«Развитие способностей учащихся». Проблему развития способностей исследовали: психологи - Л.С. Выготский, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Лук, Н.С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие творческих способностей обучающихся через интеграцию предмета технология и кружковой работы Учитель технологии МБОУ СОШ 2 Орлова Валентина Ивановна.
Advertisements

Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Сковородникова Н.С., учитель первой категории, МОУ «СОШ 29 г.Орска» Орск 2010 год.
Одарённость. Методы комплексной оценки одарённости учащихся. «Инновационные методы организации учебного процесса и внеурочной деятельности, ориентированной.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 16 Учитель математики Стаж работы-27 лет высшая квалификационная категория.
Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
Автор: Онучина Анастасия Владимировна, преподаватель кафедры педагогики и психологии.
Методическая разработка по русскому языку по теме: Работа с одаренными детьми на уроках русского языка.
« Выявление одарённых детей и особенности работы с ними» Подготовила Вахитова М.И
Работа с одаренными детьми. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ в МБОУ « Каратузская СОШ »
Технологии актуализации мотивационного потенциала.
Заместитель директора по УВР Берсенева Ю.В.. Современное общество требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального.
Развитие потенциальных способностей на уроке Заместитель директора по УВР МОУ школы 14 г. Яровое Дьяконова Г.Н.
Технологии развивающего обучения: обзор, признаки и особенности.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Психологическое сопровождение поточного обучения Презентация подготовлена Габдуллиной С.А., педагогом-психологом МАОУ «Лицей 8» г. Перми.
Транксрипт:

«Развитие способностей учащихся»

Проблему развития способностей исследовали: психологи - Л.С. Выготский, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Лук, Н.С. Лейтес, педагоги - И.Я. Лернер, Н.С. Щуркова, В.А. Левин, А.А. Мелик-Пашаев.

1. Педагогические подходы к развитию способностей учащихся.

Условия, стимулирующие саморазвитие: создание благоприятного психологического климата на уроках; формирование у ребенка "вкуса успеха", уверенности в своих силах; соблюдение принципа "права на ошибку"; учет результатов индивидуальной деятельности (у каждого ученика свой "портфель" достижений); учет динамики успехов каждого учащегося, т.е. сравнение сегодняшних успехов ученика с его предыдущими успехами, а не сравнение учащихся друг с другом; оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Элементы педагогических технологий, направленных на развитие способностей школьников: - способности развиваются только в деятельности, связанной с положительными эмоциями; - высокий уровень мотивации к умственной деятельности, познанию; - обогащенная программа обучения; - актуализация цели урока для учащихся; - на основании поставленной цели, совместное с уч- ся конструирование алгоритма дальнейшей познавательной деятельности; - неотъемлемый элемент урока – рефлексия.

Внешние педагогические условия, необходимые для проявления и развития способностей: наличие информационно обогащенной, нерегламентированной, разнообразной познавательной среды в целях поддержания интереса, творческой атмосферы, обеспечения оптимальных условий для реализации возможностей каждого ребенка; мотивационное управление со стороны учителя; раскрытие возрастных и индивидуально- личностных особенностей уч-ся, их учет в образовательном процессе через дифференциацию и индивидуализацию обучения; наличие образцов творческого поведения;

Внешние педагогические условия, необходимые для проявления и развития способностей (продолжение): гибкая диагностическая система взаимосвязи «учитель-ученик» в целях оперативного получения информации об уровне усвоения учебного материала, степени сформированности умений и навыков и соответствия их планируемым конечным результатам; высокая организация и взаимосвязь всех звеньев образовательного процесса, его направленность на развитие способностей; комплексный подход к выявлению и развитию способностей учащихся.

Внутренние (субъективные) условия, необходимые для развития способностей: наличие личностных качеств (воля, стремление к самосовершенствованию, к самореализации, самостоятельность, поисковая активность и др.); мотивация на творчество, осознание цели деятельности, удовлетворение не столько достижением цели, сколько самим процессом; эмоционально-ценностное отношение к всякой деятельности; богатое воображение, высокий уровень эмоциональности.

2. «Психологический аспект развития способностей учащихся»

Способности – индивидуальные особенности личности, от которых зависит приобретение знаний, умений, навыков и успешность выполнения различных видов деятельности. (Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д: Феникс, с.)

Задатки – свойства и качества человека, на базе которых возникают и развиваются его способности. (Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д: Феникс, с.)

Типы способностей: общие; специальные. (Немов Р. С. Психология. М.: Владос, с.)

Общие способности проявляются во многих видах деятельности (уровень интеллектуального развития, обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, работоспособность и др.). Специальные – способности к определенной деятельности (музыкальные, математические, лингвистические и др.).

Основными показателями интеллектуальных способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность мышления, любознательность, точность и смелость в действиях.

Беглость мысли – количество идей, возникших в единицу времени. Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видение того, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом. Оригинальность мышления – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, умение нестандартно подойти к решению задачи. Любознательность – любопытство и открытость ко всему новому, способность удивляться. Точность – умение придавать законченный вид творческому продукту. Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности, не испытывая страх перед собственными рассуждениями и выводами, аргументировать их, рискуя личным успехом.

Уровни (показатели, степени) развития способностей: одаренность; талантливость; гениальность.

Условия развития способностей: наличие соответствующих задатков; поддержка окружающих людей (родителей, сверстников); создание материальных и социальных условий; желание развивать способности, воля, целеустремленность, настойчивость; активное включение в те виды деятельности, где эти способности лучше всего развиваются; наличие высококвалифицированных педагогов; наличие соответствующих программ, средств и методов обучения;

Спасибо за внимание!