Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова Мужчиль М.Д. ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Регистрационный номер: МП 00184-10.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: Живая сила традиции. ХАЧАТУРЯН Арам Ильич ( ), российский и армянский композитор, народный артист СССР (1954), академик АН Армении.
Advertisements

Подготовила и провела учитель истории и обществознания Гуторова Яна Александровна.
Опера История и строение оперы. Первое место среди музыкально- драматических жанров занимает опера. Опера (от итальянского – «сочинение») - вид театрального.
Увертюра - фантазия «Ромео и Джульетта». Нет повести печаль нее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте… У.Шекспир «Ромео и Джульетта» - трагедия гениального.
Биография Спартак (120 г. до н. э. 71 г. до н. э.), вождь крупнейшего восстания рабов в Древнем Риме. Происходит из племени медов во Фракии. Был на службе.
Биография Спартак (120 г. до н. э. 71 г. до н. э.), вождь крупнейшего восстания рабов в Древнем Риме. Происходит из племени медов во Фракии. Был на службе.
Восстание Спартака Урок истории в 5 классе. План урока: 1.Причины восстания рабов 2.Ход восстания 3.Причины поражения восстания Спартака.
Восстание Спартака
Авторская разработка урока: Елфимов Сергей Александрович. Учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с Моховое» Ершовского района Саратовской области.
Презентацию подготовил ученик 5 «А» класса МОУ СОШ 29 г. Георгиевска Емельянов Глеб.
ПЛАН УРОКА: 1.Причины восстания. 2.Походы восставших 3.Итоги восстания.
Здесь мы узнаем несколько вещей по уроку Музыка 2 Что такое мюзикл МЮЗИКЛ (англ. musical), особый сценический жанр, где в неразрывном единстве сливаются.
Общая тема: Музыка и театр. Солнышко всходит, и небо светлеет. Природа проснулась и утро пришло.
Презентация "Кармен-сюита"
«Великий мастер языка» ( к 200- летию со дня рождения Н.В.Гоголя) ( к 200- летию со дня рождения Н.В.Гоголя)
Древний Рим. Разработки уроков учителя истории МОУСвободненская СОШ Бурмистровой Ф.Д.
Повесть «Нос». Коллежский асессор Ковалев проснулся довольно рано… потянулся, приказал себе подать небольшое стоявшее на стене зеркало. Он хотел взглянуть.
1 вариант 2 вариант 1. Что такое « стиль »? 2. Что такое « опера »? 3. Кто создаёт оперный спектакль ? 4. Что такое « классика »? 5. Автор оперы « Иван.
Хачатурян Арам Ильич родился 6 июня 1903 года в Коджори, близ Тбилиси в семье переплетчика, выходца из крестьян Нахичеванского уезда. Его мать любила.
ИСТОРИЯ, СТИЛИ, ЖАНРЫ, КОМПОЗИТОРЫ.. « драма с ». Появилась в 17 веке (1600 г.) в Италии, во Флоренции и первоначально называлась « драма с музыкой ».
Транксрипт:

Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова Мужчиль М.Д. ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Регистрационный номер: МП Рекомендовано: МСФ и МОУ Усть-Каменогорск 2010

Аннотация Пособие знакомит студентов с музыкально-театральными произведениями, созданными в ХХ веке

Сведения об авторе Мужчиль Марина Дмитриевна, зав. кафедрой музыки, к.ф.н. Читаемые дисциплины: История музыки, Анализ музыкальных произведений, Гармония и др. Область научных изысканий: философия музыки Контактные данные: Бажова, 7, ауд. 49; тел.(раб.)

Содержание Раздел 1. Д.Шостакович. Опера «Нос» 5-57 Раздел 2. А.Хачатурян. Балет «Спартак»

Д.Д.Шостакович Опера «Нос» Раздел 1

Д.Д.Шостакович ( )

История создания оперы Д.Шостакович обратился к повести Н.В.Гоголя «Нос» (1835)

История создания оперы Также использован материал из других произведений Гоголя: «Старосветские помещики», «Майская ночь», «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Для песенки Ивана, слуги Ковалева, «Непобедимой силой привержен я к милой» использован текст из «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского.

История создания оперы Либретто Е.Замятина, Г.Ионина, А.Прейса Д.Шостаковича

История создания оперы Стимулом к созданию оперы могла послужить работа Шостаковича в театре Вс. Мейерхольда

История создания оперы Создание оперы: гг. Премьера: в ленинградском Малом оперном театре 18 января 1930 года.

