Учет затрат на НИОКР и их результатов как активов: отечественный и зарубежный опыт, противоречия и перспективы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие нормативно-правового регулирования в науке и инновационной деятельности Москва 2006.
Advertisements

Итоги законодательной деятельности Новгородской области за 9 месяцев 2006 года Программой законопроектной работы Программой законопроектной работы планировалось.
Правовые проблемы реализации Федерального закона 217 Татьяна Никифорова «Инновационное развитие России: проблемы законодательного обеспечения» Москва,
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
Учет налоговых расходов. Предложения по интеграции потерь бюджетной системы от налоговых льгот и освобождений в бюджетную статистику.
Правовое регулирование государственного управления Лекция 2. Правовые основы государственного регулирования деятельности государственных и муниципальных.
ОАО «КОНЦЕРН «ЦНИИ «ЭЛЕКТРОПРИБОР» ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РФ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОССИЯ г. Организационно- методологические проблемы распределения.
Лекция на тему: «Развитие законодательной основы бюджетного учета в Российской Федерации»
Оценка качества финансового менеджмента Управление Федерального казначейства по Архангельской области Начальник отдела финансового обеспечения Бурнашева.
Федеральный закон от N 83-ФЗ (ред. от ) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием.
Основы организации бюджетного процесса. Правовой основой бюджетного процесса в Российской Федерации выступают: Конституция Российской Федерации, Бюджетный.
Отдельные вопросы финансового обеспечения деятельности учреждений в новых условиях (открытие и ведение лицевых счетов)
Коммерциализация и охрана интеллектуальной собственности: условия, институты, перспектива.
Новый налоговый режим ЗПИФ: практические вопросы и перспективы Евгений Жук, ведущий юрист IMAC ® КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ИНВЕСТОР – 2011 Искусство управления.
« Бухгалтерский учет основных средств» (на примере ООО «Хлебороб» Петровского района)» Выполнила: Данченко Оксана Андреевна студентка 3 курса 10 группы.
План финансово-хозяйственной деятельности и бюджетная смета.
О возможностях реализации Федерального закона 217-ФЗ от г. Докладчик: Данилов Олег Федорович.
Специальные налоговые льготы Для организаций, зарегистрированных : –в особых экономических зонах (ОЭЗ) с г. (закон 117 ФЗ от г.) –в.
На базе научно-технического задела институтов СО РАН работают 96 российских организаций и 3 зарубежные фирмы 26 институтов СО РАН входят в число учредителей.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Лекция.
Транксрипт:

Учет затрат на НИОКР и их результатов как активов: отечественный и зарубежный опыт, противоречия и перспективы

КритерийПБУ 14/00ПБУ 14/07US GAAPМСФО 38 Отсутствие материально- вещественной формы Обязательно Возможность идентификации (выделения, отделения от другого имущества) Обязательно НеобязательноОбязательно Использование в течение длительного времени (свыше 12 месяцев) Обязательно Необязательно Способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем Обязательно Наличие охранных документов (либо контроль организацией над НМА) Обязательно (в отношении всех организаций: нужны документы о существовании НМА и права организации на РИД или средство индивидуализации) Обязательно (в отношении всех организаций: нужны документы о существовании НМА и права организации на РИД) Необязательно (пример: если разработка приносит экономическую выгоду, то ее можно учитывать как НМА без охранных документов) Обязательно (в отношении всех организаций: нужны права организации на РИД) Намерение не продавать активОбязательно Обязательно (в течение 12 месяцев) Необязательно Признание гудвилла Нет регламентации, о том, что признается гудвиллом Внутренне созданный - не признается НМА; созданный в результате слияния или покупки - признается НМА Внутренне созданный - не признается НМА; созданный в результате слияния или покупки – выделяется отдельной статьей и не признается НМА Внутренне созданный - не признается НМА; созданный в результате слияния или покупки - выделяется отдельной статьей и не признается НМА

Машиностроительные компанииИностранныеРоссийские Средняя доля НМА в активах (с Гудвилл) равна отношению суммы НМА всех компаний к сумме активов всех компаний по опубликованным отчетам 12,4%1,7% НМА в активах (без Гудвилл) – приведены у некоторых по ПБУ, у некоторых по МСФО 2,3%0,2-3,9 Минимальное значение НМА в активах 4,3%0,2% Максимальное значение НМА в активах 22,7%3,9% Таблица 2. Доля НМА в активах машиностроительных компаний для России и остального мира по данным на года Рассмотрены российские машиностроительные компании, входящие в число тех, по которым рассчитывается производственный индекс РТС - ОАО «КАМАЗ», ОАО «SOLLERS», ОАО «ГАЗ», ОАО «Силовые машины», а в качестве иностранных Siemens, GE, Caterpillar то по отчетности за 2008/2007 год (данные собраны Т.Париловой)

