Ухтинский государственный технический университет Порядок проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО по направлению «Нефтегазовое дело»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Advertisements

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
Основные образовательные программы Рекомендации по формированию.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Особенности проектирования и реализации вузовских образовательных программ на основе ФГОС ВПО.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Содержание и структура раздела 6. Экспертиза материалов раздела 6 Р.У.Богданова, председатель научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности.
Родионова С.Е., к.ф.н.,доц., филологический факультет Алгоритм создания вузовской ООП магистра.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ 12 апреля 2010 г. « П роектирование образовательных программ на основе ФГОС ВПО в области «Образование и педагогика» (бакалавриат.
Разработка ООП в соответствии с требованиями ФГОС.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Документы, регламентирующие практику Докл. Матына Л.И.
Транксрипт:

Ухтинский государственный технический университет Порядок проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО по направлению «Нефтегазовое дело»

Проектирование ООП ВПО Для проектирования ООП ВПО вузу целесообразно: 1.Создать координационно-методическую комиссию по проектированию ООП, в которую должны входить: - проректор по учебной работе (первый проректор); - нач. УМУ вуза; - секретарь, координирующий работу всей комиссии; - деканы факультетов; - рабочая группа, в которую входят представители выпускающих кафедр (профилей – для бакалавриата и программ – для магистратуры), представляющих объем предстоящей работы и способных осуществить его в ограниченные сроки. 2. Определить сроки работы над каждым разделом (Приложением) ООП ВПО. 3. Завершить работу над проектированием ООП вуза к ноябрю 2010 года. 2

. Основная образовательная программа (ООП) высшего учебного заведения – это комплексный проект образовательного процесса в вузе по определенному направлению, уровню и профилю подготовки, представляющий собой систему взаимосвязанных документов: - разработанный и утвержденный вузом самостоятельно на основе ФГОС ВПО с учетом потребностей регионального рынка труда, традиций и достижений научно-педагогическогй школы вуза; - устанавливающий цели, ожидаемые результаты, структуру и содержание образования, условия и технологии реализации образовательного процесса, системы деятельности преподавателей, студентов, организаторов образования, средства и технологии оценки и аттестации качества подготовки студентов на всех этапах их обучения в вузе; - включающий в себя: учебный план, РП дисциплин и практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии; - позволяющий реализовать образовательный процесс в вузе в соответствии с требованиями утвержденного ФГОС. 3

Порядок проектирования ООП ВПО Проектирование ООП ВПО заключается в определении и разработке следующих материалов: 1. Общие положения: нормативные документы для разработки ООП ВПО; социальная роль, цели и задачи ООП ВПО по направлению «НГД»; срок освоения и трудоемкость ООП ВПО; требования к абитуриенту. 2. Характристика профессиональной деятельности выпускника вуза (бакалавриата/магистратуры): область, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности. 4

Порядок проектирования ООП ВПО 3. Компетенции выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения данной ООП ВПО (Приложение 1). Результаты освоения ООП ВПО определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения, опыт и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. В результате освоения ООП ВПО выпускник- бакалавр должен обладать 22 общекультурными и 24 профессиональными компетенциями (магистр – 9 ОК и 27 ПК). Компетенции выпускника определяются на основе ФГОС ВПО по соответствующему направлению и профилю подготовки и дополняются профессиональными компетенциями в соответствии с целями и задачами ООП ВПО. Полный состав обязательных ОК и ПК с их краткой характеристикой рекомендуется представлять в виде: 5

Пример заполнения Приложения 1. 6 Код комп Название компетенции Краткое содержание и структура компетенции. Характеристика обязательного порогового уровня ПК-5 составлять и оформлять научно- техническую и служебную документацию Знать перечень традиционной отчетной документации, правила заполнения бланков, правильно понимать содержание вновь поступающей документации. Пороговый уровень: Знать: основные виды и содержание макетов производственной документации. Уметь: обобщать информацию и заносить в бланки макетов. Владеть: навыками составления отчетов, обзоров, «суточных рапортов бурового мастера» и «заявки на материально- техническое обеспечение», опираясь на реальную ситуацию.

