Профессиональное самоопределение (элективный курс) Разработчик: Калинкина М.А. МОУ СОШ 4.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Составлена: Шадриной Евгенией Владимировной На основе программы курса «Я выбираю профессию» Бугаковой Т.Б. и «Моя профессия» Старостиной Г.П. Муниципальное.
Advertisements

Профессиональное самоопределение подростков через моделирование жизненных планов Программа элективного курса Скоробогатова Н.В., педагог-психолог МОУ СОШ.
ПРОГРАММА Твоя профессия - твоя карьера Васильченко Е.С. МОУ СОШ 68.
ФОРМИРОВАНИЕ « ОБРАЗА « Я » В ПРОЦЕССЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Агапкина Ольга Петровна учитель технологии высшей категории МОУ СОШ 30 города Энгельса.
Психологическое сопровождение профильного обучения Разработано педагогом- психологом МОУ «Ново-Ямская СОШ» Выборовой Т.В.
Профориентационная работа классного руководителя «Твой выбор» Автор: Порфирьева Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с.Озерки.
Курс «Психология профессионального самоопределения» (9 предпроф.кл.) Цель курса формирование у учащихся готовности к осознанному профессиональному выбору.
Профориентационная деятельность в школе. получение данных об интересах, способностях и возможностях обучающихся; обеспечение широкой вариативности профильного.
- это научно обоснованная система социально - экономических, психолого - педагогических, медико - биологических и производственно - технических мер по.
«Профессиональное самоопределение учащихся» Элективный курс 9 класс.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ 3 г. ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Я и моя будущая ПРОФЕССИЯ Обобщение педагогического опыта Корсакас Елены Видасовны МОУ Аконьярвская основная общеобразовательная школа 2008год.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Профессиональная ориентация как условие социализации личности современного ученика Левина Оксана Евгеньевна, руководитель кабинета профориентации МОУ "Лицей.
Цель: Формирование личного профессионального плана через постановку жизненных целей и самопознание.
Профориентация и ЕГЭ Как правильно выбирать профессию?
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Профориентационная работа в школе тема «Формирование трудовой компетентности сельского школьника на основе профилизации обучения» Муниципальное казенное.
Семинар для педагогов Китовской МСОШ. 1-2 классы «Профессии наших родителей» Знакомство с профессиями родителей -Классные часы – встречи -Рассказ о профессии.
« Шаг в будущее » Программа по профориентации учащихся.
Транксрипт:

Профессиональное самоопределение (элективный курс) Разработчик: Калинкина М.А. МОУ СОШ 4

социально-экономическое состояние общества обуславливает развитие рыночных отношений в сфере труда и занятости; социально-экономическое состояние общества обуславливает развитие рыночных отношений в сфере труда и занятости; предопределяет принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения; предопределяет принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения; молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда… молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда… Актуальность проекта:

Современной молодежи в новых социально- экономических условиях необходимо: хорошей ориентироваться в ситуации на рынке труда, хорошей ориентироваться в ситуации на рынке труда, быть конкурентоспособным и гибким в принятии разного рода решений, быть конкурентоспособным и гибким в принятии разного рода решений, уметь представить себя в более выгодном для работодателя свете, уметь представить себя в более выгодном для работодателя свете, адекватно оценивать свои личные особенности, способности, возможности и потребности, адекватно оценивать свои личные особенности, способности, возможности и потребности, иметь четкое представление о своих профессиональных и жизненных планах. иметь четкое представление о своих профессиональных и жизненных планах.

Курс «Профессиональное самоопределение»: направлен на учащихся 9-ых, предпрофильных классов составлен на основе факультативного курса «Я и моя профессия», автор Г. Резапкина, факультативного курса «Я и моя профессия», автор Г. Резапкина, программы «Твоя профессиональная карьера», рекомендованной департаментом общего среднего образования МО РФ программы «Твоя профессиональная карьера», рекомендованной департаментом общего среднего образования МО РФ

Цели курса: 1. Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.

Цели курса: 2. Помощь учащимся в формировании собственной позиции к миру профессий, рынку труда, создание на ее основе портфеля достижений, выбор маршрута профессионального становления.

Цели курса: 3. Развитие у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально- экономических условиях.

Цели курса: 4. Формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом.

Задачи курса: 1) Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, формирования адекватной самооценки, пробуждения потребности в самосовершенствовании.

Задачи курса: 2) Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

Задачи курса: 3) Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

Структура курса: 1 часть - дает возможность каждому узнать свои интересы и склонности; особенности темперамента, мышления, памяти, внимания. 2 часть знакомит с требованиями различных профессий; учащиеся могут соотнести их со своими возможностями. 3 часть представляет собой тренинги, в ходе которых актуализируется процесс профессионального самоопределения, расширяются границы восприятия самого себя и других людей.

