Нравственные уроки в легендах и сказаниях Зауралья.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Литературно – музыкальная композиция Семья для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. А самый близкий и родной человек в семье, конечно.
Advertisements

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Дербуш Светлана Владимировна МБОУ СОШ 7 г. Гулькевичи 1 квалификационная категория Стаж работы – 20 лет.
Кружок « Люби и знай свой край родной » Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Березово Автор презентации:
Образ Ревекки, представительницы второго поколения семьи Бажуковых в романе Г.Юшкова «Чугра» Цель урока: вовлечь учащихся в решение поставленных в произведении.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь,
Патриотическое воспитание подростков в МБОУ «Самаринская ООШ» Автор: учитель математики Автор: учитель математики МБОУ «Самаринская ООШ» Красногвардейского.
Уроки Д.С. Лихачева «Дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, хранить традиции, знать и ценить историю свою, родную и всего человечества».
Буракова Оксана Александровна Воспитатель старшей группы МБДОУ Турбанского детского сада ТЕМА: «Воспитание любви к родному краю»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Маленький патриот» Подготовила: учитель начальных классов Семыкина Л.Н.
Духовно- нравственное воспитание Тимощук А. Н.. Духовность –свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов.
Экологическое воспитание в дошкольном учебном учреждении «Экология Души, Семьи, Земли» практический психолог ДДУ 156 « Дельфинёнок » Буряченко О. И. г.
Всё, что прекрасно – нравственно. Г. Флобер. Ответьте письменно, продолжив следующие строки: Неповторимый человек… Во мне меня радует то, что… Когда я.
{ Родина – это Отечество, отчизна. Ушинский писал: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон.
В парадигме современного образования ХХ1 века приоритет отдается воспитанию гражданина России, которое было и остается неотъемлемой частью педагогической.
Выступление учителя начальных классов Малолетовой О.А. МОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа 1» Реализация программы духовно – нравственного.
* Создать условия для духовно - ­нравственного развития ребенка. * Приобщать детей к высокохудожественной литературе * Формировать у них запас литературных.
Сергеев Николай Михайлович, МБОУ «СОШ 8», 1 А класс Руководитель: Сергеева Венера Викторовна.
Автор: Дейтер Вера Борисовна Должность: учитель русского языка и литературы Категория: высшая Образовательное учреждение: МАОУ Гимназия 1 г. Сыктывкар.
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
Программа детского объединения по патриотическому воспитанию МБОУ СОШ 62 Автор: Орлова Л.В., классный руководитель 5 В класса.
Транксрипт:

Нравственные уроки в легендах и сказаниях Зауралья

Добро и зло? Красота и безобразие? Патриотизм и предательство?

Народные ценности в легендах

Сам термин легенда (от лат. Legenda, буквально – то, что следует прочесть) – первоначально житие святого, написанного для чтения в день его памяти.

Топонимические легенды (о возникновении рек, озёр, сёл, городов)

История края в легендах

Я люблю свой край! Мне интересна его история…

раскрыть нравственную составляющую легенд и сказаний, созданных в Зауралье, выявив главные моральные заповеди, лежащие в основе жизни местных жителей и ставшие основой их человеческих взаимоотношений. Цель:

- выявить знания учащихся гимназии о легендах и сказаниях Зауралья; - собрать легенды и сказания Зауралья; - отобрать из материала необходимую информацию, связанную с темой исследовательской работы; - проанализировать отобранный материал в рамках предложенной исследовательской темы; - систематизировать материал в гипотетическом ракурсе; - оформить собранный материал в виде исследования для дальнейшего его применения. Задачи:

Если предположить, что легенды и сказания - это памятник истории народа, попытка объяснить возникновение тех или иных географических названий, то можно ли утверждать, что в них заключены и нравственные уроки, связанные с менталитетом народов Зауралья и их традициями. Гипотеза.

Методы исследования: - анкетирование; - отбор материала; - сравнительный анализ полученной информации; - систематизация материала; - обобщение материала; - синтезирование материала; - структурирование материала; - рефлексия материала.

Структура исследования Этапы исследования Тематика Образная система Композиция Язык произведения

Классификация тем: - тема войны (озеро Убиенное, озеро Татарское, река Глядяна); - тема памяти (озеро Салтысарайское, речка Тебеняк, лесная речка Ниап, Першинский бугор); - тема любви (Акулинкино озеро, Домнино озеро, озеро Донки); - тема чудес (озеро Медвежье); - тема суеверий (река Богатик).

