Требования к современному уроку. Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС: новые образовательные результаты.. Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается.
Advertisements

Системно-деятельностный подход при формировании универсальных учебных действий Некрасова Н.А. учитель истории, обществознания МБОУ «Лицей 89»
Учебные элементы урока Подробное разъяснение основных задач, методов и приёмов на всех этапах современного урока.
ПРИЕМЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Панова Н.В., доцент СПб АППО Семинар ГОУ СОШ ПРИЕМЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море.
Особенности организации урока английского языка в современной школы в условиях ФГОС НОУ Минахин Д.В.
ФГОС: I. Общие положения. п. 7 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как.
Требования к современному уроку Знание системы принципов дидактики- обязательная опора на них при проектировании, организации и осуществлении образовательной.
Основные особенности работы по системе «Школа 2100» в 5 классе 1.Цели 2.Технологии 3.Содержания.
Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС Межрегиональный научно- практический семинар
Научные основы системно – деятельностного подхода.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. Требования к уроку. Типичные недостатки. Философия конструктивизма.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Учимся обучать по-новому Умение самостоятельно решать новые задачи Умение работать с информацией Умение учиться в течение всей жизни Развитие коммуникативных.
«Обновление содержания и технологий обучения и воспитания начальной школы посредством введения ФГОС НОО»
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Разработка учебных занятий с учётом требований ФГОС к результатам обучения.
Особенности организации современного урока в начальной школе.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Транксрипт:

Требования к современному уроку

Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: но и на РАЗВИТИЕ его личности ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности» Как меняются требования к результату? Для справки психологи: Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества. Развитие – интеллектуальное Развитие – личностное Развитие - социальное КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ Какой требовался результат? «Хорошее прошлое положительно опасно, если делает нас удовлетворенными настоящим и, следовательно, не готовыми к будущему» Чарльз В. Элиот ФГОС «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности» В чем принципиально изменились требования к результату?

Предметные результаты знания умения, опыт творческой деятельности и др. Метапредметные результаты способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерант- ность ФГОС: изменение требований к ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ Портрет выпускника – гражданина России: Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения

Чему учили и чему научили на этих уроках?

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? 1. Зачем учить? 1. Подробно описать новый результат в виде конкретных задач : Зачем учить? (ЦЕЛЬ) Подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: 2. Чему учить? 2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ) 3. Как учить? 3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)

ЧТО МЕШАЕТ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? (АКТУАЛИЗАЦИЯ)

Готова ли школа к новому результату или продолжаем «давать знания»?

Что мешает учителю работать на новый результат? Разностильные учебники Методики обучения Приемы воспитания

Что мешает всей школе работать на новый результат? ИСТОРИК ФИЛОЛОГ БИОЛОГ МАТЕМАТИК ГЕОГРАФ ХИМИК «В началке учили не тому, что я хочу!»

ФГОС: каким образом можно получить новый результат? ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии

КАК сделать? Простроить цели до конкретных действий на уроке «Главное не знания, а умения ими пользоваться» академик А.А.Леонтьев (1995 г.) Портрет выпускника начальной школы Универсальные учебные действия личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные Цели предметов – линии развития (какие жизн.задачи помогает решать) Учебные задания, развивающие предметные умения =

Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом Деятельностная парадигма образования: планируемые результаты и система оценки Деятельностная парадигма образования: планируемые результаты и система оценки Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач Оценивается В образовательном процессе реализуется

1. Поурочные планы Стремление учителя самостоятельно разрабатывать поурочные планы своих уроков Привычка к прямому заимствованию «готовых» методических разработок уроков Что-то заимствовать можно, но только учитель ответственен за успех или провал любого урока, а не автор «готовых» методических разработок

2. Принципы дидактики Знание системы принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений, обязательная опора на них при проектировании, организации и осуществлении образовательной деятельности на уроке: при определении целей, выборе содержания, методов, форм, средств обучения, учете возможностей и особенностей детей и др. Незнание, забвение, недооценка, несоблюдение, нарушение принципов дидактики, приводящее к ошибкам в планировании и реализации всех элементов и частей учебной деятельности на уроке Основные принципы дидактики: оптимального сочетания и соотношения природо- и культуросообразности, воспитывающего и развивающего обучения, научности и связи с практикой, научности и доступности, наглядности и абстрактности, систематичности, системности, прочности…

3. Творчество и точность Точное (в закономерностях, принципах) и одновременно творческое (прежде всего – личностное) выполнение программно-методических требований к уроку Противопоставление творчества и программно-методической дисциплины Интуиция не посетит голову невежды – она помогает только подготовленному уму, человеку знающему закономерности и принципы обучения

