Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП. Урок подготовила учитель 1 КК МОУ СОШ 50 г.Комсомольска-на-Амуре.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения» 900igr.net.
Advertisements

Бессоюзные сложные предложения. Бессоюзные сложные предложения – это такие сложные предложения, части которых связаны только смыслом и интонацией, без.
ГБОУ Тростянская ООШ Презентация по русскому языку. Презентация по русскому языку. 9 класс. 9 класс. «Обобщение по теме Б.С.П.» «Обобщение по теме Б.С.П.»
Практикум Работа с поэтическим текстом В поле чистом с..р..брит (?) ся Снег в..лнистый и р..бой Светит месяц тройка мчит (?) ся По дороге столбовой. Пой.
Запишите предложение: Раздавался по радио звонкий голос диспетчера, шумел по телефону начальник,мелькало озабоченное лицо инженера. - Докажите, что предложение.
Бессоюзные сложные предложения. Урок-практикум.
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Сочинение на лингвистическую тему по цитате Л.Т.Григорян о знаках препинания в бессоюзном сложном предложении Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе.
Пилиндромы или перевертыши А роза упала на лапу Азора Кок, поп, потоп, топот, довод Город дорог. Голод, чем меч долог?
Тема: «Сложное предложение» Контрольный опрос по русскому языку в 9-ом классе.
Бессоюзное сложное предложение КАНАЕВА М.Х-А. Учитель русского языка и литературы ГКОУ»ЦДО»
Двоеточие и тире в БСП 9 класс МОКУ «Коммунарская СОШ» Учитель Байбородова Галина Владимировна.
Бессоюзные сложные предложения (урок обобщения, систематизации и проверки знаний)
Сложное предложение без союзов и союзных слов называется бессоюзным Смысловые отношения зависят от содержания простых предложений Знаки препинания в БСП,
Нельзя (н..)любоват(?)ся русской зимой каждый звук словно стоит в з..стывш..м воздухе сн..га коврами бл..стящими ра….т..лаются от мороза щеки огнем г..рят.
Бессоюзное сложное предложение Вилисова Н.Н. Учитель русского языка и литературы ОСОШ г. Колпашево.
БЕССОЮЗНЫЕ сложные предложения БЕССОЮЗНЫЕ сложные предложения (тренажер)
Знаки препинания в БСП Подготовила: Мингазова Р.З., учитель русского языка и литературы, МОУ-СОШ 7.
Бессоюзные сложные предложения Бессоюзные сложные предложения (урок обобщения, систематизации и проверки знаний)
Русский язык. 9 класс Тема. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении.
Транксрипт:

Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП. Урок подготовила учитель 1 КК МОУ СОШ 50 г.Комсомольска-на-Амуре Богданова Лариса Анатольевна

организовать деятельность учащихся по изучению смысловых отношений между простыми предложениями в составе БСП и первичному закреплению знаний; создать условия для развития умений анализировать языковой материал, определять смысловые отношения между частями БСП; содействовать развитию умений ставить цели, использовать необходимые средства и способы их достижения; содействовать развитию умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; обеспечить развитие умений самоконтроля; содействовать осознанию ценности совместной деятельности.

Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена. Вольтер

Вы спросите, отчего они жили так? Вспыхнула звёздочка, и что-то затрещало, и цветок развернулся перед его очами, осветив и другие около себя. За Фомою Григорьевичем водилась особого рода странность: он до смерти не любил пересказывать одно и то же. (Н.В.Гоголь «Вечер на кануне Ивана Купала») Задание: Сделать вывод о типе каждого предложения.

1. [ ]; [ ]; [ ]. – перечисление фактов, два простых предложения осложнены. 2. [ ] : [пояснение]. 3. [ ] - [следствие]. 4. [ ] - [быстрая смена событий].

1. Индивидуальное задание«Оратор»: 1. Ответьте на вопрос: «Почему бессоюзная связь не так однозначно передаёт смысловые отношения между частями сложного предложения, как при союзной связи?» 2. Убедите своих одноклассников в том, что изучение этой темы необходимо. Задание группе: 1.Обсудите предложенный языковой материал и определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП. 2. Сопоставьте свои выводы с теоретическим материалом параграфа Подготовьте связный монологический ответ на лингвистическую тему, используя примеры параграфа (примеры запишите в тетрадь, укажите значения БСП).

