Управляющий совет как форма государственно- общественного управления школой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО- ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОНОМНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ Выполнила: Сватова Марина Витальевна Научный руководитель.
Advertisements

Устав и локальные акты образовательных организаций в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В НАИМЕНОВАНИЯ, УСТАВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПОРЯДОК УТВЕРЖДЕНИЯ.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Урсу-Архипова Антонина Петровна, исполняющая обязанности первого.
Состояние и развитие государственно- общественного управления образованием в 2011 году А.А. Седельников ведущий научный сотрудник Красноярского краевого.
МАОУ СОШ 18. Главная задача – разработать механизм самоуправления как в теории, так и в практике, чтобы самоуправление не превратилось в некую игру, в.
РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ЧАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБЩЕДОСТУПНОЕ И БЕСПЛАТНОЕ.
Устав образовательной организации 1. Образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством.
Наблюдение Герберта Прокноу: "Государственный служащий - это тот, кто нанимает других для выполнения работы, на которую наняли его". Из новых Законов.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ПО ВОПРОСАМ ГОСУДАРСТВЕННО- ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Доцент кафедры Савченко М.Ю.
Государственное управление образовательным учреждением Управление с федерального уровня (законодательное, исполнительное, отраслевое) Управление с регионального.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Направление 5. РАСШИРЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ.
УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ. Решение стратегической задачи повышения эффективности управления в сфере образования обеспечивается путем: внедрение моделей общественно-
1 Управляющий совет школы. «... активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные.
Институциональная структура законодательства об образовании ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРА ТИВНО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ.
1 ТЕМА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность Рабочей группы по разработке образовательной программы ( далее – Рабочая группа ) дошкольного образовательного.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Нижневартовска ДЕТСКИЙ САД 15 «СОЛНЫШКО» О внутренних нормативных локальных актах.
Правовые основы государственно- общественного управления в условиях реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской.
Законодательная база государственно- общественного управления.
Транксрипт:

Управляющий совет как форма государственно- общественного управления школой

Федеральная нормативная база создания управляющих советов

Федеральной правовой основой для создания управляющего совета являются законодательные нормы, закрепленные в ст. 2, 13, 32 и 35 Закона РФ "Об образовании". Несмотря на то что термин "управляющий совет" не используется в формулировках этих норм, Закон предоставляет образовательным учреждениям права самостоятельно выбирать структуру управления, создавать органы самоуправления, определять их компетенцию, разграничивать полномочия между советом и руководителем учреждения. В соответствии с предоставленными правами в школе, например, может быть создан либо "традиционный" совет с правом совещательного голоса, либо управляющий совет с управленческими полномочиями по усмотрению школы и учредителя.

– п. 6 ст. 2 Закона РФ "Об образовании" закрепляет в качестве принципа правового регулирования (принципа государственной политики) в сфере образования демократический, государственно-общественный характер управления и автономность образовательных учреждений

согласно п. 1 ст. 35 Закона РФ "Об образовании" управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством РФ и уставом учреждения

п. 2 ст. 35 Закона РФ «Об образовании» устанавливает, что управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления.

В качестве формы самоуправления ОУ п. 2 ст. 35 Закона РФ "Об образовании" предусматривается "совет образовательного учреждения", а также другие формы самоуправления. При этом согласно п. 5 ст. 35 ОУ предоставляется право разграничивать в уставе полномочия между советом образовательного учреждения и руководителем ОУ. Другие органы самоуправления, с которыми можно было бы разграничить полномочия руководителя, в Законе не предусматриваются.

При создании управляющего совета в автономном образовательном учреждении необходимо также учитывать полномочия наблюдательного совета автономного учреждения, которые жестко определены и перечислены в Федеральном законе от "Об автономных учреждениях" и не могут быть переданы никаким других органам управления.

Состав управляющего совета в значительной мере обусловлен нормами Закона РФ "Об образовании". В частности, в соответствии с п. 4 ст. 50 данного закона обучающиеся всех ОУ имеют право на участие в управлении ОУ. Такое же право Закон предоставляет родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся (п. 1 ст. 52) и всем работникам образовательного учреждения (п. 1 ст. 55).

В письме Департамента общего и дошкольного образования от даются Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений На их основе разработаны разделы Уставов ГБОУ и ГАУ, регламентирующие управление школой.

В действующих федеральных законах и нормативных актах ничего не говорится о возможности или необходимости включения в состав управляющего совета лиц, не имеющих юридических отношений с данным учреждением (представителей местного сообщества, работодателей, представителей органов управления, общественных организаций и других юридических лиц). Однако, поскольку работа членов управляющего совета осуществляется на общественных началах, рекомендации о включении в его состав указанных лиц содержатся в методических документах Министерства образования РФ. Включение в состав управляющего совета представителей общественности не противоречит и не запрещено действующим федеральным законодательством.

Порядок создания и юридическое оформление управляющего совета

Управляющий совет ОУ создается на основе норм законодательства, определяющих компетенцию ОУ порядок принятия устава и локальных нормативных актов учреждения. В частности, согласно подп. 7 "б" п. 1 ст. 13 Закона РФ "Об образовании" в уставе учреждения в обязательном порядке указываются: структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности. При этом в соответствии со ст. 32 Закона к компетенции ОУ отнесены: установление структуры управления деятельностью учреждения; разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение учредителю.

