Л.Я. Урбанович (педагог-психолог МБОУ СОШ 24 г. Иркутска) Формирование положительных качеств характера как средство воспитания интеллектуально-социализированной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование личностных универсальных учебных действий через организацию внеклассных занятий «Азбука нравственности». Учитель начальных классов МОКУ лицей.
Advertisements

© FokinaLidia Стойкость и мужество человека в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» Стойкость и мужество человека в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Урок литературы в 5 классе Тема: «Славный он был мужик…» (по рассказу И.С. Тургенева «Муму») Подготовила: Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Этот период обучения.
Актуальность проблемы Ежегодная «стартовая диагностика» детей показывает, что даже при среднем уровне знаний, умений, навыков, у детей имеются определенные.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Урок «Морское путешествие» по теме «Прибавление числа 2. Закрепление пройденного» Цель: работа над числовым рядом; повторение состава чисел; закрепление.
Методическое сопровождение учителя по формированию УУД в 1 классе при внедрении ФГОС НОО.
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): - образовательные (обучающие), - развивающие, - воспитательные.
Глава III ШКОЛА. О чем ты узнаешь Есть ли такая профессия – ученик Как подняться по «лестнице знаний» В чем ценность школьной дружбы На какие вопросы.
Цель проекта: выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать внутренние качества.
Русские народные загадки. Формирование УУД на уроке литературного чтения во 2 классе. Подготовила учитель начальных классов Мишина Е.А.
МОУ лицей 2 Павлово-Посадского муниципального района Московской области Роль «Литературного чтения» в духовно-нравственном воспитании учащихся Скородумова.
Творческий проект на тему: « Самый читающий класс» Участники проекта: ученики 1 класса МКОУ СОШ 11 п.Оус г.Ивделя 2014 год. 1 класса МКОУ СОШ 11 п.Оус.
Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС НОО Презентацию подготовила учитель начальных классов.
Мир домашних животных МАДОУ 113 Капитошка Выполнила воспитатель 1 категории : Дульская О. В.
Информационно-методический Центр « Ориентир». По профессиональному признаку люди объединяются в категории или группы людей, занимающихся одинаковым видом.
Проект по воспитательной работе «Школа человечности» учителя начальных классов Фесак Ирины Владимировны МОУ СОШ 22 г. Благовещенска.
Проект «Я и моя семья» подготовительная группа «Львёнок» Воспитатель: Гоголева Е.В.
«Использование учебных игровых ситуаций для формирования учебных действий у младших школьников в рамках ФГОС второго поколения» Учитель МБОУ СОШ 2 г Голицыно.
Транксрипт:

Л.Я. Урбанович (педагог-психолог МБОУ СОШ 24 г. Иркутска) Формирование положительных качеств характера как средство воспитания интеллектуально-социализированной личности младшего школьника

Образовательные стандарты второго поколения появились неслучайно – они безусловный ответ на жесткое ускорение современного мира во всех социальных сферах. Основой для новых стандартов является концепция духовно-нравственного развития, где четко прописаны ценности и нравственные идеалы. Как вы помните, мораль и нравственность формируется в 10 лет. Что заложено в этом возрастном периоде, то человек и понесет в своем житейском багаже, радуя себя и окружающих или вызывая и переживая отвержение и разочарование. Образовательные стандарты предполагают, что у школьников будут сформированы 4 группы универсальных учебных действий: личностные – самоопределение, смыслообразование, ценностная и морально-этическая ориентация; регулятивные - управление своей деятельностью; коммуникативные - речевая деятельность, навыки сотрудничества; познавательные – работа с информацией, с учебными моделями, выполнение логических операций. Использование знако- символических средств, общих схем решения.

