Сотрудничество с семьей – залог успеха в воспитании детей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа с родителями. В помощь классному руководителю Пшукова Марина Хазраиловна МОУ СОШ 1 с.В.Куркужин.
Advertisements

Информационная Воспитательно- развивающая Формирующая Охранно- оздоровительная Контролирующая Бытовая.
Программа воспитательной работы с классом «Твой выбор» Составила: Пелагеина Елена Владимировна МБОУ гимназия г. Советский.
Новые формы воспитательной работы, направленной на взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС.
1. Высокий уровень образования – 89% 2. Сохранение психологического и физического здоровья детей – 76% 3. Повышение культуры – 43%
СЕМЬЯ И ШКОЛА:ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Автор: учитель начальных классов МОУ «Поповкинская ООШ» Азовского района Омской области Роякина Людмила Николаевна.
, Взаимодействие с семьёй Педагогическое просвещение родителей и информирование Вовлечение в образовательный процесс Мониторинг.
Тема родительского собрания: «Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребенка»
Три группы родителей: родители – помощники в воспитательной работе с детьми родители – потенциальные помощники в воспитании детей родители не понимают.
«Формирование у родителей мотивации к осознанному взаимодействию семьи и школы»
«Современные формы и содержание работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей, совместная деятельность школы и семьи.
Взаимодействие семьи и школы – одно из основных направлений деятельности ОУ.
Название проекта Я и моя семья Автор проекта: Кичайкина Л.А.
Организация работы по изучению семьи как средство эффективного педагогического потенциала Обобщение опыта работы классного руководителя Кресюк Л.И
СЕМЬЯ И ШКОЛА. КАКОВО ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ? Сутурина Елена Николаевна, ЗДВР МОУ НОШ 25 с. Бада.
Формы работы с родителями Составила: социальный педагог Архипова Е.С.
Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. В.А. Сухомлинский.
Формы работы с родителями. ПЛАН РАБОТЫ 1. Формы работы с родителями (Калиниченко Т.Ю.) 2. Выступление классных руководителей, соц.педагога. 3. Работа.
ГОБУ ДОД ВО «Областной центр дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания» ПЕДСОВЕТ « ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО.
Выполнила: Яковлева А.А. Классный руководитель 7 А класса.
Транксрипт:

Сотрудничество с семьей – залог успеха в воспитании детей

Вернуть в школу утраченные ценности без семьи, без самого народа невозможно. Ю.П.Азаров

Противоречия интеграции семейного, школьного и общественного воспитания: несоответствие между ролью семьи в обучении и развитии личности ребенка и уровнем нравственного и духовного развития большинства семей, уровнем воспитательного потенциала семьи;

разобщенность различных ведомств, организаций, учреждений, на которые возложена работа с семьей, в оказании помощи семье в ее культурном, духовном развитии, в повышении воспитательного потенциала семьи; дефицит общения между детьми и родителями;

невнимание образовательных учреждений к организации разнообразной совместной деятельности детей, педагогов и родителей, когда в неформальной обстановке возникают психологически благоприятные условия для педагогического влияния как на ребенка, так и на родителей;

средства массовой информации в большинстве своем перестали быть помощниками семьи и школы в воспитании духовно-нравственных начал у молодого поколения, что привело к снижению ценности семьи; большинство педагогов не готовы к работе с семьей в современных условиях, особенно молодые специалисты;

слабо развита служба психолого- педагогической помощи на местах при все возрастающей потребности семей в социально-психологической поддержке; слабо развита система привлечения к решению проблем образования различных социальных институтов, главным образом, семьи.

Составные части взаимодействия педагогическое просвещение педагогическое корректирование семейного воспитания практическая совместная работа детей и родителей

...Мама просит разрешения присутствовать на учебных занятиях......Бабушка не отпускает внука на субботник Родители забывают либо не могут обеспечить дочь достойной одеждой, платье девочки старо и истрепано......Ученик становится грубым в обращении с преподавателями. Те на него жалуются......Ученица отлично занимается, делая успехи по всем учебным дисциплинам. Но её не любят дети. Никто с нею не дружит…

Доброжелательны ли мы по отношению к приходящим родителям? Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями.

