ж. Кари, специалист по закупкам Седьмой региональный форум по государственным закупкам,
Участие заинтересованных сторон из стран-участников ГЭФ Групповое занятие МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА В ГЭФ.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЯДЕРНОЙ И РАДИОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
«Нормативно-методическое обеспечение функционирования систем поддержки принятия решений по вопросам реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному.
Проект ЕС по управлению трансграничным бассейном реки Кура, Этап II и III – Армения, Грузия, Азербайджан ( Трансграничное сотрудничество.
Управление качеством воздуха в странах Восточного региона ЕИСП Рекомендации для центров по НДТМ Моника Прибылова 2 октября 2013 года.
1 Планируемая деятельность по установлению целевых показателей в контексте Протокола по проблемам воды и здоровья в Кыргызстане Эркин Оролбаев, Координатор.
Транксрипт:

МАГАТЭ Международный Atomic Energy Agency Реабилитация участков бывшего уранового производства МАГАТЭ Международная конференция Урановые хвостохранилища в Центральной Азии: Совместные усилия по снижению рисков Бишкек, Кыргызстан октября 2012 года Докладчик: Рассел Эдж

МАГ АТЭ Обзор проектов ТК С 2005 года, 8 проектов ТК по реабилитации участков бывшего уранового производства, из них 3 регионального и 5 национального значения (Кыргызстан и Таджикистан) Общая цель проектов заключается в создании национального потенциала для того, чтобы участвующие страны-члены могли осуществить основанный на оценке рисков процесс рекультивации участков земли в соответствии с международными стандартами и передовой практикой. 2

МАГ АТЭ Задачи проектов ТК Для достижения этих целей проекты были разработаны таким образом, чтобы они рассматривали следующие вопросы: Совершенствование нормативно-правовой базы Совершенствование программ мониторинга Повышение аналитического потенциала (включая обеспечение качества/контроль качества (ОК/КК) Соответствующая методология оценки рисков Использование институционального контроля и надлежащих организационных мер Оповещение о потенциальной опасности каких-либо действий для окружающей среды/ Информирование общественности 3

МАГ АТЭ Проекты ТК по реабилитации участков бывшего уранового производства Региональные проекты Номер проекта Название проекта Утвержденный бюджет RER/9/122 ( ) Обеспечение безопасного управления участками бывшего уранового производства Целевые страны: Болгария, Венгрия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, SLR, Сербия, Таджикистан, Украина, Узбекистан + Словакия, Польша. (12) 583,500 RER/3/010 ( ) Обеспечение подготовки к рекультивации бывших участков уранового производства Целевые страны: Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Украина, Узбекистан + Чехия, Словакия, Словения. (8) 900,901 RER/9/086 ( ) Безопасное управление остаточными продуктами от прежней деятельности по добыче и переработке полезных ископаемых в Центральной Азии Целевые страны: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан. (4) $1,013,641 ( ) Общий бюджет2,281,123 4

МАГ АТЭ Проекты ТК по реабилитации участков бывшего уранового производства Национальные проекты Номер проектаНазвание проекта Утвержденный бюджет KIG/9/003 ( ) Организация радиоэкологического мониторинга и сети оценок $265,292 KIG/9/004 ( ) Оценка радиационной обстановки на бывших территориях урановых рудников в Минкуше и публичное представление ее результатов $139,986 KIG/7/002 ( ) Усиление радиоэкологического мониторинга $560,000 (+$ ЧР) TAD/9/002 ( ) Применение международных стандартов безопасности по управлению остаточными продуктами переработки урана $258,850 TAD/9/003 ( ) Создание системы радиационного мониторинга вокруг открытых радиоактивных отходов в Северном Таджикистане $162,711 Общий бюджет, $ () $1,386,839 ( 1,116,405 ) 5

МАГ АТЭ Оборудование и обслуживание Дозиметры Радиометры Гамма-спектрометры Альфа/бета-спектрометр и мониторы Рентгеноспектрометр Атомно-абсорбционный спектрометр Сцинтилляционный бета/гамма спектрометр Жидкостной сцинтилляционный счетчик Программное обеспечение по моделированию рисков Оборудование для отбора проб почвы, содержащей радон, измерения его концентрации и проведения мониторинга Оборудование для отбора проб воды, почвы и воздуха, насосы и прочее полевое оборудование Различная лабораторная аппаратура (весы, ступки, стеклянная посуда, измерители кислотности, и т.д.) Бурение скважин для визуального контроля и анализ экологических проб 6

