Российское образование в зеркале международных исследований.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Международные исследования качества образования И.К. Круглинский ФГБУ «Информационно- методический центр анализа» 1.
Advertisements

Педагогика САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет философии Тема 3. Экспериментальное обоснование необходимости реформирования образования.
Вебинар Программа вебинара 1.«Оценивание читательской грамотности обучающихся» Камзеева Елена Евгеньевна, начальник экспертно-аналитического.
Качество образования, равенство доступа к нему или России в международных исследованиях качества образования 2000 – 2009 Анатолий Каспржак, Москва, 2011.
Департамент образования и молодёжной политики Новгородской области Формирование единой системы оценки качества образования в Российской Федерации О.В.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Филиал Акционерного Общества «Национальный центр повышения квалификации «ӨРЛЕУ» «Институт повышения.
«…мы…разработаем и введем новые требования к качеству образования… введем мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций.
Современная система оценки качества образования, открытость и доступность.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в УМК УМК «Школа России» в контексте требований PIRLS.
Оценка качества образования в России: национальные вызовы Вице-президент РАО Болотов В.А. Международная конференция «Российское образование в зеркале международных.
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Учитель английского языка ГОУ СОШ 460 ЮВАО Мухитдинова Нурия Матыгулловна.
Возможно ли оценить эффективность образования в стране с помощью сравнительных международных мониторингов? (на примере международного исследования PISA)
Миркес М.М., Ушакова Е.Г., эксперты ИПОП «Эврика». Институционализация современных представлений о качестве общего образования в рамках реализации «дорожных.
Управление развитием системы оценки качества образования на федеральном уровне 5 ноября 2011г., г.Москва.
О результатах школьников Нижегородской области в международных сравнительных исследованиях качества общего образования Е.И. Апутина директор ГБОУ ДОВ ЦМКО.
Вопрос1: Какова глубина озера Чад на сегодняшний день? Около двух метров. Около пятнадцати метров. Около пятидесяти метров. Оно полностью исчезло. Информация.
О результатах школьников Нижегородской области в международных сравнительных исследованиях качества общего образования Е.И. Апутина директор ГБОУ ДОВ ЦМКО.
1 Оценка образовательных достижений: проблемы и перспективы.
Концепция и план мероприятий на 2014 – 2016 годы.
Первые результаты международной программы PISA-2009 Москва 7 декабря 2010 года.
Транксрипт:

Российское образование в зеркале международных исследований

Основные международные исследования TIMSS: - математика и естествознание в 4-х и 8-х классах, С 1995 г Россия значимо лучше средних PIRLS – грамотность чтения (4-й класс), 2001 – Россия в числе лидеров, 2006 – лидер! PISA – грамотность чтения (15-летние), математическая, естественно- научная. С 2000 г., Россия значимо хуже середины

TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study) TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study - Тенденции в математическом и естественнонаучном образовании). TIMSS измеряет тенденции в развитии учебных достижений школьников 4-х и 8-х классов, отслеживает изменения в учебных программах выделяет многообещающие образовательные практики во всем мире.

TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study TIMSS организуется международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Измерения в области математики и естествознания проводятся регулярно с 1995 г. (1995, 1999, 2003, 2007 и в перспективе – 2011). + широкомасштабное анкетирование школьников, учителей классов, в которых проводится тестирование, руководителей школ и национальных экспертов.

TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study) C 1995 г. (+ и -) При разработке инструментария в первую очередь признается, что TIMSS неразрывно связан с изучаемым содержанием. «покрытие» (coverage) – Значимость проверяемого содержания с точки зрения развития математического и естественнонаучного образования. соответствие обычному школьному содержанию и значимость для математического и естественнонаучного образования вообще. чему реально учат и чему учить следует.

TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study) Предметные области: Числа: 50% заданий в 4-м классе и 30% заданий в 8-м; Алгебра: 30% заданий в 8 классе; Геометрия (геометрические фигуры и измерения) 35% в 4-м классе и 20% - в 8-м; Данные и шансы (data and Chance): 15% в 4-м классе и 20% - в 8-м; Виды деятельности (задание требует следующего способа действия) Знания: 40% заданий в 4-м классе и 35% заданий в 8-м; Применение; 40% заданий в 4-м классе и 40% заданий в 8-м; Рассуждения (объяснения): 20% заданий в 4-м классе и 25% заданий в 8-м

PISA Международная программа оценки образовательных достижений учащихся Learning for Life Обучение для жизни OECD – Organization for Economic Cooperation and Development); Программа международной оценки школьников PISA (Programme for International Student Assessment). Целью этой программы стал поиск ответов на вопрос, действительно ли школа учит для жизни.

PISA Международная программа оценки образовательных достижений учащихся представление о ключевых компетентностях, которые должны быть сформированы у 15-летних школьников. PISA по своим целевым установкам стремится оценивать не просто способность школьников к воспроизводству знаний и умений, приобретенных в процессе обучения, т.е. не просто то, чему они научились. В большей мере задачей PISA является измерение способности экстраполировать знания на новые ситуации, способность к использованию знаний в нестандартных ситуациях.

основные направления запуска и развития исследования : Разработка и развитие инновационного понятия «грамотность», которое появилось в ответ на обеспокоенность в том, насколько результаты обучения – знания и умения превращаются в средства решения реальных задач; Ориентация на образование на протяжении всей жизни: исследование не ограничивается измерением компетентности, но собирает данные и о мотивации к учению, учебных стратегиях, отношении к данной области знания. Регулярность (мониторинговый характер) проведения срезов с целью выявления динамики происходящих изменений;

PIRLS Изучение качества чтения и понимания текста «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS ((Progress in International Reading Literacy Study) – международная ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Эта организация была создана более 50 лет назад, и с тех пор она зарекомендовала себя как влиятельная межнациональная структура, обеспечивавшая разнообразные исследования по различным предметам (математике, естественным наукам, технологиям, а также чтению). PIRLS проводится той же международной организацией, которая проводит и исследование TIMSS. PIRLS 2006 – второе исследование (первое проводилось в 2001 г (PIRLS 2001)).

PIRLS Изучение качества чтения и понимания текста Грамотность чтения это одна из наиболее важных способностей, которую школьники приобретают на протяжение начального обучения. Это основа учения независимо от учебного предмета, она может быть использована для отдыха и для личностного роста, она обеспечивает способность полноценного участия в жизни сообщества и общества в целом.

PIRLS Изучение качества чтения и понимания текста 2 вида чтения: - чтение с целью приобретения читательского литературного опыта; - чтение с целью освоения и использования информации. При чтении литературных и информационных (научно- популярных) текстов в исследовании оцениваются четыре группы читательских умений: -нахождение информации, заданной в явном виде; -формулирование выводов; -интерпретация и обобщение информации; -анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

В телевизионной передаче журналист показал следующую диаграмму и сказал: Диаграмма показывает, что по сравнению с 1998 годом в 1999 году резко возросло число ограблений. Считаете ли вы, что журналист сделал правильный вывод на основе данной диаграммы? Запишите объяснение своего ответа.

На рисунке изображены графики движения двух мальчиков. Графики показывают зависимость пройденного ими пути от времени. Мальчики отправились в путь из одного и того же места, но в разное время. Они двигались в одном направлении, в какое время они встретились? a 8.00 b 8.30 c 9.00 d e 11.00

Из исследований прошлых лет Отсутствие стратегий решения: школьники не умеют работать со спектром возможностей и ограничений, со временем, с собственными возможностями Т.е. не выстраивают собственную учебно- контрольную траекторию Отсутствует образовательное пространство индивидуального учебного действия

PISA-2000: Зависимость успешности выполнения задания от его трудности 1. – Естественные науки 2. – Математика 3. – Чтение художественных текстов 4. - Чтение нехудожественных текстов

Из исследований прошлых лет Задания высокого уровня сложности требуют –Учета неопределенности, неоднозначности, противоречивости, недостаточной надежности информации, альтернативных точек зрения… … требуют мыслительных действий, а не процедур применения алгоритмов