Анкета «Практика общения с родителями» Перечень сужденийДаНетНеодн озна 1В содержании общения с родителями учитываю условия семейного Воспитания каждого ребенка; структуру семьи, в которой он живет, опыт родителей 100% 2Регулярно знакомлю родителей с организацией и содержанием воспитания и развития детей, вовлекаю их в обмен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребенка 66% 34% 3В общении с родителями удается находить индивидуальный подход к членам семьи ребенка, устанавливать доверительные, партнерские отношения 66%18% 16% 4Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах 50% 16%34% 5Умею посмотреть на ситуацию взаимодействия с родителями глазами мам и пап, понять их чувства и смысл их поведения 84%16% 6Владею техникой диалогического (безоценочного ) общения34%50%16% 7Проявляю достаточную гибкость в конфликтах и затруднительных ситуациях общения с родителями 84%16% 8Как правило, с пониманием отношусь к заблуждениям и ошибкам родителей в воспитании ребенка 84%16% 9Владею способами общения с аудиторией родителей, умением увлечь их в активное обсуждение проблемы дискуссии 50%34%16%

10 Удается развивать активный интерес родителей к воспитанию своего ребенка, осознанное отношение к своей роли 16%84% 11 Помогаю родителям овладевать навыками анализа собственных затруднений в общении с ребенком и причин трудностей в его развитии 50% 12 Использую разные способы активизации потребности родителей наблюдать ребенка в разных жизненных ситуациях в д/с и дома, размышлять над мотивами его поведения 50%34% 16% 13 Обогащаю опыт родителей умениями организовывать эмоционально насыщенное общение с ребенком в семье 50% 14 Владею методами изучения семейного воспитания, обладаю достаточными знаниями о семье, которые использую в индивидуальном и дифференцированном общении с родителями 50%34%16% 15 Развиваю интерес родителей к чтению научно – популярной, художественной литературы по семейному воспитанию 16%84% 16 Учитываю просьбы и мнения родителей по различным вопросам организации жизни детей в группе, опираюсь на их точку зрения в принятии педагогических и организационных решений 84%16% 17 Удается объединять и сплачивать родителей для помощи в решении различных вопросов, создавать атмосферу сопричастности и общности интересов 16%66%16% 18 Использую в контактах с родителями наглядно – текстовые средства с оперативной информацией о жизни детей в группе и ее перспективах 84%16% 57%35%8%

Проанализируем «Родители, ваш сын безобразно ведет себя, зайдите в школу!» «Подпишите дневник» «Ваш сын ужасно вел себя», «Ваш сын ходит без формы» «Нарушает дисциплину на уроке!» «Не явился на классный час»

«Отец и мать в тысячу раз больше помогут вам, если их ребёнок будет приносить из школы радость, а не только огорчение, если вы не будете по всякому поводу вызывать отца и мать, писать им жалобные письма. Стремление ребёнка быть хорошим источник торжествования, и он никогда не должен иссякнуть» В.А. Сухомлинский

уметь войти в положение родителей, не обвинять за плохое поведение и учебу ребенка, требовать улучшения положения (тогда как родитель в своей беспомощности даже не знает, как это положение исправить), но давать педагогические советы и рекомендации; причем эти советы надо так дать, чтобы родители их принимали; надо избегать чрезмерных негативных характеристик ребенка и его поведения, потому что родители часто воспринимают это как критику в свой собственный адрес;

уметь выслушать критические замечания родителей в свой адрес и в адрес своих коллег, правильно взвешивать их обоснованность; избегать сравнения с другими детьми и другими семьями; начинать беседу следует с освещения положительных моментов, чтобы таким образом повлиять на отношение родителей ко всему дальнейшему разговору;

родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе; тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;· собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

Отчет по теме самообразования Работа с родителями Подготовка и проведение родительских собраний

Правила проведения родительского собрания Нужно уважать родителя. Нужно доверять родителю. Нужно помогать родителю. Нужно учить родителя. Нужно благодарить родителя. Нужно объяснять родителю. Нужно спрашивать с родителя.

Структура родительского собрания Информация общего характера Анализ развития детей за определенный период Обсуждение конкретной психолого-педагогической проблемы Методическая проблема Индивидуальные консультации с родителями

Анкета для родителей (Изучение мнения о проведенной встрече) 1. Ваше мнение о проведенной встрече: - бесполезная - едва ли полезная - полезная - очень полезная 2. Ваше мнение по представленной информации: - бесполезная - едва ли полезная - полезная - очень полезная 3. Как вы оцениваете деятельность школы (класса) в этом направлении: - бесполезная - едва ли полезная - полезная - очень полезная 4. Как вы оцениваете групповую и другие формы дискуссий, во время которых вы можете задавать вопросы: - бесполезная - едва ли полезная - полезная - очень полезная 5. Будет ли вам после нашей встречи проще говорить с вашим ребенком о его проблемах: -да - едва ли -нет - не знаю

Формы взаимодействия с родителями: Родительское собрание. Индивидуальные консультации с родителями. Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний». Родительские конференции (общеклассные, общешкольные). Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей. Презентация опыта семейного воспитания. Диспут, дискуссия. Встречи родительской общественности с администрацией учреждения. Индивидуальные консультации. Тематические консультации. Беседа. Посещение воспитанника на дому. Родительский комитет. Родительские чтения. Родительские вечера. Родительские тренинги. Родительские ринги.

