Решение тестовых задач на движение ( подготовка к ЕГЭ ) ПодготовилиНикитина Ирина Александровна Алышова Наталья Сергеевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед! Нивен. А. презентацию подготовила учитель МАОУ «Лицей 62» г. Саратова Воеводина Ольга Анатольевна.
Advertisements

Решение заданий В13 (тест) по материалам открытого банка задач ЕГЭ по математике 2013 года Часть 3.
Конкурс презентаций «Интерактивная мозаика» Савченко Елена Михайловна, учитель математики высшей квалификационной.
Решение заданий В13 (тест) по материалам открытого банка задач ЕГЭ по математике 2013 года Часть 1.
Задачи на движение обычно содержат следующие величины: – время, – скорость, – расстояние. Равенства, связывающее.
Решение заданий В13 (задачи на движение) по материалам открытого банка задач ЕГЭ по математике 2013 года МБОУ СОШ 5 – «Школа здоровья и развития» г. Радужный.
112 11–х Моторная лодка прошла против течения реки 112 км и вернулась в пункт отправления, затратив на обратный путь на 6 часов меньше. Найдите скорость.
АB St v1v1v1v1 v2v2v2v2 Движение навстречу v = v1 + v2v1 + v2v1 + v2v1 + v2 АB v1v1v1v1 v2v2v2v2 Движение.
Решение заданий В13 (тест) по материалам открытого банка задач ЕГЭ по математике 2013 года Часть 2.
Прототип задания B13 ( 99608) Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 80 км/ч, проезжает мимо придорожного столба за 36 секунд. Найдите длину поезда в.
Савченко Елена Михайловна, учитель математики высшей квалификационной категории. Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 1, г. Полярные Зори,
Консультационный центр по подготовке выпускников к Государственной (итоговой) аттестации.
Решение практико- ориентированных задач при подготовке к ГИА и ЕГЭ по математике.
АB St v1v1v1v1 v2v2v2v2 Движение навстречу v = v1 + v2v1 + v2v1 + v2v1 + v2 АB v1v1v1v1 v2v2v2v2 Движение в противоположных направлениях v = v 1 + v 2.
Задача 12 Из пункта A в пункт B одновременно выехали два автомобиля. Первый проехал с постоянной скоростью весь путь. Второй проехал первую половину пути.
«Текстовые задачи по математике», 9 класс. Дистанционный курс.
В13. В13. Теплоход проходит по течению реки до пункта назначения 560 км и после стоянки возвращается в пункт отправления. Найдите скорость теплохода в.
К ЕГЭ шаг за шагом Задачи группы В12 Prezentacii.com.
Национальный институт образованияАдамович Т.А., Кирись Г.В. Задачи на движение Текстовые задачи.
Савченко Елена Михайловна, учитель математики высшей квалификационной категории. Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 1, г. Полярные Зори,
Транксрипт:

Решение тестовых задач на движение ( подготовка к ЕГЭ ) ПодготовилиНикитина Ирина Александровна Алышова Наталья Сергеевна

Текстовые задачи являются традиционным разделом на вступительных экзаменах. Как правило, основная трудность при решении текстовой задачи состоит в переводе её условий на математический язык уравнений. Общего способа такого перевода не существует. Однако многие задачи на вступительных экзаменах, достаточно типичны.

Цель урока: Закрепление умений решения задач различными способами (с помощью уравнений и по действиям); Закрепление умений решения задач различными способами (с помощью уравнений и по действиям); знакомство с другими способами решения текстовых задач (подбор, полный перебор, метод предположения); знакомство с другими способами решения текстовых задач (подбор, полный перебор, метод предположения); привитие аккуратности, математической грамотности. привитие аккуратности, математической грамотности.

Основные цели решения текстовых задач в школьном курсе математики: научить переводить реальные предметные ситуации в различные математические модели, научить переводить реальные предметные ситуации в различные математические модели, обеспечить действенное усвоение учащимися основных методов и приемов решения учебных математических задач. обеспечить действенное усвоение учащимися основных методов и приемов решения учебных математических задач.

Этапы решения текстовых задач: Анализ содержания задачи. Анализ содержания задачи. Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения. Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения. Осуществление плана решения задачи. Осуществление плана решения задачи. Проверка решения задачи. Проверка решения задачи.

