Министерство здравоохранения Республики Мордовия Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Государственное бюджетное учреждение здравоохранения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Использование метода БОС в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Advertisements

Программа «Волна» направлена на обучение навыкам саморегуляции посредством диафрагмального типа дыхания, наиболее оптимального для организма как в условиях.
Путешествие в мир здоровья Задачи урока: обобщить знания детей о здоровом образе жизни; подвести детей к пониманию дыхания как основы жизни; систематизировать.
Биологически обратная связь. Физическое и духовное здоровье граждан - основа эффективного развития государства. Биологическая обратная связь (БОС) позволяет.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШОКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Обобщение опыта работы по теме: «Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий.
КОРОЛЁВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА Номинация « МОЯ ВТОРАЯ МАМА»
Использование здоровьеформирующих технологий в ДОУ компенсирующего вида Использование здоровьеформирующих технологий в ДОУ компенсирующего вида.
Применение компьютерной специализированной программы «Дэльфа» для коррекции речи дошкольников (из опыта работы) учитель-логопед Жалина М.А.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
Учитель-логопед МДОУ 30 «Ёжик» Овчинникова Татьяна Николаевна г.о.Новокуйбышевск уч.г.
ГКОУ СКОШИ I-II вида г. Улан-Удэ Методическая разработка «Работа над речевым дыханием у детей с нарушениями слуха и речи» Учитель-дефектолог Убеева Татьяна.
Современные здоровьесберегающие технологии в практике учителя – логопеда.
ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ» Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе Учитель: Паршенкова Татьяна Николаевна.
Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни ДОКЛАД учителя-логопеда МОУ СОШ 24 г. Подольска Пановой Любови Сергеевны В рамках.
Родительское собрание в старшей группе Использование компьютерных технологий на занятиях тифлопедагога.
ГБОУ СО ЦПМСС «Речевой центр» Использование принципа Биологической Обратной Связи для формирования связного речевого высказывания у детей с заиканием Перехода.
ГОУ ТО «Алексинский детский дом» Подготовили Учитель-логопед Скотникова Н.А. Муз. руководитель Игнатьева С.Ю Презентация.
1.Краткая характеристика основных форм труда. Физиология труда. Физиология труда – это наука, изучающая функционирование человеческого организма во время.
Транксрипт:

Министерство здравоохранения Республики Мордовия Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Рузаевская ЦРБ» детская поликлиника «Рузаевская ЦРБ» детская поликлиника Использование компьютерных технологий в постановке речевого дыхания у детей с дефектами речи ( метод биологической обратной связи) ГБУЗ « Рузаевская ЦРБ» ГБУЗ « Рузаевская ЦРБ» детская поликлиника детская поликлиника логопед логопед Карасёва Елена Алексеевна Карасёва Елена Алексеевна

Фамилия Карасева Имя Елена Отчество Алексеевна Дата рождения 1970 год Образование высшее Должность логопед

Использование компьютерных технологий в постановке речевого дыхания у детей с дефектами речи ( метод биологической обратной связи)

Работу над этой темой начала в ноябре 2005 года, после прохождения специализации в рамках повышения квалификации в Негосударственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов «Институт биологической обратной связи» на цикле «Биотехнические технологии и медицинские аппараты и системы с использованием биологической обратной связи»

Цель данной методики: формирование, совершенствование и коррекция речевого дыхания детей дошкольного и школьного возраста на основе метода БОС по максимальной аритмии сердца. Дефекты речи - социальное заболевание, так как человек лишается полноценного общения. Расстройства речи неизбежно травмируют психику, ухудшают состояние здоровья в целом. Одним из постоянных признаков дефекта речи является нарушение речевого дыхания. Которое выражается в следующих показателях: недостаточный объём вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, укороченный речевой выдох, несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией, появление судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата. Технология биологической обратной связи позволяет достаточно быстро устранить недостатки речевого дыхания и расширяет возможности логопедического воздействия.

формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания как нового дыхательного стереотипа. совершенствование речевого дыхания (увеличение выдоха, налаживание плавности и ритмичности) дифференциация и нормализация носового и речевого дыхания. коррекция и нормализация дыхания вне речи (увеличение объёма дыхания, налаживание его ритма, тренировка носового дыхания) развитие высших психических функций (мыслительных процессов, восприятия, увеличение объёма памяти) развитие слухового внимания (слуховых установок и ориентировок) подготовка глаз к чтению. развитие уверенного речевого поведения

Техника речевого дыхания требует строгой согласованности амплитуды и темпа выполнения упражнения с глубиной и ритмом дыхания. Если вдох отстаёт от движения рук, то само это движение не может помогать усилению дыхания, и дыхание становиться неполноценным. Такой же согласованности движения с дыханием следует придерживаться и в фазе выдоха. Технология БОС позволяет точно проконтролировать все фазы дыхания, так как датчики чётко передают параметры частоты сердечных сокращений, число и амплитуду дыхательных движений. Опираясь на полученные данные логопед проводит коррекцию дыхательных движений. Существующая система коррекционной помощи детям с нарушениями речи постоянно развивается и совершенствуется с учётом современных педагогических и технических достижений. Внедрение инновационных программ с применением здоровьесберегающих технологий в традиционную логопедическую работу значительно расширяет коррекционные возможности. Хорошо известно, что дыхание – это основной «канал», который связывает организм человека с окружающим миром. Главная и единственная задача дыхания с точки зрения физиологов – обеспечить поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа. С достаточной степенью схематичности дыхательный цикл выглядит так: лёгкие обеспечивают забор атмосферного воздуха, кровь осуществляет транспорт кислорода по всем клеткам организма и обеспечивает обратный транспорт углекислого газа от клеток в лёгкие с последующим выбросом его в атмосферу. Весь этот процесс контролируется вегетативной нервной системой.

ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА Регулятор работы дыхания и работы сердца ПАРАСИМПАТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ ВЫДОХ бронхи сокращаются пульс падает СИМПАТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ ВДОХ ВДОХ бронхи расширяются пульс нарастает Она имеет два отдела: симпатический и парасимпатический. При вдохе более активен симпатический отдел, по нему бегут нервные импульсы, которые воздействуют на бронхи. Бронхи расширяются, свободно пропуская атмосферный воздух. Одновременно и практически по тем же нервным путям импульсы действуют на сердце. Оно учащает свой ритм, и пульс во время вдоха повышается. Во время выдоха более активен парасимпатический отдел. Его импульсы, действуют на бронхи, заставляют их сужаться и выбрасывать отработанный воздух в атмосферу. Одновременно парасимпатический отдел действует на сердце. Оно замедляет свою работу, и частота пульса снижается.

Наиболее активным звеном процесса дыхания является вдох. Нам же более интересен выдох. Именно он является основой так называемого речевого дыхания. Ведь оно включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования. Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила зависят от цели и условий общения. В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идёт только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении завершённого отрезка высказывания. Для красивой голосоподачи важна не толко длительность выдоха, но и его плавность, лёгкость и управляемость. В отличие от сердечно-сосудистой системы, деятельность дыхательной системы подвластна произвольному контролю. Механизмы произвольного управления дыханием широко используются в различных методиках оздоровления и лечения. В качестве примера можно привести дыхательные методики Константина Павловича Бутейко и Александры Николаевны Стрельниковой. Но попытки использовать эти методики в практической логопедии не увенчались ожидаемым успехом. В отличие от метода биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца, созданного кандидатом биологических наук, физиологом Сметанкиным Александром Афанасьевичем. Он обнаружил удивительную закономерность: динамика пульса имеет волнообразный характер – волны пульса совпадают с характером изменений кривой дыхания.

пульс 90 ДАС пульс 60 t вдох выдох вдох выдох вдох выдох И чем больше разница пульса на вдохе и на выдохе – при чём это должно быть в каждом дыхательном цикле! – тем лучше жизнь бронхов. Величину разницы пульса на вдохе и на выдохе называют физиологической дыхательной аритмией сердца или ДАС.

ПУЛЬСНАВДОХЕ ПУЛЬСНАВЫДОХЕ ДАС И тогда стало совершенно понятно: жизнь пульса неразрывна с ритмом дыхания. А это значит лишь одно: через функцию дыхания пульсом можно управлять, а значит можно управлять и величиной ДАС. Выяснилось, что если человеку дать дополнительную информацию о работе его органов и систем в доступной и наглядной форме, он становится способен включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать огромные функциональные возможности организма с целью сохранения и укрепления его. Этот уникальный подход и называется методом БОС. Для регистрации величины ДАС был создан первый прибор для ДАС-БОС-тренировки - кардиосигнализатор, который может использоваться в домашних условиях. Но в настоящее время используются уже компьютерные комплексы.

