Документационное сопровождение основной деятельности образовательного учреждения Губанова Е.В., к.п.н., профессор кафедры экономики образования МИОО e_gubanova@maile_gubanova@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
План мероприятий введения (ФГОС НОО) 1. Создание нормативного обеспечения введения ФГОС НОО. Наименование мероприятияОжидаемые результаты 1. Решение органа.
Advertisements

Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования май 2012 года.
Организация методической работы ОУ в условиях перехода на ФГОС ООО Подготовил:заместитель директора по УВР Подготовил:заместитель директора по УВР МОУ.
Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
Работа с локальными актами, необходимыми при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Дорожная карта введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2014 г.
«Создание условий в образовательном учреждении по реализации ООП ООО по химии» «Создание условий в образовательном учреждении по реализации ООП ООО по.
Департамент образования администрации Владимирской области.
Разработка дорожной карты по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 18 декабря 2013 г. МОУ ДОВ.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Губанова Е.В., кафедра управления образованием ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»
Нормативно-правовая база– приоритетное условие введения ФГОС ООО.
ПРОГРАММА ОБУЧАЮЩЕГО СЕМИНАРА Управление внедрением федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
Методическое сопровождение педагога в условиях перехода на ФГОС С.Н. Ямшинина, АПКиППРО г. Москва.
Внедрение автоматизированной информационной системы (АИС) в образовательном учреждении.
Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО.
Управленческий практикум «Создание в школе условий для перехода на ФГОС начального общего образования» МОУ «Гляденская средняя общеобразовательная школа»
1 Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: актуальные вопросы введения Апрель 2011 г. Молчанова.
Транксрипт:

Документационное сопровождение основной деятельности образовательного учреждения Губанова Е.В., к.п.н., профессор кафедры экономики образования МИОО

Содержание лекции 1. Основные виды деятельности ОУ. 2. Нормативные правовые акты. 3. Организационно0распорядительные документы ОУ (основные группы). 4. Управленческие действия при реализации основных видов деятельности ОУ. 5. Примерные мероприятия в ОУ по формированию нормативной правовой базы. 6. Основные этапы деятельности управленческой команды к организации документационного сопровождения основной деятельности ОУ. 7. Практические примеры. 8. О рациональном подходе к организации управленческой деятельности по обеспечению документационного сопровождения. 9. Делегирование полномочий и распределение отвественности. 10. Литература по теме лекции.

Основная деятельность означает деятельность, непосредственно направленную на достижение цели организации Цели организации, основные виды деятельности, прописываются в уставе, в разделе 2 - «Предмет, цели и виды деятельности учреждения»: - реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования; - реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам; - реализация образовательной программы профессиональной подготовки; - реализация дополнительных общеобразовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, культурологической, физкультурно-спортивной, туристско- краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной, художественно-эстетической и иной направленности); - осуществление обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования; - использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;

Основная деятельность означает деятельность, непосредственно направленную на достижение цели организации ]]- предоставление специальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов; - разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов; - разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ внеурочной деятельности; - разработка и утверждение годовых календарных учебных графиков; - выявление обучающихся, находящихся в социально-опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию, получению ими образования в рамках реализуемых образовательных программ; - выявление семей, находящихся в социально-опасном положении, и оказание им содействия в обучении и воспитании детей; - материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями; - организация работы групп продленного дня и др.

Нормативные правовые акты По сроку действия В зависимости от правовых последствий По юридической силе - постоянно действующие; - временные. - нормативные; - ненормативные. - законы; - подзаконные акты.

Организационно- распорядительные документы (основные группы) Организационные: - устав; - положения; - инструкции, - и др. Распорядительные: - приказы по основной деятельности; - распоряжения; - решения. Информационно – справочные: - акты; - справки. - письма; - докладные; - протоколы; - факсы и др.

Планирование мероприятий Документационное сопровождение Основная деятельность Управленческие действия при реализации основных видов деятельности ОУ.