Рассмотрим теперь долю НМА в активах авиастроительных компаний ОАО ММЗ «Вперед», ОАО «Прогресс», ОАО «Гидромаш», ОАО «Климов», ОАО АХК «Сухой». Российские компании Авиастроительные компании без «Сухой»/с «Сухой» НМА в активах, % (с Гудвилл) 0,005% (2,2%) Минимальное значение,% 0,0001% Максимальное значение, % (с Гудвилл) 0,1% (2,6%)

Каковы причины постановки прав на РНТД на баланс предприятия в качестве НМА? Предлагаются следующие ответы: Для роста капитализации и повышения инвестиционной привлекательности предприятия. Для снижения издержек – амортизация на НМА начисляется, порой это для российских компаний десятки миллионов долларов Для возможности оплаты вознаграждения авторам за созданные РНТД, повышения прозрачности использования результатов научно-технической деятельности. Величина НМА призвана служить мерой степени инновационности организации, говоря по- старому – мерой её научно-технического потенциала. Надо же соблюдать бухгалтерское законодательство – ведь отражению на балансе подлежат все активы предприятия. Можно добавить ещё получение информации об использовании РНТД для целей планирования направлений госрасходов на НИОКР.

Основные проблемы, препятствующие учету прав на РНТД, созданные за счет и с привлечением средств государственного бюджета в качестве НМА: 1. Права на созданные за счет средств бюджета результаты зачастую не закрепляются в необходимой правовой форме ни за государственными заказчиками, ни за исполнителями государственных контрактов. Отсутствует нормативный правовой акт, устанавливающий ответственность руководителей как организаций, так и госзаказчиков либо распорядителей бюджетных средств за отсутствие в договоре либо при финансировании по смете положений о закреплении прав на создаваемые при выполнении работ РНТД. Это приводит к тому, что в России только в 20% государственных контрактов на выполнение НИОКР гражданского назначения содержатся нормы о закреплении прав на результаты НИОКР, патентуется только до 10% охраноспособных результатов интеллекуальной деятельности, полученных при бюджетном финансировании, а в коммерческом обороте находится 1-2% из них. 2. Для госзаказчиков, главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств не определен порядок распоряжения правами на созданные за счет или с привлечением средств бюджета РНТД, в том числе порядок зачисления и использования средств, получаемых от распоряжения ими. Это же касается и федеральных госучреждений. Требуется изменение Приказа Минфина России и включение соответствующих положений в административные регламенты федеральных органов исполнительной власти, являющихся государственными заказчиками, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. 3. Требует совершенствования налоговое законодательство. Было бы целесообразно освободить от уплаты налога на прибыль постановку на баланс предприятий в качестве НМА прав на РНТД, созданные за счет бюджетных средств.

4. До настоящего времени продолжает оставаться неопределенность в отношении принадлежности прав на огромный массив РНТД, в первую очередь военного, специального и двойного назначения, созданных до 1998г. за счет средств республиканского бюджета РСФСР, той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, государственных внебюджетных фондов СССР, и средств федерального бюджета Российской Федерации. 5. Целесообразно внести изменения в законодательство о государственной тайне, распространяющие единообразный подход ГК РФ к обороту прав, а не сведений, а также к обороту прав на РНТД, охраняемые в публично-правовом режиме государственной тайны. 6. Требуется законодательное закрепление процедур идентификации, правовой охраны и оборота фактически существующих нетрадиционных объектов интеллектуальных прав, например, прав разработчика технически сложного изделия.

Как отметил в своем Послании Федеральному Собранию ещё в 2008г. Президент России Д.А.Медведев, наши действия в экономике будут базироваться на уже заявленной концепции четырех «И» – Институты, Инвестиции, Инфраструктура, Инновации, к которым надо добавить пятую составляющую – Интеллект. И далее: «Наш приоритет – это производство (а в перспективе – и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры». Необходимым условием достижения этой цели является формирование правовой базы, стимулирующей восприимчивость бизнеса к результатам НИОКР и собственно необходимость их проведения. Для этого нужно обеспечить заинтересованность бизнеса в адекватном учете прав на используемые в производстве РНТД в качестве НМА, возможность закрепления за предприятиями и госучреждениями прав на них с целью создания условий экономически выгодного гражданского оборота этих прав.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!