Уважаемые коллеги ! Вашему вниманию представлена презентация на тему : « Особенности обучения письму младших школьников с умственной отсталостью » Подготовила:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Advertisements

Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе.
Задачи уроков чтения Образователь ные задачи Воспитательные задачи Коррекционные задачи.
Логопедическая работа по коррекции дизорфографии Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Подготовила учитель-логопед МБСКОУ СКО школы-интернат VIII вида: Базаева Ю.Ю. г. Шатура.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Психолого-педагогическая характеристика детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе школы VIII вида.
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Автор: Сырейщикова Алена Евгеньевна. Место работы: Челябинская область, г.Кыштым, МС(к)ОУ С(к)ОШ 5 VIIIвида. Должность: учитель начальных классов
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Автор-составитель – учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Занятия с логопедом. Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Непременным условием нормального развития речи является своевременное.
Совершенствование фонетических умений – необходимое условие формирования языковых и коммуникативных компетентностей младших школьников.
Алгоритм логопедической работы в коррекционной школе.
Р АЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Преемственность дошкольного и школьного обучения. Обучение в первом классе предполагает, что ребёнок в подготовительной группе познакомился с такими учебными.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Транксрипт:

Уважаемые коллеги ! Вашему вниманию представлена презентация на тему : « Особенности обучения письму младших школьников с умственной отсталостью » Подготовила: учитель начальных классов ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 22 VIII вида» ст. Незлобной Привалова И. В. Уважаемые коллеги ! Вашему вниманию представлена презентация на тему : « Особенности обучения письму младших школьников с умственной отсталостью » Подготовила: учитель начальных классов ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 22 VIII вида» ст. Незлобной Привалова И. В.

В представленных материалах рассматриваются проблемы обучения письму умственно отсталых младших школьников. Показана коррекционная и практическая направленность материала уроков обучения письму, принципы обучения. Представлены материалы по разделам : « Практические грамматические упражнения », « Обучение фонетически правильному письму », « Обучение письму по правилу »; задачи работы, виды упражнений

Основная цель обучения русскому языку в условиях коррекционной школы – дать учащимся хотя и элементарный, но законченный объем знаний и умений в области грамматики и правописания и некоторые представления о творчестве русских классиков и современных писателей

Сформировать навыки и умения грамотного письма Научить правильно и осмысленно читать Научить правильно и последовательно излагать свои мысли Повысить уровень общего развития учащихся Формировать нравственные качества От того, как умственно отсталые дети овладеют навыками чтения и письма, связной устной и письменной речью, во многом зависит успешность всего педагогического процесса, обеспечение социальной адаптации выпускников Задачи обучения русскому языку в школе VIII вида

Коррекционная и практическая направленность уроков русского языка Коррекционная направленностьПрактическая направленность Учет недостатков речевого развития Учет недостатков прошлого опыта Выделение пропедевтических этапов Развитие речи в связи с другими уроками русского языка Специальные уроки развития устной речи Добукварный период Практические грамматические упражнения в младших классах Учет недостатков мыслительной деятельности Концентрическая структура программы Растянутость сроков обучения Изучение практической грамматики Цель: развитие речи как средства общения Специальный отбор материала Концентрическое введение грамматических категорий

Воспитывающего обучения Дифференцированного и индивидуального подхода Развития и коррекции ВПФ Сознательности и активности в обучении Доступности знаний Прочности знаний Научности материала и систематичности его изложения Наглядности в обучении Принципы коррекционно- развивающего обучения

Письмо – есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Психофизиологическая основа письма – взаимодействие речедвигательного, слухового, зрительного, моторного анализаторов и таких процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя

Овладение грамотой – первый этап школьного обучения умственно отсталых детей, в течение которого у них должны быть сформированы первоначальные навыки чтения и письма

Изучение и анализ анамнестических данных, данных психологического обследования ; Логопедическое обследование

Диагностика развития внимания, восприятия, памяти, мышления ; Исследование звукопроизношения ; Исследование сформированности звукослоговой структуры слова ; Исследование навыков языкового анализа ; Исследование грамматического строя речи ; Исследование навыков письма

