ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ 34 В 1-11 КЛАССАХ.
Advertisements

АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Подготовила: педагог-психолог Степанова В.Н.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Разработка модели шестилетней начальной школы г. Руководитель эксперимента доктор педагогических наук Яков Семенович Турбовской Департамент Образования.
Ценностные ориентации старшеклассников Психолого-педагогическое исследование развития ценностных ориентаций старшеклассников сош 5 г. Искитим.
1 Общешкольное родительское собрание «Формирование здорового образа жизни» МОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов.
Подготовила: педагог-психолог Степанова В.Н.. Цель: активизация внутренних резервов младших подростков, способствующая успешному освоению нового социального.
Социально-психологическая адаптация студентов вузов, проживающих в общежитии Соискатель: магистрант гуманитарного факультета Шигорина Е.В. Диссертация.
Сопровождение введения ФГОС Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.
Диагностика мотивации как одного из факторов успешности обучения (на основе исследований пятиклассников МОУ школы 168)
Проект психолого - педагогического сопровождения, как условие успешности обучения учащихся.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Отчёт педагога – психолога за учебный год МАДОУ 18 Баграмян Изабэллы Варламовна.
ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА «ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО» В РАЗВИТИИ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ РЕБЕНОК-РОДИТЕЛЬ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ.
ВЛИЯНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДИК НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ Высшее счастье человека, Хотя это и банально, В принесении радости другим людям. В. Солоухин.
КЛАССКоличество учащихся Высокий уровень мотивации Средний уровень мотивации Средняя мотивация положительное отношение к школе Низкий уровень мотивации.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Тема :« Влияние групповой сплочённости на самооценку учащихся » Педагог-психолог МОУ СОШ 5 г. Городца Наталья Михайловна Фирсова 2010 год.
Мотивация учения и адаптация ребёнка в школе. Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребёнка! Поступление в школу переломный момент в жизни.
Транксрипт:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«Тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи» Степанов С.С.

Одним из критериев психологического здоровья становится уровень тревожности. Психологическое здоровье - это активный динамический баланс между организмом и средой во всех ситуациях, особенно, в трудных, требующих мобилизации ресурсных состояний личности.

Тревожность ситуативная возникает в преддверии возможных неприятностей или жизненных осложнений личностная является устойчивой характеристикой личности человека.

По данным исследователя Захарова А.И. к окончанию начальной школы здоровых детей меньше половины, многим ставится диагноз какого-либо нервного заболевания. динамика современной семьи; смешение половых ролей в обществе; отстранение мужчин от воспитания собственных детей; многое другое. ПРИЧИНЫ

Правильное выстраивание процесса коммуникации – актуальное требование к современному педагогу, которое может предотвратить возрастание уровня тревожности, обеспечить сохранение психологического здоровья ребенка Тревожность младших школьников во многом зависит от взаимодействия с учителем, поэтому на современном этапе разрабатываются методы ненасильственной педагогики. Учитель, выстраивая отношения с младшими школьниками, может способствовать ускорению процесса адаптации, и, наоборот, создавать трудности этого процесса

Исходя из актуальности проблемы, сформулирована тема дипломного исследования: «Психолого-педагогические основы предупреждения и преодоления тревожности младших школьников».

Объект исследования: тревожность младших школьников. Предмет исследования: предупреждение и преодоление тревожности младших школьников в учебном процессе.

Цель дипломной работы: Р азработать и апробировать методику предупреждения и преодоления тревожности младших школьников.

Задачи 1.Провести теоретический анализ современной психолого- педагогической литературы по теме исследования. 2.Дать характеристику основных понятий по проблеме исследования. 3.Составить схему опытно-экспериментальной работы и подобрать методики для исследования уровня тревожности. 4.Провести опытно-экспериментальную работу по предупреждению и преодолению тревожности и описать ее результаты.

Гипотеза исследования В основу дипломной работы положено предположение о том, что уровень тревожности младших школьников зависит от отношений с педагогом, который является значимым взрослым и, если учитель в своей работе использует приемы коммуникативного обучения, то тревожность учащихся будет снижаться.

Методы исследования: Анализ литературы по теме Анализ литературы по теме Эксперимент Эксперимент Наблюдение Наблюдение Беседа Беседа Анкетирование Анкетирование Тестовая диагностика. Тестовая диагностика.

Этапы исследования 1 этап. Теоретический (сентябрь 2007 – май 2007 г.г.): выбор темы, обоснование актуальности, разработка концепции исследования, составление библиографии, изучение литературы. 2 этап. Экспериментальный (июнь 2007 – май 2008 г.г.): разработка констатирующего, формирующего, итогового этапов эксперимента. Сбор экспериментального материала на всех этапах эксперимента. 3 этап. Обобщающий (июнь май 2009 г.г.): обработка результатов исследования, литературное оформление их, определение дальнейшего исследования.