трудности перевода Задания PISA требовали интерпретации перевода реальной житейской ситуации в предметную т.е. предметного/надпредметного моделирования ситуации Моделирование дает основание для построения гипотезы и далее ее проверки Гипотетико-дедуктивное мышление (в норме) формируется в подростковом возрасте

TIMSS-2003: Приоритеты в основных подходах и процессах в обучении математике Россия 1.Овладение базовыми умениями, понимание математических понятий, 2.Математические рассуждения, Проведение доказательств 3.Применение математики к реальным ситуациям, овладение коммуникативными умениями, связь математики с другими предметами Нидерланды 1.Применение математики к реальным ситуациям, овладение коммуникативными умениями 2.Овладение базовыми умениями, понимание математических понятий, связь математики с другими предметами, Математические рассуждения, 3.Инкорпорация опыта различных культурных групп

PIRLS-2006: Ю.А.Тюменева «вторичный анализ данных PIRLS-2006 по российской выборке»: динамика в читательских достижениях– неравномерна: учащиеся из сельских школ, школ с большим процентом учащихся из экономически неблагополучных семей показали гораздо меньший прирост среднего балла, чем учащиеся из городских школ и школ с большинством учащихся из экономически благополучных семей. (11 и 47) успех в становлении читательской компетентности связан с семейными факторами, в частности, с усилиями родителей в период обучения чтению.

празднование успехов российских школьников в области грамотности чтения придется отложить, пока уровень детей из малообеспеченных семей не сравняется с уровнем детей из благополучных семей, Пока школы не смогут реально компенсировать недостаток семейных условий развития, Пока мы не убедимся, что вытеснение дошкольной игры подготовкой к школе не вредит развитию.

Международные исследования как инструмент демифологизации Образование для всех (миф о социальном равенстве) Образования для каждого (миф о гармонически развитой личности) Образование ведет за собой развитие (миф о психолого-педагогическом лидерстве в области образования)

PISA 2009: Умом Россию не понять?

В России PISA это 45 субъектов Российской Федерации 210 образовательных учреждений 5633 учащихся 15-летнего возраста, обучавшихся по программам: - основного общего образования (7-9 классы), 71%, из них учащиеся 9 класса составили 60,1%; - общего среднего образования, – 24% (из них учащиеся 10 класса - 23,1%); - начального и среднего профессионального образования – 4,9%

Грамотность чтения. Россия

Математика, Естествознание Математика Естествознание

Уровни функциональной грамотности Самостоятельно мыслящие и способные функционировать в сложных условиях 4 уровень – проявляется способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации 2 уровень – пороговый, при достижении которого учащиеся начинают демонстрировать применение знаний и умений в простейших неучебных ситуациях

PISA – 2009: уроки

Учет факторов, характеризующих наиболее эффективные системы образования в формировании читательской грамотности обеспечение равных возможностей получения качественного образования независимо от социально-экономического статуса учащихся посредством выстраивания индивидуальных траекторий обучения; посещение учащимися системы дошкольного образования (зависимость от числа лет посещения учреждения дошкольного образования, соотношения числа детей на одного воспитателя, расходов на одного ребенка); наличие независимой системы стандартизированных экзаменов, оценивающих достижение образовательных стандартов (зависимость от того, как используются результаты – только для отчетности или для оказания помощи отстающим); адекватное ресурсное обеспечение школы, независимо от социально-экономического статуса школы; адекватная заработная плата школьных учителей, независимо от размеров класса и др.

Учет факторов, характеризующих наиболее эффективные школы в формировании читательской грамотности автономия школы и эффективная система подотчетности школы перед органами управления образованием, родителями и представителями общественности, открытая публикация результатов деятельности школы и итоговой аттестации выпускников; автономия школы в разработке учебного плана и учебных программ, приобретении оборудования и материалов и т.д. хорошая дисциплина в школе и хорошие доверительные отношения между учащимися и учителями.

