1 Технология развития критического мышления через чтение и письмо С.Л.Каганович д.филол.н. профессор кафедры педагогики и психологии ОАОУ «НИРО» 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Advertisements

«Технология развития критического мышления».. « Технология развития критического мышления » Разработана в США в конце 20- го века : Ч. Темпл, Д. Стил,
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Выполнила Дробязко М. А.. Д.Клустер Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) Подготовила: Федорова Светлана Олеговна (учитель начальных классов)
Технология развития критического мышления (ТРКМ) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит) ТРКМ известна в России с 1997 года.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Изучение мыслительной деятельности учащихся средствами мониторинга на уроках истории и обществознания на основе применения технологии развития критического.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
Технология РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)
Смысловое чтение l Каждому ученику постоянно приходится работать с разными текстами. Главная цель этой работы понять прочитанный текст и использовать содержание.
Проект «Функциональное чтение». Цель проекта: выработать навыки функционального чтения; способствовать развитию критического мышления через чтение и письмо;
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
Направленность общего образования – личностное развитие ребенка - приобретение опыта разнообразной деятельности - приобретения опыта познания и самопознания.
Технология развития критического мышления Гимназия 111 Пильская М.А. «Недостаточно иметь хороший ум, главное – правильно его использовать». Рене Декарт.
Транксрипт:

1 Технология развития критического мышления через чтение и письмо С.Л.Каганович д.филол.н. профессор кафедры педагогики и психологии ОАОУ «НИРО» 2012

2 Авторы технологии (США): Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стил и др. В России реализуется с середины 90-х годов.

3 В основе технологии: Диалогическая концепция культуры М.Бахтина – В.Библера. Психологические исследования Л.Выготского, Ж.Пиаже и др. Педагогика сотрудничества Ш.Амонашвили.

4 Универсальная, метапредметная технология. Интегрирует и систематизирует подходы, приемы и техники технологий проблемного обучения, метода проектов и др. Может использо- ваться в разных предметных областях.

5 Что такое «критическое мышление»? Это мышление: свободное, независимое, рефлексивное, оценочное, аналитическое.

6 Творческое мышлениеКритическое мышление Дано от природыФормируется, развивается Невербальное, подсознательное Сознательная умственная деятельность Продуцирует новые идеи Оценивает имеющуюся информацию Направлено на преодо- ление стереотипов, на поиск новых подходов и решений Направлено на поиск оптимальных известных решений с применением имеющихся знаний, умений, навыков

7 Алгоритм технологии развития критического мышления (ТРКМ): Фаза вызова Фаза осмысления новой информации Фаза рефлексии

8 Содержание каждой фазы

9 вызов Актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов и цели деятельности. Мотивация, пробуждение интереса к теме, побуждение к работе с новой информацией. Работа ведется индивидуально, в парах, в группах.

10 осмысление Знакомство с новой информацией. Ее систематизация, соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы. Выявление затруднений и противоречий, корректировка целей. Работа ведется индивидуально или в парах.

11 рефлексия Анализ, интерпретация, творческая переработка новой информации. Рождение нового знания. Анализ и оценка собственной деятельности в процессе занятия. Работа ведется индивидуально, в парах, в группах.

12 Приемы технологии РКМ

13 «Инвентаризация» - составление списка известной информации Учащиеся записывают (обычно на стадии вызова индивидуально или после обсуждения в парах) известную им информацию по теме. В дальнейшем соотносят новую информацию с уже имеющейся и дополняют ее.

14 «Верите ли вы…?» - верные и неверные утверждения На стадии вызова учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). На стадии осмысления и рефлексии, работая с новой информацией, они проверяют правильность первоначального выбора.

15 Прием «ИНСЕРТ» I - interactive N - noting S - system E - effective R - reading and T - thinking (самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления)

16 Содержание приема: 1. Чтение текста с маркировкой: " V " - уже знал " + " - новое " - " - думаю иначе, не согласен " ? " - не понял, есть вопросы 2. Заполнение таблицы

17 Таблица «ИНСЕРТ» y+-? Я это знал новое ! Конспект нового материала Я думал иначе Непонятно, нужно разобраться

18 Таблица ЗХУ «Знаю – хочу узнать - узнал». Знаю (на фазе вызова) Хочу узнать (на фазе вызова) Узнал (на фазе осмысления или рефлексии) Работа в паре: что я знаю о теме урока? Формулирова- ние вопросов (целей) Запись ответов на вопросы (на основе полученной новой информации)

19 Концептуальная таблица Компоненты деятельности Традиционный, объяснительный способ обучения Развивающий, деятельностный способ обучения цельзадается педагогомвозникает у самих учащихся в процессе проблематизации мотивывнешние (оценка и др.)внутренние: интерес средства, способы д-ти выбираются педагогом, обычно "по образцу" совместно с учащимися, разнообразны, действияинвариантные, предусмотрены учит-м вариативны, по выбору ученика результатВнешний: ЗУНывнутренние личностные изменения (процесс важнее результата) оценкасравнение рез-та с эталоном сравнение с прежними результатами данного уч-ка рефлексия самооценка

