Нейропсихологические методы обследования речи младших школьников Учитель-логопед прогимназии 40 Авдеева Е.М. Учитель-логопед прогимназии 40 Авдеева Е.М.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Опыт работы учителя- логопеда Первой квалификационной категории: Кречиной Светланы Вячеславовны ГБДОУ 20 Комбинированного вида Красногвардейского района.
Advertisements

Нейролингвистическая и нейропсихологическая диагностика высших психических функций младших школьников Составитель: учитель-логопед Гроздова И. Н.
Развитие пространственного гнозиса у дошкольников. Цель: предупреждение оптической дисграфии у детей.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ освоение телесного пространства освоение внешнего пространства пространственные схемы и диктанты конструктирование.
Муниципальное образовательное учреждение Шарьинский Центр диагностики и консультирования Обобщение опыта работы учителя – логопеда Соловьевой Людмилы Владимировны.
Причины трудностей письма и чтения у младших школьников И их преодоление.
Психолого-логопедическое обследование. Исследование зрительного восприятия.
Нейропсихологическая диагностика детей в дошкольном возрасте с ОВЗ Волокитина Татьяна Алексеевна педагог- психолог ДОУ 419.
Методика коррекционной работы по преодолению оптической дисграфии Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Развитие и коррекция навыков чтения Л.Н. Лисенкова Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста В.П.Иванова. Ш/с "Родничок".
ТЕМА «Развитие базовых предпосылок формирования слоговой структуры слова» Учитель-логопед Сысуева О.И.
Психолого- логопедическое сопровождение Никитина В. Л. – педагог-психолог Васильева А. К. – учитель-логопед КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная)
Учитель – логопед Даминова Гульнара Шагидулловна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 205»
Могутова Ирина Константиновна учитель-логопед I квалификационной категории.
МОУ Шушенская средняя школа 2 Развитие пространственного восприятия, анализа и синтеза на уроках естественно-научного цикла у учащихся 6 класса.
Причины трудностей письма и чтения у младших школьников И их преодоление.
Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения Учитель-тифлопедагог Перфильева М.С. Государственное бюджетное учреждение компенсирующего.
Психолого-педагогическая коррекция почерка у детей Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Выделяют следующие уровни письма (по Л.С. Цветковой): 1) Сенсомоторный уровень. Обеспечивает технику письма. Психофизиологической основой письма является.
Добукварный период Задачи добукварного периода: 1. первичное изучение детей; 2. развитие интереса к обучению; 3. воспитание навыков речевого общения;
Транксрипт:

Нейропсихологические методы обследования речи младших школьников Учитель-логопед прогимназии 40 Авдеева Е.М. Учитель-логопед прогимназии 40 Авдеева Е.М.

Исследование двигательных функций Исследование двигательных функций Исследование слухомоторных координаций Исследование слухомоторных координаций Исследование зрительно-пространственных функций Исследование зрительно-пространственных функций Исследование двигательных функций Исследование двигательных функций Исследование слухомоторных координаций Исследование слухомоторных координаций Исследование зрительно-пространственных функций Исследование зрительно-пространственных функций Методы нейропсихологической диагностики детей

Исследование двигательных функций

Проверяется: сформированность кинетической организации движений и процессов межполушарного взаимодействия. Задание: одновременно сжимать в кулак распрямлённую ладонь одной руки и разжимать кулак другой руки. Проверяется: сформированность кинетической организации движений и процессов межполушарного взаимодействия. Задание: одновременно сжимать в кулак распрямлённую ладонь одной руки и разжимать кулак другой руки. Реципрокная координация движения

Проверяется: возможность усвоения двигательной программы и сформи- рованность кинетических механизмов серийной организации движений. Задание: последовательно заучить две двигательные программы: «ладонь-кулак-ребро» (ЛКР) и «кулак-ладонь-ребро» (КЛР) сначала правой а затем левой рукой. Проверяется: возможность усвоения двигательной программы и сформи- рованность кинетических механизмов серийной организации движений. Задание: последовательно заучить две двигательные программы: «ладонь-кулак-ребро» (ЛКР) и «кулак-ладонь-ребро» (КЛР) сначала правой а затем левой рукой. Динамический праксис

Проверяется: возможность усвоения двигательной программы, её автоматизации при выполнении графических серийных движений. Задание: не отрывая ручку от бумаги, продолжить до конца строки узор из двух сменяющихся звеньев. Проверяется: возможность усвоения двигательной программы, её автоматизации при выполнении графических серийных движений. Задание: не отрывая ручку от бумаги, продолжить до конца строки узор из двух сменяющихся звеньев. Графическая проба

