Изобразительно- выразительные средства языка Повторение, обобщение, практикум.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Advertisements

1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Сочинение – рассуждение. (готовимся к части C ) Урок русского языка в 11 классе.
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных.
В8 – средства выразительности. Текст В.Ганичева об адмирале Ушакове В.Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове и с помощью такого синтакс. средства.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
Автор презентации: Галиевская Татьяна Алексеевна МКОУ «Ложкинская ООШ»
Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
Выполнение части В (В 8). Перед вами рецензия, в которой рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Изобразительно- выразительные средства Подготовка к ЕГЭ.
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Муниципальное образовательное учреждение Венгеровская СОШ 2 Изобразительно-выразительные средства языка. Выполнил Ученик 10 «в» класса Ояберь Урмас Преподаватель.
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит,
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. АНАФОРА Анафора ( от греческого ВЫНЕСЕНИЕ; русский термин – единоначалие), стилистическая фигура; скрепление.
Готовимся к экзамену по русскому языку в 9 классе Языковые особенности текста.
Транксрипт:

Изобразительно- выразительные средства языка Повторение, обобщение, практикум

Задание В8Задание В8 проверяет умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления. В предлагаемом фрагменте рецензии рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины (средства выразительности), использованные в рецензии, пропущены. Нужно будет на места пропусков вставить цифры, соответствующие номеру термина из списка. Необходимо: –знать, что же такое языковые средства художественной выразительности; –находить их в исходном тексте; –правильно называть и уметь отличать самые распространенные из них друг от друга.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Антонимы - это слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому значению. Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте. Ложь бывает доброй или злой, Сердобольной или беспощадной, Ложь бывает ловкой и нескладной, Осмотрительной и безоглядной, Упоительной и безотрадной. Ложь бывает доброй или злой, Сердобольной или беспощадной, Ложь бывает ловкой и нескладной, Осмотрительной и безоглядной, Упоительной и безотрадной.

Синтаксические средства выразительности: Контекстные антонимы - слова, в языке или речи не являющиеся антонимами, но становящиеся ими в данном тексте. Он не овца, но волк. (в значении "жертва - хищник") Война между красными и белыми (в значении "воюющие стороны").

Синонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию. Синонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию.

Синтаксические средства выразительности: Контекстные (контекстуальные) синонимы - слова, являющиеся синонимами только в данном тексте (предложении). … богатый, большой внутренний мир.

Многозначные слова это слова, имеющие много значений. Лапа 1) нога, ступня; 2) ветвь хвойного дерева. Омонимы это слова, одинаковые по звучанию (при возможном различном написании) или написанию (при возможном различном звучании), но разные по значению. Планировать составлять план. Планировать постепенно, плавно снижаться Засыпать погружаться в сон. Засыпать покрыть слоем чего-нибудь сыпучего

Просторечная лексика сниженная, грубая, не рекомендуемая к использованию в общении, допустимая только в художественной литературе для достижения соответствующего эффекта. Рожа, моргалы, башка, хряпать, ржать Рожа, моргалы, башка, хряпать, ржать (в значении смеяться). Канцеляризм слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля. «Входящие исходящие», «надлежит», «доводится до вашего сведения» и т. п.

Устаревшие слова Историзмы – устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений, которые они обозначали. Арбалет, граммофон, кулак, барщина. Архаизмы – устаревшие слова, взамен которых существуют другие слова, обозначающие эти же реалии. Выя – шея, лепота – красота, позор – зрелище. Выя – шея, лепота – красота, позор – зрелище.

Неологизмы – новые слова ограниченного пользования, новизна которых ощущается носителями языка. Перестройка, ваучер, файл, спонсор, имидж. Перестройка, ваучер, файл, спонсор, имидж. Авторские неологизмы возникают в результате словотворчества отдельных людей. У В.В. Маяковского: мандолинить, молоткастый. У В.В. Маяковского: мандолинить, молоткастый. Такие неологизмы называют окказионализмами. Новые слова

Диалектизмы - это слова, употребляемые сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной общностью. Бурак- свёкла, козюли – змеи, няша – болото…

Заимствованная лексика - это слова, заимствованные из других заимствованные из других языков в результате языковых контактов. Метро, кофе, пальто, жюри. амбар, артист, авария.

Термин - слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. Термин - слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. Профессионализм – слова, используемые в речи людьми, объединёнными общей профессией. Профессионализм – слова, используемые в речи людьми, объединёнными общей профессией.

Жаргонизмы – слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными определёнными интересами, родом занятий, привычками. Общага – общежитие, халява – всё, что бесплатно, облом – неудача.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое (лексические единицы) в словарный состав языка. устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое (лексические единицы) в словарный состав языка. Сесть в калошу, Аннибалова клятва, нить Ариадны… Сесть в калошу, Аннибалова клятва, нить Ариадны…

Другие термины лексических средств выразительности - лексический повтор; - разговорная лексика; - сниженная разговорная лексика; - книжная (в т.ч. экспрессивная) лексика; - общественно-политическая лексика; - оценочная лексика; - экспрессивный лексический повтор.

