Подружившись со словом, мы делаем для себя интересные открытия… Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Значение сложносочиненных предложений в речи. Разные по строению виды предложений свойственны разным стилям речи: простые (часто неполные) предложения.
Advertisements

Понятие о сложном предложении. В лесу ещё лежит нетронутый снег. Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит. ©Жукова М.В.
Что такое текст? Какие признаки текста вам известны? Что значит говорить и писать на тему? Как связываются предложения в тексте?
Урок в 5 классе. Прочитай. Сколько грамматических основ в каждом предложении? 1. Мороз пощипывает нос и щёки. 2. Я люблю, когда мороз пощипывает нос и.
Изложение по тексту К.Г.Паустовского «Первый снег»
Проверочный тест для учащихся 9 классов по теме «Виды придаточных предложений»
Система частей речи Самостоятельные части речи: Самостоятельные части речи: 1.Существительное 2.Прилагательное 3.Числительное 4.Местоимение 5.Глагол 6.Причастие.
Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края Пусть зовётся оратором тот, кто умеет своей речью убеждать. Цицерон Слова.
Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать. Призывом стать, и отзывом,
Выражение меры и степени в сложном предложении. Общие сведения Сложные предложения могут иметь значение качества и количества. Придаточные предложения.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными Урок русского языка. 9 класс.
Тема урока в 5 классе: «Синтаксис». Цели: сформулировать понятие синтаксиса русского языка; привить любовь и уважение к родному языку.
Какие бывают предложения. Мы уже знаем, что предложения могут быть простыми(одна основа) и сложными(несколько основ).
Добрый день!. Всего удивительнее – Человек, Потом – этот мир: океаны и горы, потом - бесконечного неба просторы, И вновь – Человек. И опять – Человек…
Бессоюзные сложные предложения Бессоюзные сложные предложения (урок обобщения, систематизации и проверки знаний)
Простое осложнённое предложение Урок русского языка в 11 классе Учитель: Таранова В.А.
Орфоэпическая разминка Откупорить, прозорливый, сливовый, звонишь, средства, каталог, согнутый, баловать, упрочение, щавель, жалюзи, намерение, августовский,
БЕССОЮЗНЫЕ сложные предложения БЕССОЮЗНЫЕ сложные предложения (тренажер)
Средства связи предложений в тексте. Структурно-смысловые виды связи В структурно-смысловом отношении принято выделять два вида связи предложений: а)
1.Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены интонацией и союзным словом. 2.Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены.
Транксрипт:

Подружившись со словом, мы делаем для себя интересные открытия… Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать, Призывом стать, и отзывом, и зовом, И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят…

Тема урока: Роль сложносочиненных предложений в речи. Тема урока: Роль сложносочиненных предложений в речи. Урок-практикум

Повторение пройденного. Признаки ССП и смысловые отношения между предикативными частями ССП. предикативные части не зависят друг от друга, от одной части нельзя задать вопрос к другой, они связаны сочинительной связью; предикативные части не зависят друг от друга, от одной части нельзя задать вопрос к другой, они связаны сочинительной связью; хотя предикативные части самостоятельны, они составляют единое смысловое целое, одно предложение; хотя предикативные части самостоятельны, они составляют единое смысловое целое, одно предложение; связь предикативных частей с ССП осуществляются с помощью сочинительных союзов и интонации: голос повышается в конце I части, а понижается в конце всего предложения; связь предикативных частей с ССП осуществляются с помощью сочинительных союзов и интонации: голос повышается в конце I части, а понижается в конце всего предложения; в ССП могут быть использованы дополнительные средства связи: общий второстепенный член, общее придаточное предложение, употребление слов, требующих пояснения в ССП могут быть использованы дополнительные средства связи: общий второстепенный член, общее придаточное предложение, употребление слов, требующих пояснения последовательность событий (соединит. союзы ) последовательность событий (соединит. союзы ) Наступила осень, и птицы улетели. одновременность протекания событий одновременность протекания событий Ласточки летали, и грачи мелькали… причинно-следственные отношения причинно-следственные отношения У меня заболело горло, и я не пойду гулять. присоединительное значение присоединительное значение Все побежали, и я побежал. противопоставление ( противит. союзы ) противопоставление ( противит. союзы ) Он добр, но одинок. Он добр, но одинок. чередование событий или их взаимодействие ( разделит. союзы ) чередование событий или их взаимодействие ( разделит. союзы ) То льет дождь, то солнце светит.