Озеро Татарское Русский народ подчеркивал непреходящие ценности, важнейшая из которых – защита родной земли. Самопожертвование, чувство ответственности за близких становятся предметом преклонения авторов сказаний, образцом для подражания потомкам.

Таким образом, сказания о военных днях истории малой родины отвечают нравственным урокам важности защиты родной земли.

Озеро Акулинкино Верность, уважение к старшим, чувство собственного достоинства, самопожертвование – нравственные уроки.

Тема любви в легендах отличается многогранностью, глубиной и актуальностью. Народ подчеркивает созидательное начало этого чувства, способного сделать человека красивее и чище. Ведь недаром сама природа так высоко оценивает поступок этой же Акулины, сделав воды озера светлыми, как чистая любовь девушки.

Легенды о чудесах, легенды о божественной силе природы Народ преклоняется перед великой силой природы, учит потомков уважать и беречь её.

Законы построения образной системы: Рядом с человеком живут дикие звери, лесные деревья, цветы Славяне верят: после смерти они могут стать частью живой и неживой природы Природа «говорит» с человеком на своем языке, учит его совместному проживанию на планете

Образная система легенд и сказаний Название легенды Количество героев Главные герои Нравственные уроки Медвежье озеро 2Медведь Бережное отношение к природе, использование ее чудодейственных сил Домнино озеро 3Домнушка Милосердие, чуткое отношение к обездоленным, способность любить по- настоящему Озеро Донки 6 Доня, отец- богатырь, мать Гимн материнской любви, важность семьи как основы жизни

II этап исследования: II этап исследования: система художественных образов подчинена нравственному потенциалу легенд. Каждый образ несет в себе общечеловеческие ценности. Социальные законы живут и в современном обществе, укрепляя традиции наших предков.

Особенности композиции легенд: Описание родной земли Диалоги Лаконичные картины военных сражений Антитеза Захватывающий сюжет

III этап исследования: композиция легенд связана не столько с содержанием и раскрытием художественных образов, сколько с возможностью вести доверительный диалог со слушателями, трогать их сердца, преподавать уроки нравственности. композиция легенд связана не столько с содержанием и раскрытием художественных образов, сколько с возможностью вести доверительный диалог со слушателями, трогать их сердца, преподавать уроки нравственности.

Художественные средства выразительности: Разные стилевые пласты Поэтичность Использование устаревшей лексики ЭпитетыСравненияПерифразОлицетворениеМетонимия

Художественные средства выразительности Художественные тропы Примеры Стилистические фигуры Примеры Эпитеты Косы черные, глаза темные Инверсия Сначала она с сумой по деревням ходила Метонимия Вся деревня в ноги кланялась… Устойчивые сочетания Хромоту как рукой сняло… Сравнение Глаза темные, как ночь со звездами, брови стрелами Антитеза …темная ночь – золотое сияние Олицетворение …однажды ночью буря бушевала Гипербола Согнул ось телеги, разогнул подкову Перифраз Но как ни старался Медведь окунуться в соленую стихию, - все напрасно… Бессоюзие (асиндетон) Взглянула на зеленый бор, на цветущий луг, на ясно солнышко

Художественные средства выразительности помогают подчеркнуть национальные ценности, что выстрадал народ за многие века. Легенды учат нас красоте, силе, доброте, мужеству и всему тому, что важно и сегодня.

Свод нравственных законов. Человеческие качества Перечень легенд Свод нравственных законов Мужество, верность родной земле, самопожертвование. «Озеро Салтысарайское», «река Глядяна», «Озеро Татарское» Защитить свой дом, близких, родную землю – долг каждого живущего на земле. Воспитывать стойкость, силу, мужество, готовить себя к ратному делу – обязанность мужчин края. Умение видеть красоту окружающей природы. «Акулинкино озеро» Окружающий мир природы прекрасен, и эту красоту необходимо ценить и беречь. Преданность любимому человеку, способность ради любви на жертву. «Акулинкино озеро», «Домнино озеро». Любовь не может быть разменной монетой выгоды. Любовь предполагает чистоту чувств, самопожертвование. Вера в чудодейственную силу природы, способность уберечь ее от разрушителей. «Озеро Медвежье» Природа – общий дом для всех живущих на земле. Человек должен бережно относиться к природе, разумно использовать ее богатства.

Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, приобрела конкретное звучание. Говорить о нравственных уроках, почерпнутых из содержания сказаний и легенд, можно как о своде правил жизни, традициях народа, в которых отразились духовные заповеди, моральные устои общества.

Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. К. Гельвеций