Стандартная схема решения таких задач включает в себя: 1.Выбор и обозначение неизвестных. 2.Составление уравнений (возможно неравенств) с использованием неизвестных и всех условий задачи. 3.Решение полученных уравнений (неравенств). 4.Отбор решений по смыслу задачи.

Основными типами задач на движение являются : Основными типами задач на движение являются : задачи на движение по прямой (навстречу и вдогонку); задачи на движение по прямой (навстречу и вдогонку); задачи на движение по замкнутой трассе; задачи на движение по замкнутой трассе; задачи на движение по воде; задачи на движение по воде; задачи на среднюю скорость; задачи на среднюю скорость; задачи на движение протяжённых тел. задачи на движение протяжённых тел.

Задачи на движение. При решении этих задач принимают следующие допущения: Если нет специальных оговорок, то движение считают равномерным. Если нет специальных оговорок, то движение считают равномерным. Скорость считается величиной положительной. Скорость считается величиной положительной. Всякие переходы на новый режим движения, на новое направление движения считают происходящим мгновенно. Всякие переходы на новый режим движения, на новое направление движения считают происходящим мгновенно. Если тело с собственной скоростью х движется по реке, скорость течения которой равна у, то скорость движения тела по течению считается равной (х + у), а против течения – равной (х – у). Если тело с собственной скоростью х движется по реке, скорость течения которой равна у, то скорость движения тела по течению считается равной (х + у), а против течения – равной (х – у).

Задачи на движение: В задачах на движение используются обычно формулы, выражающие законы равномерного движения: S=V·t, где S- пройденное растояние, V- cкорость равномерного движения, t - время движения. При составлении уравнений в таких задачах часто бывает удобно прибегнуть к геометрической иллюстрации процесса движения: путь изображается в виде отрезка прямой, место встречи движущихся с разных сторон обьектов точкой на отрезке и т.д. Часто для усложнения задачи её условие формулируется в различных единицах измерения(метры, километры, часы, минуты и т.д.). В этом случае при выписывании уравнений необходимо пересчитывать все данные задачи в одинаковых единицах измерения:

Задачи на движение: Движение на встречу: Движение на встречу: Движение вдогонку: Движение вдогонку: Движение по окружности Движение по окружности (замкнутой трассе): (замкнутой трассе): Средняя скорость: Средняя скорость:

Задачи на движение Встречное движение v 1 v 2 v 1 v 2 t 1 t 2 t 1 t 2 s 1 t встр s 2 s 1 t встр s 2 s s t 1 =t 2 =t встр. V сбл =v 1 +v 2 s=v сбл *t сближ Обьекты, начавшие двигаться навстречу друг другу одновременно, движутся до момента встречи одинаковое время.

1. Из городов A и B навстречу друг другу выехали мотоциклист и велосипедист. Мотоциклист приехал в B на 3 часа раньше, чем велосипедист приехал в A, а встретились они через 48 минут после выезда. Сколько часов затратил на путь из B в A велосипедист?11 у х S, часть Велосипедист Мотоциклист v,v,v,v, часть/ч часть/ч t, ч 1 у1х на весь путь Если в задаче не дано расстояние, очень удобно считать весь путь, как 1 целая часть. На 3 часа >> x – у = 3 1 у 1 х + навстречуv48 60 встречиt S1 1у 1 х + = часть 1 часть часть/ч1у1х часть/ч 4 5 ч Ответ: 4 ч

Движение в одном направлении v 1 v 2 v 1 v 2 t 1 t 2 t 1 t 2 s s 2 s s 2 s 1 v сближ = v 1 -v 2,. s=s 1 -s 2, s=v сбл *t встр s 1 v сближ = v 1 -v 2,. s=s 1 -s 2, s=v сбл *t встр

10 км/ч 2.Первый велосипедист выехал из поселка по шоссе со скоростью 15 км/ч. Через час после него со скоростью 10 км/ч из того же поселка в том же направлении выехал второй велосипедист, а еще через час после этого третий. Найдите скорость третьего велосипедиста, если сначала он догнал второго, а через 2 часа 20 минут после этого догнал первого. Ответ дайте в км/ч. 2 2 x км/ч Удобно показать на схеме тот момент, когда 1-й вел. был в пути уже 2 ч, а 2-й вел. один час. t 30 км 10 км 312 t х – 10 х – 10 3 й и 2 й v, вдогонку S,S,S,S, км км t, ч 3 й и 1 й х – 15 х – 15 t 312 t 312 (t ) (х – 15) (х – 15) (х – 10) (х – 10)t = 10 = 30 С системой придется потрудиться. При выборе ответа учтем, что скорость 3-го велосипедиста должна быть больше 15. Ответ: Отметим на схеме примерное место встречи 2 го и 3 го И примерное место встречи 1 го и 3 го t t