МАГ АТЭ Стратегия проекта – RER/3/010 Анализ недочетов и предоставление рекомендаций для стран-членов по их нормативно-правовой базе Повышение аналитического потенциала посредством обучения персонала, использования оборудования, упражнений по взаимному сравнению, разработки и внедрения методов (ОК/КК) Использование участков бывшего уранового производства, отобранных странами-членами: Разработка и внедрение планов мониторинга Проведение оценки рисков Оценка и внедрение соответствующих институциональных средств управления Информирование об опасностях и рисках Принятие коррективных решений, основанных на оценке рисков 7

МАГ АТЭ Повышение эффективности регулирования Отсутствие регулятивных норм и установленных специальных требований к участкам во всех странах-участницах (СЧ) проекта являются одним из основных факторов, который сдерживает развитие процессов рекультивации земель. Вопросы, которые должны быть решены в рамках нормативно-правовой базы Роли и обязанности Технические требования, руководящие указания Выдача лицензий и разрешений Критерии проектирования Критерии рекультивации Управление программой рекультивации Участие общественности 8

МАГ АТЭ Совершенствование нормативно- правовой базы Семинары по выдаче лицензий и разрешений, а также по процессам получения разрешений с акцентом на анализ жизненного цикла с точки зрения нормативно- правовой перспективы (Украина, Таджикистан, Румыния) Миссии экспертов, проводящих оценку нормативно- правовой базы (Кыргызстан, Украина, Таджикистан) Поддержка участия в нормативно-правовом надзоре за участками бывшего уранового производства (НПНУБУП) Поддержка участия в Школе разработки нормативных документов 9

МАГ АТЭ Программы мониторинга Миссия экспертов для оценки состояния мониторинга и аналитического потенциала Предоставление полевого оборудования для мониторинга концентрации радона и дозиметрии Обучение по использованию оборудования для мониторинга Предоставление лабораторного оборудования Обучение по использованию оборудования для мониторинга и методологии оценки Поставка оборудования для дополнительных дозиметрических колодцев 10

МАГ АТЭ Методология оценки безопасности Два семинара (Алма-Аты, Ташкент). Ознакомление с методологией оценки безопасности (ОБ), моделирования перемещения радона (RN) в окружающей среде, анкетами, Техническим руководством Участники из каждой страны-участницы получили средства моделирования ECOLEGO и измеритель содержания свинца и прошли обучение по их применению 2 учебных курса, проходивших в Стокгольме для начинающих и опытных пользователей по применению ECOLEGO при оценке содержания веществ и рисков 3 миссии экспертов с усовершенствованной оценкой содержания веществ для сбора необходимых исходных данных с целью достижения соглашения по контексту и плану действий по проведению оценки Миссии экспертов в Казахстан, Таджикистан, Россию, Украину, Узбекистан по оценке применения методологии ОБ, относящейся к участкам бывшего уранового производства 11

МАГ АТЭ Методология оценки безопасности и её применение (прод.) Было начато проведение шести исследований по определению характеристик участков бывшего уранового производства, и были подготовлены проекты отчетов по оценке безопасности: Таджикистан (Табошар, Дегмай, Адрасман) Узбекистан (Чаркесар, Янгиабад, Ангрен) Кыргызстан (Майлуу-Суу) Казахстан (Кошкар-Ата) Россия (Лермонтов) Украина (Днепродзержинск) 12

МАГ АТЭ Пути воздействия, определенные при оценке безопасности Внешнее воздействие, вызванное загрязнением почвы, для условных лиц внутри и снаружи зданий; Воздействие через загрязненные аэрозоли внутри и снаружи зданий; Воздействие радиации от продуктов питания, выращенных в местных условиях; Воздействие путем прямого попадания радиоактивных веществ в организм с почвой и водой; Определение продуктов радиоактивного обогащения в пищевых продуктах Воздействие путем вдыхания Rn-222 и его быстро распадающихся вторичных частиц Расчеты доз проводились только для радионуклидов: 238U, 234U, 230Th, 226Ra, 210Po, 210Pb и 228Th Это может привести к заниженной оценке доз 13

