НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «РЕШЕНИЕ НЕЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ В ЦЕЛЫХ ЧИСЛАХ» Выполнили: Ученицы 9 класса Б МОУ лицея 1 Ким Елена Алексеевна Пшегорская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ» Секция : МАТЕМАТИКА Методы решения нелинейных уравнений в целых числах.
Advertisements

Задача С6 Арифметика и алгебра. Подготовили ученицы 10 Г класса Карх Елизавета и Скачкова Анна.
В математике следует помнить не формулы, а процессы мышления. а процессы мышления.В.П.Ермаков.
Многочлены. Решение олимпиадных задач по теме «Многочлены» Выполнила ученица 10 класса Б МБОУ лицея 1 Пщегорская Наталья.
§5. Некоторые теоретико-числовые приложения комбинаторики Определение 1. Натуральное число называется простым, если оно имеет ровно два разных делителя:
З АДАЧИ НА ДЕЛИМОСТЬ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ (по материалам ЕГЭ) Кретова Д.Н. МОУ «Лицей 47» г.Саратов.
Некоторые приемы решения задания С6 ЕГЭ Задача С6 – относительно сложная, поскольку требует нестандартных путей решения. Однако для ее решения не.
Число и сумма натуральных делителей натурального числа.
Методы и приемы решения ЕГЭ заданий типа С6 по математике методические рекомендации Серебряков И.П., учитель математики МБОУ «Лицей» г.Лесосибирск.
Целочисленные задачи Выполнили: Красилич Надежда Ведерникова Анастасия.
Содержание: Натуральные числа и действия над ними Натуральные числа и действия над ними Натуральные числа и действия над ними Натуральные числа и действия.
ПРИЗНАКИ ДЕЛИМОСТИ 8 КЛАСС. ПРИЗНАКИ ДЕЛИМОСТИ НА: 2 Для того чтобы натуральное число делилось на 2, необходимо и достаточно, чтобы последняя цифра числа.
Уравнения высших степеней.. Методы решения уравнений: Замена уравнения h(f(x)) = h(g(x)) уравнением f(x) = g(x) Замена уравнения h(f(x)) = h(g(x)) уравнением.
.:Делимость и Остатки:. Простые и составные числа. Основная теорема арифметики. Взаимно простые числа. НОД. НОК. Алгоритм Евклида. Сумма двух натуральных.
МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа 1» Чудаева Елена Владимировна, учитель математики, г. Инсар, Республика Мордовия ПОДГОТОВКА К ЕГЭ.
МОУ лицей 10 города Советска Калининградской области учитель математики Разыграева Татьяна Николаевна Наибольший общий делитель.
Кучаева Гульнара Азатовна, учитель математики МОБУ «СОШ 73» г. Оренбурга Натуральные и целые числа. Делимость целых чисел. НОД и НОК натуральных чисел.
Многочлены с одной переменной Нам уравненья,как поэмы, И полином поддерживает дух. Бином Ньютона, будто песня, А формулы ласкают слух Нам уравненья,как.
Определение. Уравнение с одной переменной f(x) =g (x) называют иррациональным, если хотя бы одна из функций f(x) или g (x) содержит переменную под знаком.
/МЕТОД МАЖОРАНТ/ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Применим для задач в которых множества значений левой и правой частей уравнения или неравенства имеют единственную.
Транксрипт:

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «РЕШЕНИЕ НЕЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ В ЦЕЛЫХ ЧИСЛАХ» Выполнили: Ученицы 9 класса Б МОУ лицея 1 Ким Елена Алексеевна Пшегорская Наталья Александровна Научный руководитель: Будлянская Наталья Леонидовна Учитель математики МОУ лицея 1 ул.Пирогова 21 г. Комсомольска-на-Амуре Решение нелинейных уравнений в целых числах

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: 1.Делимость целых чисел 2.Простые и составные числа 3.НОК и НОД чисел 4.Взаимно-простые числа 5.Линейные диофантовые уравнения ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: 1.Разложение на множители 2. Использование свойств простых чисел. 3.Выражение одной переменной через другую с последующим выделением целой части. 4.Использование свойств чётности и нечётности чисел. 5.Учёт ограниченности выражений. 6.Учёт остатков от деления на число. 7.Представление левой части уравнения в виде суммы неотрицательных слагаемых. 8.Учёт свойств делимости. 9.Введение новой переменной. 10.Другой метод решения уравнений

