Тема самообразования Использование технологии интенсификации обучения на основе применения схемных и знаковых моделей учебного материала.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)
Advertisements

Применение технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала на уроках геометрии Муниципальное общеобразовательное.
Методики индивидуальной работы с учащимися разного уровня знаний.
Учитель математики I квалификационной категории РМОУ Станционно-Ояшинская СОШ.
Использование наглядности на уроках русского языка. Учитель начальных классов МОУ СОШ 8 Гославская Н.Н. Д А И Б В Ж Е ЗКА Б В Ж З Е К
Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (по В.Ф. Шаталову)
Применение опорных сигналов в начальной школе. Борисенко В.А. учитель начальных классов Старомышастовской МОУ СОШ 31.
Методика интенсивного обучения В. Ф. Шаталова Выполнил : Любич А. А., учитель истории и обществознания.
Технология интенсификации обучения на основе знаковых моделей учебного материала. Составила Серафимова Л. Г.
« САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области.
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Самостоятельная работа как способ развития мышления и познавательного интереса учащихся.
Проектирование ИОУЗ. Оформление проекта Оформление проектаТехнология Предмет. Класс. Тема раздела. Тема ИОУЗ. Форма ИОУЗ. Тип ИОУЗ. Оборудование (дидактические.
Методы (теория) 1. Метод эвристических вопросов (когнитивный – особенность в том, что применение метода приводит к созданию образовательной продукции,
Мотивация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе на основе использования проектных и информационно- коммуникационных технологий (психолого-
Особенности организации современного урока в начальной школе.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Выпускная работа Тема: Дидактические возможности использования ИКТ на уроках технического труда с целью реализации личностно - ориентированного подхода.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ПО СИСТЕМЕ УЧЕБНИКОВ «ПЕРСПЕКТИВА» (на примере учебников 1 класса)
Транксрипт:

Тема самообразования Использование технологии интенсификации обучения на основе применения схемных и знаковых моделей учебного материала

Пусть это будет золотым принципом для обучаемых, чтобы доверяли только чувствам в чем только могут : воспринимали запахи, чувствовали вещи, имеющие вкус, осязали осязаемое, а если что - то подвластно нескольким чувствам, то следует доверять сразу нескольким. Я. А. Коменский.

Ученый педагог, Народный учитель СССР, преподаватель математики. С 1987 г. Заведующий лабораторией проблем интенсификации учебно - воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения АПН СССР в Донецке. Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов – взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Практическая деятельность основана на педагогике сотрудничества. Проживает в Донецке. Педагогический стаж – 63 года. Из них 50 лет – исследования и эксперименты. Издано более 50 книг, многие переведены на 17 языков. Заслуженный учитель Украины, кавалер ордена " Николая Чудотворца " за преумножение добра на Земле, ордена Дружбы ( Указ Президента РФ от г.), лауреат премии Сороса, Почетный президент итальянской Ассоциации " Данте Алигьери ". Уже первый экспериментальный класс завершил изучение школьного курса на два года раньше программы, все 33 ученика стали студентами вузов, 17 из них получали повышенные стипендии. Из безнадежных, казалось, учеников ( экспериментатору отдавали классы « Г » и « Д ») вышли 61 кандидат наук, 12 докторов Однажды преподал годовой курс геометрии в детской колонии за 3,5 часа ( по 30 минут в день ). У экзаменаторов наворачивались слезы – таких безупречных ответов они не слышали и в математических классах. Виктор Федорович Шаталов

Изученные статьи по теме самообразования СтатьяАвторИсточник 1 Эксперимент продолжаетсяВиктор Федорович Шаталов, ученый педагог, народный учитель СССР, заведующий лабораторией проблем интенсификации учебно - воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения АПН СССР в Донецке talov.txthttp://lib.ru/KIDS/SHATALOW/sha talov.txt ( электронная версия книги ) 2 Интенсификация обучения на основе применения схемных и знаковых моделей учебного материала и алгоритмов различных видов Оксана Георгиевна Демьянчук, учитель русского языка и литературы 319http:// Открытый класс - сетевые образовательные сообщества 3 Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала Артемьева Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы Фестиваль педагогических идей – « Открытый урок » 4 « О применении опорных конспектов и схем на уроках русского языка и литературы » Александрова Г. Н., учитель русского языка и литературы г. Тамбов Сайт ТОИПКРО 5 Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Учитель русского языка и литературы ОУ СОШ 4 г. Сызрань Молоствова Е. П. Педсовет.org. - всероссийский интернет - педсовет 6 Использование метода наглядности на уроках русского языка Буслаева Марина Александровна, учитель русского языка и литературы Фестиваль педагогических идей – « Открытый урок » 7 Комиксы при изучении литературных произведений Альбина Бирюкова, Елена Ослина, учителя литературы ГЛРТ, преподаватели кафедры литературы ТывГу. Журнал « Башкы », 4, 2006 год 8 К вопросу о системном подходе при изучении литературы в школе ( работа над лирической миниатюрой в 7 классе ) Альбина Бирюкова, доцент ТывГуЖурнал « Башкы », 4, 2004 год

