Система классных часов для учащихся 5 классов Г.В. Резапкина Уроки самоопределения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Человек в организации.. Труд Индивидуа- лизированный. Коллективный.
Advertisements

Образование в жизни человека. Цель урока: Раскрыть значение образования в жизни человека на конкретных примерах. Описать ступеньки школьного образования.
Комплексное исследование учащихся 9 классов ССС
Анкета для родителей "Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии" Подготовила Н.А. Кузнецова.
Диагностика профессиональных наклонностей учащихся.
Мотивация Мотивация это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Важнейшим условием профессиональной самореализации.
Цели и задачи: Сформировать общее представление о способах овладения будущей профессией через составление схемы личного профессионального плана ; Определить.
Презентация подготовлена педагогом - психологом ГОУ ЦО 771, г. Москвы ДЕТКОВСКОЙ ОКСАНОЙ ВЛАДИМИРОВНОЙ Профориентационное занятие по курсу Г. В. Резапкиной.
Цель: знакомство родителей с особенностями подросткового возраста; поддержание атмосферы сотрудничества и конструктивного диалога.
О значении домашнего задания в учебной деятельности пятиклассника Родительское собрание Классный руководитель: Чеботарёва Елена Николаевна.
27 января 2009 года Тема родительского собрания: «ВЫБОР ПРОФИЛЯ».
ВАШ РЕБЁНОК ПОЙДЁТ В ШКОЛУ… Школа – тревожное место? Судите сами: увидеть класс – к выговору, кабинет – к ссоре неприятности или болезни, цифры – к хлопотам,
Исмагилова Е.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1929.
Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться.
Родительское собрание по теме: « Как помочь ребенку стать внимательным»
ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ.. ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИЯ?
ТЕМА:САДИМСЯ ЗА УРОКИ Цели: Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома. Познакомить с гигиеническими требованиями к приготовлению.
Комплексное исследование учащихся 7«а» класса ССС
Подведение итогов урока. Рефлексия. Виды рефлексии: 1. рефлексия эмоционального состояния и настроения; 2. рефлексия деятельности на уроке; 3. рефлексия.
Цели: Виды конфликтов. Формула конфликта. Какие существуют модели поведения в конфликте? Из-за чего возникают конфликты? Роль эмоций в конфликтах. Что.
Транксрипт:

система классных часов для учащихся 5 классов Г.В. Резапкина Уроки самоопределения

«Уроки самоопределения» система классных часов для учащихся 5-9 классов, направленных на: 1. изучение школьниками своих личностных особенностей в целях формирования реалистичной самооценки, 2. знакомство с миром профессий, 3.требованиями регионального рынка труда и образовательных слуг, 4.правилами выбора профессии и планирования карьеры. Важной частью этих занятий является самодиагностика с использованием простых и надежных методик, ролевых игр, проблемно-поисковых задач.

Цель работы: формирование устойчивой потребности в саморазвитии и социально-профессиональной самореализации на основе самопознания, самоконтроля, самообразования и самовоспитания. Самым очевидным результатом работы является более осознанный выбор профессии и профиля обучения.

Темы: 1. Самооценка 2. Направленность личности 3. Эмоционально-волевая сфера 4. Мыслительные способности 5. Интересы и склонности 6. Способности и профессиональная пригодность 7. Профессия и карьера 8. Стратегия выбора

Самооценка Кто я? (Образ «Я» и самооценка) Я знаю, как на мед садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, все, губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя. Франсуа Вийон Слова в эпиграфе нашего занятия принадлежат средневековому французскому поэту и философу. Как вы их понимаете? На каждом уроке вы будете открывать в себе что-то новое. Вы узнаете особенности своего мышления и нервной системы, свои интересы и склонности, уточните черты характеры. Эта информация принадлежит только вам, поэтому мы должны соблюдать конфиденциальность, т.е. закрытость, секретность этой информации. Информация может быть полезной только в том случае, если она достоверна. Поэтому в ваших интересах добросовестно выполнять все задания. Большинство заданий основано на самооценке, то есть способности человека оценивать самого себя. А она у всех разная. Один, обладая скромными способностями, вполне доволен собой. Другой, несмотря на высокие достижения, страдает от собственного несовершенства. Древние считали, что человек – мера всех вещей. Значит, сколько людей – столько и измерительных приборов?