ДЕЛИМОСТЬ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ ОПРЕДЕЛЕНИЕ : Если существует такое с, что а=b*с, то а b (или b а). При этом с-частное от деления а на b. ОБОЗНАЧЕНИЕ: а b (а делится на b) ПРОСТЕЙШИЕ СВОЙСТВА ДЕЛИМОСТИ ЕСЛИ а N, b N,с N 1)а b, с-частное от деления с - единственное 2)а а, b b, с с…и.т.д. 3)а b, b c a c 4)a b, b а a=b a=-b 5)a b, b > a a=0 6)a b, a 0 a b 7)чтобы а b, необходимо и достаточно, чтобы а b 1ъ1ъ

ДЕЛИМОСТЬ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ ПРОСТЕЙШИЕ СВОЙСТВА ДЕЛИМОСТИ : ЕСЛИ а N, b N,с N 8) а 1 b, a 2 b… a n b (a 1 ±a 2 … ±a n ) b 9) (a 1 +a 2 +…+a n ) b и a 1 b, a 2 b…a n-1 b a n b 10)a b и a>0 a b 11)a b, b c, m N 0, n N 0, ma>nb, mo(ma-nb) c (ma+nb) c 12)a b, k 0 ak bk 13)ak bk, k 0 a b 14)a bc (a b) c 15)(a b) c a bc

ПРОСТЫЕ и СОСТАВНЫЕ ЧИСЛА ОПРЕДЕЛЕНИЕ : Целое положительное число р>1 называется простым, если оно имеет ровно два положительных делителя: 1 и р. ОПРЕДЕЛЕНИЕ : Целое положительное число m>1 называется составным, если оно имеет, по крайней мере, один положительный делитель, отличный от 1 и m. СВОЙСТВА ПРОСТЫХ ЧИСЕЛ: 1)2 – единственное четное простое число 2)a и b – простые и ab a b*х b a*у (х, у - некоторые числа) 3) а,b,c,d Z и аbcd е, причем е-простое а е или b е или c е или d е 4)a N о, а >1 наименьший положительный делитель -простое число

ПРОСТЫЕ и СОСТАВНЫЕ ЧИСЛА ОСНОВНАЯ ТЕОРЕМА АРИФМЕТКИ a N о, а 1, р 1, р 2, р 3,……,р k – простые а = р 1 *р 2 *р 3 *……*р k Если среди чисел р 1, р 2, р 3,……,р k есть одинаковые а = р 1 а 1 *р 2 а 2 *р 3 а 3 *……*р k а k

НОК и НОД чисел ОПРЕДЕЛЕНИЕ:НОД чисел а 1, а 2 …а n называется положительный общий делитель, делящийся на любой другой общий делитель этих чисел. ОБОЗНАЧЕНИЕ: (a 1, a 2 …a n )=d, d-НОД чисел а 1, а 2 …а n a) d>0 b) d a 1, d a 2 … d a n Теорема 1: 1)Для любых чисел а 1, а 2 …а n, из которых хотя бы одно отлично от нуля, существует НОД 2)p 1,…,p s –различные простые числа a 1 =р 1 α 1 *…*р s α s,…,a n =p 1 γ 1 *…*p s γ s (а 1, а 2 …а n )=p 1 min(α 1,…,γ 1 ) *…*p s min(α 1,…,γ s ) Замечание: способ нахождения НОД: 1)Разложить каждое число на простые множители, записав разложение в каноническом виде 2)Найти произведение минимальных степеней простых множителей

НОК и НОД чисел ПРИМЕР 1: Найти НОД чисел 10080, 2646, 56. РЕШЕНИЕ: 1) )d= 2 1 *3 0 *5 0 *7 1 = 2*7=14 (10080,2646,56)= =2 5 *3 2 *5*7 =2 5 *3 2 *5 1 * =2*3 3 *7 2 =2 1 *3 3 *5 0 *7 2 56=2 3 *7 =2 3 *3 0 *5 0 *7 1

НОК и НОД чисел Теорема 2: (a 1, a 2 …a n )=d, d b, b>0 (,…, )= Теорема 3: (а 1,…,a n-1,a n )=((a 1,…,a n-1 ),a n ) n3 НОД n-чисел: 1)НОД (n-1) 2)НОД (d, a n ), d= (a 1, a 2 …a n ), a n -последнее число ОПРЕДЕЛЕНИЕ: НОК чисел a 1, a 2,…,a n называют наименьшее положительное число, делящееся на все эти числа. ОБОЗНАЧЕНИЕ: [a 1, a 2 …a n ]=m, m-НОК чисел a 1, a 2 …a n а)m>0 b)a 1 m,…,a n m