Анкетирование родителей ВопросДаНетИногда Часто ли должны проводиться родительские собрания? 28%16%56% Все ли родительские собрания вы посещаете?48%44%8% Эффективны ли с Вашей точки зрения родительские собрания? 92%4% Должны ли проводиться собрания в различных формах? 92%4% 65%17%18% Какие вопросы Вы хотели бы обсудить на родительских собраниях? -О взаимоотношениях ребят старшего и младшего возраста. Взаимоотношения с одноклассниками, учителями -Поведение ребенка - Возрастные особенности ребенка -Вопросы успеваемости -Почему мы их не понимаем? -Трудности адаптации 5-классников -То, что предложит кл руководитель -Мне достаточно того, что предлагает кл руководитель Высказали мнение, предложили 28%

Организация совместной деятельности родителей и детей в познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых дверей, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, творческие отчеты. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и другие - в трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение помещений, посадка аллей, выставки «Мир моих увлечений» и др.; - в досуге: совместные праздники, подготовка концертов, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы, экскурсионные поездки

Мониторинг

Объект: СЕМЬЯ

Анкетирование учащихся Вопрос ДаБольше да, чем нет Трудно сказать Больше нет, чем да нет 1. Считаешь ли ты, что твои родители до конца откровенны с тобой? 38%22%25%12%3% 2. Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми? 33%13%16%11%27% 3. Когда в твоей семье будут расти сын или дочь, ты будешь строгим родителем? 22%16%46%16% 4. Будешь ли ты воспитывать своих детей так, как твои родители тебя? 50%13% 6%13% 5. Будешь ли ты баловать своих детей?35%11%18%22%11% 6. Будешь ли ты наказывать своих детей?5%8%50%16%21% 7. Проводишь ли ты свое свободное время с родителями? 73%27% 9. Какие отношения сложились у тебя с родителями? хорошие 89% не очень хор 11% плохие 10. Как ты определяешь свое положение в семье? Как человека, которого понимают и уважают Как человека, которого опекают Как человека, которого не понимают, не уважают Как человека, который живет сам по себе 76% 20% 2%

КритерийПоказателиДиагностический инструментарий ПериодичностьОтветственны е Выход 1. Образ жизни и система ценносте й семьи Образовательный уровень членов семьи Опрос1 раз в год (в начале учебного года) Классные руководител и Банк данных Единство взглядов в семье на воспитание ребёнка Анкета «Общение в семье» 1 раз в год (в начале учебного года) Классные руководител и Родительское собрание Эмоциональный климат в семье Методика «Тип семьи» (программированное наблюдение); В течение годаКлассные руководител и Выступление на МО классных руководителей. рисуночные тесты «Обеденный стол», «Прогулка по лесу»; анкеты «Я в семье», «Семья глазами ребенка», «Выражение лица» (для родственников); «Характер ребенка» (для родителей); «Общение в семье» (для родителей); «Список личностных черт». Семейный альбом самодиагности ки Уровень сформирован ности семейных традиций Анкета «Наша семья»; «Семья учащегося». 1 раз в годКлассные руководител и Родительское собрание Творческая работа «Моя родословная»1 раз в годКлассные руководител и Выставка работ Рисуночные диагностики «Выходной день в моей семье», «День рождения в моей семье». В течение годаКлассные руководител и Банк данных

РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ «Обеденный стол» (тест для ребенка) Где бы ты хотел(а) сидеть за семейным обеденным столом? Мама Братик (сестра) Бабушка Папа Дедушка

«Прогулка по лесу» (тест для ребенка) Всей семьей вы совершаете прогулку по лесу. С кем рядом ты будешь находиться? Обозначь это место. Братик (сестра) Папа Бабушка Мама Дедушка