Группа 1: 1. [ ], [ ]. В лесу весело и беззаботно поют птицы, над цветами летают бабочки. 2. [ ]; [ ]; [ ]. Кусты орешника, находящегося неподалёку, разрослись по берегам ручья; засыпая, к воде склонили свои жёлтые головки цветы купальницы; воздух наполнен запахами лета.

Группа 2: 1. [ ] : [причина]. Путешественники спешили: в горах удивительно красивая ночь наступает быстро. 2. [ ] : [пояснение]. Погода была ужасная: ветер вырывал кусты и молодые деревья с корнем. 3. [ ] : [дополнение]. Павел знал: нет ничего прекраснее заката. 4. [ ] : [дополнение] – пропуск слова в 1 предложении Мы с восхищением смотрели на восток: над горизонтом медленно поднималось ярко- красное солнце.

Группа 3: 1. [ ] - [ ].- противопоставление Все ожидали увидеть заросшее болото – перед глазами открылась необыкновенная по красоте панорама. 2. [время, условие] - [ ]. Выпадет первый снег – поедем в лес. 3. [ ] - [вывод, следствие]. Ласточки летают низко над землёй – жди дождя. 4. [ ] - [быстрая смена событий]. Прогремел сильный гром – мгновенно полил дождь.

Рефлексия: Заполнение 3 колонки таблицы «Узнал». Домашнее задание: 1. Составьте таблицу-памятку «Значения БСП» (значения БСП, знаки препинания, примеры). 1. Составьте таблицу-памятку «Значения БСП» (значения БСП, знаки препинания, примеры). 2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывающее смысл высказывания Вольтера. В работе использовать 2-3 БСП. (задание по выбору учащихся) (задание по выбору учащихся)

А) Возле леса, на горе, дремал с закрытыми ставнями старый деревянный дом мох и дикая трава покрывали его крышу лес, обнимая своей тенью, бросал на него дикую мрачность. Б) Ведьма и тут нашлась оборотилась она под водой в одну из утопленниц и ушла от плети. В) Схватила отцовскую саблю и бряк по полу лапа кошки с железными когтями отскочила. Г) Деревянная ручка у двери в это время завертелась дверь распахнулась со скрипом. А) Возле леса, на горе, дремал с закрытыми ставнями старый деревянный дом мох и дикая трава покрывали его крышу лес, обнимая своей тенью, бросал на него дикую мрачность. Б) Ведьма и тут нашлась оборотилась она под водой в одну из утопленниц и ушла от плети. В) Схватила отцовскую саблю и бряк по полу лапа кошки с железными когтями отскочила. Г) Деревянная ручка у двери в это время завертелась дверь распахнулась со скрипом. 1. [ ]; [ ]; [ ]. – перечисление фактов, два простых предложения осложнены. - ; : ; - 2. [ ] : [пояснение]. 3. [ ] - [следствие]. 4. [ ] - [быстрая смена событий].

2. Объясните, почему стоит двоеточие в БСП: Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил : они все стояли на реке. а)второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом; б) второе предложение дополняет первое предложения; в) второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание. Тест. 1. Укажите, почему стоит тире в предложении: Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. а) содержание одного предложения противопоставлено другому; б) предложения рисуют быструю смену событий; в) второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении.

Ответы: 1в 2б 3в 3.Какое утверждение является неверным: а) в БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией; б) смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений; в) знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

Задания: 1.Внимательно прочитайте текст. 2. Устно ответьте на вопросы: - какую основную проблему ставит автор? - какие этапы в движении его мысли мы можем выделить?

Задания: 3. Найдите в тексте БСП и определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Предложение (-я) запишите в тетрадь.

Задания: 4. Используя способы компрессии, сжать исходный текст. Внимание! Если возникнут затруднения, можно использовать памятку «Сжатие исходного текста».

Задания: 1. Внимательно прочитайте текст. 2. Устно ответьте на вопросы: - какую основную проблему ставит автор? - какие этапы в движении его мысли мы можем выделить? 3. Найдите в тексте БСП и определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Предложение (-я) запишите в тетрадь. 4. Используя способы компрессии, сжать исходный текст. Внимание! Если возникнут затруднения, можно использовать памятку «Сжатие исходного текста».

Спасибо за внимание!