Примерные мероприятия в ОУ по формированию нормативной правовой базы 1) определение перечня локальных нормативных документов ОУ для разработки, совершенствования и/или обновления; 2) рассмотрение вопроса о разработке, совершенствовании и/или обновлении документов на заседаниях педагогического совета, управляющего совета (или ином органе государственно-общественного управления в ОУ), структурных подразделений (методических объединений, творческих группах и т.п.); 3) обучение рабочей группы, распределений функций/направлений и заданий (зон ответственности) среди участников группы; 4) рассмотрение и обсуждение вопроса о разработке, совершенствовании и/или обновлении документов на заседаниях педагогического совета, управляющего совета (или ином органе государственно-общественного управления в ОУ), структурных подразделений;

Примерные мероприятия в ОУ по формированию нормативной правовой базы 5) согласование проекта(ов) /макета(ов) документа(ов) с Учредителем при необходимости; 6) коррекция и окончательное рассмотрение проекта(ов)/макета(ов) документов на заседании педагогического совета, управляющего совета (или ином органе государственно-общественного управления в ОУ), структурных подразделений; 7) издание приказа / приказов.

Основные этапы деятельности управленческой команды к организации документационного сопровождения основной деятельности ОУ до рассмотрения вопроса / вынесения вопроса на обсуждение участникам образовательного процесса, желательно - продумать основные мероприятия, позволяющие достичь определенного результата, - проанализировать имеющуюся нормативную / локальную базу на предмет её наличия / отсутствия / соответствия современному законодательству / требованиям; - рассмотреть / обсудить вопрос на заседании педагогического / методического советов, органа государственно-общественного управления или иных органов, в компетенции которого находится данный вопрос / направление, где принимается решение (следует заметить, что оно протоколируется);

Основные этапы деятельности управленческой команды к организации документационного сопровождения основной деятельности ОУ на основании решения по образовательному учреждению - издается распорядительный документ, как правило, приказ (приказ по основной деятельности), на основании которого начинается деятельность участников образовательного процесса по реализации направления, - или создается рабочая группа, которая будет разрабатывать положение, необходимое для регламентации, детализации и т.п. данного направления деятельности или саму деятельность; если вопрос требует повторного обсуждения, то после подготовки проекта документа / материала вопрос снова рассматривается / выносится на заседание совещательного и / или иного органа, где принимается окончательное решение, закрепляемое приказом по ОУ.

п/ п Мероприятие, проводимое в рамках управленческой деятельности Примерные организационно-распорядительные документы, подготовленные по итогам управленческой деятельности 1.Вид управленческой деятельности: планирование Текущее планирование работы образовательного учреждения: разработка годового плана работы ОУ на 20__/20___ учебный год. Стратегическое планирование: разработка программы развития учреждения Протоколы заседаний: - структурных подразделений (методических объединений, кафедр, рабочих групп и др.); - педагогического совета; - органа государственно-общественного управления ОУ; 1.2. Информационно-аналитические справки, отчеты, 1.3. Приказы [1] : [1] - «О проведении анализа работы МБОУ СОШ 00 за текущий учебный год и подготовки плана работы на 20__/20___ учебный год»; - «Об утверждении годового плана работы МБОУ СОШ 00 на 20___/20____ учебный год»; - «О разработке программы развития МБОУ СОШ 00 на 20__ - 20___ гг.»; - «Об утверждении программы развития МБОУ СОШ 00 на 20___ - 20 гг.».