4. Выбор типа урока Знание каждым учителем типологии уроков и только обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующий особенностям того или иного класса, темы, раздела Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянно одном и том же наборе структурных частей) Цель определяет тип урока: цель урока тип урока структура урока расход времени на различных этапах урока

5. Игровые формы урока Использование игровой формы урока только в том случае, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока, не превалирует над сущностью учебного материала, не становится самоцелью, не уводит в сторону от главных целей Неоправданное, нарочитое стремление к игровым формам урока Урок хоть немного, хоть чуть- чуть должен еще и обучать

6. Знание возможностей детей Безусловный учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся разных возрастов, классов, групп; учет особенностей, интересов, склонностей, запросов учащихся Слабое знание личности школьника и классных коллективов и, как следствие этого, - уроки-близнецы в разных классах, невозможность опереться на особенности учащихся, найти оптимальный для конкретного ребенка или группы детей вариант методики обучения Необходима диагностика детей: сколько в классе визуалов, аудиалов и кинестиков, сколько левополушарных, правополушарных и со смешанным восприятием, как дети делятся по темпераменту, кто лидер и кто аутсайдер…

7. Тема урока Стремление к поиску и по возможности формулирование кроме темы еще и так называемого «имени» урока в виде яркого афоризма, крылатой фразы, поговорки и т.п., эмоционально выражающих в сжатом виде суть главной идеи урока Традиционный подход к называнию темы урока в соответствии с текстом государственных программ Например, вместо темы «Татаро- монгольское нашествие» - «О, русская земля! Ты уже за холмом!»

8. Воспитание Специально спланированная (тое есть продуманная) деятельность учителя по обеспечению не только учебной, но и воспитательной функции урока, то есть воспитания в процессе обучения Игнорирование возможностей воспитания в процессе обучения Четыре канала воспитания: 1) через содержание образования; 2) через методы и формы обучения; 3) через использование случайно возникших и специальное создание воспитывающих ситуаций

11. Ценностные основания Продумывание и по возможности формулирование хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке. Отсутствие какого бы то ни было продумывания ценностных оснований отобранного для урока учебного материала. Ценности передаются через отношение учителя к детям, к своей работе, к преподаваемому предмету, к людям. Необходимо использовать учебный материал для формулировки тех или иных ценностей, если материал урока такую возможность учителю предоставляет.

Предлагаю правила на каждый день, которые помогут учителю: - Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят; - Ребёнок должен знать «зачем ему это?», т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка; - Исключить из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого, постоянно обращаться ко всем, предложить обсудить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…». - Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все. - На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её. - Самое главное – эмоциональный настрой. Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей. - Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребёнка он не оставил следа.

Анализ и конструирование учебного занятия 1.Организационный этап; 2. Этап проверки выполнения домашнего задания; 3.Подготовка учащихся к работе на основном этапе; 4. Этап усвоения новых способов и действий; 5.Этап первичной проверки понимания изученного; 6.Этап закрепления новых знаний и способов действий; 7. Этап применения знаний и способов действий; 8.Этап обобщения и систематизации знаний; 9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий; 10. Этап коррекции знаний и способов действий; 11.Этап информации о домашнем задании; 12. Этап подведения итогов занятия; 13. Этап рефлексии.

Схема конспекта урока ы

Образовательные задачи этапа учебного занятия Содержани е этапа учебного занятия Показатели выполнения образовательных задач этапа Условия выполнения образовательн ых задач этапа Возможные методы и приемы обучения -приветствие -фиксация отсутствующих; -проверка подготовленности помещения к занятию; -организация внимания школьников; Раскрытие общей цели урока и плана его проведения -Доброжелательный настрой учителя и уч- ся; - Кратковременность этапа; - Полная готовность класса к уроку; - Быстрое включение уч-ся в деловой ритм; - Формулирование целевых установок урока и плана работы. Собранность учителя; Последовательно сть в предъявлении требований; Использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание уч-ся к теме урока; Спокойная и уверенная манера держаться при появлении в классе; Отсутствие многословия 1. «Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! (хорошего вам настроения!)»; 2.«Ладошка к ладошке»; 3.Рапортичка (определение отсутствующих); 4.Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе. 1. Организационный этап