Тема оперы В основе оперы – фантастическая история пропажи носа с лица майора Ковалева.

Одна из основных задач для Шостаковича - обличение, сатира. Главные герои оперы представляют галерею духовных уродов – тупых, алчных, жестоких существ. В ней нет ни одного положительного персонажа. Идея оперы

Жанр оперы «Нос» - комическая опера, трактованная в остросатирическом, гротескном плане.

Строение оперы Опера в 3 актах (10 картинах).

Строение оперы Действие 1 Вступление Картина 1. Цирюльня Ивана Яковлевича. «Сегодня я, Прасковья Осиповна, не буду пить кофею…» Картина 2. Набережная. «Подыми. Вон ты что-то уронил…» Антракт Картина 3. Спальня Ковалева. «Брр… брр… Вчерашним днем вскочил у меня прыщик на носу…» Галоп Картина 4. Казанский собор. «А… как подойти к нему…»

Строение оперы Действие 2 Вступление. «У себя полицмейстер?..» Картина 5. В газетной экспедиции. «Поверите ли, сударь…» Largo. «Я не могу вам сказать, каким образом…» «Нет, я не могу поместить такого объявления в газету…» Антракт Картина 6. Квартира Ковалева. «Непобедимой силой привержен я к милой…» «Боже мой, Боже мой, за что такое несчастье…»

Строение оперы Действие 3 Картина 7. Окраина Петербурга. Картина 8. Квартира Ковалева и Квартира Подточиной. Интермедия. Эпилог Картина 9. Квартира Ковалева. «Вот он! Вот он!..» Картина 10. Невский проспект.

Особенности драматургии Драматургия основана на стремительном развертывании действия, своей калейдоскопичностью напоминающего смену кадров в кино.

1 к.2к. 3 к. 4 к. 5 к. 6 к. 7 к. 8 к. 9 к. 10 к.

Вокальный стиль Стиль вокальных партий, гибко следующих за прозаическим текстом, выдержан в речитативно-декламационной манере, порой переходящей в разговорную речь.

Вступление Цирюльник Иван Яковлевич бреет майора Ковалёва.

Цирюльник Иван Яковлевич проснулся и увидел, что супруга его вынимала из печи только что испечённые хлебы. Картина 1. Цирюльня Ивана Яковлевича

Разрезавши хлеб на две половины, он поглядел в середину и, к удивлению своему, увидел что-то белевшееся. Он засунул пальцы и вытащил нос!..

Иван Яковлевич был ни жив ни мёртв. Он узнал, что этот нос был коллежского асессора Ковалёва, которого он брил каждую среду и воскресенье. Мысль о том, что полицейские отыщут у него нос и обвинят его, привела его в совершенное беспамятство. Он завернул нос в тряпку и вышел на улицу.

Картина 2. Набережная Пытаясь избавиться от носа, Иван Яковлевич мечется по набережной.

Он незаметно бросает нос в реку, но тут перед ним вырастает грозная фигура квартального, который учиняет ему безжалостный допрос.

Антракт К самым интересным фрагментам оперы относится оркестровый антракт перед второй картиной, написанный только для ударных инструментов – нечто совершенно новое для того времени…

Картина 3. Спальня Ковалева Он вспоминает, что вчера вечером у него на носу вскочил прыщик. Но нос отсутствует на лице майора. Ковалев устремляется к обер- полицмейстеру. В.Н. Минаев, 1950

Картина 4. Казанский собор

В Казанском соборе Ковалев замечает господина в форме статского советника. В нем он узнает свой исчезнувший нос.

Ковалев униженно напоминает Носу, что ему следовало бы находиться на своем месте, а не в соборе. Но Нос высокомерно отвергает его притязания и исчезает.

Л.П. Подляская, 1951

Картина 5. В газетной экспедиции Ковалев решает дать объявление о пропаже носа в газету.

В газетной экспедиции находятся восемь дворников. Памятник дворнику в Санкт-Петербурге

В газетной экспедиции Комичен Октет дворников, читающих газетные объявления. Слов разобрать невозможно: каноническое проведение восьми голосов создает ощущение нарочитой «топотни» текста, хотя и сохраняет приметы интонационной и ритмической организованности.

Чиновник никак не может понять смысла речей майора о сбежавшем носе. Ковалев открывает лицо. Все поражены. Однако чиновник по- прежнему отказывается поместить объявление о пропавшем носе. Г.Г. Мясоедов,

Картина 6. В квартире майора его слуга Иван, развалясь на диване, наигрывает на балалайке.