Движение в противоположных направлениях В таких задачах два тела могут начинать движение в противоположных направлениях из одной точки: а) одновременно; а) одновременно; б) в разное время. А могут начинать свое движение из двух разных точек, находящихся на заданном расстоянии, и в разное время. Общим теоретическим положением для них будет следующее: v удал. = v1+ v2, где v1 и v2 соответственно скорости первого и второго тел. (Схематический чертеж строится аналогично предыдущим).

3. 3. Велосипедист выехал с постоянной скоростью из города А в город В, расстояние между которыми равно 72 км. На следующий день он отправился обратно со скоростью на 6 км/ч больше прежней. По дороге он сделал остановку на 6 часов. В результате он затратил на обратный путь столько же времени, сколько на путь из А в В. Найдите скорость велосипедиста на пути из А в В. Ответ дайте в км/ч. Путь В-А х Путь А-В v,км/ч t,t,t,t, ч S, км 72 72х х+6 72=х+6 Решите уравнение самостоятельно и найдите ответ на вопрос задачи. Чтобы найти время надо расстояние разделить на скорость t = S v 72 Остановка х = х А В 72 км 6ч 6ч Это условие поможет ввести х … 6 км/ч

Движение по воде При движении по течению реки скорость объекта складывается из его скорости в стоячей воде и скорости течения реки. При движении против течения реки, скорость объекта равна разности скорости объекта в стоячей воде и скорости течения реки. Движущийся плот всегда имеет скорость течения реки.

4. Теплоход проходит по течению реки до пункта назначения 560 км и после стоянки возвращается в пункт отправления. Найдите скорость теплохода в неподвижной воде, если скорость течения равна 4 км/ч, стоянка длится 8 часов, а в пункт отправления теплоход возвращается через 56 часов после отплытия из него. Ответ дайте в км/ч. х–4х–4х–4х–4 По. теч. Пр. теч. 560 Пусть v соб. = x х+4v,км/ч 560 S,S,S,S, км км справка Это условие поможет ввести х … Чтобы найти время надо расстояние разделить на скорость t = S v 560 х+4 х+4 t,ч справка560 х–4 х–4 56ч 56ч Реши уравнение самостоятельно Стоянка = 560 х+4 х+4560 х–4 х–4 856 Чтобы найти скорость по течению Чтобы найти скорость по течению надо к собственной скорости прибавить скорость течения Стоянка длилась 8 ч – это время также надо учесть Чтобы найти скорость против течения надо из собственной скорости отнять скорость течения Ответ: 24

движение по замкнутой трассе Если два велосипедиста одновременно начинают движение по окружности в одну сторону со скоростями v 1 и v 2 соответственно (v 1 > v 2 соответственно), то 1-й велосипедист приближается ко 2 со скоростью v 1 – v 2. В момент, когда 1-й велосипедист в первый раз догоняет 2-го, он проходит расстояние на один круг больше. Продолжить Показать В момент, когда 1-й велосипедист во второй раз догоняет 2-го, он проходит расстояние на два круга больше и т.д.

12 5.Из одной точки круговой трассы, длина которой равна15 км, одновременно в одном направлении стартовали два автомобиля. Скорость первого автомобиля равна 60 км/ч, скорость второго равна 80 км/ч. Сколько минут с момента старта пройдет, прежде чем первый автомобиль будет опережать второй ровно на 1 круг? 1 красный 2 зеленый 60 80v, км/ч км/ч на 15 км меньше (1 кру г) Уравнение: Ответ: 45 х получим в часах. Не забудь перевести в минуты. t,t,t,t,ч х х S,км 60х 80х Показать

Движение протяжённых тел. В задачах на движение протяженных тел требуется, как правило, определить длину одного из них. Наиболее типичная ситуация: определение длины поезда, проезжающего мимо столба или протяженной платформы. В первом случае поезд проходит мимо столба расстояние, равное длине поезда, во втором случае расстояние, равное сумме длин поезда и платформы. При решении задач на движение двух тел часто очень удобно считать одно тело неподвижным, а другое приближающимся к нему со скоростью, равной сумме скоростей этих тел (при движении навстречу) или разности скоростей (при движении вдогонку). Такая модель помогает разобраться с условием задачи.