Недостаточность всех уровней мыслительной деятельности, низкий уровень развития памяти, замедленное восприятие, отклонения от нормы ориентировки в пространстве, нарушение мелкой моторики пальцев рук Недостатки звукопроизношения в виде замен, искажений, смешений Искажение слоговой структуры слова (особенно в словах со стечением согласных) Трудности всех видов языкового анализа Нарушение грамматического строя речи, бедность синтаксических конструкций Во время выполнения письменных заданий быстро наступает утомление, резко снижается внимание, в работах большое количество ошибок и исправлений Недостаточность всех уровней мыслительной деятельности, низкий уровень развития памяти, замедленное восприятие, отклонения от нормы ориентировки в пространстве, нарушение мелкой моторики пальцев рук Недостатки звукопроизношения в виде замен, искажений, смешений Искажение слоговой структуры слова (особенно в словах со стечением согласных) Трудности всех видов языкового анализа Нарушение грамматического строя речи, бедность синтаксических конструкций Во время выполнения письменных заданий быстро наступает утомление, резко снижается внимание, в работах большое количество ошибок и исправлений

Подготовительный этап Коррекция и развитие высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления. 1 этап Коррекция и развитие мелкой моторики. Коррекция и развитие артикуляционного праксиса. Коррекция и формирование пространственных представлений. 2 этап Коррекция звукопроизношения. Коррекция и развитие фонематического слуха и восприятия. Преодоление нарушений письма. Подготовительный этап Коррекция и развитие высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления. 1 этап Коррекция и развитие мелкой моторики. Коррекция и развитие артикуляционного праксиса. Коррекция и формирование пространственных представлений. 2 этап Коррекция звукопроизношения. Коррекция и развитие фонематического слуха и восприятия. Преодоление нарушений письма.

Простое предложение Слова, обозначающие признаки предметов Звуки и буквы Предлог Слова, обозначающие предметы Родственные слова Имена собственные Имена собственные Слова, обозначающие действия предметов Изучаемые темы

o Первоначальные языковые обобщения формируются, прежде всего, в результате практической деятельности учащихся с языковыми и речевыми единицами, а не путем теоретических толкований o Практические языковые обобщения осваиваются учащимися в процессе сознательной деятельности o Первоначальные языковые обобщения вводятся в определенной строгой последовательности o Первоначальные языковые обобщения формируются на основе наглядно - практической деятельности детей

Виды упражнений Логические Языковые и речевые Словообразовательные Фонетические МорфологическиеСинтаксические Лексические ТворческиеКонструктивныеАналитические

Обучение фонетически правильному письму Обучение письму по правилу

1. Основная задача послебукварного периода – овладение навыком фонетически правильного письма, когда написание не расходится с произношением 2. Усвоение понятий (2 – 4 класс ): « звук » и « буква », « звуки гласные и согласные », « слог » 3. Уметь отличить по звуковому составу слова - паронимы 4. Уметь находить и указывать местоположение заданного звука, называть предыдущий или последующий звуки, определять порядок звуков в слове 5. Опираясь на звуковой анализ, правильно, без искажений писать слова, звуки в которых сходны по какому - либо ( акустическому или артикуляционному ) признаку, слова разной слоговой сложности 1. Основная задача послебукварного периода – овладение навыком фонетически правильного письма, когда написание не расходится с произношением 2. Усвоение понятий (2 – 4 класс ): « звук » и « буква », « звуки гласные и согласные », « слог » 3. Уметь отличить по звуковому составу слова - паронимы 4. Уметь находить и указывать местоположение заданного звука, называть предыдущий или последующий звуки, определять порядок звуков в слове 5. Опираясь на звуковой анализ, правильно, без искажений писать слова, звуки в которых сходны по какому - либо ( акустическому или артикуляционному ) признаку, слова разной слоговой сложности