МАГ АТЭ Отобранные результаты оценки безопасности Табошар, Таджикистан Через внешние пути и путем вдыхания: 1-7mSv/y Через воду: 1-2 mSv/y Дегмай, Таджикистан Все источники (прежде всего внешние): 1-8 mSv/y Янгиабад, Узбекистан В первую очередь радон: 2-15 mSv/y Приднепровский химический завод, Украина В первую очередь внешние и радон: 1-35 mSv/y 14

МАГ АТЭ Повышение ОК/КК и аналитического потенциала Заседание на начальной стадии реализации проекта Определение основных сотрудничком и учреждений Обсуждение методологии (Алма-Аты, 2009 г.) Миссия по установлению и оценке фактов Сосредоточение на текущих процедурах ОК/КК и методологиях (Украина-2009 г., Узбекистан и Таджикистан г., Казахстан и Кыргызстан г.) Разработка программ по ОК/КК Определение нормативных требований Проведение обучения и закупок ( гг.) Программа по проверке квалификации – на стадии реализации 15

МАГ АТЭ Аналитические процедуры ОК / КК Справочные материалы (СМ) и Руководство по ОК / КК Были подготовлены следующие СМ: Почвы с типичными смешанными продуктами распада уранового ряда Почвы с содержанием Ra-226 с типичными концентрациями, предполагаемыми на участках бывших урановых рудников и обогатительных фабрик Пробы воды (3 уровня зубчатых радионуклидов, содержащих U, Ra, Po, Pb) СМ были подготовлены в 2009 г., были готовы к отправке в 2010г., Фактически получены лабораториями партнеров в гг. (Кыргызстан – ожидается) 16

МАГ АТЭ Лаборатории-участники – до 15-ти КазахстанАО «Волковгеология» Радиоэкологическая аналитическая лаборатория / Университет Аль-Фараби Степногорский горно-химический комбинат КыргызстанЧуйская экологическая лаборатория Институт биологии и почв НАН КР Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора РоссияГосударственное предприятие Научно-исследовательского и производственного объединения «Тайфун» РосРАО или Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной радиологии и агроэкологии (требуется подтверждение) ОАО Гидрометаллургический завод Алмаз (аннулировано) ТаджикистанГосударственное предприятие «Востокредмет» УкраинаУкраинский гидрометеорологический институт Институт гигиены и медицинской экологии им. Марзеева Государственное предприятие «Барьер» УзбекистанИнститут ядерной физики/Академия наук Узбекистана Государственная компания «Геология урана и редкоземельных металлов» (аннулирована) 17

МАГ АТЭ Оповещение о рисках /Информирование общественности Оценка существующей ситуации и потребностей путем использования анкеты и миссий по установлению фактов Заседание по планированию проекта (концепция использования «пилотного участка») Определение ключевых заинтересованных сторон Организация рабочей группы Обсуждение последующих мероприятий и встреч Стратегия и ожидаемые результаты Разработка специальных планов мероприятий по странам Семинар и обучение Реализация Окончательная оценка и полученный практический опыт 18

МАГ АТЭ Привлечение внешних партнеров Основной технический документ, разработанный в сотрудничестве со странами ЕС и Центральной Азии Предоставляет рекомендации правительствам и международным финансирующим организациям по установлению приоритетов и стратегий для региональных решений 19

МАГ АТЭ Привлечение внешних партнеров Работа с НАТО для объединения ресурсов с целью предоставления аналитического оборудования и проведения обучения Предоставление технической помощи Всемирному Банку посредством группы экспертов и совместных миссий Предоставление технической помощи ОБСЕ посредством рекомендации экспертов и представления имеющихся данных для поддержания их усилий Предоставление технической экспертизы ЕС и участие в совместных миссиях Участие в качестве наблюдателя в двусторонней программе NRPA по повышению эффективности работы. Участие в информационно-просветительских мероприятиях ПРООН с целью улучшения видения проблематики, связанной с участками бывшего уранового производства. 20