2 6. По морю параллельными курсами в одном направлении следуют два сухогруза: первый длиной 120 метров, второй длиной 80 метров. Сначала второй сухогруз отстает от первого, и в некоторый момент времени расстояние от кормы первого сухогруза до носа второго составляет 400 метров. Через 12 минут после этого уже первый сухогруз отстает от второго так, что расстояние от кормы второго сухогруза до носа первого равно 600 метрам. На сколько километров в час скорость первого сухогруза меньше скорости второго? Р ешение. Будем считать, что первый сухогруз неподвижен, а второй приближается к нему со скоростью v (м/мин), равной разности скоростей второго и первого сухогрузов. Тогда за 12 минут второй сухогруз проходит расстояние 120 м 400 м 600 м 80 м 1200 м tSv * 60 :

Чтобы определить среднюю скорость при неравномерном движении, надо весь пройденный путь разделить на все время движения:

7. Автомобиль двигался 3,2ч по шоссе со скоростью 90км/ч, затем 1,5ч по грунтовой дороге со скоростью 45км/ч, наконец, 0,3ч по проселочной дороге со скоростью 30км/ч. Какова средняя скорость движения автомобиля на всем пути? Средняя скорость движения определяется по формуле:

3. Определим все время движения: 2. Определим весь путь: 1. Определим длину каждого участка пути: 4. Найдем среднюю скорость движения:

Примеры задач на движение из открытого банка заданий ЕГЭ (В12): 1. Из пункта A в пункт B одновременно выехали два автомобиля. Первый проехал с постоянной скоростью весь путь. Второй проехал первую половину пути со скоростью 24 км/ч, а вторую половину пути со скоростью, на 16 км/ч большей скорости первого, в результате чего прибыл в пункт В одновременно с первым автомобилем. Найдите скорость первого автомобиля. 2. Велосипедист выехал с постоянной скоростью из города А в город В, расстояние между которыми равно 70 км. На следующий день он отправился обратно в А со скоростью на 3 км/ч больше прежней. По дороге он сделал остановку на 3 часа. В результате велосипедист затратил на обратный путь столько же времени, сколько на путь из А в В. Найдите скорость велосипедиста на пути из В в А. 3. Два велосипедиста одновременно отправились в 240-километровый пробег. Первый ехал со скоростью, на 1 км/ч большей, чем скорость второго, и прибыл к финишу на 1 час раньше второго. Найти скорость велосипедиста, пришедшего к финишу первым.

4. Моторная лодка прошла против течения реки 112 км и вернулась в пункт отправления, затратив на обратный путь на 6 часов меньше. Найдите скорость течения, если скорость лодки в неподвижной воде равна 11 км/ч. 5. Моторная лодка в 10:00 вышла из пункта А в пункт В, расположенный в 30 км от А. Пробыв в пункте В 2 часа 30 минут, лодка отправилась назад и вернулась в пункт А в 18:00 того же дня. Определите (в км/ч) собственную скорость лодки, если известно, что скорость течения реки 1 км/ч. 6. Теплоход проходит по течению реки до пункта назначения 200 км и после стоянки возвращается в пункт отправления. Найдите скорость течения, если скорость теплохода в неподвижной воде равна 15 км/ч, стоянка длится 10 часов, а в пункт отправления теплоход возвращается через 40 часов после отплытия из него. 7. От пристани А к пристани В, расстояние между которыми равно 110 км, отправился с постоянной скоростью первый теплоход, а через 1 час после этого следом за ним, со скоростью на 1 км/ч большей, отправился второй. Найдите скорость второго теплохода, если в пункт В он прибыл одновременно с первым.

8. Пристани А и В расположены на озере, расстояние между ними равно 390 км. Баржа отправилась с постоянной скоростью из А в В. На следующий день она отправилась обратно со скоростью на 3 км/ч больше прежней, сделав по пути остановку на 9 часов. В результате она затратила на обратный путь столько же времени, сколько на путь из А в В. Найдите скорость баржи на пути из А в В. 9. Из двух городов, расстояние между которыми равно 560 км, навстречу друг другу одновременно выехали два автомобиля. Через сколько часов автомобили встретятся, если их скорости равны 65 км/ч и 75 км/ч? 10. Из городов A и B, расстояние между которыми равно 330 км, навстречу друг другу одновременно выехали два автомобиля и встретились через 3 часа на расстоянии 180 км от города B. Найдите скорость автомобиля, выехавшего из города A. 11. Расстояние между городами A и B равно 435 км. Из города A в город B со скоростью 60 км/ч выехал первый автомобиль, а через час после этого навстречу ему из города B выехал со скоростью 65 км/ч второй автомобиль. На каком расстоянии от города A автомобили встретятся?

