Эпоха Возрождения и революция в идеологии и естествознании ( XIV – XVIII вв.) «Буржуазии для развития ее промышленности нужна была наука, которая исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы.» Это эпоха культурного подъема: бурное развитие науки, философии, литературы, искусства Причины Ренессанса: – переоткрытие античных трудов – подъем европейской культуры
Эпоха Возрождения и революция в идеологии и естествознании ( XIV – XVIII вв.) Воскрешение культуры античного мира Достижения греков - образцы для подражания. Начало ломки канонов схоластического, догматического мышления средневековья, идеологии феодального общества. Борьба против духовной диктатуры церкви.
Леонардо да Винчи, художник-анатом ( ) Чтобы сделать человеческое тело зрительно реалистичным, художник должен изучать не только контуры кожи, но и контуры мускулов, сухожилия и мышцы, и даже устройство костей. делал рассечения животных и человека сам иллюстрировал свои открытия. Гомология для объединения в группы многих животных внешне различного облика Гомология помогла заложить основы теории эволюции.
Леонардо да Винчи. Летательный аппарат для полета человека
Изучение кривизны вогнутых зеркал
Эскиз устройства для растяжения
Разработка новых принципов познания (Леонардо да Винчи) Основоположник нового экспериментального естествознания: Знания, не рожденные опытом, бесплодны и лишены всякой достоверности. Природа не нарушает своих закономерностей, их можно познать и положить в основу научного предвидения. Законы природы могут быть математически сформулированы, ибо «основой основ» являются математика и механика. Леонардо да Винчи плодотворно работал в разных областях естествознания. закодированный блокнот, его работе стала известна только в новейшие времена. Не оказал влияния на прогресс науки из-за противостояния церкви
Леонардо да Винчи закодированный блокнот его работе стала известна только в новейшие времена. не оказал влияния на прогресс науки из-за противостояния церкви. y.com/italian/224/vinci/gall eria.htm
Механистическая познавательная модель рассматривает природу как машину, прежде всего - как часы. Тенденция покорения природы, но ее оправданием служила теперь не божья воля, а идея прогресса. "преобразование природы" носило механистический характер: всегда прогрессивно, отрицательные эффекты игнорируются Новейший механицизм не видит опасности гибели планеты - наука найдет выход из любой трудности. Ни один прежний экологический кризис не был преодолен; попавшие в кризис цивилизации прошлого погибли (Мессапотамия, Египет, Греция и Рим, Центральная Америка) и замещались новыми этносами. Нынешний кризис глобален, поэтому новому этносу взяться будет, вероятно, неоткуда. Методологическая установка - выявить механизм и описывающие его уравнения.
Фрэнсис Бэкон ( ) «Настоящий родоначальник английского материализма и всей современной экспериментирующей науки – это Бэкон» К.Маркс, Ф. Энгельс изучение самой природы, ее законов, наблюдения и сравнения, опыт (в широком смысле) и эксперимент, индукция и анализ – основа познания природы.
Шекспир и Ф.Бэкон
Шекспир + Ф.Бэкон
Опыт = эксперимент Лондонское Королевское общество: «Nullius in verba» («Ничему не верить на слово»). Академия дель Чименто: «Provare e riprovare» («Проверять и снова проверять [на опыте]»).
Опыт Клод Перро: «…факты являются единственной силой, которая нам поможет превозмочь авторитет великих людей» С. Гейлс: опыт и наблюдения – единственное основание, на которое мы должны опираться. Жорж Луи Леклерка Бюффон:«В физике нужно искать опыта и бояться систем»
Коперник ( ): памятник в Варшаве
Иоганн Кеплер ( )
Галилей ( ) основоположник современного естествознания и экспериментального метода познания. развитие гелиоцентрической системы Коперника открытие и обоснование важнейших принципов механики: механика как теоретическая наука..
М.В.Ломоносов ( )
Задачи науки Невелик объем знаний, унаследованных от древности и средневековья «Главная работа в начавшемся теперь первом периоде развития естествознания заключалась в том, чтобы справиться с имевшимся налицо материалом. В большинстве областей приходилось начинать с самых азов…»
Задачи биологических наук Ф. Энгельс: «…в области биологии занимались главным образом еще накоплением и первоначальной систематизацией огромного материала, как ботанического и зоологического, так и анатомического и собственно физиологического».
Рене Декарт ( ) Создал в XVII в. первую систему природы (учение о строении мироздания и о его происхождении. Система основана на принципах механики
Вклад Декарта в естествознание Создатель АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГЕОМЕТРИИ МЕХАНИКА: – идея об относительности покоя и движения, – сохранение общего количества движения БИОЛОГИЯ: – учение о рефлексе. – Зрительное восприятие - идея о замкнутой дуге рефлекса. ЭМБРИОЛОГИЯ: эмбриология животных.
Готфрид Вильгельм Лейбниц ( ) Сочувствие механистическому материализму Создание философской системы объективного идеализма Учение о монадах. Учение о континууме: «Природа не делает скачков» Учения о предустановленной гармонии (преформизм)
Учение о «лестнице существ» Все живые существа составляют единый, непрерывный ряд Важно отыскать промежуточные формы между растениями и животными Все ступени лестницы существ существуют одновременно, изначальными, созданными богом и вечными. «Лестница существ» - источник зарождения эволюционной идеи
Ньютон ( )
законы классической механики закон всемирного тяготения теория движения небесных тел принципы оптики дифференциальное и интегральное исчисление механическая система мира.