Обоснованность, достоверность положений и выводов исследования обеспечивается результатами опытной работы, адекватностью методики исследования, его предмету и задачам.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась по направлениям: Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов базовой школы; Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов базовой школы; Выступление на педагогическом семинаре. Выступление на педагогическом семинаре.

Практическая значимость результатов исследования Использование в методике формирования мотивации учения младших школьников.

База исследования: школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей города Черепаново Новосибирской области.

Эмоциональную жизнь современного человека определяют Первая тенденция характеризуется возрастанием частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок Вторая тенденция характеризуется негативным отношением к эмоциям

Недооценка важности и действенности эмоциональной стороны жизни, её игнорирование приводит к утрате навыков психогигиены эмоциональной жизни.

Возрастание числа расстройств аффективного спектра (депрессивных, тревожных, соматоморфных, психосоматических, пищевого поведения); Возрастание числа тяжёлых душевных состояний, которые всё чаще встречаются в жизни, а не только в клинике тревожно – депрессивных расстройств и требуют амбулаторной консультативной помощи; Возрастание эмоциональных взрывов и конфликтов; Состояние неудовлетворённости собой и своей жизнью; Трудности установления тёплых, доверительных контактов и получения социальной поддержки. Последствия этого для психического и физического здоровья и для качества жизни в целом:

Увеличение времени общения Изменение содержания общения Увеличение интереса к сверстникам (особенно 3-4 кл) Изменение тем и мотивов общения. С поступлением ребенка в школу происходят изменения во взаимоотношениях ребенка с окружающими людьми: с окружающими людьми: Возникает новый уровень самосознания детей – внутренняя позиция.

Готовность к школьному обучению Физиологическая Психологическая (личностно- мотивационную) когнитивная (сформированность познавательных процессов) технологическая (владение некоторыми школьно- значимыми функциями) Коммуникативная

НО Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности - полезная тревожность повышенный уровень тревожности – проявления неблагополучия личности.

Поведение высокотревожных людей в деятельности, направленной на достижение успехов, имеют следующие особенности: Высокотревожные индивиды эмоционально острее реагируют на сообщения о неудаче. Они хуже работают в стрессовых ситуациях. Их характерной чертой является боязнь неудачи. У них снижена мотивация достижения успехов, они опасаются возможной неудачи Большей стимулирующей силой обладает для них сообщение об успехе.

Педагогу важно знать ситуации, которые могут вызвать детскую тревожность! ситуация неприятия со стороны сверстников соперничество, конкуренция повышенная ответственность

Особенности поведения тревожных детей Частые проявления беспокойства и тревоги, а также страхи. Повышенная чувствительность. Низкая самооценка, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Склонность к вредным привычкам невротического характера.

Рисунки тревожных детей отличаются обилием штриховки сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко они «застревают» на деталях, часто мелких.

«Исследование эмоционального состояния» Констатирующий эксперимент критерииклассы экспериментальныйконтрольный Кол-во уч-ся% % Негативное эмоциональное состояние 746%742% Позитивное эмоциональное состояние 854%1048% Таблица 1

«Тест тревожности» Констатирующий эксперимент Уровень тревожности классы экспериментальныйконтрольный Кол-во уч-ся % % Высокий 641%742% Средний 533%528% Низкий 426%528% Таблица 2

Тест «В школе» Констатирующий эксперимент Критерии классы экспериментальныйконтрольный Кол-во уч-ся % % Эмоциональное благополучие 426%636% Тревожность 748%636% Страх перед школой 426%528% Таблица 3

«Исследование эмоционального состояния» Контрольный эксперимент критерииклассы экспериментальныйконтрольный Кол-во уч-ся % % Негативное эмоциональное состояние 427%636% Позитивное эмоциональное состояние 1173%1164% Таблица 4

«Тест тревожности» Контрольный эксперимент Уровень тревожности классы экспериментальныйконтрольный Кол-во уч-ся % % Высокий 213%742% Средний 533%422% Низкий 854%636% Таблица 5

Тест «В школе» Контрольный эксперимент Критерииклассы экспериментальныйконтрольный Кол-во уч-ся % % Эмоциональное благополучие 748%530% Тревожность 748%8 Страх перед школой 16%424% Таблица 6

Диагностика уровня тревожности младших школьников Таблица 7 КритерииУровни Экспериментальный классКонтрольный класс началоконецначалоконец 1. эмоциональное состояние негативное46%27%42%36% позитивное54%73%48%64% 2. тревогаВысокий41%13%42% Средний33% 28%22% Низкий26%54%28%36% 3. страхВысокий26%48%36%30% Средний48% 36%48% Низкий26%6%28%24%

Методика предупреждения и преодоления тревожности школьников Психолого-педагогическое просвещение родителей Работа с педагогами Обучение детей конкретным способам преодоления тревожности Непосредственная работа с детьми

-Уровень тревожности младших школьников зависит от отношений с педагогом, который является значимым взрослым и, если учитель в своей работе использует приемы коммуникативного обучения, то тревожность учащихся будет снижаться.

