«Институциональные механизмы минимизации рисков перехода на НПФ и НСОТ» Шадрина Н.М. Эксперт ИПОП «Эврика»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Институциональные механизмы минимизации рисков перехода на НПФ и НСОТ» Шадрина Н.М. Эксперт ИПОП «Эврика» Г. Пенза 2011.
Advertisements

Переход на нормативно – подушевое финансирование общеобразовательных учреждений.
Методика расчета регионального подушевого норматива финансирования в системе общего образования 2007 год.
Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования года.
Новая система оплаты труда работников образования и введение НПФ повышение качества образования рассматривается как одна из приоритетных задач РКПМО.
Дорожная карта по введению НСОТ, НПФ, развитие сети Уровень – образовательное учреждение.
Дорожная карта по введению НСОТ, НПФ, развитие сети Уровень – образовательное учреждение.
Финансово- хозяйственная деятельность новых бюджетных учреждений.
Новая система оплаты труда работников образовательных учреждений Методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников октября 2006.
2008 год «… используя механизмы нацпроекта, необходимо стимулировать системные перемены в самой отрасли, сделать ее более современной и восприимчивой ко.
НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОУ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА НСОТ Директор МОУ СОШ 40 Г. Томска И. Б. Грабцевич И. Б. Грабцевич.
Казенные учреждения Образовательные учреждения Автономные учреждения Финансирование по смете Финансирование по смете Финансирование по смете Финансирование.
ИПОП «Эврика», 12 ноября 2010 г., Московская область.
Финансово-экономические условия реализации ФГОС А.И Адамский, ректор ИПОП «Эврика», ноябрь 2010.
Новые экономические механизмы в развитии системы образования Забайкальского края.
Эффективные финансово- экономические механизмы реализации самостоятельности школ Эксперт ИПОП «Эврика» Сандакова Н.Ю.
Совершенствование финансово- экономической деятельности общеобразовательного учреждения Докладчик: Файт Маргарита Яковлевна, директор МОУ «Средняя школа.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
Результативность комплексного проекта модернизации системы образования Самарской области Министерство образования и науки Самарской области.
1 Новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений образования Пермского края.
Транксрипт:

«Институциональные механизмы минимизации рисков перехода на НПФ и НСОТ» Шадрина Н.М. Эксперт ИПОП «Эврика»

Институты по Д. Норту - это "правила игры" в обществе, или созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют отношения между людьми. Они задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия в политике, социальной сфере, в экономике. Институты влияют на функционирование экономических систем, образуя институциональную структуру общества и экономики. Институты по Д. Норту - это "правила игры" в обществе, или созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют отношения между людьми. Они задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия в политике, социальной сфере, в экономике. Институты влияют на функционирование экономических систем, образуя институциональную структуру общества и экономики.

Приоритетные цели: 1.Обеспечение равных условий осуществления образовательного процессаОбеспечение равных условий осуществления образовательного процесса 2.Обеспечение перехода от финансирования сети образовательных учреждений к финансированию образовательной услугиОбеспечение перехода от финансирования сети образовательных учреждений к финансированию образовательной услуги N ФГОС N ФГОС затраты на заработную плату различных групп персонала и затраты на материальное обеспечение учебного процесса N мун. N мун. содержание ценного и особо ценного движимого и недвижимого имущества содержание ценного и особо ценного движимого и недвижимого имущества Коммунальные расходы Коммунальные расходы НПФ - основа экономического планирования и функционирования институциональных механизмов Муниципальное задание: N = N суб.+ N мун. 3 Целевые программы, программы развития

Состав расходов, учитываемых при определении величины регионального подушевого норматива В нормативе учитываются Расходы на оплату труда работников общеобразовательных учреждений Процентная надбавка лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Районный коэффициент Приобретение технических средств обучения Расходы, непосредственно связанные с обеспечением образовательного процесса ФГОС Иные хозяйственны е нужды и другие расходы, связанные с обеспечением учебного процесса (повышение квалификации персонала, командировочны е расходы и др.) Приобретение учебно-наглядных пособий Доплата за работу в сельской местности Приобретение канцелярских товаров и расходных материалов В муниципальном нормативе Подушевой норматив – это минимально допустимый объем финансовых средств, необходимых для реализации на территории области образовательных программ в соответствии с ФГОС в расчете на одного учащегося Единый социальный налог Расходы на оплату коммунальных услуг Расходы на капитальный и текущий ремонт, приобретение оборудования, мебели, мягкого инвентаря Транспортные услуги по подвозу учащихся к школе Меры социальной поддержки учащихся (питание, государственное обеспечение детей сирот) и работников (льготы по коммунальным услугам), иные расходы социального характера 4

