Пространственный аспект государственного регулирования экономики (часть 2) Лекция по дисциплине «Региональное управление»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Advertisements

«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Пространственный аспект государственного регулирования экономики Лекция по дисциплине «Региональное управление»
II Красноярский инвестиционный форум П.Г.Щедровицкий, член правления Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Политика поляризованного развития:
Принципы региональной экономической политики Принцип «сфокусированного» развития - специальная финансовая и административно- управленческая поддержка «опорных.
ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО РЭиУ (задания для заочного обучения)
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Транспортная политика преодоления территориальной разобщенности О. Н. Дунаев доктор экономических наук, профессор Финансового университета при Правительстве.
Бюджетная реформа и развитие межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях Министерство финансов Удмуртской Республики Институт реформирования.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Лаборатория регионального анализа и политической географии, географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Типологический подход к формированию системы.
Образа «идеального» населенного пункта на примере Владимирской области Выполнила студентка ГМУ-406 Каргина Евгения.
О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика»
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Государственное регулирование экономики (на примере Свердловской области)
Региональное развитие и региональная политика 20 лет врозь Зубаревич Н. МГУ-НИСП.
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
Транксрипт:

Пространственный аспект государственного регулирования экономики (часть 2) Лекция по дисциплине «Региональное управление»

Теоретические подходы к экономическому росту в регионах 1. Неоклассическая теория регионального роста (Б. Улин, Х. Зиберт, Р. Барро и др.) Происходит постепенная конвергенция (сближение) регионов в уровнях ВРП на душу населения за счет пространственных перемещений мобильных факторов производства: капитал перемещается из высокоразвитых регионов с пониженной рентабельностью инвестиций в менее развитые, а труд – из менее развитых регионов с относительно низкой оплатой труда в более развитые регионы с более высокой оплатой труда.

Теоретические подходы к экономическому росту в регионах (часть 2) 2. Теория кумулятивного роста (Г. Мюрдаль, Н. Калдор, П. Кругман, А. Хиршман и др.) Происходит дивергенция (расхождение) в уровнях ВРП на душу населения. Согласно Г. Мюрдалю, «игра рыночных сил приводит к углублению межрегионального неравенства, причем данная тенденция выражена тем сильнее, чем ниже уровень экономического развития страны». … Все это приводит к тому, что «непрерывный рост в одном регионе происходит за счет других регионов». (Myrdal G. Economic theory and under-developed regions. – N.Y.: Harper & Row, – p.27, 34).

Эффекты развития полюсов роста 1) Благоприятные эффекты «стекания» (trickling down). Связаны с размещением новых мощностей предприятий, занявших прочные позиции в полюсах роста, на других территориях, с ростом спроса на продукцию, производимую в менее развитых регионах, а также с повышением предельной производительности труда в слаборазвитых регионах за счет миграции части рабочей силы в более развитые регионы. 2) Неблагоприятные эффекты «поляризации» (polarization). Связаны с ухудшением конкурентоспособности предприятий менее развитых территорий, ориентированных на те же целевые рынки, что и предприятия полюсов роста, а также с миграцией наиболее предприимчивых и квалифицированных трудовых ресурсов из менее развитых в более развитые регионы.

Сравнительный анализ подходов к региональной политике (часть 1) Государственная политика Политика выравнивания уровней развития регионов Политика поляризованного развития регионов Основные параметрыВыделение регионов на основе усредненного социально-экономического потенциала Создание регионов – «локомотивов роста» («опорных регионов») Экономическое районирование Выделение географически сопряженных территорий, сохранение существующей административно- территориальной структуры Выделение «опорных регионов», возможность признания за ними другого статуса, чем у обычных административно- территориальных единиц Механизм управленияРавномерное распределение государственных капвложений между территориями, нуждающимися в поддержке Направление государственных капвложений на развитие «опорных регионов»