Форма проведения: комплекс психологических методик, направленных на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, на обеспечение их психологического развития комбинированный урок, конференция, «круглый стол», индивидуальные и групповые беседы, семинары, встречи с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, профориентационные кроссворды, ролевые игры, творческие этюды, элементы психодрамы, метод конкретных ситуаций, тренинги, написание проектов

Примерный перечень формируемых знаний и умений Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению профессионального плана; значение профессионального самоопределения, требования к составлению профессионального плана; правила выбора профессии; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; понятие о темпераменте, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры. значение творческого потенциала человека, карьеры.

Примерный перечень формируемых знаний и умений Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Место проведения: звукоизолированное помещение, где можно довольно быстро организовать учебное пространство переставлять стулья и столы, освобождать место для подвижных психотехнических упражнений.

Учебно-тематический план: Тема занятияКол. часов Виды деятельности РАЗДЕЛ I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ. 1Что я знаю о своих возможностях? 1Беседа, дискуссия, сочинение «Кто я?» 2Склонности и интересы в выборе профессии. 1Беседа, методика «Карта интересов» 3Понятие о темпераменте.1Беседа, тест 4Мышление. Как определить тип своего мышления? Как развивать мышление? 1Беседа, решение задач, методика ШТУР 5Память. Виды памяти. Как улучшить память? 1Беседа, диагностика, упражнения на развитие произвольной памяти 6Внимание. Как оценить внимание? Как развивать внимание? 1Беседа, диагностика, упражнения, ИПУ «Муха» 7Воображение. Как определить уровень развития воображения? Аффективно направленное воображение. 2Беседа, диагностика, упражнения, ИПУ «Один день из жизни», «Сон из жизни» 8Что такое характер? Как формировать характер? 2Беседа, упражнения, тренинг «Одни в лесу» 9Коллаж «Мой психологический портрет».1Беседа, практическая работа – коллаж

Учебно-тематический план: РАЗДЕЛ II. МИР ПРОФЕССИЙ. 10Классификация профессий.1Беседа, ОПГ, ИПУ «Аукцион» 11Профессии типа «Человек – техника», «Человек – природа». 1Беседа, упражнения 12Профессии типа «Человек – знаковая система» 1Беседа, методика «Корректурная проба» 13Профессии типа «Человек – искусство». 1Беседа, ИПУ «Интервью» 14Профессии типа «Человек – человек». 1Беседа, ИПУ «Контакт» 15Мир профессий.2Беседа, ИПУ «Отгадай профессию», «Профессии на букву», «Профессия – специальность», «Цепочка профессий» 16Ошибки в выборе профессии.2Беседа, ИПУ «Ловушки-капканчики», «Лучший мотив» 17Формула профессии.3ПМ Н. Пряжникова, ИПУ «Самая-самая», «Кто есть кто?», «Поступь профессионала» 18Способности и профессиональная пригодность. 2Беседа, ПМ, ИПУ «Человек – профессия», «Знаешь ли ты свою будущую профессию?» 19Что такое профессиограмма?1Беседа, ИПУ «Оптимисты и скептики», «Угадай профессию», «Советчики», «Звездный час»

Учебно-тематический план: РАЗДЕЛ III. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ. 20Самопрезентация личных и профессиональных качеств. 2Семинар-тренинг 21Призвание.2Беседа, ИПУ «Призвание», «Собеседование с работодателем – А вот и я!» 22Моя профессиональная карьера.1ИПУ «5 шагов», «План моего будущего» 23Игра-проект «Сотворение мира».1ИПУ 24Игра-проект «Спящий город».1ИПУ 25Заключительное занятие «Общее панно». 1Практическая работа ПМ – профориентационные методики ИПУ – игровое профориентационное упражнение ОПГ – опросник профессиональной готовности

Литература: 1)Бендюков М, Соломин И., Диалоги о выборе профессий. СП6.: Рост, )Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н\д., )Кнебель Х. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу? «Интерэксперт», М., )Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. - Ростов н/д )Махаева О.А., Григорьева Е.Е.Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. М.: УЦ «Перспектива», )Пенкрат Л.В. Мотивы выбора профессии. - Минск, 1986 г. 7)Пиз А. Язык телодвижений. - Нижний Новгород, )Подготовка школьников к выбору профессии в условиях районной и городской служб профориентации (сб. науч. трудов) - под ред. С.Н.Чистяковой, М., )Поляков В.А. Технология карьеры. - М., )Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. - метод. Пособие 2. - Москва - Воронеж, )Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва Воронеж, )Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии: Научно-популярное издание, - М.: Генезис, )Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений / Под ред. С.Н.Чистяковой и Т.И. Шалавиной. М., 2000.