Возвращается расстроенный Ковалев. Может быть, все случившееся с ним лишь померещилось ему спьяну? С тщетной надеждой всматривается он в зеркало.

Картина 7. Станция дилижансов на окраине Петербурга, где готовится засада на бежавшего Носа.

После погони в ее руках обнаруживается реальный нос, - все, что осталось от статского советника. Квартальный отправляется с носом к Ковалеву. Среди отъезжающих Старая барыня с приживалками.

Картина 8. При виде носа майора охватывает безграничная радость.

Но, к ужасу майора, он не пристает к лицу. Пришедший доктор не может ему помочь.

Ковалеву приходит в голову мысль, что все это козни штаб-офицерши Подточиной, которая с помощью колдовок– баб мстит ему за отказ жениться на ее дочери. Ковалев пишет ей письмо.

Штаб-офицерша с дочерью гадают на картах. Когда Иван приносит письмо, Подточина в ответном письме с негодованием отвергает все обвинения.

Смелое решение сцена одновременного чтения письма сочиняющим его Ковалевым и уже получившей это послание Подточиной.

В Петербурге распространяется слух о похождениях загадочного Носа. Говорят, что Нос гуляет в Летнем саду, и толпа любопытных устремляется к его решеткам.

Картина 9. Квартира Ковалева. Нос снова на своем месте. От радости майор принимается танцевать.

В.Н. Минаев, 1950

Картина 10. В благодушном настроении Ковалев фланирует по Невскому проспекту.

Среди гуляющих он встречает Подточину с дочерью. Штаб- офицерша приглашает майора к себе: она по-прежнему готова выдать за него свою дочь.

Но Ковалев предпочитает завязать интрижку с миловидной девицей, продающей манишки.

Все вернулось на круги своя. Заканчивается опера также, как и началась: Иван Яковлевич бреет майора Ковалёва.

Вопросы и задания 1.Расскажите об истории создания оперы Д. Шостаковича «Нос» 2.Каковы тема и идея оперы? 3.Назовите жанр оперы? 4.На чем основана ее драматургия? 5. Охарактеризуйте вокальный стиль оперы

Вопросы и задания 6.Кто такой Иван Яковлевич? Какое отношение он имеет к майору Ковалеву? 7.Каким голосом поет Квартальный? Для чего Шостакович использует такой голос? 8.На каком инструменте играет слуга Ковалева Иван? О чем он поет? 9.Кто такая Подточина? 10.Чем завершается опера? Содержание

Раздел 2 А.И.Хачатурян. Балет «Спартак»

А.И.Хачатурян ( )

Мысль о балете, посвященном Спартаку, возникла у композитора еще до войны. Поездка в Италию в 1951 году усилила увлеченность композитора этой темой. История создания балета

«Очень много для создания музыки дало мне путешествие по Италии. Я изучал античные картины и скульптуры…Часто проходил по тем местам, по которым когда-то шел со своими товарищами прославленный в веках народный герой, неустрашимый вождь рабов – гладиатор Спартак» (А.Хачатурян)

Колизей самый большой из древнеримских амфитеатров. Был главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения.

Казармы гладиаторов в Помпеях

АППИЕВА ДОРОГА - крупная военная магистраль, связывала Рим с рядом важных морских портов, которые обеспечивали торговлю с Грецией и восточным Средиземноморьем.

История создания балета Либретто Н. Волкова. Первая постановка была осуществлена Ленинградским театром оперы и балета 27 декабря 1956 года (балетмейстер Л.Якобсон, дирижер П.Фельдт).

История создания балета В 1958 г.на сцене Большого театра в Москве постановку «Спартака» осуществил балетмейстер Игорь Моисеев (дирижер Ю.Файер).

История создания балета В 1968 году состоялась третья постановка «Спартака» в Большом театре, которую осуществил Ю.Григорович.

А.Хачатурян с участниками спектакля «Спартак» в Большом театре СССР : М.Лиепой, Е.Максимовой, Н.Тимофеевой и В.Васильевым

Тема балета – восстание Спартака Спартак предположительно фракиец, был обращён римлянами в рабство. Он возглавил восстание на территории современной Италии в период 74 до н. э. 71 до н. э. Его армия, состоявшая из беглых гладиаторов и рабов, разбила в ряде сражений несколько римских легионов.74 до н. э. 71 до н. э.