20 Концептуальная таблица на уроках литературы Параметры сравнения Герой 1 (Пьер) Герой 2 (Андрей) портрет характер Речевая характерис- тика Отношение окружающих

21 Сводная таблица Тема 1Тема 2Линия сравн. Тема 3Тема 4Тема 5 Существ.. Прилаг. Глагол Причаст.Дееприч. ++ РодВ прош.вр Число Падеж Время Лицо Вид +++

22 Бортовой журнал Предположения Новая информация Что мы знаем по данной теме

23 Зигзаг (групповая работа с текстом) использована схема Н.П.Даньшиной, Оренбургская обл. 1 Рабочая группа 1 Экспертная группа 2 Экспертная группа 3 Экспертная группа 4 Экспертная группа

24 Ключевые слова Учитель произносит ключевые слова – дети определяют по ним тему урока (или задание, или предполагаемое содержание текста и т.д.)

25 «Тонкие» и «толстые» (проблемные) вопросы Толстые ?Тонкие ? Объясните, почему...? Почему Вы думаете...? В чем различие...? Предположите, что будет, если... ? Кто ? Что ? Когда ? Где? Согласны ли Вы...? Верно ли...?

26 Чтение с остановками (работа с художественным текстом) Вызов: обсуждение названия текста, предположения о его содержании. Осмысление: остановки по ходу чтения с обсуждением прочи- танного и предположениями о развитии сюжета. Рефлексия: выводы о правильности первичных предположений, подведение итогов обсуждения произведения в целом.

27 Эффективная лекция Стадия вызова: учащиеся, обсудив в парах, заполняют 1 графу таблицы «Бортовой журнал» – «Что мы знаем по данной теме». Стадия осмысления (поэтапное прослушивание лекции): на каждом этапе учащиеся индивидуально отмечают в 1 графе таблицы знаками + и – верность предположений и конспективно заполняют 2-ю графу «новая информация». Стадия рефлексии: учащиеся в парах сопоставляют 1 и 2 графы, обсуждают результаты работы. Итоговая рефлексия: коллективное обсуждение результатов работы.

Дискуссия Алгоритм проведения дискуссии 1.Начало дискуссии. Создание атмосферы, мотивация 2.Вводная часть. Постановка проблемы, проблемного вопроса. 3.Разбивка на группы, распределение ролей, определение участия каждого. Основные роли в группе: ведущий (организатор) - вовлекает в диалог всех участников аналитик – задает вопросы по ходу, подвергая сомнению сказанное протоколист – фиксирует все, что относится к решению проблемы, выступает от имени группы наблюдатель – оценивает участие каждого члена группы 4.Обсуждение проблемы в группах. 5.Представление результатов групповой работы перед классом. 6.Продолжение обсуждения и подведение итогов. Учитель может подводить итоги поэтапно – и в конце дискуссии. 28

Правила ведения дискуссии Выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения предсе- дательствующего (ведущего), повторные выступления могут быть только отсроченными, недопустима перепалка между участниками. Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами. В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться. Каждое высказывание должно быть внимательно рассмотрено. В ходе обсуждения недопустимо "переходить на личности", навешивать ярлыки, допускать уничижи тельные высказывания и т.п. 29

Регламент дискуссии выступление – до 3 минут реплика, вопрос на уточнение – 1 мин. ответ – до 2х минут выступление эксперта – до 10 минут 30

31 Кластер (русский язык) предло- жение простое двусо ставное односо ставное безличное неопред -личное опред. личное Назывное сложное

32 Кластер (литература) Роман тизм обстоятельства Экзотические страны история Мир фантази и Природа Характеры (герои) бунтарь беглец мечтатель

33 Синквейн 11 словоТема (предмет, герой)Существительное 22 словаОписаниеПрилагательные, причастия 33 словаДействияГлаголы 44 словаХарактеристика, отношение к теме 1 предложение 51 словоСущность темы – образный синоним 1-го Существительное

34 Синквейн УЧИТЕЛЬ Добрый, знающий. Учит, воспитывает, помогает. Много идей – мало времени! Призвание. УЧИТЕЛЬ Суетливый, крикливый. Объясняет, вдалбливает, ждет, когда окончится эта пытка? Бедолага!

35 Использование приемов технологии на разных стадиях ее алгоритма

36 Стадия вызова «Инвентаризация» «Верите ли вы…» «Ключевые слова» «Тонкие» и «толстые» вопросы Кластер, таблица, синквейн, чтение с остановками – с возвращением на 3-й стадии

37 Стадия осмысления ИНСЕРТ (чтение с маркировкой) Заполнение таблиц – ЗХУ, сводной, «бортового журнала» и др. Зигзаг Лекция Поиск в тексте ответов на вопросы

38 Стадия рефлексии Ответы на вопросы Кластер Синквейн Проверка и обсуждение таблиц Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям Собственно рефлексия – анализ и оценивание проделанной работы

39 Источники: Загашев И.О.,Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития.СПб Загашев И.О.,Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.СПб Кулюткин Ю.Н.,Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия.СПб сайт Центра развития критического мышления СПб.