Теоретическая интерпретация изученного опыта

Целевые ориентации этой технологии Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными, формирование ЗУН.

Условия обучения Многократное повторение, обязательный контроль, изучение крупными блоками, применение опор, ориентировочной основы деятельности, гуманизм бесконфликтной учебной ситуации, открытие перспективы для исправления, роста, успеха.

Сущность опыта Если применять данную технологию в учебном процессе, то результатом работы станет раскрепощённость, создающаяся при свободном выборе задач, системы опорных сигналов ( наглядных представлений : схем, рисунков, таблиц, содержащих необходимую для долговременного запоминания учебную информацию ), способствующих быстрому восстановлению в памяти изученного материала, осознанию его структурно - логических связей и одновременно развитию ассоциативно образного мышления, а также восприятия, внимания, воображения, устной и письменной речи, – все это подчинено одной цели. Цели создания условий, при которых ученик мог бы учиться победно.

Новизна На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученики выполняют роль самостоятельного исследователя проблем, разрешение которых приводит к определенной структуре знаний, умений и навыков. Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.

В чем же должна заключаться система работы при переходе на данную технологию ? Данная методика имеет свои особенности содержания : 1. Материал вводится крупными блоками. 2. Поблочная компоновка материала. 3. Оформление учебного материала в виде опорных схем – конспектов. Основу стереотипа учебной деятельности представляют опорные конспекты, в которых закодирован учебный материал. Работа с опорными конспектами имеет четкие этапы и сопровождается еще целым рядом приемов.

Этапы работы 1. Изучение теории в классе : обычное объяснение у доски ( с мелом, наглядностью ); создание опорного конспекта, индивидуальная работа учащихся над своими конспектами ; фронтальное закрепление по блокам. 2. Самостоятельная работа дома : опорный конспект + учебник + повторение. 3. Первое повторение – фронтальный контроль усвоения конспекта : все учащиеся воспроизводят конспект по памяти, после письменной работы громкий опрос. 4. Устное проговаривание опорного конспекта – необходимый этап внешней речевой деятельности, усвоение которого происходит во время различных видов опроса. 5. Второе повторение – обобщение и систематизация : уроки взаимоконтроля, использование всех видов контроля ( у доски, письменно и др.), взаимоопрос и взаимопомощь.

Вывод : Систематическая работа с опорными конспектами и сигналами повышает интерес к предмету, учебную активность учащихся, обеспечивает глубокое и прочное усвоение знаний, развивает мышление, память и речь учащихся, способствуют воспитанию честности, прилежного и добросовестного отношения к учебному труду. Важная особенность обучения - создание условий для продуктивной деятельности по использованию знаний, их обобщению и систематизации. Подобная организация учебного процесса развивает мыслительные способности учащихся, заставляет их быть внимательными, учит анализировать, сравнивать, выделять главное, превращает из пассивных слушателей на уроке в активных участников.

Примеры опорных сигналов по русскому языку

Обобщение тем Буквы И, У, А после шипящих, Мягкий знак на конце существительных, Разделительный ъ. Читается эта схема так : твёрдый знак пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я только после приставок. Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных только 3 склонения. После шипящих пишутся буквы И, У, А. Исключения : жюри, брошюра, парашют. Приложение 1

Правило о различении на письме разделительных Ь и Ъ может быть схематически приведено так : Приложение 2

Правило о различении букв И и Ы после Ц тоже можно представить в виде схемы, в которой эти написания соотнесены с морфемным строением слова : Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Примеры опорных сигналов - конспектов по русской литературе

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10