Формирование и оценка универсальных учебных действий (УУД) требует владения психолого-педагогическими компетенциями, основанными на знаниях педагогической и возрастной психологии, умения построить развивающий урок, организовать сотрудничество. Как научить детей самоконтролю, умению ставить цели, желанию развивать воображение, внимание, память, творческое и оригинальное (дивергентное) мышление? Как построить занятие, чтобы совместная деятельность психолога и обучающегося использовалась целесообразно и побуждала интерес, любознательность, развивала необходимость создавать интегрированность интеллекта, духовности, нравственности и творчества? Иначе говоря, как нужно формировать положительные качества характера младшего школьника? Что необходимо для того, чтобы он стал успешным в будущей взрослой жизни, обладал качествами конкурентоспособной личности с четкими нравственными установками?

В русском языке есть хорошие пословицы: «Какие сами, такие и сани», «Яблоко от яблони недалеко катится» и т.д. Поэтому, как воспитаем характер в младшем школьном возрасте, как сложатся его черты, так в дальнейшем будет выстраиваться общение с людьми. Мы предполагаем необходимость быть контактным, покладистым, добрым, преданным, деятельностно-исполнительным и в практической деятельности – быть целеустремленным, работоспособным, настойчивым, добросовестным. Становление характера происходит в играх, межличностном общении, учении, в проявлении мировоззренческих основ чести. Самыми первыми в характере закладываются: эгоизм - доброта черствость – общительность безразличие – отзывчивость лень – трудолюбие небрежность- аккуратность упрямство – настойчивость. Что получает поддержку, подкрепление, значимо в микросоциуме, является доминантой в нравственном оценивании поступков, то и закрепляется. Если полученное домашнее воспитание разнится со школьным, начинается ломка характера, сопровождающаяся внешними и внутренними конфликтами. Особенно ярко это проявляется в наше непростое время, когда дефицит доброты, нравственной щедрости рождает агрессирующее поколение.

Коррекция по укреплению характера младшего школьника следующая: - постепенный переход от более к менее привлекательному, при этом значимость должна возрастать; - затем деятельность может быть менее привлекательной, но крайне необходимой для психологического развития, для достижения значимой цели; - степень трудности возрастает постепенно. В начале 100% успеха без усилий, в конце – успех при усилении старания; - вначале деятельность должна предлагаться ребенку взрослым, потом – самостоятельный свободный выбор. Мы хотим познакомить вас, как работают над формированием положительных качеств характера психологи нашей школы. Так по мотивам произведения Д. Дефо «Робинзон Крузо» было подготовлено представление «Выживание в экстремальной ситуации».

Тема урока: «Выживание в экстремальной ситуации». (По мотивам произведения Даниэла Дефо «Робинзон Крузо»). Цели: Прививать любовь к чтению, познанию нового. Развивать внимание, восприятие, воображение, память, мышление и речь. Развивать креативность, эмпатию, рефлексивность. Учить наблюдательности, умению устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать волевые качества личности. Умение адаптироваться в любых жизненных обстоятельствах. Умение выстоять и победить. Задачи: Познакомить с качествами личности, которые позволяют выжить в экстремальных ситуациях. Познакомить с профессиями, владение которыми связано с опасностью для жизни (путешественники, исследователи, сотрудники МЧС). Оборудование: Карта мира. Книга Д.Дефо «Робинзон Крузо». Оформление доски: тема урока, изображение морских волн, штурвал, якорь, рисунок корабля. Макет корабля. Глобус.

Ход урока. I. Организация урока. 1. Приветствие. 2. Сообщение темы, целей, задач урока. Ребята, мы с вами знакомимся с прекрасным произведением Даниэла Дефо «Робинзон Крузо». Сегодня устроим себе праздник: подведем итог прочитанному. Для этого нам нужно вспомнить содержание текста. И представить себя не в классе, а на корабле. У нас дружный экипаж. II. Актуализация знаний. 1. Беседа ВопросОтвет Откуда родом Робинзон Крузо?Йорк Сколько лет было Р.К., когда он отправился в первое путешествие? 18 Какого числа и года это случилось1 сентября 1651г. Из какого города он отправился?Гулль Куда он отправился?в Лондон По устью какой реки они плыли к морю?р.Хамбера Первая страшная буря, где застала?г.Ярмут