НОК и НОД чисел Теорема 5: a 1 =р 1 α 1 *…*р s α s *,…,*a n =p 1 γ 1 *…*p s γ s - каноническое разложение m=[a 1, a 2 …a n ]=p 1 max(α1,…,γ1) *…*p s max(α1,…,γs) Теорема 6: а>0, b>0, a N, b N, (a,b)=d, [a,b]=m m= Замечание: способ нахождения НОД: 1)Разложить число на простые множители, записав разложение в каноническом виде 2)Найти произведение максимальных степе- ней простых множителей, входящих в разложение

НОК и НОД чисел ПРИМЕР 1: Найти НОК чисел 96,64,33,22. РЕШЕНИЕ: 1) )m=2 6 *3 1 *11 1 =2112 [96,64,33,22]= =2 5 *3 =2 5 *3 1 * =2 6 =2 6 *3 0 * =11*3=2 0 *3 1 * =11*2=2 1 *3 0 *11 1

ВЗАИМНО-ПРОСТЫЕ ЧИСЛА ОПРЕДЕЛЕНИЕ: а и b взаимно-простые числа, если (a,b)=1 Теорема 1: а Z, р Z, причем р - простое или а р или а и р – взаимно-простые Теорема 2: а,b – взаимно-простые [а,b]=ab Теорема 3: Чтобы а:b или а:с достаточно и необходимо а: bс Теорема 4: Если (а* b) с, причем (а,с)=1 b с

РЕШЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ ДИОФАНТОВЫХ УРАВНЕНИЙ Общий вид диофантовых уравнений: ax+by=c 1.Найдем d(а, b) 2.Определим частное решение, выразив переменную х из данного уравнения, а переменную у находим, используя метод перебора (х 0 ; у 0 )-частное решение. 3.Все остальные решения находим по формулам: х=-bk+x 0, y=ak+y 0, k Z

ПРИМЕР 1: Решить уравнение в целых числах х-3у=15 РЕШЕНИЕ: a)НОД(1;3)=1 b)Определим частное решение: х=(15+3у):1 Используя метод перебора находим значения у=0, тогда х=(15+0). Следовательно, (15;0) - частное решение c)Остальные решения находим по формулам: х=3k+15, k Z y=k+0=k, k Z ОТВЕТ: (3k+15; k), k Z РЕШЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ ДИОФАНТОВЫХ УРАВНЕНИЙ

ПРИМЕР 2: Решить уравнение в целых числах 15х+11у=14 РЕШЕНИЕ: а)НОД(15;11)=1 b)Определим частное решение: х=(14-11у):15 Используя метод перебора, находим значение у [0;14], т.к. при остальных значениях (х;у), не входящих в этот промежуток, выражение (14-11у):15 не будет являться целым числом (противоречит условию). (-2;4) – частное решение c)Остальные решения находятся по формулам: х=-11k-2, k Z y=15k+4, k Z ОТВЕТ: (-11k-2; 15k+4), k Z РЕШЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ ДИОФАНТОВЫХ УРАВНЕНИЙ

ПРИМЕР 3: Купили 390 цветных карандашей в коробке по 7 и 12 карандашей. Сколько тех и других коробок купили? РЕШЕНИЕ: а)Пусть х – количество коробок по 7 карандашей, у - по 12. Всего было куплено (7х+12у) карандашей, что по условию задачи равно 390. Составим и решим уравнение. 7х+12у=390 b)НОД(7;12)=1 c)Определим частное решение: х=(390-12у):7 Используя метод перебора, находим значение у [1;6] (54;1) – частное решение d)Остальные решения находим по формулам: х=-12k+54, y=7k+1 k Z РЕШЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ ДИОФАНТОВЫХ УРАВНЕНИЙ

k01234 х у

Уравнения, решаемые с помощью разложения на множители Суть метода: сначала первоначальное уравнение путём группировки слагаемых и вынесения общих множителей приводится к виду, когда в левой части уравнения стоит произведение сомножителей, содержащих неизвестные, а справа стоит некоторое число. ПРИМЕР 1: Решить в натуральных числах уравнение: m 2 - n 2 =2001. РЕШЕНИЕ: (m-n)(m+n)= =3*23*29*1 ОТВЕТ: (1001;1000), (335; 332), (49; 20), (55;32) m=1001 n=1000 m=335 n=332 m=49 n=20 m=55 n=32 m-n=1 m+n=2001 m-n=3 m+n=667 m-n=23 m+n=87 m-n=29 m+n=69