2. Этап проверки выполнения домашнего задания Образовательные задачи этапа учебного занятия Содержание этапа учебного занятия Показатели выполнения образовательны х задач этапа Условия выполнения образовательных задач этапа Возможные методы и приемы обучения 1.Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всеми (большинством учащихся Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы 1. Выявление степени усвоения учащимися заданного учебного материала (выявление знаний о фактах, понятиях, законах. Свойствах, правилах, теориях, следствиях из теорий, способов действий (умений). 2. Выяснение причин невыполнения домашнего задания отдельными учениками 3. Определение типичных недостатков в знаниях и способах действий учащихся и причин их появления 4. Ликвидация обнаруженных недостатков 1. Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний, способов и действий учащихся, установление пробелов их усвоении (5-7 минут) -использование учителем системы приемов, позволяющих определить уровень выполнения д/з большинством учащихся; -использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели д/з, а также в зависимости отношения учащихся конкретного класса к выполненю домашней работы; -создание содержательных и организационных условий формирования осознанности у школьников связи выполнения их домашней работы с результатами своего обучения вообще; -постановка требования перед учащимися не только знаний фактов и отдельных 1.Текстовые задания 2. Выполение упражнений, подобных домашним 3. Постановка дополнительных вопросов 4. Разноуровневые самостоятельные работы 5. Метод обучения с опорой на ошибки 6. Фиксация своих затруднений

Образовательные задачи этапа учебного занятия Содержание этапа учебного занятия Показатели выполнения образовательны х задач этапа Условия выполнения образовательных задач этапа Возможные методы и приемы обучения 1. Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими цели урока 2. Актуализация субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) 1.Сообщение цели учебного занятия; 2.Формулирование целей урока вместе с учащимися; Показ социальной и практической значимости; Сообщение цели учебного занятия; Показ социальной и практической значимости изучаемого материала; -постановка перед учащимисяучеб ной проблемы; -актуализация субъектного опыта учащихся. Готовность учащихся к активной учебно- познавательной деятельности; Формулировка целей урока вместе с учащимися; Вариативность приемов сообщения темы и целей урока Формулировка целей урока вместе с учащимися Понимание учащимися социальной и практическоц ценности изучаемого матери ала Сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности Умение учителя формулировать цели урока в действиях учащихся -владение учителем многообразием приемов актуализации личностного смысла учащихся -использование учителем многообразных приеовактуализации знанийи способов действий, обеспечивающих выделение ключевых идей, ведущих принципов построения учебного предмета 1.Объяснение учащимися целей урока одновременно с соообщением темы 2. Сообщение цели в виде проблемногозадания 3. Сообщение цели в виде эвристического задания Сообщение цели в виде эвристического вопроса 3.Подготовка учащихся к работе на основном этапе

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий Образовательные задачи этапа учебного занятия Содержание этапа учебного занятия РабоУсловия выполнения образовательных задач этапа Возможные методы и приемы обучения 1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала 2.Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу (обобщению) 3.Создать содержательны е и организационн ые условия усвоени учащимися методики воспроизведени я изучаемого материала Организация внимания учащихся Сообщение основной идеи изучаемого матриала Обеспечение метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам; Обеспечение усвоения методики воспроизведени я изучаемого материала (с чего и как начинать, к чему перезодитьи как аргументирова ть выводы Максимальное использование самостоятельности учащимися в добывании знаний и овладении ими способами действий Полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов Включение в содержание изучаемогоматериала субъективного опыта учащихся Осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности Обеспечение вариативности взаимодействия учителя с учащимися Создание условий для освоения учащимися знаний преимущественно в форме деятельности 1.Работа с определением вводимых понятий (родовое слово+ видовые признаки 2. Интерактивный режим (модульное обучение, проблемное обучение, адаптивное обучение, коллективные способы обучения, проектное обучение).

5. Этап первичной проверки понимания изученного Образовательн ые задачи этапа учебного занятия Содержание этапа учебного занятия Показатели выполнения образовательн ых задач этапа Условия выполнения образовательных задач этапа Возможные методы и приемы обучения 1.Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всеми (большинством учащихся Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы 1. Выявление степени усвоения учащимися заданного учебного материала (выявление знаний о фактах, понятиях, законах. Свойствах, правилах, теориях, следствиях из теорий, способов действий (умений). 2. Выяснение причин невыполнения домашнего задания отдельными учениками 3. Определение типичных недостатков в знаниях и способах действий учащихся и причин их появления 4. Ликвидация обнаруженных недостатков 1. Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний, способов и действий учащихся, установление пробелов их усвоении (5-7 минут) -использование учителем системы приемов, позволяющих определить уровень выполнения д/з большинством учащихся; -использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели д/з, а также в зависимости отношения учащихся конкретного класса к выполненю домашней работы; -создание содержательных и организационных условий формирования осознанности у школьников связи выполнения их домашней работы с результатами своего обучения вообще; -постановка требования перед учащимися не только знаний фактов и отдельных 1.Текстовые задания 2. Выполение упражнений, подобных домашним 3. Постановка дополнительных вопросов 4. Разноуровневые самостоятельные работы 5. Метод обучения с опорой на ошибки 6. Фиксация своих затруднений