Компетенция–это способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях –как в конкретной области знаний, так и в областях, слабо привязанных к конкретным объектам, то есть способность и готовность проявлять гибкость в изменяющихся условиях рынка труда. Компетентностная модель специалиста представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза. 7

Общекультурные компетенции: Социально-личностные и коммуникативные, подразумевающие общую культуру, приверженность к этическим ценностям, терпимость, способность к конструктивной критике и самокритике, умение работать в коллективе и т.д. Общенаучные, в том числе гуманитарно-социальные и экономические (включающие базовые знания в области математики и естественных наук, гуманитарных и социально- экономических наук); базовые компьютерные и лингвистические навыки; способность приобретать и использовать новые знания и т.д. Профессиональные компетенции: Базовые общепрофессиональные Специализированные (профессионально-профильные) и Организационно-управленческие, включающие способность организовать и спланировать работу, извлекать и анализировать информацию из разных источников, применять полученные знания на практике, адаптироваться к новым ситуациям и т.д. 8

Каждая дисциплина оказывает влияние на формирование нескольких компетенций. Каждая компетенция формируется под влиянием нескольких дисциплин. 9

Порядок проектирования ООП ВПО 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации данной ООП ВПО – совокупность документов, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса при реализации компетентностно- ориентированной ООП ВПО (учебный план, РП курсов, практик и др. материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся, календарный учебный график, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий). 10

Порядок проектирования ООП ВПО 4.1. Паспорта и программы формирования у студентов всех обязательных ОК и ПК при освоении ООП ВПО (Приложение 2). Разработка этого документа для всех обязательных компетенций выпускника вуза позволит: - обоснованно отобрать необходимое содержание образования и сформировать на этой основе состав учебных курсов, предметов, дисциплин, практик и др. (разд.4.2); - облегчить разработку компетентностно- ориентированного учебного плана (разд.4.3); - спроектировать согласованные компетентностно- ориентированные рабочие программы учебных курсов, дисциплин и практик и др. 11

Порядок проектирования ООП ВПО 4.2. Состав, основное содержание и структурно- логические связи содержания учебных курсов, дисциплин, практик, НИР, входящих в ООП ВПО (Приложение 3). Разработка этого документа необходима для составления учебного плана и установления обоснованной последовательности изучаемых учебных курсов, дисциплин. Необходимо указать: разделы и темы дисциплин через дидактические единицы, с указанием кодов дисциплин, на которые опирается изучение этой дисциплины и для которых изучаемая дисциплина выступает опорой и, формируемые этой дисциплиной ОК и ПК. 12

Пример заполнения Приложения 3:. 13 Коды циклов дисцип- лин, практик Названи е циклов, раздело в, дисцип- лин, практик Краткое содержание (через основные дидактические единицы) Структурно-логические связи содержания Коды формируе -мых компетен- ций Коды уч. дисц. и практик на которые опирается содержани е данной уч. дисципл., практики для которых содержание данной уч. дисциплины, практики выс- тупает опорой Б 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ Б 3.1/6Гидрав- лика и нефтега зовая гидром е- ханика основные физические свойства жидкостей и газов; основы кинематики; общие законы и уравнения статики и динамики жидкостей и газов; одномерные потоки жидкостей и газов; элементы размерности подобия гидродинамических процессов; режимы течения вязких жидкостей; теория гидродинамических сопротивлений; реология; расчет простых и сложных трубопроводов; неустановившееся течение упругой жидкости; гидравлический удар; одномерное течение газа; основы теории фильтрации; закон Дарси; изотермическая одномерная установившаяся фильтрация флюидов в нефтегазовых пластах. Б 2.1/2, Б 2.1/3, Б 3.1/2 Б 3.2/в5, Б 3.2/в18, М 1.2/в.7 ОК - 1, 3, 11, 13, 21; ПК – 1, 2, 3, 4, 7, 9, 10, 13, 17, 18, 19, 20.

Порядок проектирования ООП ВПО 4.3. Компетентностно-ориентированный учебный план (Приложение 4), состоящий из двух взаимосвязанных частей: компетентностно- формирующей и дисциплинарно-модульной. Компетентностно-формирующая часть связывает все обязательные компетенции выпускника с временной последовательностью изучения всех учебных курсов, дисциплин, практик и др. Дисциплинарно-модульная часть – это традиционно применяемая форма учебного плана, где отражается логическая последовательность освоения циклов и разделов ООП, обеспечивающих формирование компетенций. 14

Выполнение Приложения 4: 15

Выполнение Приложения 4: Дисциплинарно-модульная часть, где необходимо указать: -н азвание дисциплин, позволяющих сформировать ОК и ПК, приведенные в ФГОСе; -трудоемкость каждой дисциплины, практики в зачетных единицах и часах, в т.ч. аудиторных; -распределение дисциплин и практик по семестрам; -виды учебной работы; -формы промежуточной аттестации; -бюджет времени, в неделях. 16

17 Выполнение Приложения 4: Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре (аспирантуре). Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык». Базовая (обязательная) часть цикла «Математический и естественнонаучный цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Математика», «Физика», «Химия». Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Физическая культура.