МАГ АТЭ Привлечение внешних партнеров (прод.) Одним из результатов работы МАГАТЭ в данное время является разработка Технического задания (ТЗ) по Оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) и Технико-экономического обоснования (ТЭО) для отобранных высокоприоритетных участков, нуждающихся в рекультивации, в разных странах. МАГАТЭ представило такие документы по 6 участкам в Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане. Пять из них были утверждены ЕС для финансирования деятельности по ОВОС /ТЭО (стоимость работ до 7 миллионов Евро, включая поддержку соответствующей законодательной и нормативно-правовой базы) на двусторонней основе с заинтересованными странами. 21

МАГАТЭ Международный Atomic Energy Agency Координационные мероприятия МАГАТЭ

МАГ АТЭ Резолюция по безопасности GC 65. Поощряет соответствующие страны-участницы вовлекаться в многосторонние инициативы по ремедиации участков бывшего уранового производства в Центральной Азии, поддерживает подключение Агентства к данной международной инициативе в качестве Технического координатора и просит Секретариат докладывать о дальнейшем развитии событий; принимает во внимание заключения Международной конференции по ремедиации земель, загрязненных остатками радиоактивных материалов в Казахстане в мае 2009 г., и поддерживает, согласно рекомендации конференции, развитие Международного рабочего форума для регулятивного надзора за БУП; [GC(53)/RES/10, 18 сентября 2009 г.] 54. Принимает во внимание успешное завершение базового документа, определяющего необходимость и приоритеты проведения ОВОС на местах бывшего уранового производства (БУП) в Центральной Азии, поощряет заинтересованные страны-участницы вовлекаться в многосторонние инициативы по ремедиации упомянутых мест, поддерживает подключение Агентства к данной международной инициативе в качестве Технического координатора, поощряет участие стран-участниц на Технической встрече для запуска Международного рабочего форума в октябре 2010 года для регулятивного надзора унаследованных загрязненных участков, и просит Секретариат докладывать о дальнейшем развитии событий; [GC(54)/RES/7 сентября 2010 г.] 55.Принимает во внимание базовый документ, определяющий необходимость и приоритеты проведения ОВОС на местах бывшего уранового производства в Центральной Азии, поощряет заинтересованные страны-участницы вовлекаться в многосторонние инициативы по ремедиации упомянутых мест, поддерживает подключение Агентства к данной международной инициативе в качестве Технического координатора, поощряет участие стран- участниц на Технической встрече для запуска Международного рабочего форума в октябре 2010 года для регулятивного надзора унаследованных загрязненных участков.; [GC(55)/ RES/9 сентября 2011 г.] 64. Просит Секретариат осуществлять техническую координацию по многосторонним инициативам, направленным на ремедиацию мест прошлого уранового производства, особенно в Центральной Азии; [GC(56)/ RES/9 сентября 2012 г.]

МАГ АТЭ Необходимость в технической координации Многочисленные места с общими или одинаковыми проблемами. Много потенциальных подходов на национальном уровне. Много потенциальных лиц, готовых помочь. Много потенциальных доноров. Соответствие в анализе и соответствие в вынесенных решениях. Эффективная мобилизация ресурсов. Применение Международных базовых стандартов по безопасности

МАГ АТЭ Встреча Координационной группы по НУБУП Данная встреча была проведена по просьбе стран-членов МАГАТЭ и Международных организаций для определения и приоритезации мероприятий, необходимых для решения унаследованных проблем, и, в этой связи, обеспечить техническую координацию.

МАГ АТЭ Предложенное Техническое задание (ТЗ) для Технической координационной группы В состав Координационной группы (КГ) входят национальные и международные организации, которые Являются площадкой для информационного обмена Оказывают поддержку при планировании проектов и решении возникших вопросов Занимаются вопросами, связанными с управлением радиоактивными отходами Выполняют функцию координационного механизма во избежание дублирования усилий и оптимизации ресурсов Получает техническую поддержку со стороны Секретариата МАГАТЭ

МАГ АТЭ Предлагаемая организационная структура Координационной группы

МАГ АТЭ Текущий статус Встреча КГ проведена в июне 2012 г. в Вене, Австрия ТЗ, предложенное для Координационной группы МАГАТЭ предоставляет помощь Секретариата Председательство будет чередоваться между странами- членами (СЧ) Создает координационный орган Организует и проводит координационные встречи Приводит механизм для оказания целевой технической поддержки Пострадавшим СЧ будет отправлено письмо для информирования их о результатах встречи КГ. К нему будет приложено ТЗ с предлагаемыми действиями Координационной группы и ролью МАГАТЭ в технической координации.