2. Выборочное чтение. Прочти, что сказал отец друга Робинзона. Какой дал наказ? Прочти, какой товар закупил Р.К. отправляясь в Гвинею? И где добыл деньги? Что вынес Р.К. из своей первой поездки? Что принесло Р.К. второе путешествие в Гвинею? Вывод. Итак, ребята, знакомство с текстом позволяет нам составить схему передвижения Робинзона Крузо. Покажите. III. Защита творческих проектов. (Домашнее задание) 1. Составить схему передвижения Робби на карте. 2. Представить характеристику Робинзона. Характеристика Робинзона Крузо: Беспечный, глупый, ленивый, недальновидныйВ 18 лет Вынужден трудиться, чтобы выжитьво время плавания Вдумчивый труженикспасает имущество с погибшего корабля Мастер столярных дел, сообразительныйделает мебель Хозяйственныйстроит дом Летописец, аккуратный человекведет дневник, календарь Человек способный управлять своими мыслями и чувствами справляется с одиночеством, печалью Наблюдательный исследовательизучает жизнь острова Занимается скотоводством, земледелиемразводит коз, ячмень, рис

3. Предложить кроссворды. 4. Рисование на тему «Корабль Робби в интерьере нашего класса» оформить художнику класса. 5. Подобрать пословицы по теме « Смелость города берет». Вывод. Ребята, защищая свои проекты, вы предстали перед нами людьми творческими. Мы гордимся вами. IV.Физкультура. 4 стихии V.Песня «Лился сумрак голубой» Поднимите руки, кто хотел бы как Робби отправиться в путешествие? Пережить сложные приключения, даже встречу с пиратами? 1.Лился сумрак голубой, В парусах фрегата. Провожала на разбой Бабушка пирата. 2. Пистолеты уложила И для золота мешок. А еще, конечно, мыло И зубной порошок! 3. Ложка здесь, чашка здесь, Чистая рубашка есть. Вот мушкет пристрелянный, Вот бочонок рома. Он такой рассеянный, И все оставит дома. 4.Старенькая бабушка, Седая голова. Говорила бабушка Ласковы слова: 5. Дорогой кормилец наш, Сокол одноглазый! Ты, смотри, на абордаж Попусту не лазай! 6. Без нужды не посещай Злачные притоны, Зря сирот не обижай, Береги патроны! 7. Без закуски ром не пей, Очень вредно это, И всегда ходи с бубей, Если хода нету. 8. Серебро клади в сундук, Золото в подушку! Но на этом месте внук Перебил старушку: 9. Ну, а если, это все Так тебе знакомо, Ты, давай, сама езжай, А я останусь дома! 10. Лился сумрак голубой, В парусах фрегата. Провожала на разбой Бабушка пирата. А что нам мешает представить себе это? Отправляемся? (Песня). (поют, танцуют, хлопают в ладоши, соединяют ладони)

VI. Психодрама «Кораблекрушение». Итак, в песне перечислили все необходимые в путешествии предметы. А сейчас представьте, что вы отправились в кругосветное путешествие и потерпели кораблекрушение. У вас имеются 3 шлюпки. Есть список необходимых предметов. Из них нужно выбрать 6 самых важных и доказать, почему вы их выбираете. Время ограничено. Обсуждайте. Выбирайте капитана. Он будет защищать ваш выбор. (Думают, обсуждают, сообщают). Что возьмешь? 1.Ружье, патроны 2.Пресная вода 3.Шоколад 4.Теплая одежда 5.Палатка 6.Лекарство 1.Книги, энциклопедия 2.Топор, лопата 3.Консервы 4.Спички 5.Соль 6.Спирт