Метод БОС – современный немедикаментозный метод коррекции нарушенных функций, основанный на целенаправленной активизации резервных возможностей организма. Биологическая обратная связь основана на передаче информации о работе внутренних органов посредством световых, звуковых сигналов, которые воспринимаются органами чувств пациента. Тем самым БОС позволяет ребенку видеть и слышать, как работает организм. В результате дыхательная БОС – гимнастика превращается в увлекательное занятие. Это уже не просто звуковые и световые сигналы, а компьютерная игра, а ребёнок – активный участник. Таким образом, оздоровительный сеанс превращается в игру, а желание правильно выполнять упражнения многократно возрастает. Вся работа по формированию свободной плавной интонированной речи начинается с обретения ребёнком устойчивого навыка замедленного дыхания с длинным выдохом. Это просто необходимо, так как для речи рабочим становится только выдох. Для речи - время вдоха – время абсолютного молчания. На звуки во время вдоха мы накладываем запрет! На выдохе вырабатываются навыки артикуляции, голосообразования, и только потом переходим к свободной речи.

Весь курс коррекции разделен на 5 этапов: диагностический подготовительный работа над основными компонентами речи формирование слитной, плавной, интонированной речи заключительный

Первый этап – диагностический Первый этап – диагностический На этом этапе обследуется речь пациента, его функциональное состояние, структура дефекта и устанавливается клинический диагноз. По результатам обследования составляется индивидуальная схема коррекционного курса. Пациента знакомят с правилами овладения диафрагмально-релаксационным дыханием. (см. приложение.) Полученные объективные данные (в виде цифровых показателей, графиков, диаграмм, таблиц, аудиозаписей речи) дают возможность оценивать речь пациента в динамике на протяжении всего логотерапевтического курса.

Начинаем знакомить пациента с сущностью метода БОС, приборами и сигналами БОС, учитывая возраст пациента. Прежде чем обучать ребенка навыку диафрагмально – релаксационного дыхания необходимо научить его мышечной релаксации. Так как освоение внешней релаксации это ворота к внутренней релаксации. Здесь используются приемы традиционной логопедической методики (расслабление через напряжение, массаж, аутотренинг) И только затем приступаем к обучению диафрагмально-релаксационному типу дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца. По форме сеанс построен так, чтобы одновременно с выработкой необходимого типа дыхания происходил процесс познания мира. На мониторе компьютера постепенно вертикальными полосками открывается тематическая картинка. Каждый правильно сделанный выдох заставляет часть картинки открыться. И так продолжается пока вся картинка не откроется.

Через 5-7 сеансов, когда ребенок начинает устойчиво воспроизводить диафрагмальный навык дыхания с максимальной ДАС и без обратной связи, мы переходим к следующему этапу. Компьютерные игровые картинки пациент открывает горизонтальными полосками. Картинка открывается, если на выдохе частота пульса уменьшается и становится меньше установленного нижнего порога. Это необходимо для подготовки зрения к последующему этапу чтению речевого материала и для формирования собственно выдоха, на котором и будут прочитываться «про себя», шепотом и вслух сначала отдельные звуки, затем слоги и, наконец, слова и фразы. Но игра продолжается! В сюжете «Анимация» ребёнок, стараясь правильно выполнять дыхательные движения, помогает мультипликационным героям.( Вини-Пуху собирать мёд, а пчёлке нектар.)

Третий этап - работа над основными компонентами речи На этом этапе продолжается усвоение основных правил и навыков использования речевого ДРД (вдоха без лишних усилий перед началом речевого высказывания, удлинённого, равномерного, плавного речевого выдоха, мягкой голосоподачи). Параллельно идет работа над фонематическим восприятием и просодическими компонентами речи. Логопед выбирает из речевого банка программы готовые речевые шаблоны и вносит их в специальное окошко на экране монитора. Это окошко сможет открыться только тогда, когда наступает фаза выдоха. Вдох зона молчания! А вот на выдохе открывается речевой сюжет. И пациент, читая вслух, произносит звуки, которые ему надо отработать. Например: «а, о, у, ы ». Точно так же отрабатываются слоги, а затем отдельные слова. С дошкольникам, не умеющими читать, используются предметные картинки на закрепляемые звуки. Программа позволяет логопеду записать необходимые фрагменты речевой тренировки, а потом, прослушивая их, сравнить, обсудить с пациентами динамику формирования нового речевого стереотипа.