Проверяется: способность целенаправленной деятельности ребён- ка, программированной речевой инструкцией, произвольного вы- полнения необходимого количества постукивающих движений раз- ной силы. Задание: постучать карандашом по столу следующим образом: -- по 2 раза, -- по 2 раза, -- по 3 раза, -- по 3 раза, -- 1 раз громко и 2 раза тихо, -- 1 раз громко и 2 раза тихо, -- 3 раза тихо и 1 раз громко раза тихо и 1 раз громко. Выполнение ритмов по речевой инструкции

Исследование слухомоторных координаций

Проверяется: восприятие и оценка слухового материала – ритмических структур. Задание: ребёнку предъявляется четыре группы ритмических структур по три пачки в каждой с интервалом в 1 – 2 секунды между «пачками» и просит ребёнка ответить, по сколько раз он стучит: 1) II, II, II; 2) III, III, III; 3) II, II, II; 4) IIII, IIII, IIII. Оценка ритмических структур

Проверяется: восприятие и оценка невербального слухового материала– ритмических структур, выполнение ритмов при предъявлении образца. Задание: воспроизвести ритмические структуры по образцу: 1) II, II, II; 2) III, III, III; 3) IIII, IIII, IIII; 4)*II, *II, *II; 5)*III, *III, *III; 6)II*, II*, II*; 7)III**, III**, III**; 8)***II, ***II, ***II. Воспроизведение ритмов по слуховому образцу

Проверяется: восприятие и удержание слухоречевой информации. Задание: запомнить и повторить слова, цифры, пары слов, предложения, рассказы. Задание: запомнить и повторить слова, цифры, пары слов, предложения, рассказы. Исследование слухоречевой памяти Речевой материал для запоминания: Отсроченное воспроизведение обоих серий слов ХОЛОД, РАМА, КЛИН Повтор слов ребёнком ГОСТЬ, РИСК, ДОЖДЬ Повтор слов ребёнкомПовтор ребёнком первой серии слов Пауза

Исследование зрительного восприятия и узнавания (гнозиса) и узнавания (гнозиса)

Проверяется: способность к восприятию цвета. Задание: распределить предметы на полях соответствующего цвета. Восприятие цвета

Проверяется: способность к узнаванию цветных предмет- ных изображений. Задание: узнать и назвать цветные предметы. Восприятие цвета

Проверяется: способность к узнаванию контурных изображений. Задание: узнать и назвать предметы по их контуру. Восприятие формы

Проверяется: способность оперирования зрительными образами. Задание: узнать и назвать предметы по произвольно повернутым на листе контурным изображениям. Восприятие формы

Проверяется: способность к узнаванию изображений в усложнён- ных условиях (пробы Поппельрейтера). Задание: узнать и назвать зашумлённые изображения предметов, наложенные друг на друга изображения предметов. Восприятие формы

Проверяется: зависимость зрительного гнозиса от размера изображения. Задание: найти и показать все изображения одного произволь- но выбранного предмета. Восприятие формы

Проверяется: различение геометрических фигур. Задание: узнать и назвать геометрические фигуры. Восприятие формы

Проверяется: узнавание геометрической формы предмета. Задание: определить, на какую геометричес- кую фигуру похож предмет, расположить в нужной строке таблицы. Проверяется: узнавание геометрической формы предмета. Задание: определить, на какую геометричес- кую фигуру похож предмет, расположить в нужной строке таблицы. Восприятие формы

Проверяется: дифференциация величины предметов и способность к рядообразованию. Задание: расположить предметы в порядке убывания (возрастания) величины. Восприятие размера и величины

Проверяется: знание печатных букв. Задание: узнать и назвать печатные буквы. Буквенный гнозис

Проверяется: знание рукописных букв. Задание: узнать и назвать рукописные буквы. Буквенный гнозис

Проверяется: прочность знания печатных букв, обобщен- ность зрительного восприятия букв. Задание: узнать и назвать печатные буквы. Буквенный гнозис

Проверяется: прочность знания рукописных букв, обоб- щенность зрительного восприятия буквы. Задание: узнать и назвать рукописные буквы. Буквенный гнозис

Проверяется: узнавание печатных букв в усложненных условиях зрительного восприятия. Задание: узнать и назвать буквы в усложнённых условиях. Буквенный гнозис

Проверяется: узнавание рукописных букв в усложненных условиях зрительного восприятия. Задание: узнать и назвать буквы в усложнённых условиях. Буквенный гнозис

Исследование зрительного анализа и синтеза Исследование зрительного анализа и синтеза

Проверяется: зрительный анализ изображения предмета. Задание: назвать и показать части предмета.

Проверяется: зрительный анализ изображения предмета. Задание: определить и назвать недостающие элементы изображений предметов.

Проверяется: зрительный синтез изображения предмета. Задание: сложить картинку из фрагментов.

Проверяется: зрительный синтез изображения предмета. Задание: определить предмет по фрагменту изображения.