(Появляются 3 сотрудника МЧС, предлагают свою помощь). - Знаете, что это за служба МЧС? Вывод. Итак, ребята, есть люди которые изначально выбирают профессии связанные с опасностью для жизни. Им это, как и Робинзону Крузо, очень нравится. Нравится исследовать себя на предмет выживания в экстремальных ситуациях. Видели по Т.В. подобные передачи? Есть среди путешественников и очень известные люди. Например, Федор Конюхов, путешествует в одиночку помногу месяцев. Он изучает предел возможностей человека. Доказывает, что этот предел огромен. Человек может очень много вынести. Главное, верить в себя. Кто скажет какие качества нужны, чтобы выжить в экстриме? (Трудолюбие, настойчивость, сила воли, вера в себя).

VII. Игра «Самое сильное звено». Наконец, мы можем определить, кто же у нас самый внимательный, наблюдательный, вдумчивый. Проведем игру – конкурс. От экипажа по одному человеку и ведущий. На победителя. (Есть и сверхтрудные вопросы) Вопросы к игре «Самое сильное звено» Сколько огромных волн пережил Робби во время последнего кораблекрушения? 12 Где провел первую ночь Робби после кораблекрушения? на дереве На чем плавал Робби,на корабле?на плоту Сколько сундуков заполнил Робби?3 Что положил в первый?рис, сухари, 3 круга голландского сыра, 5 кусков козлятины, остатки ячменя с пшеницей, вино Что Робби назвал драгоценной находкой, не отдал бы за корабль с золотом? ящик плотника Где жил Робби?на острове

Сколько раз Робби отправлялся на корабль за вещами? 11 Что Робби назвал негодным мусором, но все же взял с собой? деньги Как можно попасть в жилище Робби?по лестнице Как он спасал себя от тропических ливней? двойной палаткой Как хранил порох?по частям, в расщелинах гор, где нет сырости Когда впервые вступил на остров?30 сентября 1659г Что называл календарем?бревно с перекладиной, на котором отмечал каждый день Что хранил в 2 сундуках?чернила, перья, бумагу, 3-4 компаса, астрономические приборы, подзорную трубу, географические карты, корабельный журнал, книги Кто служил Робби « верой и правдой » на острове? собака Кто еще спасся с собакой и Робби?2 кошки Как Робби боролся с отчаяньем? завел дневник, а в нем раздел « худо » и « хорошо ». Стал спокоен и бодр. Какие растения заколосились по воле случая на острове? ячмень, рис С какого дня Робби ведет дневник?30 сентября 1659г. Когда заканчивается дневник?30 сентября 1660г. Через 1 год

Вывод. Вы все показали хорошие знания произведения, но победитель… Овации. И песня «Бригантина». Бригантина. 1. Надоело говорить и спорить, Надрывать до хрипа голоса. В Флибустьерском дальнем, синем море Бригантина подымает паруса. 3. Пьем за ветреных, за непокорных За презревших грошевой уют. Вьется по ветру веселый Роджер Люди Флинта гимн морям поют. 2. Капитан Обветренный, как скалы Поднял флаг не дожидаясь дня. На прощанье поднимай бокалы Золотого и терпкого вина. 4. И в труде, и в радости, и в горе Только чуточку прищурь глаза И ты увидишь как в далеком море Бригантина поднимает паруса VIII. Супервизор Робби. Появляется Робинзон Крузо с речью к ребятам. - Дорогие ребята, прошло более двух столетий как появилась книга обо мне, но ценности человеческие остались неизменными. Это по-прежнему: право на пищу и кров; на честно заработанные средства для существования; на поддержку близких людей и их любовь. Придерживаясь их вы будете здоровыми, любимыми, успешными. И я убедился, что вы это понимаете. Ребята, я рад, что познакомился с Вами, я люблю Вас и очень горжусь Вами. (С помощниками вручает медали всему классу). Вывод. Сегодня на уроке вы проявили самые лучшие свои качества: ум, волю, умение творчески решать поставленные перед вами задачи. Узнали, что на свете есть очень интересная группа людей, которая обожает жить с большим эмоциональным напряжением, жить в экстриме. Вам это нравится? И мне! Спасибо вам за урок, мои прекрасные ученики. Я горжусь вами.