Для справки Сложносочиненные предложения в речи: художественное описание - связь между картинами, фактами, чувствами; художественное описание - связь между картинами, фактами, чувствами; повествование - плавность, музыкальность речи повествование - плавность, музыкальность речи Простое предложение - подчеркивание отдельных деталей описания Простое предложение - подчеркивание отдельных деталей описания

Для справки Грамматические ошибки – ошибки в образовании слов, их форм, а также в построении словосочетаний и предложений. Грамматические ошибки – ошибки в образовании слов, их форм, а также в построении словосочетаний и предложений. Материалы для работы: Материалы для работы: 1.Три простых предложения соединены одним и тем же союзом. 2.Ошибка в построении предложения. 3.Сопоставляются факты, не связанные друг с другом.

Для справки Стилистическая фигура – оборот речи, синтаксическое построение, усиливающее выразительность речи. Стилистическая фигура – оборот речи, синтаксическое построение, усиливающее выразительность речи. Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления образов, состояний, понятий в художественной речи. На противопоставлении (контрасте, антитезе) может быть основана и композиция литературного произведения, и раскрытие характеров героев. Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления образов, состояний, понятий в художественной речи. На противопоставлении (контрасте, антитезе) может быть основана и композиция литературного произведения, и раскрытие характеров героев.

Для справки Многосоюзие: Многосоюзие: особая интонация, особая интонация, выделение деталей, выделение деталей, единство перечислений, единство перечислений, широта описания, его незавершенность. широта описания, его незавершенность. Одиночный союз - конечность действия, завершенность описания. Одиночный союз - конечность действия, завершенность описания.

Упражнение 1. Далеко за лесом пряталась усадьба чернел старый парк и стоял господский дом с те…асой и в..н..цианскими стеклами. В этом доме одно лето жил Чехов и здесь он написал Остров Сахалин и Дом с мезонином бе..конечно грустный рассказ о любви к милой девушк.. Мисюсь. Чеховская грусть осталась и живет она в глубине сыроватых аллей в пустых комнатах большого дома… Но Чехова нет. В год его смерти мне было двенадцать лет и я видел непоправимое бе..надежное горе отца. У моего отца сразу опустились плечи и затр..слась голова когда ему сказали что умер Чехов… (По рассказу К. Паустовского Ильинский омут)

Проверь себя Далеко за лесом пряталась усадьба, чернел старый парк и стоял господский дом с террасой и венецианскими стеклами. В этом доме одно лето жил Чехов и здесь он написал Остров Сахалин и Дом с мезонином- бесконечно грустный рассказ о любви к милой девушке Мисюсь. Чеховская грусть осталась и живет: она в глубине сыроватых аллей, в пустых комнатах большого дома… Но Чехова нет. В год его смерти мне было двенадцать лет и я видел непоправимое безнадежное горе отца. У моего отца сразу опустились плечи и затряслась голова, когда ему сказали, что умер Чехов…

Упражнение 2 С одного дерева на другое перелетали бойкие синицы, но с каждым днем все ближе весна. Ум тогда понимали не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием умный связывалась представление о вольнодумстве. Искали его три дня, но все напрасно, но потом нашли в степи без чувств.

Проверь себя Три простых предложения соединены одним и тем же союзом. (3) Сопоставляются факты, не связанные друг с другом. (1) Ошибка в построении предложения.(2)

Упражнение 3. На него об..жались и тем не менее люди больше всего нуждались именно в нравстве..ой его требовательност... Вода уже не казалась холодной и жаль было вылезать на берег. Оглушительно хлопнула дверь втянутая пружиной и Андрей остался один. Она н.. знала н..кого из прису..ствующих и н..кто н.. знал ее. Стоило выбрать чере..чур восторже..ое выражение и все рухнуло бы. В з..ркальных стеклах качались сосны и плыли грузные серые облака. (По Д. Гранину)

Проверь себя На него обижались, и,тем не менее, люди больше всего нуждались именно в нравственной его требовательности. Вода уже не казалась холодной, и жаль было вылезать на берег. Оглушительно хлопнула дверь, втянутая пружиной, и Андрей остался один. Она не знала никого из присутствующих, и никто не знал ее. Стоило выбрать чересчур восторженное выражение, и все рухнуло бы. В зеркальных стеклах качались сосны и плыли грузные серые облака. (По Д. Гранину)