«Знаете ли вы себя?» Я знаю свои физические данные54321не знаю Я знаю свой характер54321не знаю Я знаю особенности своих органов чувств54321не знаю Я знаю свои способности (к чему я способен)54321не знаю Я знаю свои потребности (чего мне хочется)54321не знаю Когда ребята выполнят это задание, можно спросить, кто считает, что знает себя на пятерку, кто – на четверку и т.д. Это задание косвенно свидетельствует о реалистичности самооценки учащихся. «Кто Я?» В течение 5 минут запишите пять разных ответов на вопрос: «Кто Я?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову. Ответы могут отражать ваши увлечения (музыкант, спортсмен, фанат…) или человеческие качества (ответственный, ленивый, добрый, веселый…). Какие из них можно отнести к положительным, а какие – к отрицательным? Каких характеристик больше? Обратите внимание детей, что это упражнение помогает человеку лучше понять себя, свое место в жизни.

Направленность личности Что такое хорошо и что такое плохо Счастье и несчастье человека в такой же степени зависит от его нрава, как и от судьбы Франсуа Ларошфуко Круг чтения Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок» (чтение отрывков по ролям или просмотр фрагмента мультфильма). 1. На птичьем дворе. Почему птицы обижали «гадкого утенка»? Действительно ли он был так безобразен, как считали птицы? Что вы можете сказать о героях сказки? 2. В избушке. Какие качества объединяют обитателей избушки и птичьего двора? Что вы можете сказать об их самооценке и самооценке утенка? Почему утенок ушел из избушки? 3. Среди своих. Почему для утенка была так важна оценка других? Как вы понимаете слова: «Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед»? Что изменилось в самом утенке, когда лебеди приняли его за своего? Примечание. В результате работы с текстом ребята должны сделать выводы о зависимости самооценки от мнения других и о значении самооценки в жизни каждого человека. Сказка дает возможность задуматься о таких качествах, как самоуверенность и неуверенность, зазнайство, милосердие, терпение, великодушие. В следующем задании знакомство с этими качествами углубляется и конкретизируется.

Ребятам зачитывается список качеств, которые они должны распределить по двум колонкам: аккуратность, беспечность, внимательность, гордость, грубость, заботливость, замкнутость, мстительность, искренность, капризность, медлительность, настойчивость, нерешительность, обидчивость, общительность, отзывчивость, подозрительность, раздражительность, сдержанность, сострадание, терпеливость, торопливость, трусость, эгоизм. В каких случаях эти качества полезны, а в каких – вредны? Приведите примеры. Подчеркните качества, которые вы в себе замечаете. Какие качества труднее было признать «своими» - положительные или отрицательные? В этом списке есть нейтральные качества, которые нельзя отнести ни к хорошим, ни к плохим – торопливость, медлительность, замкнутость, общительность. Хорошо, если ребята сами обратят на это внимание. Направленность личности Что такое хорошо и что такое плохо

Эмоционально-волевая сфера Я управляю стрессом Тревога это беспокойство при мысли о будущих неприятностях, которые чаще всего не происходят. Д. Локк Широко известный термин «стресс» ввел автор учения о стрессе, канадский психолог Ганс Селье в 1936 году. Он описал два вида стресса: эустресс конструктивный, мобилизующий стресс, и дистресс деструктивный, хронический стресс, приводящий к заболеваниям. Любой межличностный конфликт можно считать стрессом, и только от его участников зависит, будет он конструктивным или деструктивным. Запишите в правую часть таблицы качества характера, провоцирующие конфликты, а в правую качества характера, препятствующие возникновению конфликтов. Подчеркните те, которые есть у вас. ЧТО ПРОВОЦИРУЮТ КОНФЛИКТ ЧТО ПРЕПЯТСТВУЮТ КОНФЛИКТУ Раздражительность Обидчивость Вспыльчивость Подозрительность Хвастовство Самомнение Нетерпение Дерзость Доброжелательность Умение прощать Самоконтроль Доверчивость Скромность Самокритичность Терпение Воспитанность