МАГ АТЭ Состав КГ по НУБУП Страны-члены МАГАТЭ Инициатива ОСиБ ПРООН ОБСЕ BGR ЕвроКомиссия ЕБРР Всемирный Банк NRPA РОСАТОМ 29

МАГ АТЭ Международный форум по нормативно-правовому надзору за участками бывшего уранового производства (НПНУБУП)

МАГ АТЭ Цель НПНУБУП Общая цель НПНУБУП – обеспечение эффективного и результативного нормативно-правового регулирования процесса управления БУП в соответствии с Фундаментальными принципами, Стандартами по безопасности МАГАТЭ и лучшей международной практикой.

МАГ АТЭ Объем работ и сопутствующая деятельность Объем деятельности по НПНУБУП имеет отношение ко всем видам захоронений атомного производства Поддержка развития нормативно-правовой и регулятивной базы посредством технического обмена в следующих сферах: Выдача лицензий Мониторинг Оценка воздействия на окружающую среду - ОВОС Проверка и мониторинг соответствия, и Долгосрочное наблюдение и эксплуатация

МАГ АТЭ Мероприятия, направленные на достижение целей НПНУБУП Профразвитие специалистов по нормативно- правовой базе Поддержка развития по международным принципам Технический обмен Научный обмен Технические встречи

МАГ АТЭ Тематические направления НПНУБУП Оперативно-радиологическая защита рабочих; Радиационная защита населения и защита окружающей среды; Мониторинг окружающей среды и источников радиации; Контроль за выбросом сточных вод; Предупреждение и реагирование не ЧС; Управление радиоактивными отходами; Обеспечение НП контроля над радиоактивными материалами; Критерии по освобождению радиоактивных участков и прекращению деятельности; и Долгосрочный мониторинг местности

МАГ АТЭ Участники Участниками процесса НПНУБУП являются: Члены, назначенные соответствующими органами, ответственными за регулирование, и/или надзор за радиационной и экологической безопасностью в зонах БУП; и Другие заинтересованные стороны, вовлеченные в управление участками БУП, такие как Международные организации, специалисты непосредственно работающие на местах, организации осуществляющие техническую поддержку. Каждый регулятивный орган может назначить своего главного представителя, который будет контактным лицом по НУБУП для координационных целей. Другие заинтересованные стороны могут номинировать наблюдателей и контактных лиц.

МАГ АТЭ Финансирование МАГАТЭ имеет ограниченный постоянный бюджет для поддержания ежегодных встреч КГ и будет изыскивать дополнительные источники финансирования для дополнительных мероприятий (включая натуральную помощь). Организации-участники несут ответственность за финансирование всей своей деятельности в рамках работы по НПНУБУП Деятельность по НПНУБУП может финансироваться из средств Программы МАГАТЭ по Техническому сотрудничеству.

МАГ АТЭ Организация Группа по НПНУБУП проводит ежегодную техническую встречу. Первая была проведена в октябре 2010 г. Самая последняя проходила 8-12 октября 2012 г. Координационный Комитет (КК) был создан на добровольной основе во время первой технической встречи. КК несет ответственность за планирование следующей технической встречи и другой деятельности, включая координацию работы Целевой группы, на основе выводов Технической встречи и результатов реализации рабочего плана. Председателем на заседаниях группы по НПНУБУП является лицо, ответственное за связь и координацию. Он же будет председательствовать на заседаниях КК. Председатель был избран членами группы по НПНУБУП, изначально на три года. Помощь Председателю будет оказываться со стороны Секретариата МАГАТЭ.

МАГ АТЭ Деятельность-2012 Научные визиты в США Семинар в США Встреча КГ в Вене, 8-12 октября 2012 г.