1.Абульханова-Славская, К.А.Представления личности об отношениях к ней значимых других/К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Гордиенко// Психологический журнал. – – С Авдеева, Н.Н. и др. Здоровье как ценность и предмет научного анализа/ Н.Н. Авдеева, И.И. Ашмарин, Г.Б. Степанова //Мир психологии – С Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети!/ Ш.А. Амонашвили. – М., Аникеева, Н.П. Воспитание игрой/Н.Н. Аникеева. – М., Аракелов, Г.Г. Тревожность, методы её диагностики и коррекции/Г.Г. Аракелов, Н.Р. Шишкова//Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – – С Безруких, М.М. Знаете ли вы своего ученика?/М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М., Беловолов, В.А. Введение в методологию/В.А. Беловолов, С.П. Беловолова. – Новосибирск, Братусь, Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии/Б.С. Братусь//Вопросы психологии. – – С Брель, Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути её профилактики и коррекции: Автореферат диссертации на соискание канд. пед наук/Е.Ю. Брель. – Томск, Бурменская, Г.В. и др. Возрастно-психологическое консультирование/Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс// Проблемы психического развития детей. – М.: Изд-во МГУ, Вачков, И.В. Тревожность, тревога, страх: различие понятий /И.В. Вачков//Школьный психолог. – – С Венгер, А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности/А.Л. Венгер//Вопросы психологии. – – С Ветер, Л.А. Психология /Л.А. Ветер. – М., Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. – М., Возрастная психология. Детство, отрочество, юность / В.С. Мухина, А. А. Хвостов - М., СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

16.Гамезо, М.В. Младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития/ М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, В.М. Орлова. - М., Диагностика школьной дезадаптации. Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье». – М., Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в развитии ребенка/А.И. Захаров. – М., Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении/В.А. Кан-Калик. – М., Коломинский, Я.Л. и др. Учителю о психологии детей/Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Педагогика, Кравцова, М. Тревожные дети /М. Кравцова// Школьный психолог. – – С Кулагина, И.Ю. Возрастная психология/Кулагина И.Ю. – М., Ловелле, Р.П. Психологическое воздействие как метод улучшения здоровья/Р.П. Ловелле// Вопросы психологии – С Лютова, Е. и др. Шпаргалка для взрослых/Е. Лютова, Г. Монина. - СПб, Мухина, В.С. Возрастная психология/В.С. Мухина. – М.: Владос, Немов, Р.С. Психология. Кн. 2 Психология образования/Р.С. Немов. - М.: Просвещение, Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе/Р.В. Овчарова.- М., Педагогика /Под ред. С.П. Баракова и В.А. Сластёнина. – М.: Владос, Психолого-педагогические особенности развития личности младшего школьника. Межвузовский сборник научных трудов. – Пенза, Психологическое развитие младших школьников / Под редакцией В.В. Давыдова. – М., Прихожан, А.М. Причины тревожности как свойства личности /А.М. Прихожан//Школьный психолог. – – С Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности /А.М. Прихожан//Психологическая наука и образование. – – С Прихожан, А.М. Причины тревожности как свойства личности/А.М. Прихожан//Школьный психолог. – – С

34.Раттер, М. Помощь трудным детям/М. Раттер. – М., Розин, В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема/В.м. Розин// Мир психологии. – – С. 12 – Сорокина, В.В. Негативные переживания детей в начальной школе /В.В. Сорокина//Вопросы психологии. – – С Степанова, М. Как перестать беспокоиться и начать учиться /М. Степанова //Школьный психолог. – – С Фельдштейн, Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития/Д.И. Фельдштейн// Вопросы психологии – С Холмогорова, А.Б. и др. Культура, эмоции и психическое здоровье/А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян// Вопросы психологии. – – С Шабалина, З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников /З.П. Шабалина//Начальная школа. – – С Шабалина, З.П. Твой первый класс, учитель/З.П. Шабалина. – М.: Просвещение, Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах/Д.Б. Эльконин. – М., Воронеж, 1995.

Спасибо за внимание!