18 Трудоемкость освоения учебных дисциплин основной образовательной программы (УЦ ООП) выражается в зачетных единицах и задается с интервалом до 10 зачетных единиц. Суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ ООП Б.1, Б.2 и Б.3 должна составлять не более 50% от общей трудоемкости указанных УЦ ООП. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору студентов в объеме не менее 30% вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Количество зачетных единиц в семестр должно быть равно 30 зач.ед., учитывая все виды практик, ИГА, госэкзамены. Выполнение Приложения 4:

19. БАКАЛАВРИАТ Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 240 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно и их объем не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре. Раздел «Физическая культура» трудоемкостью 2 зачетные единицы реализуется при очной форме обучения в объеме 400 часов. Выполнение Приложения 4:

20 МАГИСТРАТУРА Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 18 академических часов. Выполнение Приложения 4:

Пример заполнения Приложения 4: II. Компетентностно-формирующая часть 21 п/пНаименование дисциплин (в том числе практик) ТрудоемкостьПримерное распределение по семестрам Форма проведения занятий Форма промеж.. аттестации Зач. ед. Часы1-й сем 2-й сем 3-й сем 4-й сем 5-й сем 6-й сем 7-й сем 8-й сем Всего/ ауд Количество недель Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл / 577 Базовая часть21756/350 Б.1.1/1История3108/54х Л, ПЗЭкзамен Б.1.1/2Философия3108/51 х Л, ПЗЭкзамен Б.1.1/3Иностранный язык9324/140хххх ПЗЗачет, Экз. Б.1.1/4Экономика3108/51 х Л, ПЗЭкзамен Б.1.1/5 Правоведение3108/54 х Л, ПЗЭкзамен Б.1.2Вариативная часть, в т.ч. по выбору студента 13468/227 …………… … ИТОГО / 3515 Б.4Физическая культура2400 **) хххххх Зачет Б.5Учебная и производст. практики Зачет Б.6ИГА Общая трудоемкость ООП:

Выполнение Приложения 4: Курсы Теоретич еское обучение Экзамена ционная сессия Учебная практика Производст венная практика Итоговая государствен- ная аттестация Каникулы Всего I II III IV Итого Учебная практика (разделом практики может быть НИР): 2 семестр Производственная практика: 4, 6 семестр Итоговая государственная аттестация: Государственный экзамен по специальности: 7 семестр Подготовка и защита выпкускной квалификационной работы : 8 семестр Настоящий учебный план составлен, исходя из следующих данных (в зачетных единицах): Теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии Физическая культура - 2 Практики ( в том числе НИР) - 15 Итоговая государственная аттестация - 10 ИТОГО: 240 зачетных единиц Бюджет времени, в неделях

Порядок проектирования ООП ВПО 23 ОВИто го I недель-----ЭЭЭКК---17-недель-----ЭЭЭУУУУККККК II недель-----ЭЭЭКК---17-недель-----ЭЭЭППППККККК III недель-----ЭЭЭКК---17-недель-----ЭЭЭППППККККК IV недель-----ЭЭЭКК---12-недельЭЭГГГДДДДКККККККК Меся -цы Сен- тябрь Ок- тябрь Но- ябрь Де- кабрь Ян- варь Фев- раль мартапрельмайиюньиюльавгустНедель Недели Теор. обучение Экз.сессия Уч.практи Др.практи к Выпускна я работа Гос..экзам. Каникулы ВСЕГО 4.4. Календарный учебный график (Приложение 5). Указывается последовательность реализации ООП ВПО по годам, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы. На примере Бакалавриата. Итого: Рекомендованные обозначения: - Теоретическое обучение Д- Выпускная квалификационная работа Г - Госэкзамены Э - Экзаменационная сессия П - Практика (в том числе производст.) У- Учебная практика (в том числе НИР) обучающегося К - Каникулы