графическое изображение отдельных букв, смешение их по сходству начертания слова, состоящие из трех или более слогов слова со стечением согласных кодирование буквами акустически сходных звуков ( звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих, аффрикат ) обозначение артикуляторно близких звуков ( р – л ) написание йотированных гласных, когда они стоят в начале слова или после согласных ( Яша, Рая ) обозначение мягкости согласных гласными буквами ( няня ) и буквой ь ( конь ) раздельное написание слов в предложении графическое изображение отдельных букв, смешение их по сходству начертания слова, состоящие из трех или более слогов слова со стечением согласных кодирование буквами акустически сходных звуков ( звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих, аффрикат ) обозначение артикуляторно близких звуков ( р – л ) написание йотированных гласных, когда они стоят в начале слова или после согласных ( Яша, Рая ) обозначение мягкости согласных гласными буквами ( няня ) и буквой ь ( конь ) раздельное написание слов в предложении Фронтальная работа над этим учебным материалом заключается в специальных упражнениях по развитию фонематического восприятия, зрительных восприятий и развитию тонко координированных движений пальцев рук

1 группа Упражнения на воспроизведение образца (списывание) 2 группа Дополнение буквой или слогом трудных для написания слов 3 группа Самостоятельное написание слов или предложений Принцип вариативности упражнений

Усвоение правила правописания – сложный психический процесс, который осуществляется при достаточно развитом умении отвлечься от конкретного содержания, видеть сходство и различие, общее и закономерное и на этой основе делать определенные выводы, обобщения, что оказывает влияние на выработку ассоциаций орфографического рода

Часто встречающиеся искажения звукового состава слова Механическое заучивание правила Фрагментарное усвоение правила Замена сложного правила простым на основе случайных, несущественных признаков Смешение грамматических понятий и орфографических правил Быстрая забываемость орфографического материала Неумение применять полученные знания на практике Часто встречающиеся искажения звукового состава слова Механическое заучивание правила Фрагментарное усвоение правила Замена сложного правила простым на основе случайных, несущественных признаков Смешение грамматических понятий и орфографических правил Быстрая забываемость орфографического материала Неумение применять полученные знания на практике Усвоение правил правописания умственно отсталыми школьниками младших классов зависит от ряда условий: от характера самого правила, индивидуальных и типологических особенностей учащихся, а также их интеллектуальных возможностей

Принцип сознательного усвоения орфографического правила (подготавливающие упражнения, постановка проблемы, объяснение) Применение правил на практике (решение орфографических задач) Повторение трудных случаев в начале и конце года, в начале и конце четверти, после прохождения каждой темы, при изучении каждой последующей темы Выработка умения контролировать себя при помощи усвоенного правила

Правила правописания Правописание имен собственных Изучение морфологических написаний Изучение правил правописания, определяемых произношением Слова с разделительным ь Обозначение мягкости согласных буквой ь Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова Правописание безударных гласных, проверяемых ударением Усвоение традиционных написаний Слова с непроверяемой безударной гласной Правописание гласных после шипящих

Виды грамматических упражнений Списывания с различными заданиями Несложные творческие работы Диктанты (творческие, выборочные, зрительные и т. д.) Работа с орфографическим словарем Составление предложений по темам Ответы на вопросы с предварительно поставленными грамматическими задачами Самостоятельный подбор примеров по заданию учителя Грамматический разбор По форме работы виды орфографических упражнений совпадают с грамматическими. Характер же задания становится иным в связи с изменением его цели

Специальная система коррекционной работы позволяет добиться стабильных результатов в обучении письму младших школьников с умственной отсталостью

1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. – М.: ВЛАДОС, Выготский Л. С. Проблемы общей психологии /Под ред. В. В. Давыдова / Собр. Соч. Т. – М., Воронкова В. В. Обучение грамоте и правописанию в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Школа-Пресс, Гнездилов М. Ф. Обучение русскому языку в младших классах вспомогательной школы. – М.: Учпедгиз, Гнездилов М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. – М., Гнездилов М. Ф. Практические грамматические упражнения в младших классах вспомогательной школы. – М., Гвоздев А. Н. Основы русской орфографии. – М., Жинкин Н. И. Механизмы письма. – М., Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение. – СПб, Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб. Изд-во «Союз», Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.