2.Вид управленческой деятельности: организация 2.1.Организация деятельности Управляющего совета в ОУ Протоколы заседаний: - структурных подразделений (методических объединений, кафедр и др.); - педагогического совета; - собрания трудового коллектива; 2.2. Положения: - «Об Управляющем совете МБОУ СОШ 00»; - «О выборах в Управляющий совет МБОУ СОШ 00»; - «О кооптации членов Управляющего Совета МБОУ СОШ 00» 2.3. Приказы: - «О мероприятиях по организации деятельности Управляющего совета МБОУ СОШ 00» или - «О мероприятиях по развитию демократического государственно- общественного характера управления МБОУ СОШ 00»; - «О введении в действие локальных актов, регулирующих государственно-общественный характер управления в МБОУ СОШ 00» или - «Об утверждении Положений, регулирующих государственно- общественный характер управления в МБОУ СОШ 00»; - «Об утверждении Положения и организации деятельности Управляющего совета МБОУ СОШ 00»; п/п Мероприятие, проводимое в рамках управленческой деятельности Примерные организационно-распорядительные документы, подготовленные по итогам управленческой деятельности

3.Вид управленческой деятельности: контроль 3.1. Контроль реализации ФГОС начального общего образования 3.1. Положение - «О внутришкольном контроле в МБОУ СОШ 00»; 3.2. Справки по итогам контроля Приказы: - «О результатах внутришкольного контроля реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ 00»; - «О результатах контроля работы заместителя руководителя по УВР (Ф.И.О) по подготовке введения ФГОС начального общего образования в МБОУ СОШ 00»; - «О результатах внутришкольного контроля реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ 00»; - «О результатах внутришкольного контроля работы учителя начальных классов (Ф. И. О.) по разработке рабочих программ курсов в рамках учебной и внеурочной деятельности в МБОУ СОШ 00». п/п Мероприятие, проводимое в рамках управленческой деятельности Примерные организационно-распорядительные документы, подготовленные по итогам управленческой деятельности

Основной вид деятельности – разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). с позиции документационного сопровождения предполагает наличие (как пример) следующих документов: - положение о рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) в ОУ[1];[1] -приказы по учреждению: «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в ОУ на 20__/20__ учебный год», «Об утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в ОУ на 20__/20__ учебный год»; - протоколов заседаний методического совета и школьных предметных методических объединений, а также педагогического совета. [1]

О рациональном подходе. Первый пример. Направление работы в ОУ: «Реализация предпрофильной подготовки профильного обучения в образовательном учреждении». 1. «Положение об организации предпрофильной подготовки в ОУ». 2. «Положение об организации профильного обучения в ОУ». 3. «Положение о курсах по выбору при организации предпрофильной подготовки ОУ». 4. «Положение об элективных курсах в рамках реализации профильного обучения в ОУ».

О рациональном подходе. Второй пример. 1. «О переходе ОУ на обучение по ФГОС НОО, ООО». 2. «О создании и полномочиях Координационного совета по введению ФГОС НОО, ООО». 3. «О создании и полномочиях рабочих групп по введению ФГОС НОО, ООО». 4. «О разработке ООП НОО ОУ». 5. «Об утверждении плана-графика введения ФГОС НОО, ООО в ОУ». 6. «Об утверждении ООП НОО, ООО ОУ». 7. «Об утверждении программ внеурочной деятельности». 8. «Об утверждении списка учебников и учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе ОУ». 9. «Об утверждении плана-графика повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников ОУ». 10. «Об утверждении должностных инструкций педагогических работников ОУ».

О рациональном подходе. Второй пример. Что можно предложить по трем направлениям: а) организационные мероприятия по введению ФГОС в ОУ (сюда можно отнести приказы из списка с 1 по 5); б) программно – методическое обеспечение введения ФГОС (сюда можно отнести приказы из списка с 7 по 9); в) совершенствование нормативной правовой базы ОУ, связанной с введением ФГОС в ОУ (приказ 10 из списка).