МАГ АТЭ Научный визит/ Международный семинар в США (в штатах Колорадо и Юта) МАГАТЭ/USDOE/USNRC 28 участников из 20 стран-членов МАГАТЭ августа 2012 г. Полевые выезды Завод по переработке урановой руды «Уайт Меса» (White Mesa) Проект по реабилитации хвостохранилища завода по переработке урановой руды «Моуб» (Moab) Ряд реабилитационных участков с долгосрочным наблюдением и программами мониторинга Четырехдневный семинар в Гранд Джанкшн (Grand Junction), штат Колорадо 39

МАГ АТЭ Завод по переработке урановой руды «White Mesa» Корпорация Energy Fuels Единственный в США завод по переработке урановой руды со встречным фрезерованием Кислотное выщелачивание и экстракция растворителем Уран и ванадий Приб. 430,000 фунтов (~210 т.) U 3 O 8 и 500,000 фунтов (~240 т.) V 2 O 5. 40

МАГ АТЭ Реабилитационный проект Моуб 41

МАГАТЭ Международный Atomic Energy Agency Рабочий цикл 42

МАГ АТЭ Ремедиация грунтовых вод 43 Лишняя вода в хвостохранилищах просачивается сквозь нижний слой грунта, таким образом загрязняя грунтовые воды При переработки руды используются как кислота, так и щелочь 1984 Согласно характеристике участка на начало 2000-х: Уран и аммоний являлись двумя основными загрязнителями, вызывающими беспокойство Активная ремедиация грунтовых вод на участке Моуб осуществлялась в рамках Проекта Моуб

МАГ АТЭ Загрязнители грунтовых вод 44

МАГ АТЭ Стратегия ремедиации ГВ Выкачивание ГВ у подножия хвостохранилища Перекачка выкаченных ГВ в прямоугольный пруд, расположенный над массой хвоста, или передаются к испарителям Есть возможность для вливания отведенной воды из р.Колорадо в 34 скважины, которые расположены вдоль береговой линии, для вливания воды 45 Место для выкачивания ГВ Место вливания чистой воды Пруд для испарения Граница хвоста

МАГ АТЭ Место для переработки Нью Райфл (New Rifle), штат Колорадо (до)

МАГ АТЭ Место для переработки Нью Райфл (New Rifle), штат Колорадо (после)

МАГ АТЭ Место захоронения радиоактивного материала с хвостохранилища завода Райфл (Rifle) 48

МАГ АТЭ Группа НПНУБУП 49

МАГ АТЭ Выводы-1 Нормативно-правовая база должна быть усовершенствована Повышение поддержки со стороны государства очень важна для успешной и устойчивой реализации технической помощи МАГАТЭ Соответствующая инфраструктура (ответственные институты, повышение потенциала по мониторингу, а также аналитическим и регулятивным навыкам) должна развиваться и оптимизироваться Координация деятельности национальных партнеров и заинтересованных сторон должна быть улучшена Международные усилия должны координироваться с целью повышения эффективности и обеспечения устойчивости Слабая господдержка гослабораторий на операционные расходы, понижает уровень оказываемой помощи со стороны МАГАТЭ Для улучшения и фактического запуска госпрограмм по развитию стратегии по реабилитации и экологического мониторинга необходим больший прогресс 50

МАГ АТЭ Будущая деятельность проектов МАГАТЭ будет сфокусирована на: Комплексной оценке безопасности бывших урановых объектов и на содействии в приоритезации запланированных реабилитационных мер (TК) Усовершенствовании НПБ и разработке адекватных критериев по освобождению от бюрократических процедур и выдаче лицензий для реабилитационных мероприятий (НПНУБУП) Шаблонах по проведению ОВОС, Планах по ремедиационным мероприятиям, и Планах по долгосрочным наблюдениям и мониторингу (TК) Разработке эффективных программ по мониторингу по каждому отдельно взятому участку и практике ОК/КК (TК) Повышении институционального контроля и информационного обмена по безопасности (TК) Поддержке координации деятельности по проблемам урановых хвостохранилищ и захоронений Оказании технической поддержки Выводы-2 51

МАГ АТЭ Спасибо за внимание! 52