Как мы видим, все четыре универсальных учебных действий формируются на этом уроке. Личностная позиция. Наблюдение за самоотверженными действиями героя, его самоопределение, позволяют заключить, что ценностные ориентиры и моральные установки резко изменились. Регуляторный компонент. Ребята отмечают, что для сохранения жизнедеятельности, герой обучается планированию, управлению эмоциями и волей, так как без этого не выжить. Коммуникативные навыки. Необходимость общения не исчезает и на необитаемом острове. Хотя бы с собакой, кошками, Пятницей. Забота о ближних является человеческой сущностью и учащиеся понимают это. Познавательные способности учащихся развиваются в полном объеме. Это и внимание, наблюдательность, мышление, память, воображение. На протяжении всего занятия ребята отслеживали информацию о герое, выполняли серию логических упражнений, при составлении карт, схем, кроссвордов развивалось творчество. Провели настоящую исследовательскую работу, составляя характеристику героя.

Помните ли вы из своего детства сказку «Гадкий утенок»? Как великолепно описывает Андерсен скотный двор. Это бомонд, нечто схожее с первым балом, выходом в свет. Молодая утка выводит на обозрение всех обитателей скотного двора свое потомство. Примут ли их? Какие яркие личности представлены автором. Это и местные хулиганы – петушки, и важный глупый индюк, и старая надменная утка – важная персона. Ее слово указ всем. Она приняла всех, кроме Гадкого утенка. Вот он уже и матери кажется ужасным. Его изгоняют, бьют. Главное, и себя он чувствует безобразным. Все, как у людей, «что скажет княгиня Марья Алексевна». Долгим был путь к своей самости у Гадкого утенка. Но он выстоял, прошел свой тернистый путь достойно.

Как нам кажется, мы удачно озвучиваем философию сказок Г. Андерсена в теме «Восприятие и познание людьми друг друга». Например, сказки «Гадкий утенок» и «Тень», дополненные музыкой М. Мусорского «Картинки с выставки», учат понимать, что у каждого из нас свой характер, жизненный опыт, стиль отношений с окружающим миром. И если вдруг в жизненной ситуации происходит сбой, мы чувствуем тревогу и неуверенность, появляется внутренний конфликт. Исследуя механизм этого сбоя, ребята, фантазируя, пытались встать на место героев сказок с тем, чтобы найти новое решение, увидеть, услышать и понять по-новому. Помог в этом великий сказочник, два века назад создавший маленького философа – Гадкого Утенка, несостоявшегося Ученого и скрытый образ его «я» - Тень.

Прекрасный молодой ученый, медленно сопротивляясь, продает свою душу собственной Тени. Вот вы видите их диалог. Тень объявляет себя человеком. Но ведь Тень не имеет тени. Она требует, чтобы ее тенью стал сам Ученый. Мы понимаем, что он сломлен и, не борясь, конечно же, погибнет. На протяжении сказочного лицедейства, а особенно в кульминационные моменты дети учились определять свое отношение через творчество к созависимости героев, прослеживая их мотив путешествия как путь к себе, мотив самости.

Мы думаем, что способ, выбранный нами, для формирования положительных качеств характера как средство воспитания интеллектуально-социализированной личности младшего школьника, весьма занимателен, т.к. пробуждает желание стать лучше, сильнее, мудрее, выносливее, терпеливее к себе и другим. Дает огромный кредит жизненной стойкости. Чтобы можно было воскликнуть во взрослой жизни: «И у меня это было. Я был актером, режиссером, художником. И я знал, как нужно поступать в сложной ситуации. Я могу воспользоваться и сейчас этими знаниями!».