ПРИМЕР 2: Решить в целых числах х 2 -3ху+2у 2 =3 РЕШЕНИЕ: Группировка: х 2 -2ху-ху+2у 2 =3; (х 2 -ху)-(2ху-2у 2 )=3 Вынесение общего множителя за скобки: х(х-у)-2у(х-у)=3; (х-у)(х-2у)=3 Возможны 4 варианта: 1) 2) 3) 4) (остальные 2 системы решаются подобным образом) ОТВЕТ:(5:2); (1:2); (-5:-2); (-2:-1); х-у=3 х-2у=1 х-у=-1 х-2у=-3 х-у=-3 х-2у=-1 х-у=1 х-2у=3 х=у+3 у+3-2у=1 х=5 у=2 х=1 у=2 х=у-1 у-1-2у=-3 Уравнения, решаемые с помощью разложения на множители

Использование свойств простых чисел ПРИМЕР 1: Решить в натуральных целых числах 19х+89у=1989 РЕШЕНИЕ: 19х+89у= х-1900=89-89у 19(х-100)=89(1-у) (*) (19;89) взаимно-простые равенство (*) возможно в 3 случаях а) х-100=89 b) х-100=-89 c) х-100=0 1-у=19 1-у=-19 1-у=0 а) х = нет b) х=11 c) х=100 решений у=20 у=1 ОТВЕТ: (11;20), (100;1)

Использование свойств простых чисел ПРИМЕР 2: Решить в простых числах х 2 -2у 2 =1 РЕШЕНИЕ: 2у 2 -четное х-нечетное 2у 2 =х 2 -1= (х-1)(х+1) (х-1) : 2(т.к. четное) (х+1): 2(т.к. четное) у-четное х,у-простые ОТВЕТ: (3;2) у=2 х=3 (х-1)(х+1):4

ПРИМЕР 1: Решить уравнение в целых числах х 2 -ху+5х-9=0 РЕШЕНИЕ: а) У, b) Z, если х= ±1, ±3, ±9 х=-1, у=13 х=3, у=5 х=1, у=-3, х=-9, у=-3 х=-3, у=5 х=9, у=13 Ответ(-1;13);(1;-3);(-3;5);(3;5);(-9;-3);(9;13). Уравнения, решаемые выражением одной переменной через другую с последующим выделением целой части 9 x х 2 +5х-9 = = х x у Z x

Уравнения, решаемые выражением одной переменной через другую с последующим выделением целой части ПРИМЕР 2: Решить уравнение в целых числах у-х-ху=2 РЕШЕНИЕ: а)Выразим у через х: (у-ху)=2+х у(1-х)=2+х у= =-1- b)Т.к. х Z;у Z, то (х-1) может равняться ±1; ±3, откуда х=2, у=-4, х=0, у=2, х=4, у=-2, х=-2, у=0. ОТВЕТ: (-2;0);(0;2);(2;-4);(4;-2) х+2 1-х 3 х-1

Учет четности, нечетности чисел ПРИМЕР 1: Доказать, что не существует целых решений уравнения х 2 +х+1 + у 2 +у+1 = 13 РЕШЕНИЕ:а)х 2 +х+1=х(х+1)+1 х(х+1)-четное х 2 +х+1 - нечетное b)аналогично у 2 +у+1 - нечетное с) Противоречие: нечет.+нечет.=чет. нечет.+нечет.=нечет.(по условию) х(х+1)+1 - нечетное

Учет четности, нечетности чисел ПРИМЕР 2: Решить в целых числах уравнение х 3 +у 3 -3ху=2 РЕШЕНИЕ: 1)Если х, у нечетны х 3 -нечетное число у 3 -нечетное число 3ху-нечетное число Получаем: нечет+нечет-нечет чет 2)Если х-четное, у-нечетное х 3 -четное число у 3 -нечетное число 3ху-четное число Получаем: чет+нечет-чет чет (аналогично, если х-нечетное, у-четное) 3)Если х-четное, у-четное, тогда пусть х=2m, y=2n 8m 3 +8n 3 -12mn=2 или 2(2m 3 +2n 3 -3mn)=1 невозможно ни при каких целых m и n ОТВЕТ: решений нет

