Формирование и развитие метапредметных умений учащихся, c использованием элементов образовательной технологии «РКМЧП»
Критическое мышление – открытое мышление не принимающие догм, развивающиеся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Творческое мышление – не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, часто выходит за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.
Цель обучения технологии РКМЧП- Учение, инициированное самими учащимися; Формирование точек зрения ; Активное исследование; Решение проблем; Критическое мышление; Обучение сообща; Письмо в помощь мышлению.
Базовая модель технологии РКМЧП Вызов Смысловая стадия Рефлексия Вызов Осмысление содержания Рефлексия
Приемы и методы стадии вызова. мозговой штурм; решение анаграмм с исключением лишнего; свободное письмо; разбивку на кластеры; блеф-игру «Верите ли Вы», что....».
Что объединяет эти изображения?
Решение анаграмм с исключением лишнего леруогдуглерод нмийекр кремний иксолодркислород ддрооов водород лйминиаю алюминий
Блеф-игра «Верите ли вы», что…» Есть то, что одновременно объединяет и отличает Францию и Республику Коми? Алюминий не пропускает солнечные и тепловые лучи? Алюминиевая посуда – признак низкого достатка? После окончания школы за отличную учебу и поведение Вас могут премировать алюминиевой кружкой?
Прием «Кластер» («гроздь») – это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Тема Смысловой блок Смысловой блок Смысловой блок Смысловой блок
Приемы и методы II стадии «Осмысление новой информации» Работа с информационной моделью химических свойств Al + простые вещества (неМе) + сложные вещества +О 2 +Hal 2 +S +H 2 O +кислоты +щелочи +соли +МеО
Этимологии понятия амфотерности с привлечением межпредметных связей «Амфос» в переводе «и с теми, и с другими». Амфибия – земноводное, ведущее двойной образ жизни: на суше и в воде; вид транспорта; Амфора – сосуд, совмещающий кувшин и вазу; Амфитеатр – арена и зрительный зал.
Работа с деформированными текстами по составлению генетических рядов металлов, неметаллов и амфотерных элементов. Ме … Ме(ОН) n MeKo неMe неMe 2 On … MeKo АЭ АЭ 2 О 3 AЭ(ОН) n …
Проблемный опыт Математики утверждают, что от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. А вот в химии это не всегда справедливо. Убедимся в этом, меняя порядок переливания растворов. В первом случае к раствору сульфата алюминия прилейте по каплям раствор щелочи, а во втором – наоборот. Видим в первом случае выпадение осадка, а во втором осадка нет. продолжается работа по заполнению кластера
«Толстые» и «тонкие» вопросы Так как не каждый вопрос является инструментом развития учащихся, таблица «тонких» и «толстых» вопросов может использоваться на любой из трех стадий урока. Также возможно составление «толстых» и «тонких» вопросов при выполнении домашнего задания.
«Тонкие» вопросы«Толстые» вопросы Где в Периодической таблице расположены щелочные металлы? Чем можно объяснить различие в химической активности щелочных металлов? Встречаются ли щелочные металлы в природе в свободном виде? и т.д. С чем связаны особые меры предосторожности при хранении щелочных металлов, каковы они? и т.д.
Приемы стадии «рефлексия» возврат к стадии вызова (к изображениям, показанным в начале), графический диктант с самоконтролем или контролем в парах, возврат к перевернутым схемам и кластерам, составление стихотворных форм (синквейн) составление текста рекламного объявления.
Синквейн. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме. 1 строка-1 существительное (тема) 2 строка-2 прилагательных (раскрывающие тему) 3 строка- 3 глагола (описывающие действия по теме) 4 строка- предложение (отношение к теме) 5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы)
Глина, Пластичная и загадочная, Лечит, таит секреты, заживляет, В тебе зародилась жизнь, Панацея.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» способствует формированию ключевых(базовых) компетентностей учащихся: информационной; социокультурной; коммуникативной.
Полезные источники Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В «Развитие критического мышления на уроке» - М.: Просвещение, Халперн Д. «Психология критического мышления». СПб., 2000-(Сер. «Мастера психологии»). Открытая образовательная жизнь…Сборник избранных работ зав.каф. ООТ МИОО в гг., к.п.н., доцента ПРОКОФЬЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ БОРИСОВНЫ, М., МИОО, Загашев И.О.,Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. «Учим детей критически мыслить». – СПб: «Альянс «Дельта»», Вишнякова Е.Е. «Заинтересовать чтением». Библиотека в школе. 16, Решетников П.Е. «Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера.» - М., 2000.
Контактная информация Учитель химии ГБОУ СОШ 1236 Смирнова Маргарита Валентиновна