Сравнительный анализ подходов к региональной политике (часть 2) Государственная политика Политика выравнивания уровней развития регионов Политика поляризованного развития регионов Позитивные последствия реализации Противодействие спаду экономики и снижению уровня жизни населения в отстающих регионах за счет выравнивающих трансфертов из федерального бюджета Ускорение экономического роста в опорных регионах, усиление их конкурентных позиций на мировом рынке Негативные последствия реализации Развитие иждивенчества и конкуренции регионов за дотации из федерального бюджета, отсутствие стимулов развития, политическая напряженность между регионами Рост асимметричности регионального развития, отсутствие механизмов распространения экономического роста от опорных регионов к окружающим их территориям

«Экономический подъем в последние годы сопровождался сохранением значительной межрегиональной дифференциации по уровню экономического развития. … сохраняется высокий уровень межрегиональных различий по душевым показателям ВРП, доходам населения, объемам инвестиций в основной капитал, бюджетной обеспеченности». (Источник: О СНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО ГОДОВ. М.: Министерство экономического развития, 2008 г. С. 261).

Структура ВРП по федеральным округам, %

Структура инвестиций в основной капитал по федеральным округам, %

Структура конечного потребления домашних хозяйств по федеральным округам, %

Основные дисбалансы в региональном развитии (часть 1) устойчивая тенденция концентрации экономического потенциала в небольшом количестве высокоразвитых регионов, обладающих особыми преимуществами, в первую очередь, в Москве и Тюменской области с автономными округами; усиление концентрации человеческого капитала, инфраструктур, ресурсов будущего в крупных городах, выполняющих специализированные функции в мировом разделении труда, в первую очередь это касается Московской и Санкт- Петербургской агломераций.

Основные дисбалансы в региональном развитии (часть 2) Значительная дифференциация промышленной динамики. Высокими темпами развивалась промышленность Центрального и Северо-Западного федеральных округов. Различия в темпах роста стали причиной сдвигов в территориальной структуре промышленного производства в пользу западных районов страны. Пространственные дисбалансы в развитии инфраструктуры. Наметилось отставание темпов развития транспортной и энергетической инфраструктуры в крупнейших городских агломерациях от темпов роста самих агломераций. Остается слабым развитие транспортной инфраструктуры в восточной части страны, в том числе связывающей восточные регионы между собой. Отмечается недостаточная пропускная способность и невысокое качество автомобильных дорог, отсутствие автодорожных обходов крупных городов – региональных центров, неразвитость системы современных высокоскоростных видов транспорта.

Основные дисбалансы в региональном развитии (часть 3) слабая зависимость между темпами роста инвестиций и динамикой ВРП в регионах. Так, Дальневосточный округ демонстрирует самые низкие среди федеральных округов темпы роста ВРП при среднегодовом темпе прироста инвестиций свыше 15%. Напротив, в Центральном федеральном округе наблюдаются самые высокие темпы роста ВРП при самых низких темпах роста инвестиций. крайне неравномерное распределение инновационного потенциала. Около 70% всей инновационной продукции России производится в двух федеральных округах – Центральном (Москва и Московская область) и Приволжском (Республика Татарстан, Нижегородская, Самарская области). На долю этих двух округов приходится около 70% внутренних затрат на НИОКР.

Основные дисбалансы в региональном развитии (часть 4) Демографический фактор становится системным фактором социально-экономической дифференциации регионов России. В среднесрочной перспективе только 6-7 процентов регионов сохранят естественный прирост населения. Существенны региональные различия в уровне жизни населения, которые, в частности, проявляются в дифференциации качества жизни населения и изменении ожидаемой продолжительности жизни.

«… дисбаланс в социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации … в рамках действующей парадигмы управления региональным развитием компенсируется наращиванием объема межбюджетных трансфертов. Однако в условиях отсутствия единой общефедеральной системы целей развития государства и стимулирования реализации экономического потенциала субъектов Российской Федерации такие меры лишь усугубляют остроту проблемы. … Если в 2004 году объем межбюджетных трансфертов (без учета субвенций) составлял 343 млрд. рублей, то к 2008 году он достиг 762,5 млрд. рублей. Сохранение этих тенденций влечет фактическую дифференциацию социальных и экономических прав граждан в зависимости от места жительства». Источник: Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации. – М.: Минрегионразвития РФ, С. 9.