6. Этап закрепления новых знаний и способов действий Образовательные задачи этапа учебного занятия Содержание этапа учебного занятия Показатели выполнения образовательны х задач этапа Условия выполнения образовательных задач этапа Возможные методы и приемы обучения Обеспечить закрепление в памяти учащихся Организация деятельности учащимися по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов; -организация деятельности учащимися по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененнныхь ситуациях\ Закрепление методики изучения нового материала Закрепление методики ответа при первоочередной проверке знаний отработка логики алгоритма изученных правил Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия,правила и идеи (структура знания)-умения учащихся распознавать и воспроизводить изученные познавательные объекты Умения воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях; Прочность знаний учащихся -Использование систмеы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации) -Использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов дейтвий учащихся; -Использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности -Обеспечение дозированной помощи учащимся 1.Структурная модель 2.Опрос эксперта 3.Составление карты мыследеятельности

7. Этап применения знаний и способов действий Образователь ные задачи этапа учебного занятия Содержание этапа учебного занятия Показатели выполнения образователь ных задач этапа Условия выполнения образовательных задач этапа Возможные методы и приемы обучения 1.Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применени я их в разнообраз ных ситуациях 2.Обеспечить формирова ние у учащихся умений самостояте льно применять знания в разнообраз ных ситуациях Организация деятельности учащихся по применению знаний в измененных новых ситуациях - правильность, полнота, осознанность, действенност знаний учащихся; - самостоятель ность учащихся в выполнении заданий -углубление заний и способов действи й учащихся -Использование системы заданий -Использование открытых задач 1.Разноуровневые самостоятельные работы 2.Лабиринт действий 3.Проектноеобучени е 4.Деловая игра 5.Учебные ситуации 6.Групповая работа

8. Этап обобщения и систематизации знаний Образовательн ые задачи этапа учебного занятия Содержание этапа учебного занятия Показатели выполнения образовательн ых задач этапа Условия выполнения образовательных задач этапа Возможные методы и приемы обучения 1.Обеспечит ь формиров ание целостной системы ведущих знаний учащихся 2.2. Обеспечит ь установле ние учащимис я внутрипре дметных и межпредм етных знаний 3.Обеспечит ь формиров ание у школьник ов обобщенн ых понятий Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений Активная и продуктивная деятельностьу чащихся по включению частив целое, классификаци я и систематизаци и знаний; Выявление учащимисчя внутрипредмет ных и межпредметны х связей; -выделение мировоззренче ских идей -Построение структурно- логических схем изученной темы --использование вопросов, требующих классификации изученных познавательных объектов --обобщения на различных уровнях: понятийном. Тематическом. Итоговом, межпредметном. -Выделение сквозных идей и принципов: симметрии и асимметрии и т.д. 1.Метод кооперции 2.Построение дерева темы 3.Построение здания темы 4.Построение блок- формулы 5.Мозговая ататка в письменной форме 6.Учебные станции 7.Рефлексивная позиционная дискуссия

9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий Образовательн ые задачи этапа учебного занятия Содержание этапа учебного занятия Показатели выполнения образовательн ых задач этапа Условия выполнения образовательных задач этапа Возможные методы и приемы обучения Выявление качества и уровня усвоения учащимис я знаний и способов действий Выявить недостатк и в знаниях и способах действий учащихся Установить причины выявленн ых недостатко в Обеспечить развитие у школьнио в способност и к оценочны м действиям Глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действий учащихся Проверка образа мышления учащихся -проверка сформированн ости общих учебных умений - Комментирова ние ответов учащихся Проверка учителем объема и првильности знаний, глубины осознанности,г ибкости и действенности -активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся - рецензировани е ответов учащихся -Использование различных методов контроля знаний и способов действий учащихся постановка дополнительных вопросов для проверки системности, осознанности действенности и прочности знаний --разъяснение учителем своего подхода к оцениванию знаний учащихся --при опросе анализировать не только правильность ответа, но и его самостоятельность. Оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполения заданий 1.Разноуровневые контрольные и самостоятельные работы 2.Текстовые задания 3.Задания на выделение сех признаков понятийи их связи друг с другом (проверяется полнота знаний) 4.Задания на выделение существенных признаков (глубина) 5.Задания на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость) 6.Задания с избыточными данными (способность к оценочным действиям)