Анкета Уважаемые родители! Мы хотим поближе познакомиться с вашей семьёй, её педагогической позицией и взглядами на образовательные услуги, с тем, чтобы более плодотворно сотрудничать с вами. 1. Перечислите всех членов вашей семьи, живущих вместе с вами: ___________________________________________________________ 2. Какие семейные традиции вы соблюдаете? Дни рождения; Дни поминовения усопших; Коллективные посещения кино, театров и т.д.; Религиозные обряды (посещение церкви, посты, праздники…); Гражданские праздники (Новый год, 1 мая, 8 марта, День Победы и др.); День создания семьи; Школьные праздники (начало учебного года, окончание школы…); Профессиональные праздники; Выпуск семейной газеты; Воскресные семейные обеды, ужины; Проведение семейных советов; Другое ___________________________________________________________

КритерийПоказателиДиагностический инструментарий Периодичнос ть Ответственн ые Выход 2. Уровень материально- бытовых условий Оценка жилищных условий и средств воспитания Посещение семьи1 раз в год (в начале учебного года) Классные руководители Акт обследования Анкета «Семья учащегося»Банк данных Социальный статус семьи (наличие материальных проблем) Наблюдение, анкетирование «Общая характеристика школьника»; «Ваш ребенок». 1 раз в год (в начале учебного года) Классный руководитель Социальная карта семьи; банк данных; обращение в центр защиты семьи. Ресурсы семьи (реальная помощь родителей школе) Опрос, анкетирование «Общественная оценка и поддержка школы родителями» 1 раз в год (в начале учебного года) Классные руководители Банк данных

Анкета «Социально-бытовые условия семьи воспитанника» (заполняется при посещении семьи классным руководителем) Дата визита_________________________________________________ Имя ребенка, состоящего на учете______________________________ Члены семьи, присутствующие во время визита ___________________ Отсутствующие члены семьи___________________________________ Причины отсутствия членов семьи______________________________ Описание дома, обстановки в квартире, соседей__________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ Проблемы семьи с точки зрения самой семьи и причины прихода социального педагога_________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ Как долго развивались проблемы?______________________________

Схема изучения семьи ФИО обучающегося ________________________________________________ ФИО родителей мать _______________________________________________ отец _______________________________________________ Другие члены семьи ________________________________________________ 1. Общие сведения о семье: а) структура______________________________________________________ б) возраст родителей_______________________________________________ в) профессии______________________________________________________ г) бытовые и санитарно-технические условия___________________________ д) материальное положение__________________________________________ 2. Данные о семейном воспитании: а) воспитательная активность родителей: понимание целей воспитания наличие конкретных задач единство и согласованность требований общение с детьми устойчивая связь с учителями гармония семейных отношений б) организация свободного времени и досуга 4. Кем посещалась семья___________________________________________

«Увлечения и интересы родителей» Каким видом творчества вы занимались в юности? Каких спортивных успехов вам удалось добиться? Занимались ли вы художественной самодеятельностью в юности? Любите ли вы петь и что предпочитаете? Кто в вашей семье умеет готовить что-то вкусное по «семейным рецептам»? Напишите название этих блюд? Где живут ваши родственники, в каких городах и странах? Любите ли вы рыбалку, выращивать животных, выращивать цветы и ухаживать за ними? Есть ли у вас призы, награды, грамоты? Умеете ли вы фотографировать? Что вы считаете, что можно было бы организовать интересного для ваших детей?

КритерийПоказателиДиагностическ ий инструментари й Периодичнос ть Ответственн ые Выход 3. Степень активности родителей в учебно- воспитательно м процессе Процент участия родителей в родительских собраниях Собеседование с классными руководителями 1 раз в четвертьКлассные руководители Общешкольное родительское собрание Уровень информированнос ти родителей о содержании и организации образовательного процесса в школе (успеваемость, кружки, дневники) Анкета «Познавательная активность родителей». 1 раз в годКлассные руководители ШМО классных руководителей

Анкета «Информированность родителей о жизни ребенка в школе» Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию анкету, которая поможет узнать, насколько хорошо вы информированы о жизни вашего ребенка в школе. В каком классе учится ваш ребенок? ____________________________ Кто является классным руководителем вашего ребенка? ____________ Как часто вы посещаете школу? ________________________________ Регулярно ли вы просматриваете дневник вашего сына (дочери)? ____ Какие кружки (секции) посещает ваш ребенок? ___________________ Знакомитесь ли вы ежедневно с текущими оценками ребенка? _______ Есть ли у вашего ребенка друзья в классе? _______________________ Любимый предмет ребенка? ____________________________________