Определение объема расходов на реализацию ФГОС общего образования с учетом регионального подушевого норматива на областном и муниципальном уровне Для муниципальных образований: Qn = (Nс x Нс + Nг x Нг) Qn - объем расходов, передаваемых бюджету конкретного муниципального образования; Nс – региональный подушевой норматив для сельской местности; Nг – региональный подушевой норматив для городской местности; Нс - количество учащихся в конкретном муниципальном образовании в сельской местности; Нг - количество учащихся в конкретном муниципальном образовании в городской местности. Для образовательных учреждений: Qучр = N x Н Qучр - объем расходов конкретного образовательного учреждения с учетом регионального подушевого норматива; N - региональный расчетный подушевой норматив (для городской или сельской местности применительно к конкретному образовательному учреждению); Н – количество учащихся в образовательном учреждении. 5

Организационная работа по переходу на новую систему оплаты труда - решение необходимых управленческих задач - проведение организационно-методической и разъяснительной работы с работниками школы - расчет стоимости педагогической услуги и уровня заработной платы работников - привлечение общественности к оценке труда педагогов в рамках системы премирования через государственно-общественные формы управления образовательным учреждением (управляющий совет) 6

Должностной оклад педагогического работника Органы местного самоуправления Централизация ФОТ – фонд стимулирования до 5% Базовая часть 70% Фонд премирования и стимулирования 30% Фонд оплаты труда общеобразовательных учреждений 100% Количество труда (ученико/час) Качество труда Расчетный ФОТ из расчета стоимости услуги на одного обучающегося всех школ в год 100% Общая часть ФОТ не менее 71% Специальная часть ФОТ не более 29% 7 НСОТ – институт качества образования Стоимость 1 ученико/часа неаудиторная занятость Повышающие коэффициент ы сложности по предметам 1 гр. К=1,15 2 гр. К=1,1 3 гр. К=1,05 4 гр. К=1,0 Коэффициент ы учитывающие категорийнос ть А=1,05 (вторая) А=1,1 (первая) А=1,15 (высшая) Выплаты компенсацион- ного характера (заведование кабинетом, классное руководство, методработа) Стоимость 1 ученико/часа педагогической услуги из расчета годового количества учебных часов по учебному плану, с учетом доли учебных недель в году стоимость одного ученико/часа K= стоимость одного ученико/часа K=

Организационная работа на уровне субъекта РФ образованием по переходу на отраслевую систему оплаты труда Закон Липецкой области по формированию норматива на реализацию ФГОС ( с учетом затрат связанных с введением ФГОС). Закон Липецкой области по формированию норматива на реализацию ФГОС ( с учетом затрат связанных с введением ФГОС). Методика определения расчётно-нормативных затрат Методика определения расчётно-нормативных затрат Постановление правительства Липецкой области об утверждении модельной методики положения об оплате труда. Постановление правительства Липецкой области об утверждении модельной методики положения об оплате труда. Формирование перечня базовых и государственных услуг. Формирование перечня базовых и государственных услуг. Разработка нормативного акта утверждающего порядок формирования государственного задания. Разработка нормативного акта утверждающего порядок формирования государственного задания. Порядок финансирования государственного задания. Порядок финансирования государственного задания.

Организационная работа муниципального органа управления образованием по переходу на отраслевую систему оплаты труда Постановление муниципалитета по формированию норматива на содержание ценного и особо реализацию ФГОС ( с учетом затрат связанных с введением ФГОС). Постановление муниципалитета по формированию норматива на содержание ценного и особо реализацию ФГОС ( с учетом затрат связанных с введением ФГОС). Методика определения расчётно-нормативных затрат Методика определения расчётно-нормативных затрат Постановление правительства Липецкой области об утверждении модельной методики положения об оплате труда. Постановление правительства Липецкой области об утверждении модельной методики положения об оплате труда. Формирование перечня базовых и государственных услуг. Формирование перечня базовых и государственных услуг. Разработка нормативного акта утверждающего порядок формирования государственного задания. Разработка нормативного акта утверждающего порядок формирования государственного задания. Порядок финансирования государственного задания. Порядок финансирования государственного задания.