Порядок проектирования ООП ВПО 4.5. Сквозная программа промежуточных (поэтапных) комплексных испытаний студентов на соответствие их подготовки ожидаемым результатам образования компетентностно-ориентированной ООП ВПО (Приложения 6). Приложение состоит из 2-х частей: - содержание оценочных заданий для выявления сформированности компетенций у студентов по завершении 1-го, 2-го, 3-го курсов обучения по ООП ВПО; - содержание комплексных «входных» испытаний студентов 1 курса перед началом освоения компетентностно-ориентированной ООП ВПО. Поэтапные (по курсам обучения) ожидаемые результаты образования в компетентностном фомате, необходимые для разработки данной сквозной программы, формируются на основе первой части учебного плана. Введение сквозной программы промежуточных комплексных испытаний рассматривается как важный механизм в обеспечении качества компетентностно-ориентированного образования и гарантии качественной подготовки студентов к ИГА. 24

Пример выполнения Приложения 6: 25. Совокупно сть ожидаемых результато в образовани я студентов в форме компетенц ий по завершени и 1 (2, 3) курсов обучения по ООП ВПО Содержание оценочных заданий для выявления сформированности компетенций у студентов по завершении 1-го (2, 3-го) курсов обучения по ООП ВПО «Допороговый» уровень сформированности ОК или ПК «Пороговый» уровень сформированности компетенций Повышенный (продвинутый) уровень сформированности компетенций ЗНАТЬУМЕТЬВЛАДЕТЬЗНАТЬУМЕТЬВЛАДЕТЬЗНАТЬУМЕТЬВЛАДЕТЬ ПК-2 использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования отведенно е учебным планом и рабочими программ ами за 1-й курс основные законы математи- ки, физи- ки, химии, информат ики осущес твлять выво- ды ос- новных форму л и доказа- тельст- ва теорем навыками осмыслен ия мето- дологии математи ко-естест- венных дисципли н приме- нительно к нефте- газовому делу, ис- пользуя занятия по дисц. «Основы н/г дела» в общих чертах составля ющие производс твенной цепочки технологи й и обору- дования, позволяю щих осу- ществлят ь завершен- ный цикл строитель ства скважин. воспроизв ести под- ходы к обоснова- нию ряда технологи й (по вы- бору сту- дента) с непосредс твенным использов анием физико- математи ческого аппарата. 1-2 комп. программ ами по буровым процес- сам и про- вести сравнение получен- ных ре- зультатов с данны- ми, полученн ыми в ре- зультате «ручно- го» счета. Кинематику шарошечных долот, тале- вой системы, работу пор- шневых на- сосов и т.п. из содержа- ния знаний по НГД и лет- ней учебной практики и сдачи экза- мена на рабо- чий разряд с получением удостовере- ния. сочета ть фи- зико- матема тическ ий ап- парат для расчет ов наз- ванных процес сов. способнос тью выя- вить при- чины воз- можных расхожде ний ре- зультатов компьюте рных расчетов и расчетов «вручную ».

Порядок проектирования ООП ВПО 4.6. Программа итоговых комплексных испытаний (итоговой государственной аттестации) студентов- выпускников вуза на соответствие их подготовки ожидаемым результатам образования компетентностно- ориентированной ООП ВПО (Приложение 7). Состоит из 2-х частей: - содержание выпускной квалификационной работы (ВКР) студента-выпускника вуза и ее соотнесение с совокупным ожидаемым результатом образования в компетентностном формате по ООП ВПО в целом; -содержание итогового государственного экзамена (ИГЭ) и его соотнесение с совокупным ожидаемым результатом образования в компетентностном формате по ООП ВПО в целом. 26

Выполнение Приложения 7: 27 Перечень оценочных заданий, составляющих содержание ИГА: Задание 1. Осветить сходство и различие в технике и технологии бурения забойными двигателями в РФ и за рубежом. Задание 2. Изменить сущность методов оценки показателей работы бурового предприятия и решить конкретную задачу с помощью электронных таблиц Excel. и т.д. Код ы Компетенции выпускника вуза совокупный ожидаемый результат по завершении обучения по ООП ВПО (см. Приложение 1) Совокупность оценочных заданий, составляющих содержание ИГЭ (Даются содержательные формулировки каждого из оценочных заданий) Зад. 1Зад. 2…………...Зад.N ОКОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ ОК-1 обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения ХХхх ОК-2 быть готовым к категориальному видению мира, уметь дифференцировать различные формы его освоения хх ОК-3 логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь Ххх