Синтаксические средства выразительности: Лексический повтор - намеренное повторение в тексте одного и того же слова. С помощью этого приема в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого автор хочет обратить внимание читателей. Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.

Фонетические средства речевой выразительности

Звукоподражание – это подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы.

Ассонанс - – приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков. Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою (Н.А.Некрасов).

Аллитерация – (звукопись) (от лат. «собуквие») приём усиления изобразительности текста путём повторения согласных звуков. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин).

Благозвучие – отсутствие в речи неудобопроизносимых, «режущих» слух сочетаний звуков, которое обеспечивает приятное и лёгкое для восприятия звучание текста.

Поэтические тропы и фигуры

ТРОП ТРОП (от греч. tropos поворот, оборот речи) изобразительный приём, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении

Эпитет - эмоционально окрашенное определение, в котором употребляется переносное значение слова (чаще всего это бывает прилагательное). Алый вечер, алмазный иней, золотое сердце, льняные волосы, олимпийское спокойствие, синий вечер, красное солнце.

Метафора - скрытое сравнение. В сравнении оба сравниваемых предмета или явления налицо. В метафоре же предмет или явление, с которым производится сопоставление, остается не названным, а лишь подразумевается. Отговорила роща золотая Березовым веселым языком.

В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть (С.Есенин).

Олицетворение Олицетворение разновидность метафоры; это такое изображение неодушевленных предметов, растений или животных, при котором они говорят, думают и чувствуют, как человек. Обвеян вещею дремотой, Полураздетый лес грустит... Из летних листьев разве сотый, Блестя осенней позолотой, Еще на ветви шелестит. (Ф.И. Тютчев)

Перифраз(а) - замена прямого обозначения описательным оборотом. Наполеон - победитель при Аустерлице; Старость - осень жизни Япония - страна восходящего солнца, Санкт-Петербург - город на Неве Лев - царь зверей

Метонимия - художественный прием, в основе которого лежит перенос по смежности. Выпить стакан, съесть тарелку, пожал руку первой скрипке ( то есть перенос с предмета, инструмента на лицо, с названия помещения - на людей : виолончель, кларнет, класс, аудитория)

Синекдоха - употребление части для обозначения целого или обратное. Стадо в сто голов. И было слышно до рассвета, как ликовал француз. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.

Гипербола Гипербола это образное словоупотребление, преувеличивающее какой-нибудь предмет, признак, качество или действие с целью усилить художественное впечатление. Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз в семьсот рублей арбуз... И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).

Литота Литота образное выражение, противоположное гиперболе. Это художественное преуменьшение величины, значения изображаемого, имеющего своей целью эмоционально воздействовать на читателя: И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов).

Ирония (греч. Еirоnеiа- притворство, насмешка) – скрытая насмешка - один из тропов, перенос значения по противоположности. Отличительный знак - двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположенный ему, подразумеваемый. «Отколе, умная, бредёшь ты, голова»? (И. Крылов) (обращение к Ослу)

Сарказм Сарказм - высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка, выражающаяся часто в обличениях социального характера. Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты… (А.С.Грибоедов).

Сравнение Сравнение это образное выражение, в котором один предмет (явление, признак и т.п.) сопоставляется с дру­гим, обладающим каким- нибудь свойством в большей мере. Чаще всего сравнения присоединяются при помощи союзов как, точно, словно, будто, как бы, как будто и др. Очень распространено в языке бессоюзное сравнение в форме творительного падежа Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. (А.С. Пушкин).

Стилистические фигуры – фигуры речи Особое синтаксическое построение, служащее для усиления выразительности речи

Антитеза Стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений и их свойств. Выражается обычно антонимами словами с противоположными значениями. Дает возможность ярко противопоставить обозначаемые предметы или явления, противоположные проявления качества или свойства, сделав их смысловым «фокусом» фразы. Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт... (А.С. Пушкин)

Оксюморон Соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого В поэтическом тексте соединяются взаимопроницаемые противоположности, давая художественное изображение человека, предмета, явления в их внутренних противоречиях И день настал. Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, еще вчера Стонавший слабо над могилой (А.С. Пушкин). Стоило только мне погрузиться в эти пуховые волны, как какое-то снотворное, маковое покрывало тотчас надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящейся скукой и скучающей веселостью… (Н. С. Лесков).

Градация Расположение близких по значению слов и выражений в возрастающей или убывающей эмоционально- смысловой значимости. Он шел ни день, ни неделю, ни месяц, ни год... В седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. При одном предположении подобного случая вы бы должны были... испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, океаны слез!.. (Ф.М. Достоевский).