Гибель Спартака Клятва Спартака, французская скульптура. Париж, 1871 Спартак, французская скульптура. Лувр,1830

Идея балета - отстаивание свободы человеческой личности

Жанр балета - героико-романтический балет

Драматургия балета Два мира, две музыкальных сферы ярко представлены в остроконфликтной драматургии балета: воинственный, пышный Рим во главе с полководцем Крассом и его обольстительной любовницей - танцовщицей Эгиной; и угнетаемые рабы, гладиаторы, предводительствуемые Спартаком.

Красс (М. Лиепа) Спартак (В. Васильев) Драматургия балета

Строение балета Балет состоит из 4-х действий и 9-ти картин: «Триумф Рима» «Рынок рабов» «Цирк» «Казарма гладиаторов» «Аппиева дорога» «Пир у Красса» «Палатка Спартака» «Палатка Красса» «Гибель Спартака»

1 к. 2 к. 3 к. 4 к. 5 к. 6 к. 7 к. 8 к.9 к.

Акт 1.Картина 1. «Триумф Рима » Из похода во Фракию возвращаются с победой римские легионы, возглавляемые полководцем Крассом. Ведут пленных. Ликующая толпа приветствует победителей

Красс (М. Лиепа)

Акт 1. Картина 1. «Триумф Рима» Резким контрастом выступает средний раздел. Спартак, Фригия и Гармодий прикованы к колеснице Красса. Триумфальному маршу римских легионеров противостоит полная достоинства поступь Спартака.

Спартак ( В. Васильев)

Ходасевич В.М. Эскиз декорации к балету «Спартак»

Акт 1. Картина 2. «Рынок рабов» Фригии и Спартаку угрожает разлука. Танец Фригии полон душевной боли. Дуэт Фригии и Спартака – гимн верности, дружбы и любви

Красс (М.Лиепа) и Фригия (Е. Максимова) Фригия – Н.Павлова, Спартак – В.Гордеев

Акт 1. Картина 3. «Цирк» В картине показаны жестокие бои, пышность и бездушие Рима, трагедия рабов.

Во время боев гладиаторов в цирке возгласы хора передают возбужденную реакцию зрителей.

Акт 2. Картина 4. «Казарма гладиаторов» Спартак призывает товарищей к восстанию. Гладиаторы скрываются в темноте.

Акт 2. Картина 5. «Аппиева дорога» К повстанцам присоединяются пастухи. Потрясая мечами и копьями, движется, как лавина, численно возросший и ставший грозной силой вооруженный отряд.

Акт 2. Картина 6. «Пир у Красса» Это большая музыкально- хореографическая сюита, создающая обобщенный образ развращенного и пресыщенного патрицианского Рима. Красс (М.Лиепа) и Эгина (Н.Тимофеева)

Акт 2. Картина 6. «Пир у Красса»

Отряды Спартака повергают римлян в бегство. Сцена завершается темой гимнического прославления Спартака.

Акт 2. Картина 6. «Пир у Красса»

Акт 3. Картина 7. «Палатка Спартака» Одна из вдохновеннейших страниц балета – Адажио Фригии и Спартака.

Спартак (В. Васильев) и Фригия (Е. Максимова)

Акт 3. Картина 7. «Палатка Спартака» В лагере повстанцев начинаются разногласия. Гармодий предает Спартака.

Акт 3. Картина 8. «Палатка Красса» Эгина танцует перед Крассом. Приводят пленных вождей легионов, отколовшихся от Спартака и разбитых римлянами. Красс приказывает их казнить. Гармодий открывает Крассу планы Спартака.

Акт 4. Картина 9. «Гибель Спартака» Последняя схватка повстанцев с римлянами.

Римские легионеры Из темноты возникает странная, зловещая пирамида, составленная из железных щитов. Вот пирамида оживает, рассыпается и превращается в воинов, вооружённых щитами, мечами, пиками. Легионеры начинают свой грозный, устрашающий марш.

Раненый Спартак Поединок Спартака и Красса

Спартак со знаменем Финал Смертельно раненый Спартак падает со скалы. Фригия оплакивает его. Балет заканчивается гимном герою.

Вопросы и задания 1.Какова история создания балета «Спартак»? 2.Кто осуществил третью постановку балета «Спартак»? 3.Какова его тема и идея? 4.Назовите жанр балета. 5.На чем основана его драматургия?

Вопросы и задания 6.Каково строение балета? 7.Кто такие Спартак, Фригия, Красс, Эгина, Гармодий? 8.Назовите известных вам исполнителей этих ролей. 9.Что такое Аппиева дорога, какая картина балета носит такое название, что в ней происходит? 10. Какую музыкальную характеристику дает автор двум противостоящим лагерям: Спартака и его сподвижников и развращенного Рима?