10.Этап коррекции знаний и способов действий Образовательн ые задачи этапа учебного занятия Содержание этапа учебного занятия Показатели выполнения образовательн ых задач этапа Условия выполнения образовательных задач этапа Возможные методы и приемы обучения Откорректирова ть выявленн ые пробелы в знаниях и способах действий учяащихс я в рамках изученно й темы Организация деятельности учащихся по коррекции своих выявленных недостатков Динамика перехода учащихся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний --Организация деятельности учащихся:а) минимального и общего уровня усвоения знаний по выявлению своихошибок на основе поставленной учителем оценки и их коррекции; -Б) вариативного (творческого) уровня усвоения знаний по решению нестандартных заданий или оказанию помощи другим учащимся в поиске и коррекции своих ошибок 1.1. Использовани специально разделенных на мелкие этапы и звенья упражнений 2.Применение развернутых инструкций с регулярным контролем 3.Текстовые задания 4.Задания с пропусками 5.Структурно- логические схемы с пропусками

11.Этап информации о домашнем задании Образовательн ые задачи этапа учебного занятия Содержание этапа учебного занятия Показатели выполнения образовательн ых задач этапа Условия выполнения образовательных задач этапа Возможные методы и приемы обучения 1. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Информация о домашнем задании -мотивирование выполнения д/з -иструктаж по выполнению д/з; -проверка понимания учащимися содержания и способов выполнения д/р Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполения д/з всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития; - наличиеиндивидуа льных заданий ( по интересам или по степени сложности); -наличие возможности выбора заданий -Обязательное и систематическое выполенние этапа в границах урока --соответствие содержания д/работы уровню обученности учащихся (актуальному уровню развития) (репродуктивному, конструктивному или вариативному); --создание условий для выбора учащимися домашних заданий --подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обуспечивающей выполениед/з 1.Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных заданиях 2.Три уровня д/з 3.Задание с массивом 4.Особое задание 5.Идеальное задание

12. Этап подведения итогов занятия Образовательные задачи этапа учебного занятия Содержание этапа учебного занятия Показатели выполнения образовательны х задач этапа Условия выполнения образовательных задач этапа Возможные методы и приемы обучения 1. Дать качественну ю оценку работы класса и отдельных учащихся Подведение итогов занятия Четкость и краткость этапа -- умение учителя давать качественную характеристику работы класса 1.Сообщение учителя 2.Подведение итогов самими учащимися

13. Этап рефлексии Образовательные задачи этапа учебного занятия Содержание этапа учебного занятия Показатели выполнения образовательны х задач этапа Условия выполнения образовательных задач этапа Возможные методы и приемы обучения 1. Инициировать и интенсифициро вать рефлексию учащихся по поводу своего психо- эмоциональног о состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителями и одноклассника ми. 2. Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения 2. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке; Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества Ращвитие способностей учащихся к рефлексии; Стимулирование учащихся к осмыслению того,как другие знают и понимают еголичностные особенности,эмоциональн ые реакции, когнитивные представления; -реализация рефлексивного алгоритма:»Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой(, «Мы» (комфортно ли было работатьв малой группе, какие затруднения были в общении)»ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы) 1.Ассоциативный ряд 2.Незаконченные предложения 3. Торт решений 4.Разговор на бумаге

Критерии оценки обучающей деятельности учителя на уроке Обучать деятельности - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения (то есть оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Ученик сам ставит цель (участвует в постановке цели, а, следовательно, учитель организует ситуацию постановки, понимания и принятия цели учащимися как собственной учебной задачи. Неотъемлемой частью компетентностно-ориентированного урока становится работа учителя с мотивацией,интересом учащихся); Ученик сам проектирует или выбирает средства, Сам оценивает результат и корректирует свои действия Еще один важный принцип компетентостного подхода- диагностичность (измеримость целей урока, что предполагает ответ на вопросы: «Что должен научиться делать ученик?» и «Как я, учитель, делаю это сам?»

Модель организации современного урока Этапы урока Время, мин Содерж ание учебного материа ла Метода и приемы работы Формы организа ции учебной деятель ности Деятель ность учителя Деятель ность обучаю щихся ФУУД (формир ование универс альных учебных действи й

35. Оценка работы учителя Оценка (самооценка) работы учителя по совпадению (или несовпадению) реальной успеваемости с ее прогнозом, сделанным в зоне ближайшего развития ребенка, то есть с уровнем максимально возможных для конкретного ребенка результатов. Устаревший порочный подход к оценке (самооценке) качества работы учителя по числу успевающих на «4» и «5». Развить в ребенке можно только то, что в нем заложено природой, то есть в генах. Человек на 80% зависит от генетического кода. Только 2,2% детей могут учиться на одни пятерки, 6,7% - на пятерки и четверки, 16,1% - на четверки.