Политика выравнивания не решила проблемы дифференциации регионов России по уровню социально-экономического развития ПоказательРазличия между самым благополучным и самым неблагополучным регионом 2004 г.2006 г. ВРП на душу населения73 раз117 раз Уровень безработицы48 раз78 раз Объем инвестиций в основной капитал на душу населения 184 раза235 раз

В сравнении с европейскими странами Россия превосходит их показатели по уровню различий социально- экономического состояния субъектов Российской Федерации примерно на порядок и находится в одном ряду с такими государствами, как Индия и Китай.

Цели и задачи региональной политики (согласно Концепции совершенствования региональной политики в РФ Минрегионразвития ) Б азовой целью региональной политики в Российской Федерации является обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Это предполагает: -с-сокращение различий в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. -д-достижение баланса между наращиванием экономического потенциала субъектов Российской Федерации и обеспечением комфортной среды обитания для населения, созданием равных возможностей для граждан Российской Федерации независимо от места проживания в реализации своих социальных и экономических прав и удовлетворении потребностей.

Для достижения целей региональной политики в Российской Федерации в долгосрочном периоде необходимо решить следующие задачи: рациональное размещение федеральной производственной и социальной инфраструктуры с учетом конкурентных преимуществ регионов; переход к новым принципам применения финансово-бюджетных инструментов региональной политики; внедрение механизмов, обеспечивающих дополнительные стимулы к повышению эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по развитию территорий; завершение разграничения и организация эффективного исполнения полномочий федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления путем передачи осуществления субъектам Российской Федерации полномочий, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, и совершенствования механизмов исполнения полномочий; реализация в полном объеме общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Цель региональной политики в РФ (согласно КДР 2020) - «обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономик регионов при обеспечении политического и правового единства страны». (Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации. М.: Министерство экономического развития. Октябрь, С. 181).

Задачи и мероприятия государственной региональной политики (согласно КДР 2020) Содействие развитию человеческого потенциала Создание экономических и социальных условий для миграции трудовых ресурсов в регионы с дефицитом рабочей силы Обеспечение финансовой и социальной поддержки соотечественникам и иностранной рабочей силе в переселении в регионы, испытывающие острую потребность в трудовых ресурсах Преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений Повышение обеспеченности территорий объектами социальной и инженерной инфраструктуры Улучшение координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса, структур гражданского общества Повышение доли собственных доходов в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации Разработка схем территориального планирования Содействие формированию системы институтов развития регионального и муниципального уровней, включая агентства регионального и муниципального развития, межрегиональные и межмуниципальные ассоциации, фонды целевого капитала некоммерческих организаций и фонды местных сообществ

Основные принципы государственной региональной политики (в КДР 2020) 1. Создание условий для развития отраслей экономики и социальной сферы 2. Формирование центров опережающего экономического роста 3. Оказание дополнительной финансовой поддержки нуждающимся регионам 4. Стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к эффективному осуществлению их полномочий 5. Создание максимально благоприятных условий для комплексного социально-экономического развития регионов

Инновационная и социальная ориентация регионального развития Формирование территориально- производственных кластеров Развитие научно- технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций Значительное снижение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве социальной среды и доходах населения, сближении стандартов жизни между столичными регионами и провинцией, крупными и малыми городами, городским и сельским населением Развитие крупных транспортно- логистических и производственных узлов Сохранение культурного многообразия, традиционного уклада жизни и занятости коренных малочисленных народов Севера Образование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса на территориях с уникальными природно- климатическими условиями

Зоны опережающего экономического роста в РФ крупнейшие агломерации с наиболее динамичным экономическим ростом, обеспечивающим приток населения и инвестиций крупные города- центры регионов, рост которых обеспечивается концентрацией сервисных функций и индустриальных производств территории, на которых сосредоточена добыча полезных ископаемых и их переработка порты европейской части России, через которые проходят основные грузо- и пассажиропотоки территории юга России с развитой инфраструктурой, выходом к морскому побережью, уникальными рекреационными ресурсами