Порядок проектирования ООП ВПО 4.7. Составление рабочих программ дисциплин ( Приложения 8 ). В рабочей программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее 2 зач.ед. (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более 3 зач.ед., должна выставляться оценка. 28

Выполнение Приложения 8: РП дисциплины должна включать: - цели освоения дисциплины; - место дисциплины в структуре ООП ВПО; - компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (наиболее важно сформулировать результаты освоения дисциплины, т.е. какие должен демонстрировать обучающийся результаты образования: студент ЗНАЕТ…, УМЕЕТ …, ВЛАДЕЕТ …); -структура и содержание дисциплины (указать разделы, темы лекционных, практических и лабораторных занятий, курсовых работ и проектов, домашних заданий и др. с точки зрения формирования у студентов комплекса ОК и ПК); - образовательные технологии (оборудование, необходимое для проведения занятий; основные темы практических и лабораторных занятий; как обеспечивается самостоятельная работа студентов); 29

Выполнение Приложения 8: -оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов ( формы оценки текущей, промежуточной и итоговой аттестации студентов; перечень вопросов для текущего, промежуточного и итогового контроля сформированности каждой компетенции); -учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (перечень литературы, необходимой для освоения дисциплины, наличие программных продуктов и т.д.); - материально-техническое обеспечение дисциплины (наличие методических кабинетов, специализированных аудиторий и т.д.). 30

Порядок проектирования ООП ВПО 4.8. Составление рабочих программ учебных и производственных практик (Приложения 9-11 (9-13)). В соответствии с ФГОС ВПО раздел ООП «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально- практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания, умения, приобретаемые студентами в результате освоения теоретических курсов и специальных дисциплин, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию ОК и ПК студентов. Разделом учебной практики может являться НИР обучающегося. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. 31

Выполнение Приложения 9-11 (9-13): Если практика осуществляется в вузе, перечисляются кафедры и лаборатории вуза, на базе которых проводятся те или иные виды практик с обязательной конкретизацией их кадрового и научно- технического потенциала Уточняются все виды практик, приводятся их программы, в которых формулируются цели и задачи практик, практические навыки, ОК и ПК, приобретаемые студентами. Определяются: формы проведения; местоположение и время прохождения практик; структура и содержание практик; образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике; учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы студентов; формы отчетности по практикам; учебно- методическое, информационное и материально- техническое обеспечение практик. 32

Порядок проектирования ООП ВПО 5. Ресурсное обеспечение ООП ВПО (бакалавриата/магистратуры): Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ООП ВПО (состав учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса по конкретной ООП ВПО; комплекс основной учебно-методической литературы и информационных ресурсов для учебной деятельности студентов по сем учебным курсам; комплекс методических рекомендаций и информационных ресурсов по организации образовательного процесса и преподавательской деятельности для профессорско- преподавательского состава); 33

Ресурсное обеспечение ООП Кадровое обеспечение реализации ООП ВПО (ППС вуза, обеспечивающий реализацию конкретной ООП ВПО; состав научных и творческих работников, привлекаемых к реализации ООП ВПО; штатный состав учебно-вспомогательного персонала вуза, содействующий реализации ООП ВПО и др.) Доля преподавателей, имеющих уч.степень и уч. звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, должна быть не менее 50 %; уч. степень доктора наук (в т.ч. степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или уч. звание профессора - не менее 6 % преподавателей. 34

Ресурсное обеспечение ООП Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или уч. степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60% преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь уч. степени или уч. звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее 5% преподавателей из числа специалистов профильных организаций, предприятий и учреждений. До 10% от общего числа преподавателей, имеющих уч. степень и/или уч. звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет. 35

Ресурсное обеспечение ООП Основные материально-технические условия для реализации образовательного процесса в вузе в соответствии с ООП ВПО. Вданном разделе размещаются документы, отражающие основные сведения о материально-технических условиях реализации ООП ВПО, включая характеристику условий для проведения: аудиторных занятий, самостоятельной учебной работы студентов, НИР, преподавательской деятельности ППС, воспитательной работы со студентами и др. (например, лаборатории и специально оборудованные кабинеты и аудитории для проведения занятий по дисциплинам базовой части; тренажеры по дисциплинам вариативной части, относящиеся к технике и технологии строительства, ремонта, реконструкции и восстановления нефтяных и газовых скважин на суше и на море, добыче нефти и газа, сбору и подготовке скважинной продукции на суше и на море, промысловому контролю и регулированию извлечения углеводородов, трубопроводному транспорту нефти и газа, ПХГ, хранению и сбыту нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов, в соответствии с профилем подготовки учащихся). 36