Я управляю стрессом Определение уровня тревожности Послушайте ряд утверждений. Если вы согласны с утверждением, поставьте в бланке рядом с его номером «+», если нет «». 1.У меня бывают головные боли после напряженной работы. 2. Перед важными уроками мне снятся тревожные сны. 3. В школе я чувствую себя неуютно. 4. Мне трудно сосредоточить внимание на объяснении учителя. 5. Если преподаватель отступает от темы урока, меня это сбивает. 6. Меня тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене. 7. Иногда мне кажется, что я почти ничего не знаю о предмете. 8.Если у меня что-то не получается, я опускаю руки. 9.Я часто не успеваю усвоить учебный материал на уроке. 10.Я болезненно реагирую на критические замечания. 11.Неожиданный вопрос приводит меня в замешательство. 12.Мне трудно сосредоточиться на каком-либо задании или предмете. 13.Я боюсь отвечать, даже если хорошо знаю предмет. 14.Иногда мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал. 15.Мне больше нравятся письменные ответы, чем устные ответы у доски. 16.Меня тревожат возможные неудачи в учебе. 17.Когда я волнуюсь, я краснею и заикаюсь. 18.Я часто ссорюсь с друзьями из-за пустяков и потом жалею об этом. 19.Психологический климат в классе влияет на мое состояние 20.После спора или ссоры с друзьями я долго не могу успокоиться. Обработка и интерпретация результатов: Подсчитайте количество положительных ответов: 06 низкий уровень тревожности 713 средний уровень тревожности 1420 высокий уровень тревожности.

Тест «Оценка школьных ситуаций» Оцените предложенные ситуации в баллах в зависимости от того, насколько они вас волнуют:0 не волнует, 1 мало волнует, 2 волнует, 3 очень волнует. 1.Ответ у доски. 2.Разговор с директором школы. 3.Учитель решает, кого спросить. 4.Тебя критикуют, в чем-то упрекают. 5.Выполнение контрольной работы, зачет или экзамен. 6.Учитель сообщает оценки за контрольную работу. 7.Ожидание родителей с родительского собрания. 8.Принятие важного решения. 9.Участие в соревнованиях, конкурсах. 10.Неожиданный вопрос учителя. Обработка и интерпретация результатов: до 10 баллов низкий уровень тревожности; 1120 баллов средний уровень тревожности; 2130 баллов высокий уровень тревожности. Среди тревожных много ответственных людей. Но именно они больше всего страдают перед важными событиями. Им кажется, что обязательно произойдет что-то плохое. Волнение и неуверенность мешают им достичь успеха. Людям с высокой тревожностью полезно научиться управлять своим психическим состоянием.

Мыслительные способности Память и внимание На внимание и память жалуются все, на рассудок никто. Внимание это направленность нашего сознания на определенный объект. Внимание обладает рядом свойств: устойчивостью, объемом, переключаемостью, распределением, концентрацией. «Двойной счет» Записывайте числа от 1 до 20, одновременно ведя вслух обратный отсчет. Например, пишете «1», а вслух говорите «20», «2» «19» и т. д. Когда вы делали больше ошибок: в начале или в конце задания? Обычно в конце работы ошибок и затруднений бывает меньше, чем в начале: внимание, как любая функция, развивается, если ею заниматься, и угасает, если ею не пользоваться. Это упражнение тренирует нашу способность распределять внимание. Игра «Муха» На доске чертится девятиклеточное игровое поле (3 х 3). Воображаемая муха находится в центре поля. Учащиеся по очереди (порядок может определять учитель) дают «мухе» одну из четырех команд (вверх, вниз, вправо, влево). Все ученики должны внимательно следить за перемещениями воображаемой мухи: достаточно на секунду отвлечься, чтобы потерять «муху» и выйти из игры. Выигрывает тот, кто останется.

Мыслительные способности Память это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять все это, и в нужный момент воспроизводить. Запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение основные функции памяти. Как тренировать память Плохая память нередко следствие плохого внимания. Чтобы сконцентрироваться на задаче, недостаточно просто думать о ней. Необходимо зрительно представить или проиграть ситуацию выявить новые детали, рассмотреть задачу с различных сторон, поставив себя на место других людей. Тренируйте зрительную память, пытаясь перед сном как можно ярче представить дневные события. Мысленно всмотритесь в лица и предметы, стараясь увидеть детали. Тренируйте слуховую память. Попробуйте повторить сказанное диктором с интервалом в несколько секунд, как это делает переводчик- синхронист. Выпишите понравившиеся интересные афоризмы и цитаты. Ежедневно запоминая хотя бы одну из них, вы не только улучшите память, но и обогатите свою речь. Память и внимание

Интересы и склонности в выборе профессии Профессиональные интересы «Или-или» Материалы: тексты опросника и бланки к упражнению «Или-или» (можно зачитывать пары утверждений вслух). ЧТПЗИ 2а1б1а2б3а 4б4а3б5а5б 6б7б6а9б7а 8а9а10а10б8б 12а11б11а12б13а 14б14а13б15а15б 16б17б16а19б17а 18а19а20а20б18б