О рациональном распределении функции/направления между каждым членом рабочий группы, например: 1) изучение нормативных документов и иных материалов; 2) анализ имеющихся документов в ОУ на предмет их соответствия требованиям, нормам и т.п., предъявляемых новыми документами высшего порядка; 3) сопоставление, анализ содержания школьных документов на предмет необходимости внесения в них изменений и дополнений, или разработки новых;

О рациональном распределении функции/направления между каждым членом рабочий группы, например: 4) определение характера и объема работы, связанного с подготовкой проекта(ов) документа(ов); 5) подготовка примерного перечня документов, которые необходимо разработать, и/или нуждаются во внесении в них соответствующих изменений и/или дополнений; 6) подготовка проекта(ов) /макета(ов) документа(ов) для рассмотрения и обсуждения на заседаниях педагогического и Управляющего советов.

О делегировании полномочий 1. разработать документ, регламентирующий деятельность конкретного заместителя руководителя, руководителя структурного подразделения или педагога /сотрудника; 2. разработать систему поддающихся проверке целей деятельности и полномочий каждого сотрудника; 3. передать в подчинение руководителям большее число работников и предъявить высокие требования к качеству работы этих руководителей; 4. создать систему формирования и подготовки кадров (школьный резерв: на замещение должностей заместителей руководителя, подготовки руководителей структурных подразделений и профессионального роста педагогов, с позиции – «вертикальной» и «горизонтальной» карьеры).

Комментарий - по п.1 – 3 заключается: в разработке персонифицированных должностных инструкций в соответствии с выполняемыми функциями, четкое определение связей по должности, Положения о структурном подразделении образовательной организации, издании приказа «О распределении функциональных обязанностей среди членов администрации в МБОУ СОШ 00», и т.п. Такой подход позволяет устранить типичные ошибки в распределении функций управления: 1. перегрузку руководителей решением второстепенных вопросов; 2. отсутствие четкого документального распределения управления между руководством организации и подразделений;

Комментарий Такой подход позволяет устранить типичные ошибки в распределении функций управления: 3. отсутствие четкой технологии взаимосвязей операций управления по основным функциям с указанием лица, принимающего решение. По п.4, можно говорить о разработке и принятие в образовательной организации общего образования индивидуального плана развития педагога, который может быть как профессиональный, так и карьерный..

Совет по оформлению документов В учреждении должны быть выработаны единые требования к оформлению организационно-распорядительных документов, с которыми должны быть ознакомлены все участники образовательного процесса, и особенно те, кто непосредственно их готовит. Документы, о которых идет речь в рамках документационного обеспечения управленческой деятельности, как правило, должны оформляться на бланке образовательного учреждения, соответствующего стандарту (ГОСТ Р ). Лица, выполняющие функции секретаря органа управления / структурного подразделения ОУ, должны быть подготовлены к данному виду деятельности через обучающие семинары – практикумы, курсы повышения квалификации и др.

Что можно порекомендовать руководителю ОУ и его команде почитать по данному вопросу 1.Алферова Л.В. Должностная инструкция в правовом регулировании трудовых отношений в образовательном учреждении: Практическое пособие. М.: АРКТИ, – 272 с. (Управление образованием). 2.Губанова Е.В. Основная деятельность ОУ: документационное сопровождение // Школа управления образовательным учреждением (20). 3. Басаков М.И. Современное делопроизводство (Документационное обеспечение управления): учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. и дополн. – Ростов н/Д: Феникс, – 473 с. 4.Лизинский В.М. Вариативные локальные акты школы. // Управление современной школой. Завуч. – – С

Что можно порекомендовать руководителю ОУ и его команде почитать по данному вопросу 5. Письмо министерства образования РФ от 20 декабря 2000 г. 00 – 51/64 «Методические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных учреждениях» 6. Порядок разработки и утверждения локальных нормативных актов организации. – Путеводитель по кадровым вопросам // 7. Постановление Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». 8.Рабочая книга школьного администратора: делопроизводство в школе: Выпуск 3-й / авт. – сост. А.Э. Гальперин. – М.: Аркти, – 272 с. 9.Фёклин С.И. Нормативные правовые и локальные акты в сфере образования: методическое пособие. – М: Арсенал образования, – 125 с.