12. Товарный поезд каждую минуту проезжает на 750 метров меньше, чем скорый, и на путь в 180 км тратит времени на 2 часа больше, чем скорый. Найдите скорость товарного поезда. 13. Расстояние между городами A и B равно 150 км. Из города A в город B выехал автомобиль, а через 30 минут следом за ним со скоростью 90 км/ч выехал мотоциклист, догнал автомобиль в городе C и повернул обратно. Когда он вернулся в A, автомобиль прибыл в B. Найдите расстояние от A до C. 14. Два мотоциклиста стартуют одновременно в одном направлении из двух диаметрально противоположных точек круговой трассы, длина которой равна 14 км. Через сколько минут мотоциклисты поравняются в первый раз, если скорость одного из них на 21 км/ч больше скорости другого? 15. По двум параллельным железнодорожным путям в одном направлении следуют пассажирский и товарный поезда, скорости которых равны соответственно 90 км/ч и 30 км/ч. Длина товарного поезда равна 600 метрам. Найдите длину пассажирского поезда, если время, за которое он прошел мимо товарного поезда, равно 1 минуте. Ответ дайте в метрах.

16. Из пункта A круговой трассы выехал велосипедист, а через 30 минут следом за ним отправился мотоциклист. Через 10 минут после отправления он догнал велосипедиста в первый раз, а еще через 30 минут после этого догнал его во второй раз. Найдите скорость мотоциклиста, если длина трассы равна 30 км. 17. Часы со стрелками показывают 8 часов 00 минут. Через сколько минут минутная стрелка в четвертый раз поравняется с часовой? 18. Половину времени, затраченного на дорогу, автомобиль ехал со скоростью 74 км/ч, а вторую половину времени со скоростью 66 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч. 19. Путешественник переплыл море на яхте со средней скоростью 20 км/ч. Обратно он летел на спортивном самолете со скоростью 480 км/ч. Найдите среднюю скорость путешественника на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч. 20. Первую треть трассы автомобиль ехал со скоростью 60 км/ч, вторую треть со скоростью 120 км/ч, а последнюю со скоростью 110 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.

21. Первые два часа автомобиль ехал со скоростью 50 км/ч, следующий час со скоростью 100 км/ч, а затем два часа со скоростью 75 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч. 22. Первые 190 км автомобиль ехал со скоростью 50 км/ч, следующие 180 км со скоростью 90 км/ч, а затем 170 км со скоростью 100 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч. 23. Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 80 км/ч, проезжает мимо придорожного столба за 36 секунд. Найдите длину поезда в метрах. 24. Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 60 км/ч, проезжает мимо лесополосы, длина которой равна 400 метрам, за 1 минуту. Найдите длину поезда в метрах.

Литература 1.Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова Математика Повторение курса в формате ЕГЭ Рабочая программа 11 класс Ростов-на-Дону: Легион, Д. А. Мальцев, А.А. Мальцев, Л.И. Мальцева Математика. Всё для ЕГЭ Часть I, Ростов-на-Дону: Мальцев Д.А., М.:НИИ школьных технологий, ЕГЭ Математика. Типовые тестовые задания. Под ред. СеменоваА.Л., Ященко И.В. М.: Экзамен, с. 4.ЕГЭ. Математика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. Лаппо Л.Д., Попов М.А. М.: Экзамен, с 5.Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: Математика. Высоцкий И.Р, Гущин Д.Д, Захаров П.И. и др. М.: АСТ, Астрель, с. 6.ЕГЭ 2011.Математика.Типовые экзаменационные варианты (30 вариантов) под редакцией А.Л.Семенова и И.В.Яценко,нац.образование,2011, 240 стр. 7. С.А. Шестаков, Д.Д. Гущин ЕГЭ 2010 математика задача В12 Рабочая тетрадь, под редакцией А.Л.Семенова и И.В.Яценко, разработано МИОО 8. Анимация ; 9. Картины Диагностические и тренировочные работы ГИА и ЕГЭ. Сайт А. А. Ларина сайт Савченко Елены Михайловны.