«Или-или» Ухаживать за животными (1а) или ремонтировать машины (1б) Объяснять одноклассникам учебный материал (2а) или чертить схемы, таблицы (2б) Иллюстрировать книги (3а) или следить за развитием растений (3б) Заниматься мелким домашним ремонтом (4а) или рекламировать товары (4б) Исправлять ошибки в текстах (5а) или писать отзыв о фильме, концерте (5б) Дрессировать животных (6а) или воспитывать детей (6б) Играть на музыкальных инструментах (7а) или управлять транспортом (7б) Обслуживать покупателей (8а) или украшать витрины магазинов (8б) Изучать устройство различных механизмов (9а) или изучать иностранный язык (9б) Лечить животных (10а) или лечить людей (10б) Выводить новые сорта растений (11а) или конструировать машины (11б) Улаживать конфликты между людьми (12а) или приводить в порядок документацию (12б) Посещать театры, музеи (13а) или технические выставки (13б) Налаживать медицинскую технику (14а) или оказывать людям медицинскую помощь (14б) Составлять отчеты (15а) или писать рассказы (15б) Проводить лабораторные исследования (16а) или принимать больных (16б) Расписывать стены (17а) или строить здания (17б) Заниматься организацией мероприятий (18а) или выступать на сцене (18б) Делать чертежи изделий (19а) или копировать их (19б) Изучать природные явления (20а) или работать за компьютером (20б) Обработка результатов ЧТПЗИ Обработка результатов заключается в подсчете обведенных номеров в каждом из пяти столбцов: Ч - «Человек», Т - «Техника», П - «Природа», З - «Знак», И - «Искусство

«Найди пару» К группе «Человек» относится большинство профессий. Найдите каждой профессии левого столбика ее пару в правом, соединив их линиями. Если в этом списке нет выбранной вами профессии, запишите внизу ее название и ее «пару»: Врач Учитель Парикмахер Экскурсовод Библиотекарь Продавец Воспитатель Продавец Покупатель Клиент Пациент Читатель Слушатель Ученик Воспитанник Турист Таким же образом учащиеся выясняют, что остальные буквы являются начальными буквами слов «Техника», «Природа», «Знак», «Искусство» и называют примеры этих профессий и по возможности предмет, или объект труда. Ребята должны чувствовать, что вам не безразлично, кем они станут. Поэтому важно услышать каждого и дать высказаться всем желающим.

Способности и профессиональная пригодность Задатки и склонности Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга, которые называют «задатками», то есть заранее данными качествами, дарами, которые мы получаем при рождении. Задатки это наши возможности, которые в благоприятных условиях могут вырасти в способности, а могут погибнуть, как семена, упавшие на каменистую почву. На основании задатков возникают способности индивидуально- психологические особенности человека. Способности бывают общими и специальными. Общие способности зависят от сформированности мышления, памяти, внимания. «Я умею…» Хотя это упражнение обычно используется в тренинге для разогрева и повышения самооценки, оно может быть проведено в формате урока. Предложите ребятам по цепочке закончить эту фразу. Если трудно начать, первую фразу может сказать учитель, например, «я умею печь пироги, играть в теннис, дрессировать хомячков» и т.д. Высказывания ребят не комментируются и не оцениваются. Если кто-то в течение 3 с. не может ничего придумать, слово переходит к следующему.

«Кто ближе?» Ученик выходит к доске. На расстоянии 3-4-х метров от него находится предмет – мяч, портфель, стул. Учитель завязывает глаза ученику. После этого ученик должен как можно ближе подойти к этому предмету, не задев его. Выигрывает тот, кто подойдет ближе всех. Вопрос учащимся: Какие способности вы развиваете на уроках физкультуры, математики, русского языка, музыки, изобразительного искусства? Подумайте, какие еще вы имеете возможности для развития различных способностей? Знаете ли вы людей, которые добились профессионального успеха вопреки жизненным обстоятельствам? Перечислите универсальные черты характера, отличающие успешного специалиста в любой области. Какими из них вы обладаете? Всегда ли мы ценим дары, которыми так щедро наделены? Задумываетесь ли вы о том, как лучше распорядиться своими способностями? Способности и профессиональная пригодность