КритерийПоказателиДиагностически й инструментарий Периодичнос ть ОтветственныеВыход 3. Степень активности родителей в учебно- воспитательном процессе Процент участия родителей, привлеченных к совместной с детьми и педагогами деятельности (рейды, КТД) Отчет классных руководителей 2 раза в годКлассные руководители Совещание Степень участия родителей в управлении школой (Совет Школы, органы ученического самоуправления, родительский комитет) Сбор информации1 раз в годПредседатель Совета Школы Педсовет

«Воспитательная активность семьи» Сколько времени (приблизительно) Вы общаетесь со своим ребенком (в течение дня, недели, в совместной работе, в беседах, в кино, библиотеке, на прогулке и т.д.). Считаете ли вы это время общения достаточным для воспитания вашего ребенка? Используете ли Вы такие виды общения? – Контакт глаз, ласка, прикосновение, общее хобби, интерес к увлечениям ребенка и др. Укажите их, если нет, то почему? Уверены ли Вы, что правильно понимаете развитие своего ребенка и что хотели бы узнать? Встречаете ли Вы трудности в воспитании ребенка, и какие? Как их разрешаете?

КритерийПоказателиДиагностически й инструментари й Периодичност ь Ответстве нные Выход 4. Удовлетворён ность родителей школьной жизнью Эмоциональное отношение родителей к школе Опрос, анкетный опросник родителей Степанов Е.Н. 1 раз в годПедсовет Степень удовлетворенности родителей по подготовке выпускников к: - выбору профессии; - продолжению образования. Диагностика профессиональных ориентаций школьника 1 раз в годКлассный руководител ь Родительское собрание Уровень удовлетворенности воспитательным процессом Анкета «Удовлетворенност ь школьной жизнью» 1 раз в годКлассные руководител и Педсовет

Диагностика профессиональных ориентаций школьника Анкета для родителей (позволяет выявить взгляды родителей на будущее своих детей) Фамилия, имя ученика: ________________________________________ Сведения о семье: __________________________________________________ Сведения об ученике: Особенности выполнения домашней учебной работы (нужное подчеркнуть или добавить): имеет режим, добросовестен, аккуратен, делает всё самостоятельно, прибегает к помощи родителей, товарищей. Общителен, отзывчив __________________________________________ Любимые занятия _____________________________________________ Нелюбимые занятия ___________________________________________ Общее состояние здоровья ______________________________________ Какой путь получения профессии Вы рекомендуете своему ребёнку? (нужное подчеркнуть) Окончить 9 классов – среднее профтехучилище. Окончить 9 классов – техникум, колледж. Окончить 9 классов – профтехучилище. Окончить 9 классов – работа на предприятии. Окончить 11 классов – профтехучилище. Окончить 11 классов – техникум. Окончить 11 классов – институт. Профессия или область деятельности, которую Вы рекомендуете своему ребёнку: ____________________________________________________________

Анкета «Уровень удовлетворенности школьной жизнью» разработана доцентом А.А.Андреевым УтвержденияДа, всегда 4 Чаще всего 3 Редко 2 Иногда 1 Никогда 0 1. В школу я иду с радостью 2. В школе у меня хорошее настроение 3. У нас хороший классный руководитель 4. К учителю можно обратиться за советом 5. У меня есть любимый учитель 6. В школе есть все условия для развития моих способностей 7. Могу в классе высказать свое мнение 8. У меня есть любимый предмет 9. Школа готовит к жизни 10. Летом я скучаю по школе

Анкета «Уровень удовлетворенности школьной жизнью» разработана доцентом А.А.Андреевым 1. С каким настроением ваш ребенок идет в школу? с большим желанием с большим нежеланием по обязанности, без интереса 2. С каким настроением приходит из школы? уставший, но удовлетворенный веселый и жизнерадостный раздраженный 3. О каких интересных делах в школе рассказывает ребенок? общение с товарищами о том, что было на уроке о внеклассных мероприятиях рассказывает, если спросишь не рассказывает 4. С кем из воспитателей ребенка поддерживаете контакт? классный руководитель учитель школьный психолог администрация 5. Учитываются ли в школе индивидуальные способности вашего ребенка? учитываются мало учитываются не учитываются трудно сказать 6. Охарактеризуйте отношения в классе, где учится ваш ребенок класс дружный, сплоченный класс дружный в классе нет ссор, но каждый существует сам по себе в классе есть ссоры, но конфликтным класс не назовешь класс очень недружный, трудно учиться в этом классе

«Воспитывайте так, чтобы у ребенка были радости, которые он приносил бы домой как радости отца и матери» «Воспитывайте так, чтобы у ребенка были радости, которые он приносил бы домой как радости отца и матери» В.А.Сухомлинский В.А.Сухомлинский