Учёт ограниченности выражений ПРИМЕР 1: Решить уравнение в целых числах: 2(х 4 -2х 2 +3)(у 4 -3у 2 +4)=7 (1) РЕШЕНИЕ: х 4 -2х 2 +3=х 4 -2х =(х 2 -1) у 4 -3у 2 +4=(у ) Л.Ч. 7, П.Ч.=7,значит, уравнение (1) равносильно системе : (х 2 -1) 2 +2=2 х 2 -1 =0 (у ) + 7 = 7 у 2 - =0 Откуда х =±1,у =± Z ОТВЕТ: уравнение не имеет решений в целых числах. (Возможен второй способ решения – использование свойств простых чисел)

Учет остатков от деления на число ПРИМЕР 1 : Решить в натуральных числах уравнение n!+4n-9=k 2 РЕШЕНИЕ: Заметим, что n!+4n-9=n!+4n-12+3 а)Если n 4, то (n!) 4, 4n 4, 12 4 (Ост 4 (n!+4n-9)=3) В правой части уравнения стоит квадрат натурального числа k, который при делении на 4 не может давать в остатке 3. при n 4 уравнение не имеет корней. b)Рассмотрим случаи, когда n=1,2,3 : 1.n=1 2.n=2 3.n= =k 2 2!+8-9=k 2 3!+12-9=k 2 -4=k 2 1=k 2 9=k 2 k= k=1 k=3 ОТВЕТ: n=2, k=1 n=3,k=3

Учет остатков от деления на число ПРИМЕР 2 : Решить в целых числах уравнение х 2 +1=3у РЕШЕНИЕ: а) 3у 3, при любом целом у b) (х 2 +1)/3: (Ост 3 (х 2 +1)=0), (Ост 3 (х 2 +1)=1), (Ост 3 (х 2 +1)=2) 1.х=3k (Ост 3 (9k 2 +1)=1) 2.x=3k+1 (Ост 3 (9k 2 +6k+1+1)=2) 3.x=3k+2 (Ост 3 (9k 2 +12k+4+1)=2) Получаем: ни при каких значениях х выражение (х 2 +1) не делится на 3 при любом значении у выражение 3у кратно 3 Уравнение не имеет решений в целых числах ОТВЕТ: решений нет

Уравнения, решаемые с помощью представления левой части уравнения в виде суммы неотрицательных слагаемых ПРИМЕР 1: Решить уравнение в целых числах 5х 4 +10х 2 +2у 6 +4у 3 =6 РЕШЕНИЕ: 5х 4 +10х 2 +2у 6 +4у 3 = 5(х 4 +2х 2 )+2(у 6 +2у 3 ) = 5(х 2 +1) 2 +2(у 3 +1) 2 -7 Уравнения приводится к виду: 5(х 2 +1) 2 +2(у 3 +1) 2 =13 Отсюда имеем 5(х 2 +1) 2 13 так как (х 2 +1) 2 – целое число, то (х 2 +1) может быть только равен 0,1,-1 Можно увидеть, что только х=0 возможен 5*1+2(у 3 +1) 2 =13 Тогда (у 3 +1) 2 =4, у 3 +1=±2, но если у 3 +1=-2, то у=-3 ( не удовлетворяет условию) у 3 +1=2;у=1 ОТВЕТ:(0;1) Пример 1: Решить уравнение в целых числа 5х 4 +10х 2 +2у 6 +4у 3 =6. РЕШЕНИЕ: 5х 4 +10х 2 +2у 6 +4у 3 = 5(х 4 +2х 2 )+2(у 6 +2у 3 ) = 5(х 2 +1) 2 +2(у 3 +1) 2 -7 Уравнения приводится к виду: 5(х 2 +1) 2 +2(у 3 +1) 2 =13 Отсюда имеем 5(х 2 +1) 2 13 так как (х 2 +1) 2 – целое число, то (х 2 +1) может быть только равен 0,1,-1 Можно увидеть, что только х=0 возможен 5*1+2(у 3 +1) 2 =13 Тогда (у 3 +1) 2 =4, у 3 +1=±2, но если у 3 +1=-2, то у=-3 ( не удовлетворяет условию) у 3 +1=2;у=1 Ответ:(0:1)