Порядок проектирования ООП ВПО 6. Характеристика социально-культурной среды вуза, обеспечивающие развитие ОК студентов Социокультурная среда вуза - совокупность ценностей и принципов, социальных структур, людей, технологий, создающих особое пространство, взаимодействующее с личностью, формирующее его профессиональную и мировоззренческую культуру; это протекающее в условиях вуза взаимодействие субъектов, обладающих определённым культурным опытом, и подкрепленное комплексом мер организационного, методического, психологического характера. Социокультурная среда выступает как важный ресурс развития ОК и ПК. 37

Характеристика социально-культурной среды вуза, обеспечивающие развитие ОК студентов Социокультурная среда вуза есть составляющая единой социокультурной среды. На ее состояние и функционирование оказывает воздействие совокупность факторов различного уровня: макрофакторы (глобальные мировые процессы, состояние экономики, развитость гражданского общества и его институтов, политический режим и др.); факторы микроуровня - личностные особенности входящих в нее субъектов: мировоззрение, ценностные ориентации, потребности, интересы. С позиций компетентностного подхода среда вуза должна быть способна принимать воздействия названных факторов, изменяться под их влиянием, адаптироваться путем реорганизации или самоорганизации, усиливать или нивелировать их. Таким образом, социокультурная среда вуза конструируется и действует как открытая система. 38

Характеристика социально-культурной среды вуза, обеспечивающие развитие ОК студентов Следовательно, вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности, способствовать развитию социально- воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ. Таким образом, в данном разделе дается характеристика социокультурной среды вуза, условия, созданные для развития личности и регулирования социально-культурных процессов, способствующих укреплению нравственно- духовных, гражданственных, общекультурных качеств студентов. 39

Порядок проектирования ООП ВПО 7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения студентами ООП ВПО. В соответствии с ФГОС ВПО и Типовым положением о вузе оценка качества освоения студентами ООП включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию студентов. Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов по ООП ВПО осуществляется в соответствии с Типовым положением о вузе. Этот раздел напрямую связан с разделом 4. 40

Порядок проектирования ООП ВПО 7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации ( формы контроля, позволяющие оценивать уровни образовательных достижений и степень сформированности ОК и ПК). Рекомендуется разработать методические рекомендации преподавателям : - по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения текущего контроля успеваемости по дисциплинам ООП (контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы); - по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения промежуточной аттестации по дисциплинам и практикам (примерную тематику курсовых работ (проектов), рефератов и т.п.); - по составлению таблицы соотнесения внутривузовских оценочных шкал с оценочной шкалой ЕСТS. 41

Порядок проектирования ООП ВПО 7.2. Итоговая государственная аттестация студентов- выпускников. ИГА является обязательной и осуществляется после освоения ООП ВПО в полном объеме. ИГА включает в себя защиту выпускной квалификационной работы (ВКР) (для бакалавриата) и магистерской диссертации (для магистратуры). Государственный экзамен (ГЭ) вводится по решению Ученого совета вуза. Вузу рекомендуется на основе Положения об ИГА выпускников вузов РФ, утвержденного Минобразования и науки РФ, требований ФГОС ВПО и рекомендаций ПрООП по соответствующему направлению подготовки разработать и утвердить требования к содержанию, объему и структуре ВКР, а также требования к содержанию и процедуре проведения ГЭ (в случае решения Ученого совета вуза о его проведении). 42

Порядок проектирования ООП ВПО 8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки студентов. Здесь могут быть представлены документы и материалы, не нашедшие отражения в рассмотренных ранее разделах ООП, например: Описание механизмов функционирования системы обеспечения качества подготовки, созданной в вузе, в т.ч.: мониторинга и периодического рецензирования ООП; достижения преподавательским составом высокого уровня профессионализма, достаточного для реализации потенциала компетентностного подхода и т.д; Положение о балльно-рейтинговой системе оценивания (в случае ее применения); Соглашения о порядке совместной с зарубежными партнерами и мобильности студентов и преподавателей, других документов, предусмотренных ЕСТS. 43

Порядок проектирования ООП ВПО 9. Регламент по организации периодического обновления ООП ВПО в целом и составляющих ее документов. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 44

45 Приказами Минобрнауки РФ от и 503утверждены и введены в действие с 1 января 2010 года федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки «Нефтегазовое дело» (квалификация (степень) «магистр» и «бакалавр»). Постановлением Правительства РФ от г. утвержден также перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением квалификации (степени) «специалист». В этот перечень вошли только три наши специальности: «Прикладная геология», «Технологии геологической разведки» и «Физические процессы горного или нефтегазового производств».