Организационная работа общеобразовательного учреждения по переходу на отраслевую систему оплаты труда Изменения и дополнения в Устав ОУ Изменения и дополнения в Устав ОУ Внесение изменений в коллективный договор ОУ Внесение изменений в коллективный договор ОУ Внесение изменений и дополнений в трудовой договор Внесение изменений и дополнений в трудовой договор Принятие положения об оплате труда в новой редакции Принятие положения об оплате труда в новой редакции

Положение о распределении стимулирующей части оплаты труда как механизма повышения качества образования основанной на принципах: Положение о распределении стимулирующей части оплаты труда как механизма повышения качества образования основанной на принципах: связь размера выплаты работнику из стимулирующей части с качеством и результативностью его работы; связь размера выплаты работнику из стимулирующей части с качеством и результативностью его работы; публичность институционально закрепленных на уровне общеобразовательного учреждения показателей и индикаторов, определяющих качество его работы; публичность институционально закрепленных на уровне общеобразовательного учреждения показателей и индикаторов, определяющих качество его работы; бальный характер учета результатов работы педагогов для распределения стимулирующей части ФОТ бальный характер учета результатов работы педагогов для распределения стимулирующей части ФОТ приоритетность электронных форм фиксации результатов работы педагогов для распределения стимулирующей части оплаты труда и автоматизированное распределение ФОТст. в соответствии с полученными результатами электронного сбора информации; приоритетность электронных форм фиксации результатов работы педагогов для распределения стимулирующей части оплаты труда и автоматизированное распределение ФОТст. в соответствии с полученными результатами электронного сбора информации;

Общая численность (доля) сотрудников, занятых в учреждениях, в том числе по категориям персонала в Липецкой области (физические лица) 2010

Общая численность (доля) сотрудников, занятых в учреждениях, в том числе по категориям персонала в Липецкой области (количество ставок) 2010

2010год год Динамика структуры фонда оплаты труда работников школы по категориям 2010 уч. год 2012 уч. год 1. Количество учащихся на одного учителя 11 чел. 15 чел. 3. Средняя наполняемость классов 17 чел. 25 чел. 14

Распределение ФОТ Липецкой области 2010 год

Создание нормативной базы НСОТ Механизмы реализации Механизмы реализации Разделение ФОТ на базовую и стимулирующую части в соотношении не менее 70:30, Разделение ФОТ на базовую и стимулирующую части в соотношении не менее 70:30, Нормирование и учет неаудиторной деятельности педагогов и особенностей образовательных программ в базовой части ФОТ, Нормирование и учет неаудиторной деятельности педагогов и особенностей образовательных программ в базовой части ФОТ, Зависимость оплаты труда в базовой части от численности учащихся Зависимость оплаты труда в базовой части от численности учащихся

Создание нормативной базы НСОТ Риски: Риски: Проблемы нормирования труда во внеаудиторной части, нет нормативной базы для расчета оплаты труда учителей Проблемы нормирования труда во внеаудиторной части, нет нормативной базы для расчета оплаты труда учителей Риск возрастания неудовлетворенности учителей в школах, в которых низкая наполняемость классов Риск возрастания неудовлетворенности учителей в школах, в которых низкая наполняемость классов Технические сложности расчета оплаты труда в небольших школах Технические сложности расчета оплаты труда в небольших школах

Создание нормативной базы НСОТ Минимизация рисков: Минимизация рисков: Разработка точной методики учта внеурочной деятельности учителя Разработка точной методики учта внеурочной деятельности учителя введение территориальных коэффициентов, методика расчета норматива основана на кластерном подходе введение территориальных коэффициентов, методика расчета норматива основана на кластерном подходе установление индикаторов по каждому направлению реализации проекта по развитию образования установление индикаторов по каждому направлению реализации проекта по развитию образования

Создание методики Механизмы реализации Механизмы реализации Нормативные затраты на содержание имущества бюджетного учреждения рассчитываются с учетом затрат: Нормативные затраты на содержание имущества бюджетного учреждения рассчитываются с учетом затрат: на потребление электрической энергии на потребление электрической энергии на потребление тепловой энергии на потребление тепловой энергии на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за бюджетным учреждением на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за бюджетным учреждением на содержание имущества на содержание имущества

Создание методики Риски: Риски: Точно не определены методы расчта нормативных затрат, определения норматива затрат для каждого учреждения отдельно или для групп учреждений. Точно не определены методы расчта нормативных затрат, определения норматива затрат для каждого учреждения отдельно или для групп учреждений.