Анафора повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз) Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством... (М.Ю. Лермонтов).

Эпифора повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз). Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А.А.Блок). «Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков..." (Н. В.Гоголь).

инверсия Изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, для усиления выразительности речи. Сметливость его и тонкость чутья меня поразили (А.С.Пушкин).

параллелизм Однородное синтаксическое построение предложений или их частей Жизнь без тревог прекрасный светлый день, Тревожная весны младые грезы. Там солнца луч и в зной оливы сень, А здесь и гром, и, молния, и слезы... (А.А. Фет).

Бессоюзие (асиндетон) Фигура, основанная на намеренном пропуске союзов. Речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин)

Многосоюзие (полисиндетон) Фигура, основанная на сознательном повторении союзов. Речь замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость: Зато и внук, и правнук, и праправнук Растут во мне, пока я сам расту... (П.Г. Антокольский).

Аллюзия Соотнесение текста с каким-либо известным историческим фактом или литературным текстом. Я умываю руки аллюзия на евангельское повествование о Понтии Пилате.

эллипсис Пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумеваемого и восстанавливаемого по смыслу. Благодаря сжатости речи достигается динамичное изображение действия, напряженная смена событий. Чаще всего опускается сказуемое: Франц, в мою спальню вещи князя! обратился он к слуге, провожавшему Болконского (Л.Н.Толстой).

Парцелляция экспрессивный синтаксический приём, при котором предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. А все Кузнецкий мост, и вечные французы. Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок! (А. Грибоедов)

риторический вопрос Фигура речи, которая представляет собой по форме вопросительное предложение, употребленное не в собственном своем значении. Оно является по содержанию утвердительным и не требует ответа, а его вопросительная структура и интонация используются для того, чтобы привлечь внимание, повысить эмоциональное воздействие высказывания на читателя. Разве я не знаю его, эту ложь, которою он весь пропитан? (Л.Н.Толстой)

риторическое обращение Стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу. Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.С. Пушкин).

Риторическое восклицание - восклицательное предложение, которое в тексте выполняет роль усиления эмоциональности и выразительности речи. Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!

подхват Подчеркнутое повторение конца стиха в начале следующего стиха: Придет оно, большое, как глоток, Глоток воды во время зноя летнего. (Р.И. Рождественский) Последующая строка здесь как бы «подхватывает» предыдущую, связываясь с ней, откуда и название этой фигуры.

Умолчание – стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить… (И.А.Крылов)

Другие синтаксические средства выразительности - восклицательные предложения; - диалог, скрытый диалог; - вопросно-ответная форма изложения; - ряды однородных членов; - цитирование; - вводные слова и конструкции.

Тренируемся : 1, 2, 4, 5.

в ладошки небольших волн(4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он? (1)На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он? (6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей. (7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России... таланта, гения, пророка 14)С раздражением говорят о таком человеке, людей везучих… (12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих… 17)Глаза его (15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы. 18)Набежал ветер,пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала (18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видeния прошлого. (По В. Ганичеву)

B8. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове и с помощью такого синтаксического средства выразительности, как _____ (предложения 4, 5), приглашает читателя к размышлению. _____ («таланта, гения, пророка в своём окружении» в предложе-нии 12) позволяет судить о масштабе личности адмирала. Многие предложения текста построены с использованием такого синтаксического средства выразительности, как _____ («людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17), что придаёт размышлениям автора особую интонацию. _____ (например, «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала») усиливает впечатление от прочитанного». Список терминов: 1. сравнительный оборот 2. ряд однородных членов 3. фразеологизмы 4. инверсия 5. олицетворение 6. парцелляция 7. эпитеты 8. литота 9. вопросительные предложения

(1)Земля космическое тело, а мы космонавты, совершающие очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение мил­лионов лет. (З)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт. (4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7)Вопрос только размеров и времени. (8)Человечество, по-моему, это своеобразная болезнь планеты. 9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10)Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зелёную шубу леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. (12)Снуют, размножаются, делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли. (13)К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14)С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению. оригинальная болезнь (15)Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16)Успеет ли Земля выработать какое-нибудь проти­воядие? (По В. Солоухину)

В8. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «В первых двух предложениях текста использован такой троп, как ___________. Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведёт себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество это болезнь планеты». ____________ («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. Употребление в тексте ___________(предложения 8, 13, 14) подчёркивает, что всё сказанное автору далеко не безразлично. Употреблённый в 15-м предложении ___ «оригинальная» придаёт рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом». Список терминов: 1) эпитет 2) литота 3) вводные слова и вставные конструкции 4) ирония 5) развёрнутая метафора 6) парцелляция 7) вопросно-ответная форма изложения. 8) диалектизм 9) однородные члены предложения Ответ:5.9,3,1