Учет свойств делимости ПРИМЕР 1 : Решить в целых числах уравнение х =225у РЕШЕНИЕ: Очевидно, что х 3 должен быть кратен 5 Пусть х= 5z, z Z, тогда 125z =225y 5z 3 -4=9y (1) Очевидно,что левая часть уравнения должна быть кратна 9,т.е a) z=3t b) z=3t+1 c) z=3t-1 5(3t) 3 -4=9y 5(3t+1) 3 -4=9y 5(3t-1) 3 -4=9y 135t 3 -4=9y 5(27t 3 +27t 2 +9t+1)-4=9 5(27t 3 -27t 2 +9t-1)-4=9y 135t t 2 +45t+1=9y 135t t 2 +45t-9=9y т.е. z=3t-1, тогда х=15t-5, y=15t 3 -15t 2 +5t-1 ОТВЕТ: (15t-5; 15t 3 -15t 2 +5t-1), t Z

Уравнения, решаемые с помощью введения новой переменной ПРИМЕР 1: Решить уравнение в целых числах: 7(х+у)=3(х 2 -ху+у 2 ) РЕШЕНИЕ: Пусть х+у=р, х-у=q. Тогда, выразив х и у, получим: х= p+q, у= p-q. Подставим в исходное уравнение: 7р= - - 7р= т.к.28p=3(p 2 +3q), то p–неотрицательное и p 3, т.е p=3k, k Z Подставив p=3k, получим 28*3k=3((3k) 2 +3q 2 ); 28k=3(3k 2 +q 2 ). Отсюда следует, что k 3, поэтому k=3m, m Z; Подставив k=3m, получим 28*3m=3(3(3m) 2 + q 2 ; 28m=27m 2 +q 2 ; m(28-27m)=q 2 ; так как q 2 0, то m=0, или m=1 (решаем неравенство m(28-27m) 0 c помощью метода интервалов) а)Если m=0, k=0 (т.к. k=3m), p=0 (т.к. p=3k), q=0(т.к. 28p=3(p 2 +3q)), значит, х=0, у=0 (т.к. x= p+q, у= p-q b)Если m=1, k=3, p=9, q 2 =1(т.к. m(28-27m)=q 2 ) а)q= 1, получаем х=5; у=4; b) q= -1, получаем х=4; у=5; ОТВЕТ:(5:4);(4:5);(0:0) Второй способ решения – использование свойств взаимно - простых чисел 22 (р+q) 2 (p+q)(p-q) (p-q) (p 2 +2pq+q 2 -p 2 +q 2 +p 2 -2pq+q 2 ) 4 22 ( ( 3

Другие методы решения уравнений ПРИМЕР 1 : Решить уравнение в целых числах 10х+у=х 2 +у РЕШЕНИЕ: 10х+у=х 2 +у х 2 -10х+у 2 -у+13=0 D/4=25-y 2 +y-13 Уравнение имеет корни при D/40, т.е. 25-у 2 +у у 2 +у+12 0 *(-1) у 2 -у-120 D=1-4*(-12)=49=7 2 y 1 =-3 y 2 = У т.е. -3 у 4, т.о. переберем все возможные случаи: у=4, 3, 2, 1,0,-1,-2,-3 ОТВЕТ: (-5;-3), (5;4)

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК - Балк М.Б., Балк Г.Д.. Математика после уроков. Москва, издательство «Просвещение», 1971, с.. - Вавилов В.В., Мельников И.И., Олехник С.Н., Пасиченко П.И.. Задачи по математике. Уравнения и неравенства. Справочное пособие. Москва, издательство «Наука», 1960, с.. - Власов А.П., Евсеев Н.В.. Полный комплект пособий для подготовки к ЕГЭ. «50 типовых экзаменационных работ». Москва, издательство АСТ «Астрель», 2009, с.. - Гельфонд А.О.. Решение уравнений в целых числах. Москва, издательство «Наука», 1978, - 63 с.. - Горбачев Н.В.. Сборник олимпиадных задач по математике. Москва, издательство МЦНМО, 2004, с.. - Кушнир И.. Шедевры школьной математики. Киев, издательство «Астарта», 1995, с.. - Шарыгин И.Ф.. Решение задач. Москва, издательство «Просвещение», 1994, с.. - Будлянская Н.Л.. Решение уравнений в целых числах. Методическое пособие. Комсомольск – на – Амуре, 2010, -53 с..