Механическая система мира. Ньютона Стремление вывести все явления природы из начал механики Распространение в науке механической картины мироздания
Исаак Ньютон Основатель теоретической науки
Французский материализм XVIII века. Ф. Энгельс «Биология была еще в пеленках: растительный и животный организм был исследован лишь в самых грубых чертах, его объясняли чисто механическими причинами. В глазах материалистов XVIII человек был машиной так же, как животное в глазах Декарта.»
Создание новых организационных и материальных возможностей для развития естественных наук XVI – XVIII вв., Европа увеличение числа научных учреждений и обществ организация Академий наук рост числа университетов открытие обсерваторий организация ботанических садов организация музеев выход Трудов Академий создание и расширение государственных библиотек
Образование академий конец XVI – начало XVII в.- Флорентийская Академия дель Чименто (Италия). 1660г г. Королевское общество(Лондон) – Английская Академия наук 1666 г. – Парижская 1700 г. – Берлинская 1724 г. – Петербургская 1739 г. – Стокгольмская 1739 г. - Мюнхенская Академия наук и т. д.
Открытие обсерваторий Конец XVI в.- в Дании обсерватория Тихо Браге Парижская (1667) Гринвичская (1675) Московская (1701) Петербургская (1726) Пражская (1751) Вильнюсская (1753) Краковская (1791) и др.
Организация ботанических садов Задачи: научные и вытекающие из потребностей сельского хозяйства, медицины, промышленности г. - Ботанический сад в Париже (зоологический сад и естественно-исторические музеи) г. - Ботанический сад в Петербурге 1824 г. - Ботанический музей Академии наук 1759 г. -Ботанический сад в Кью (Англия) Ботанический сад в Упсале (Швеция), Линней г. -Ботанический сад в Калькутте.
Организация музеев Кунсткамера (1714 г.)
Музей патологической анатомии в Болонье (Италия) В Италии практика анатомирования была возобновлена в позднее Средневековье. В рамках законодательной школы в Болонье: причины смерти через посмертное вскрытие.
Анатомический театр в Болонье
Медицинские школы в Болонье и Салерно. анатомирование не заложило новых основ биологии. Цель - иллюстрация трудов Галена и Авиценны. Ученый: считал анатомирование слишком унизительной работой, делали «мастеровые» (не противоречить преподавателям). Ученик слушал лекции, не проверял, согласуются ли знания с фактами. повторялись и увековечивались грубейшие ошибки Галена
Создание новых организационных и материальные возможности для развития естественных наук XVI – XVIII вв Выход трудов многочисленных академий. Издание естественнонаучных сочинений Проведение конкурсов на премии по разработке определенных научных вопросов.
Создание и расширение государственных библиотек. Французская королевская библиотека переводится в 1595 г. в Париж как «Национальная библиотека» 1661 г. - организация Государственной библиотеки в Берлине 1714 г. – академическая библиотека в Петербурге 1753 г. –библиотека Британского музея 1795 г. – Петербургская публичная библиотека и т. д.
Изобретение приборов микроскоп термометр барометр и т.д.
Великие географические открытия XV – начала XVI в. Колумб.
Великие географические открытия XV – начала XVI в Васко да Гама Впервые достиг Индии, обогнув Африканский континент
Путешествия. «Великая северная экспедиция» (1733 – 1743) «Академические экспедиции» (1768 – 1777):И. Г. Гмелин, С. П. Крашенинников, С.Г. Гмелин, Г.В. Стеллер, В.Ф. Зуев, И. И. Лепехин, Н. Я. Озерецковский и др. Цель -изучение территорий, хозяйства, природных богатств, настоящего и исторических памятников Российской империи. Организации экспедиций - в Географическом департаменте АН.
Оренбургские экспедициия. Изучение Южного Урала - экспедиции П.П. Паллас, И.Г. Георги, И.И. Лепехин, И.П. Фальк. Обследование и оценка экономического состояния Башкортостана: разведка полезных ископаемых, топографическая съемка,
Оренбургские экспедициия. Ботанические и географические исследования собраны коллекции минералов и горных пород, историко-этнографические и археологические материалы, обследованы раститительный и животный мир Башкортостана описание Верхнекамской и Бугульминско- Белебеевской возвышенности.Бугульминско- Белебеевской возвышенности Впервые дано систематическое описание хозяйства, быта, обычаев и верований тюркских, славянских, финно-угорских народов Урало-Поволжья.
ПАЛЛАС Петр Симон (1741 – 1811) естествоиспытатель, географ и путешественник, чл. C.-Петербургской АН (1767). Учился в Германии, Голландии, Англии. 1767г.- по приглашению правительства прибыл в Россию – Академические экспедиции: сведения о минералах Уральских гор, растительном и животном мире, о быте, хозяйственных занятиях башкир. Автор трудов по ботанике, геологии, географии, истории, этнографии народов Урала и Сибири.