Упражнение 4. Солнце скрылось за пр..тихший сад покинуло пустую гости..ую где оно радос..но бл..стало весь день а теперь только последний луч одиноко краснеет в углу на п..ркете и боже как мучительна его безмолвная печальная прелесть!.. Поз..ним вечером сад чернел за окнами всей своей таинственной ночной чернотой а я лежал в темной комнате и все глядела на меня в окно, с высоты, какая (то) тихая звезда… (По И. Бунину Жизнь Арсеньева) Свободные и ловкие движения. Точный и нежный профиль… Чуть (чуть) горб..тся но это у нее прекрасно. Немножко неправильно строение рта и зубов но в ней это оч..ровательно. Но что в ней прекраснее всего это ласковость которая и..ходила из нее так же просто как свет и тепло из солнца. (А. Куприн Сказка о затоптанном цветке)

Проверь себя Солнце скрылось за притихший сад, покинуло пустую гостиную, где оно радостно блистало весь день, а теперь только последний луч одиноко краснеет в углу на паркете, и, боже, как мучительна его безмолвная печальная прелесть!.. Поздним вечером сад чернел за окнами всей своей таинственной ночной чернотой, а я лежал в темной комнате, и все глядела на меня в окно, с высоты, какая –то тихая звезда… (По И. Бунину Жизнь Арсеньева) Свободные и ловкие движения. Точный и нежный профиль… Чуть -чуть горбится, но это у нее прекрасно. Немножко неправильно строение рта и зубов, но в ней это очаровательно. Но что в ней прекраснее всего- это ласковость, которая исходила из нее так же просто, как свет и тепло из солнца. (А. Куприн Сказка о затоптанном цветке)

Упражнение 5 Мы шли лесом впереди все светлело и светлело потом деревья разбежались по сторонам и нам открылось большое неправдоподобно гладкое розовое под зарей озеро. Мы вышли из деревни и пошли опушкой мимо крохотных озер мимо болот мимо наполовину съеде..ых прошлогодних стогов и лес налитой предвечерним стекля..ым светом расступался перед нами и сквозь его голые деревья сквозь напряже..ые тугие ветви далеко было видно кругом и во все стороны открывалась нам гулкая мокрая земля… (По рассказу Ю. Казакова Долгие крики)

Проверь себя Мы шли лесом, впереди все светлело и светлело, потом деревья разбежались по сторонам, и нам открылось большое неправдоподобно гладкое, розовое под зарей озеро. Мы вышли из деревни и пошли опушкой мимо крохотных озер, мимо болот, мимо наполовину съеденных прошлогодних стогов, и лес, налитой предвечерним стеклянным светом, расступался перед нами, и сквозь его голые деревья, сквозь напряженные тугие ветви далеко было видно кругом, и во все стороны открывалась нам гулкая мокрая земля… (По рассказу Ю. Казакова Долгие крики)

Подведение итогов. Роль ССП в речи. ССП в художественном описании, повествовании усиливают связь между картинами, фактами, чувствами, придают речи плавность, музыкальность; ССП в художественном описании, повествовании усиливают связь между картинами, фактами, чувствами, придают речи плавность, музыкальность; Союз И в ССП выражает разнообразные оттенки значений: одновременность и последовательность действий, противопоставление, причину, условие, равенство; Союз И в ССП выражает разнообразные оттенки значений: одновременность и последовательность действий, противопоставление, причину, условие, равенство; с помощью союзов А, НО ССП могут образовывать стилистическую фигуру антитезу, что усиливает выразительность речи, представляет резкое противопоставление образов, состояний, понятий; с помощью союзов А, НО ССП могут образовывать стилистическую фигуру антитезу, что усиливает выразительность речи, представляет резкое противопоставление образов, состояний, понятий; использование в ССП многосоюзия придает предложениям особую интонацию, позволяет выделить детали, единство перечисления, показать широту описания, его незавершенность; одиночный союз, наоборот, показывает конечность действия, завершенность описания. использование в ССП многосоюзия придает предложениям особую интонацию, позволяет выделить детали, единство перечисления, показать широту описания, его незавершенность; одиночный союз, наоборот, показывает конечность действия, завершенность описания.

Домашнее задание. Представьте себе, что стоите у окна многоэтажного дома, на высоком мосту, на холме.. Что вы видите или могли бы увидеть? Напишите этюд об этом… Постарайтесь использовать ССП и стилистическую фигуру многосоюзие, чтобы описание было более выразительным…