Проверяется: зрительный синтез изображения предмета. Задание: назвать геометрическую фигуру по части.

Проверяется: зрительный анализ изображения с различением геометрических форм. Задание: определить и назвать геометрические фигуры, из которых составлен рисунок.

Проверяется: зрительный синтез изображения предмета. Задание: закрасить только те геометрические фигуры, из которых набран рисунок.

Проверяется: зрительный синтез изображения печатных и рукописных букв. Задание: определить и назвать букву по фрагменту изображения.

Проверяется: дифференциация сходных печатных букв. Задание: прочитать буквы парами.

Проверяется: дифференциация сходных рукописных букв. Задание: прочитать буквы парами.

Проверяется: дифференциация прямого и зеркального изображений печатных и рукописных букв. Задание: показать правильно изображённые буквы.

Проверяется: зрительный анализ изображений групп букв. Задание: найти в правой части строчки группу букв, идентичную находящейся в рамке слева, обвести одинаковые группы букв в верхней строчке красным карандашом, в средней – зелёным, в нижней – синим.

Исследование объёма Исследование объёма зрительной памяти зрительной памяти а) запоминание формы предметов б) запоминание цвета предметов в) запоминание количества предметов г) запоминание последовательности предметов Исследование объёма Исследование объёма зрительной памяти зрительной памяти а) запоминание формы предметов б) запоминание цвета предметов в) запоминание количества предметов г) запоминание последовательности предметов

Проверяется: запоминание предметов. Задание: запомнить и назвать предметы.

Проверяется: запоминание геометрических форм. Задание: запомнить и показать геометрические фигуры.

Проверяется: запоминание цвета предметов. Задание: запомнить и назвать количество геометрических фигур определённого цвета.

Проверяется: запоминание печатных букв. Задание: запомнить и назвать буквы.

Проверяется: запоминание рукописных букв. Задание: запомнить и назвать буквы.

Проверяется: запоминание последовательности предме- тов. Задание: запомнить и назвать предметы по порядку.

Исследование Исследование зрительно- пространственных функций функций а) определение моторного и сенсорного доминирования (ведущей руки, ноги, глаза, уха) б) ориентировка в схеме тела в) выполнение речевых проб Хеда г) ориентировка в окружающем пространстве д) исследование зрительно-моторных координаций Исследование Исследование зрительно- пространственных функций функций а) определение моторного и сенсорного доминирования (ведущей руки, ноги, глаза, уха) б) ориентировка в схеме тела в) выполнение речевых проб Хеда г) ориентировка в окружающем пространстве д) исследование зрительно-моторных координаций

Определение моторного и сенсорного доминиро- вания (ведущей руки, ноги, глаза, уха) Пробы: 1 – 4. «Ведущая» рука в быту (при письме, пользовании ложкой, зубной щеткой, расчёской). 5. Перекрёст пальцев рук. 6. Проба на аплодирование. 7. «Поза Наполеона» (скрещивание рук на груди). 8. Сравнение ширины ногтей пальцев (мизинца). 9. Предпочтение стороны при подпрыгивании на одной ноге, не- большом прыжке в длину. 10. Предпочтение одного глаза при пользовании «подзорной трубой», свёрнутой из листа бумаги. 11. Предпочтение уха при прослушивании тиканья часов, шума в коридоре за дверью.

Проверяется: ориентировка в схеме тела. Проверяется: ориентировка в схеме тела. Задания: 1. Покажи правую руку, левую руку. 2. Топни левой ногой, правой ногой. 3. Зажмурь правый глаз, левый глаз.

Выполнение речевых проб Хэда. Выполнение речевых проб Хэда. Задания: 1. Покажи правой рукой левое ухо. 2. Покажи левой рукой правое ухо. 3. Показать правые и левые части тела напротив сидящего человека.

Проверяется: определение пространственных соотноше- ний между 2 – 3 предметами или изображениями. Задание: назвать расположение предметов относительно друг друга.

Проверяется: ориентировка на листе бумаги. Задание: назвать предмет, изображённый в правом верх- нем углу, в правом нижнем углу, в левом верхнем углу, в левом нижнем углу, по центру рисунка.

Проверяется: сформированность зрительно-моторных коорди- наций. Задание: нарисуй рядом точно такие же фигурки по точкам.

Проверяется: сформированность зрительно-мотор- ных координаций. Задание: выполнить графический диктант.

Методическая литература Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. «Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников». – 2008 г. Астапов В.М. «Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии». – 1994 г. Полонская Н.Н. «Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста». – 2007 г. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов». – 2002 г. Цветкова Л.С. «Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление». – 1997 г. «Практикум по патопсихологии» по редакцией Зейгарник Б.В., Николаевой В.В., Лебединского В.В. – 1987 г. Комплект рабочих материалов «Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка» по общей редакцией Семаго М.М. – 1998 г.