ГЕТМАНСКАЯ Т.А. ГРИНШПУН Д.М. КОРОЛЕВ В.В. СТАФЕЕВ С.К. Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики Мониторинг профильного обучения по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Цель анализ текущего состояния системы профильного обучения (ПО), ее соответствия: ожиданиям потребителей, требованиям учреждений профессионального образования, потребностям рынка труда. формирование рекомендаций по взаимодействию учреждений ВПО и старшей школы
Предмет исследования ППП профильное обучение професс. образование рынок труда специализированная подготовка в старших классах общеобразовательной школы; профессиональное самоопределение обучающихся; индивидуализация обучения; система профилей; кооперация старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
Профильное обучение
Универсальное (непрофильное) обучение Пример профиля (информационно- технологический ) Примерный учебный план Профильное обучение
Этапы мониторинга разработка показателей и методики их анализа, сбор данных, математическая обработка данных, представление полученных результатов, сопоставительный анализ результатов.
Группы показателей 1. ПО как этап образовательного процесса: спрос на ПО, предложение ПО, качество ПО. 2. Характеристики профессионального самоопределения: непрерывность образовательного процесса, мотивация профессионального самоопределения. 3. Направленность ПО на профессиональное образование и рынок труда: преемственность уровней образования.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ Результаты мониторинга
Соотношение потенциального и действительного спроса потенциальный спрос – интересы детей; действительный спрос – предпочтения родителей.
Соотношение педагогической и ресурсной готовности школ ресурсная готовность – фактическое предложение школами профильных направлений; педагогическая готовность – предпочтения учителей.
Удовлетворенность качеством ППП
Удовлетворенность качеством ПО
Соотношение удовлетворенности качеством ПО и желания продолжать обучение по профилю
Готовность финансировать профессиональное образование
Амбициозность профессиональной подготовки намерение детей продолжать обучение на уровне среднего или высшего профессионального образования
Соотношение потенциального спроса, востребованности на рынке труда и предложения школами профильных направлений
Предложение профильных направлений абсолютное количество школьников чел. на 2009 год* *по данным Центра социального прогнозирования ФАО
Прием в государственные ВУЗы Санкт- Петербурга по бюджету* *по данным Центра социального прогнозирования ФАО
Соотношение приема в государственные ВУЗы Санкт- Петербурга по бюджету и количества выпускников школ* *по данным Центра социального прогнозирования ФАО
Выводы 1. Разногласия детей и родителей в профильных предпочтениях при относительном совпадении мнений родителей и потребностей рынка труда прагматичность родителей. 2. Несовпадение потребностей рынка труда и фактического предложения школами профильных направлений. 3. Незаинтересованность школ в ориентации на ОУ профессионального образования в связи с демографической ситуацией. 4. Низкий уровень качества подготовки по востребованным профилям. 5. Существенные отличия в осуществлении ППП к разным профилям. 6. Целесообразность патронажа школ со стороны ОУ профессионального образования.
Благодарим за внимание