PISA -2006

TIMSS 2007 индекс человеческого капитала - достижения

PISA образование родителей и образовательные достижения

PISA 2006 образование и низкие результаты

Результаты стран-участниц исследований PISA-2006 и TIMSS-2007 РФ Япония, Венгрия, Словения, Англия, Чехия, Австралия США, Норвегия, Италия, Литва, Швеция Турция, Таиланд, Тунис, Болгария, Румыния, Индонезия, Израиль 530; 479

Выводы Россия не предпринимает усилий для изменения ситуации (или предпринимает неэффективные); Результаты России НЕ объясняются ее экономическим положением; Российская система не имеет характеристик эффективной системы образования; Школы не могут работать эффективно (школы не автономны; не подотчетны обществу). Россия не имеет адекватного национального оценивания; Система внешней стандартизованной оценки достижений требований стандарта пока не полностью выполняет свою функцию. Минимально формирующее оценивание. Учитывая успехи в TIMSS и PIRLS, признаем, что приоритеты российского образования существенно отличаются от заявленных развитыми странами мира. «Аршином общим не измерить!»

Государственные экзамены и национальное оценивание ГОСЭКЗАМЕНЫ: Сертифицируют На условиях личной ответственности: Равенство Справедливость НАЦ. ОЦЕНИВАНИЕ Диагносцирует На условиях анонимности: Нет требования к равенству и справедливости хх 2хх 3хх 4хх 5хх хх 2х 3хх 4х 5х

NAEP National Assessment of Educational Progress – Национальная оценка образовательного прогресса Президент США, Конгресс, Департамент образования используют результаты NAEP для целей информирования политиков Лидеры штатов могут сравнивать результаты своего штата с другими, с общенациональными, а также видеть общие тенденции; Может быть выделена информация по отдельным группам учащихся, по отдельным предметным областям, по различным программам обучения и т.д. Учителя могут использовать для целей обучения (примеры заданий. Принципы подсчета и оценки) Национальная отчетность (The Nations Report Card ) является подтверждением национального обещания равных возможностей в образовании

Разрыв в уровне достижений «Achievement Gap»

No Child Left Behind – Ни одного отстающего ребенка Подписан в 2001 Ответ на Achievement Gap (разрыв в уровне достижений) Фактической основной является обязательное тестирование на уровне штата. Тестирование сплошное. По результатам есть информация по всем школам/ученикам/муниципалитетам и т.д. Основной единицей является школа. По результатам тестирования школа может получить статус неблагополучной (требующей «перерегистрации»). Все результаты доступны (с кодами доступа в соответствии с запросами)

No Child Left Behind 2001

NCLB предусматривает ряд мер для увеличения ответственности штатов и школ за учебные достижения каждого учащегося, повышения квалификации учителей предоставления родителям широких возможностей выбора и получения информации.

Schools In Need of Improvement, SINI; School Under Registration Review, SURR Для родителей: Программа выбора муниципальных школ по NCLB проводится Департаментом образования с целью обеспечить родителям учеников школ со особым статусом возможность перевода детей в школы без статуса. Бланки заявлений и другая необходимая информация будут высланы родителям учащихся, имеющих право на перевод, весной 2009 года. Присвоение школе статуса отстающей (SINI) базируется на результатах ежегодных экзаменов штата. Основываясь на федеральных директивах, Департамент образования штата анализирует результаты учащихся для определения показателя надлежащего годового прогресса (Adequate Yearly Progress, AYP) школы в повышении достижений учащихся. Если школа в продолжение двух лет не достигает показателя AYP, она получает статус SINI по Разделу I.

AYP Adequate Yearly Progress, Статус SINI по Разделу I включает несколько категорий школ в зависимости от количества лет, в течении которых показатель AYP ими не выполнялся: отстающие школы по Разделу I (1-го и 2-го года), школы, нуждающиеся в налаживании работы (Corrective Action School), школы, намечаемые к реорганизации (School Planning for Restructuring) и реорганизуемые школы (Restructuring School). К таким школам применяются различные меры вмешательства в целях улучшению методик обучения и качества управления. Со всеми вопросами и для получения дополнительной информации о переводе обращайтесь к координатору по работе с родителями вашей школы, а также в районный отдел по набору учащихся.

Выводы Развитие систем оценки всех категорий Открытость системы образования (подотчетность) Существенное увеличение собираемой информации (контекстные данные) Совершенствование инструмента Отказ от спекуляций