Важно! п. 3 ст. 13 Закона РФ "Об образовании", предоставляет образовательному учреждению право принимать локальные акты при необходимости регламентации сторон (вопросов) деятельности ОУ, указанных в ст. 13 Закона, в т. ч. для регламентации формирования, компетенции и порядка деятельности органов управления. Такие локальные акты подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу. Следовательно, на них распространяется такой же порядок регистрации, как и для устава, т. е. они подлежат утверждению учредителем.

Следовательно, основные управленческие полномочия управляющего совета должны быть перечислены в уставе учреждения

Локальные нормативные акты

Факультативную нормативную базу для управляющего совета ОУ составляют его локальные акты: Положение о совете, Положение о выборах в совет, Положение о кооптации в состав совета. Нормативную базу для организации внутренней деятельности управляющего совета составляют документы, разрабатываемые и принимаемые самим советом. Это Регламент работы совета, Положение о комиссиях и комитетах совета.

Изменения в устав ОУ в связи с созданием управляющего совета вносятся в разделы и пункты, регламентирующие порядок управления (структуру, формирование и компетенцию органов), и в перечень видов локальных актов, регламентирующих деятельность учреждения. При этом необходимо прописать: правомочия учредителя в части формирования и роспуска совета; структуру органов управления, включающую в качестве формы самоуправления совет образовательного учреждения; порядок формирования совета; компетенцию совета и порядок организации деятельности совета.

Указание компетенции, процедур формирования и организации деятельности совета может быть осуществлено по одному из двух вариантов: 1. В уставе определяются только основополагающие положения об управляющем совете с одновременной отсылкой к локальному акту – Положению о совете. 2. В уставе дается полное детальное изложение компетенции, процедур выборов, назначения, кооптации, деятельности, состава и функций комитетов (комиссий) совета. При этом изложение может быть настолько подробным, что отпадает надобность в принятии специальных локальных актов – положений о совете, выборах, кооптации, регламенте и т. п. На вопрос отвечал А.И. Вавилов, ст. науч. сотр. Центра правовых прикладных разработок Института развития образования ГУ-ВШЭ

При распределении функций и полномочий между руководителем ОУ и создаваемым в учреждении управляющим советом следует руководствоваться простым правилом: воспитанием и обучением, вопросами педагогических методик и непосредственного управления учреждением (менеджментом) должны заниматься специалисты, имеющие профессиональное образование в этих областях. На вопросы отвечал А.И. Вавилов, ст. науч. сотр. Центра правовых прикладных разработок Института развития образования ГУ-ВШЭ

в вопросах определения режима работы учреждения, направлений его развития, направлений дополнительного образования детей, оздоровления, а также оценки качества образования, работы педагогов и учреждения в целом, как показывает практика, члены управляющего совета проявляют большую объективность даже по сравнению с педагогами, администрацией и другими работниками ОУ. На вопросы отвечал А.И. Вавилов, ст. науч. сотр. Центра правовых прикладных разработок Института развития образования ГУ-ВШЭ

В официальных документах управляющий совет должен иметь обычное наименование "совет образовательного учреждения". Прилагательное "управляющий" применимо лишь для неофициального использования и появляется лишь в связи с тем, что данный совет наделяется реальными управленческими полномочиями. При этом с позиции Закона не имеет значения, есть такие полномочия у совета или нет. Закон предоставляет право наделять совет полномочиями по усмотрению учреждения и его учредителя. И от этого усмотрения название совета в законе не меняется. Следовательно, и в официальных документах рекомендуется использовать установленное законом название. Однако в тех регионах (Ханты-Мансийский автономный округ (Югра), Тамбовская область и др.), где приняты региональные законы о государственно-общественном управлении в образовании, применение термина "управляющий совет" вполне легитимно и может использоваться в официальных документах. На вопросы отвечал А.И. Вавилов, ст. науч. сотр. Центра правовых прикладных разработок Института развития образования ГУ-ВШЭ

ПоказателиУправляющий советПопечит совет Нормативные правовые основания для создания Закон РФ Об образовании Документы, регламентирующие создание Письмо Минобразования России от Постановление Правительства РФ от Нормативный акт созданияУстав образовательного учреждения Объект управленияОбразовательное учреждение в целом в объеме его компетенции и ответственности по Закону РФ Об образовании Деятельность образовательного учреждения по привлечению и использованию части средств из внебюджетных источников – благотворительных пожертвований Управленческие полномочияОпределен обязательный минимально необходимый перечень Не определены, возможно их отсутствие Способ и процедуры формированияОпределеныНе определены, возможны любые варианты подходов к формированию Состав и количественное соотношение различных категорий членов ОпределеныНе определены, возможны любые варианты подходов Представленность в составе: – родителей ОбязательнаНе обязательна – учителей, работниковОбязательнаНе обязательна – учениковОбязательнаНе обязательна и, как правило, отсутствует – руководителя ОУОбязательнаНе обязательна – учредителяОбязательнаНе обязательна – внешкольной общественностиОбязательнаНе обязательна

Чтение бесполезно, если во время чтения у человека не возникают свои мысли. Хочешь быть счастливым – сделай хоть что-нибудь.