Профессия и карьера Что я знаю о профессиях В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых, точно также, как на смену старым предметам обихода приходят новые. Вопрос учащимся: Что такое профессия? (учитель может записать ответы детей на доске) «Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности» Загадки: Учитель читает загадки, а ученики хором отгадывают их: Он и волк, и Дед Мороз Трактор водит (тракторист), И смешит ребят до слез, Электричку… (машинист), В прошлый раз был педагогом, Стены выкрасил… (маляр), Послезавтра – машинист, Доску выстругал… (столяр) Должен знать он очень много, В доме свет провел..(монтер), Потому что он – … (Артист) В шахте трудится…(шахтер), В жаркой кузнице…(кузнец), Кто все знает… (молодец)! Игра «Аукцион» Первый учащийся с места называет любую профессию, второй – профессию, начинающуюся на последнюю букву предыдущей и т.д. Если ученик затрудняется назвать профессию, учитель считает до трех, после чего ученик выбывает из игры, а право хода переходит следующему игроку. Выигрывает последний. В качестве атрибутов игры можно использовать импровизированный гонг и молоток, приз победителю.

Что я знаю о профессиях Что такое «труд»? (учитель может записать ответы детей на доске) «Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей» Какие вы знаете пословицы о труде? «Угадай пословицу» В левой части дано начало пословицы. Найдите в правой части таблицы их окончание. Уменье и труда в одном отличись. Готовь сани летомсозреет - само упадет. За много дел не берись,а говори, что сделал. Не говори, что делал,а телегу - зимой. Поспешишь -пока горячо. Без трудавсё перетрут. Не тряси яблоко пока зелено: а начавши - делай. Не начавши - думай,людей насмешишь. Кто рано встает, все грибы соберет, не вынешь и рыбки из пруда. Куй железо, а сонливый пойдет за крапивой.

Стратегия выбора профессии Азы правильного выбора Если ты ничего не можешь, ты ничего не должен хотеть. Раздайте ребятам по три листочка бумаги, желательно трех цветов. Попросите написать на первом слово ХОЧУ и продолжить предложение, перечислив свои требования к будущей профессии (например, хочу много путешествовать, хорошо зарабатывать, встречаться с интересными людьми, много работать, испытывать острые ощущения) На втором листочке (МОГУ) напишите, что вы можете. На третьем листочке (НАДО) напишите, что, на ваш взгляд, в настоящее время надо другим (товары, услуги, идеи и т.д.) Положите эти листочки перед собой. Это – три слагаемых правильного выбора профессии. Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ). Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ). В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

Азы правильного выбора 1 вариант. Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются, это означает, он хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают. 2 вариант. Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда. 3 вариант. Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

Азы правильного выбора Как бы вы могли разместить свои листочки на парте? Насколько близки сегодня ваши «МОГУ», «ХОЧУ», «НАДО»? Как вы думаете, на что вы вам проще влиять: на «могу», «хочу» или «надо»? Подумайте, чем можно дополнить эту схему? Ее можно дополнить элементом «ЕСТЬ». «ЕСТЬ» - это те умения, навыки, качества, которыми вы располагаете уже сегодня. Это – ваш стартовый капитал. Чтобы уже сегодня задуматься о том, чем вы будете заниматься через 5-10 лет, важно правильно оценить себя сегодня. «Есть!» Насколько у вас сформированы навыки? Полезные навыкиВсегдаЧастоРедкоНикогда Довожу дело до конца Я требователен к себе Умею преодолевать трудности Умею распределять время Учитываю мнение других Я человек слова

Азы правильного выбора Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Оцените друг друга, поставив рядом с его оценкой свою (только не по принципу «ты – мне, я – тебе»). Сравните свои оценки с оценками, которые вам поставил сосед. Довольны ли вы этими оценками? Насколько честно вы сами оценили своего товарища? Может быть, вы побоялись его огорчить? Или наоборот? Кто строже оценил вас: сосед или вы сами? Качества, которые вы только что оценивали, определяю профессиональную успешность человека. Если оценки ниже, чем бы вам хотелось, не расстраивайтесь. Лучше понять свои слабости сегодня, когда есть время и желание от них избавиться, чем страдать, когда поздно будет что-то исправить. Сегодня узнали секрет правильного выбора профессии. Он прост. Как вы думаете, почему не все могут воспользоваться этим простым и красивым решением? Поговорите об этом со своими родителями. Насколько совпадают их «хочу», «могу» и «надо»? Довольны ли они тем, как сложилась их профессиональная карьера?

Спасибо за внимание