Создание методики Минимизация рисков Минимизация рисков Разделение затрат на: затраты на оказание услуг (выполнение работ) и затраты на содержание имущества Разделение затрат на: затраты на оказание услуг (выполнение работ) и затраты на содержание имущества Осуществление планирования на основе определения стоимости стандартной бюджетной услуги на учащегося учет в нормативе законодательно определенных натуральных норм (наполняемость классов, санитарные нормы и др.). Осуществление планирования на основе определения стоимости стандартной бюджетной услуги на учащегося учет в нормативе законодательно определенных натуральных норм (наполняемость классов, санитарные нормы и др.).

Компетенции Управляющего совета по финансово – экономической деятельности Создать при ОУ УС и, наряду с другими функциями наделить УС полномочиями в экономической сфере: Создать при ОУ УС и, наряду с другими функциями наделить УС полномочиями в экономической сфере: Участие в решении вопросов стимулирования педагогических работников ОУ; Участие в решении вопросов стимулирования педагогических работников ОУ; Согласование программы развития ОУ, образовательной программы как общесвенного договора; Согласование программы развития ОУ, образовательной программы как общесвенного договора; Работа по привлечению внебюджетных средств для школы; Работа по привлечению внебюджетных средств для школы; Обеспечение прозрачности хозяйственно-экономической деятельности школы; Обеспечение прозрачности хозяйственно-экономической деятельности школы;

Новые финансово – экономические механизмы реализации ФГОС 1. Изменение механизмов финансового обеспечения – переход с бюджетной сметы на субсидии по госзаданию 1. Изменение механизмов финансового обеспечения – переход с бюджетной сметы на субсидии по госзаданию 2.Полученные доходы не являются доходами бюджета и остаются в распоряжении учреждения и должны направляться на достижение целей ради которых учреждение создано 2.Полученные доходы не являются доходами бюджета и остаются в распоряжении учреждения и должны направляться на достижение целей ради которых учреждение создано 3. Расширение самостоятельности по использованию средств, полученных из бюджета 3. Расширение самостоятельности по использованию средств, полученных из бюджета 4. Отмена субсидиарной ответственности государства по обязательствам бюджетного учреждения 4. Отмена субсидиарной ответственности государства по обязательствам бюджетного учреждения 5. Расширение прав по распоряжению движимым и имуществом (за исключением особо ценного движимого имущества) 5. Расширение прав по распоряжению движимым и имуществом (за исключением особо ценного движимого имущества)

Риски и их минимизация Неоптимальное соотношение затрат на управленческие задачи (организационная культура школы, технологические решения) и затрат на достижение целей собственно образования Неоптимальное соотношение затрат на управленческие задачи (организационная культура школы, технологические решения) и затрат на достижение целей собственно образования Рост психологической напряженности в отдельных педагогических коллективах Рост психологической напряженности в отдельных педагогических коллективах Сопротивление руководителей определенных образовательных учреждений, связанные с бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью; - Сопротивление руководителей определенных образовательных учреждений, связанные с бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью; - Сопротивление руководителей малоэффективных ОУ введению нормативного финансирования Сопротивление руководителей малоэффективных ОУ введению нормативного финансирования

Новые финансово – экономические механизмы реализации ФГОС Отсутствие индикаторов эффективности расходования бюджетных средств; Отсутствие индикаторов эффективности расходования бюджетных средств; Недостаточный уровень квалификации управленцев по финансово-хозяйственным вопросам особенно опыта сметного планирования; Недостаточный уровень квалификации управленцев по финансово-хозяйственным вопросам особенно опыта сметного планирования; Лишение части полномочий управленцев образования различного уровня, а следовательно, рычагов воздействия; потери монополии в решении вопросов образования; усмотрения определенной конкуренции. Лишение части полномочий управленцев образования различного уровня, а следовательно, рычагов воздействия; потери монополии в решении вопросов образования; усмотрения определенной конкуренции.

институциональных механизмов перехода на НПФ и НСОТ» «Результаты институциональных механизмов перехода на НПФ и НСОТ» 1.Повышение качества образованияПовышение качества образования 2.Установлена зависимость величины заработной платы от квалификации педагогических работников, сложности выполняемых работ и условий труда и результативности его деятельности.Установлена зависимость величины заработной платы от квалификации педагогических работников, сложности выполняемых работ и условий труда и результативности его деятельности. 2. Более рационально распределен фонд оплаты труда отдельных категорий работников. 3. Штатное расписание школы приведено в соответствие с реальными потребностями обеспечения учебного процесса. 4. Повышена заинтересованность директора и педагогического коллектива в конечном результате своего труда. 5.Управление школы носит государственно- общественный характер управления так как включен в деятельность Управляющий совет. 26