46 ФГОС ВПО Профили бакалавров по направлению «Нефтегазовое дело» 1. Бурение нефтяных и газовых скважин. 2. Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти. 3. Эксплуатация и обслуживание объектов добычи газа, газоконденсата и подземных хранилищ. 4. Сооружение и ремонт объектов систем трубопроводного транспорта. 5. Эксплуатация и обслуживание объектов транспорта и хранения нефти, газа и продуктов переработки. 6. Эксплуатация и обслуживание объектов нефтегазового комплекса арктического шельфа. 7. Эксплуатация и обслуживание технологических объектов нефтегазового производства.

47 Система зачетных единиц Введение системы зачетных единиц (кредитов), как единой системы оценки трудоемкости учебной работы является одним из важнейших положений болонской декларации. Зачетные единицы –это своего рода «евро», «общая валюта» в сфере высшего образования. Чтобы результаты обучения были сравнимы, их надо оценивать в рамках некоторой общей системы. Это является также необходимым условием академической мобильности.

48 Академическая мобильность -это возможность для студентов (прежде всего), преподавателей, административно-управленческого персонала вузов «перемещаться» из одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возможностей, которые почему-либо недоступны в «своем» вузе, преодоления национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы. Согласно рекомендациям Болонской декларации, каждому студенту желательно проводить семестр в некотором другом вузе, предпочтительно зарубежном.

49 Система зачетных единиц Система зачетных единиц выполняет две основные функции. Первая–перезачет курсов, полученных в другом вузе. Необходимую сумму единиц студент может набрать –частично - в другом вузе, и его «собственный» вуз должен их студенту (пере)зачесть –без этого условия академическая мобильность невозможна. Вторая–накопительная. Студент может в силу разных причин получать образование «порциями», с разрывом во времени, меняя вузы и т.д.

50 Кредитная система позволяет студентам самостоятельно выбирать образовательные траектории, самим устанавливать сроки обучения. Это приводит к индивидуально-ориентированной организации учебного процесса, когда студент не имеет общего семестрового учебного плана и расписания занятий с другими студентами, объединенными вместе с ним в учебную группу или поток. При этом занятия также проводятся в группах и потоках, но каждая группа и поток создаются на один семестр для изучения конкретной учебной дисциплины под руководством конкретного, как правило, выбранного студентом преподавателя.

51 Что сдерживает введение системы зачетных единиц в Российских вузах? Законодательство. Если учебный план в зачетных единица, то и учебная нагрузка ППС должна быть в зачетных единицах, а у нас академические часы сегодня используются в законодательном порядке. Недостаточное методологическое и правовое сопровождение принятия данной системы. Психологическая неготовность большой части ППС воспринимать кредитную систему

52 «Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах» от г. 1 зачетная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости. Максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа, т.е.1,5 зач. ед. Расчет трудоемкости дисциплины в зачетных единицах производится исходя из деления ее трудоемкости в академических часах на 36 с округлением до 0,5. Зачет по дисциплине и трудоемкость курсовых работ (проектов) входят в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах. Одна неделя практики выражается 1,5 зачетными единицами. Один семестровый экзамен выражается 1 зачетной единицей. Трудоемкость итоговой аттестации рассчитывается исходя из количества отведенных на нее недель: 1 неделя –1,5 зач.ед.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) 3-го поколения составлены с использованием зачетных единиц как меры трудоемкости освоения учебных дисциплин В ФГОС четко прописано: трудоемкость освоения ООП бакалавра -240 з.е., магистра –120 з.е., дипломированного специалиста –300 з.е. Общее количество академических часов в учебных планах бакалавра должно составлять 8968 а.ч: 213 з.е. (на циклы Б.1+Б.2+Б.3) х 36 = 7668 а.ч а.ч. на физическую культуру + 25 з.е. (практики + аттестация) х 36 = 900 а.ч.

Порядок проектирования ООП ВПО СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ 54