Четвертый этап – формирования навыков слитной, плавной, интонированной речи Когда ребёнок освоил эти речевые навыки, можно переходить к следующему, более сложному этапу. Используя сюжет «Строки», учим пациента произносить отдельные фразы на одном выдохе. В специальном окошке открывается (опять же на выдохе!) словосочетание или короткая фраза. Её- то и надо воспроизвести, равномерно распределяя звуки на весь выдох. Речевой материал сам равномерно распределяется по всей длине строки. Программа контролирует эту равномерность. Для будущей свободной речи это очень важный этап. Ведь это координирует работу речедвигательного, речеслухового и речезрительного анализаторов. В сюжете «Текст» на экране уже текст. Он разбит на отдельные фрагменты. Каждый фрагмент должен произноситься на одном плавном выдохе. Мы начинаем формировать навыки свободной речи! Когда этот этап освоен, и наш пациент уже свободно и надежно владеет дыханием и произношением фраз и фрагментов текстов на выдохе, переходим к «высшим» курсам: формированию свободной плавной интонированной речи. В сюжете «Пересказ» пациент читает текст, который сопровождается картинкой, отвечает на вопросы логопеда, пересказывает текст. В сюжете «Описание» во весь экран монитора развернута тематическая картинка, по которой пациент делает устное изложение. А фактически он тренирует свободную речь. Программа позволяет логопеду для контроля над качеством сформированного навыка постоянно обращаться к показателям БОС и вносить коррективы в речь пациента.

Пятый этап – заключительный Здесь происходит закрепление полученного навыка в реальной жизни и подведение итогов коррекционного курса. Во время речевого тренинга для обучаемого отсутствует БОС–контроль, он опирается только на собственные ощущения, ритм дыхания и ритм сердца. В конце курса пациент проходит повторное обследование. После чего результаты анализируются, предоставляются дальнейшие рекомендации по преодолению возможных трудностей, назначаются сроки диспансерного наблюдения. При необходимости проводятся дополнительные поддерживающие занятия.

Анализ проведенной работы с применением метода ДАС-БОС в коррекции речи показал, что этот метод имеет ряд положительных моментов: - Метод БОС может гармонично сочетаться с любыми традиционными методиками. Постановка звуков идёт быстрее, чем обычно. Это происходит потому, что под контролем приборов БОС вырабатывается навык произвольной регуляции дыхания: силы, длительности и плавности выдыхаемой воздушной струи, что чрезвычайно важно при постановке большей части звуков. - В игровой обстановке, незаметно для ребёнка корректируются и улучшаются не только физиологические, но и психические процессы. Как отмечают родители в поведении детей пошли на убыль эпизоды неадекватного поведения, они стали спокойнее, доброжелательнее. - Появляется возможность быстрее и под контролем физиологических параметров, а значит объективно, синхронизировать дыхание, артикуляцию, голосоподачу. - Правильно подобранные нагрузки ведут к перестройке деятельности сердца, легких, а это, в свою очередь, снимает напряжение, поднимает настроение, а самое главное активизирует скрытые возможности развивающегося мозга наших детей, увеличивая тем самым объём памяти, внимания, мышления. - Логопедическое воздействие всегда строиться с опорой на доступные анализаторы, при БОС тренингах они используются максимально эффективно. - Использование игровых форм в коррекционных сеансах БОС, значительно повышает эффективность занятий за счёт высокой эмоциональной заинтересованности ребёнка, что позволяет успешно выполнять установочные задачи и получить оптимальный результат. - Приобретение кабинетов БОС позволяет поднять коррекционно- логопедическую работу на качественно новый уровень.

Используемая литература 1.Белякова Л. В., Дьякова Е. А. Логопедия. Заикание. – М.; с. 2. Вовк.О.Н. Метод биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца в коррекции речи при заикании // Биол. обратная связь Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей. М., с. 4. Выгодская И. Б, Пеллингер Е. А, Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. Пособие для логопедов. М., Дельнецкая Н.В. Логотерапевтический кабинет биологической обратной связи в практике работы ЦРБ // Биол. обратная связь Заикание у подростков. Книга для логопеда. Из опыта работы.// Сост. Буянов М. И. М., с. 7. Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда //Ред.-сост. В. И. Селивёрстов. М., Кочеткова И. Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М., Логопедия. / Под ред. Волковой Л. С. М., Маковцева О. В. Коррекция речи методом биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца (ДАС-БОС) у детей дошкольного возраста (Из опыта работы) // Биол. обратная связь Одинцова.Т. С. Заикание у детей. – Ростов н/Д – 288с. 12. Поварова И. А. Практикум для заикающихся. СПб с. 13. Селиверстов В. И. Заикание у детей. Пособие для логопедов. М., Сметанкин А. А. Метод биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца - путь к нормализации центральной регуляции дыхательной т сердечно- сосудистой систем (метод Сметанкина) // Биол. обратная связь Сметанкин А.А. Учитель здоровья. – СПб Сметанкин А. А. Формирование, совершенствование и коррекция речи в норме и патологии на основе применения метода биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца // Биол.обратная связь